Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:13, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является исследование проблемных вопросов, связанных с квалификацией правовых режимов отдельных видов недвижимого имущества и особенностями значения государственной регистрации для гражданско-правового режима недвижимости.
Задачи:
Рассмотреть понятие правового режима недвижимого имущества
Определить особенности правового режима отдельных видов недвижимости
Определить цели, задачи и принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Исследовать особенности государственной регистрации отдельных сделок с недвижимостью: по договорам купли-продажи, аренды.
Введение 3
Глава 1. Гражданско-правовой режим недвижимого имущества 6
§ 1.История установления правового режима недвижимости. 6
§2.Особенности гражданско-правового режима отдельных
видов недвижимости
12
2.1. Земельные участки как объекты недвижимости 12
2.2 Здания и сооружения как объекты недвижимости 24
2.3 Объекты незавершенного строительства 30
2.4 Жилые и нежилые помещения как объекты гражданских прав 34
Глава 2. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 45
§1. Государственная регистрация недвижимости как основной институт государственного регулирования в сфере недвижимости 45
§2. Основные цели и принципы государственной регистрации недвижимости. 53
Глава 3. Особенности регистрации отдельных правовых режимов. 58
§1. Договор аренды нежилого помещения. 58
§2. Договор купли-продажи нежилого помещения 69
Заключение 77
Список используемой литературы
В высказываниях дореволюционных юристов можно было встретить утверждение о том, что законодательное деление вещей на движимые и недвижимые не всегда соответствует физической природе этих вещей. Так, видный российский юрист Д.И. Мейер писал следующее: "Нет, однако же, необходимости, чтобы юридическое деление имущества на недвижимое и движимое совпадало с физической неподвижностью или подвижностью вещей: в области права это деление имущества имеет то значение, что одни определения связываются с имуществом недвижимым, другие - с имуществом движимым; но действительно ли имущество, признаваемое по закону недвижимым, неподвижно по своей природе или оно подвижно - это все равно. И, если, например, законодательство найдет нужным какое-то определение, касающееся недвижимого имущества, распространить и на имущество движимое, то определение это будет применяться к движимому имуществу и наоборот.6
В нормативных актах Временного правительства России сравнительно часто встречается понятие "земли", а не "недвижимости". В законодательстве советского периода первоначально использовалось понятие "недвижимость". ГК РСФСР 1922 г. отказался от деления вещей по признаку движимости. Так в ст. 21 было закреплено: "С отменой частной собственности на землю деление имущества на движимое и недвижимое упразднено". Деление вещей на движимые и недвижимые, принятое практически всеми правовыми системами, было решительно отвергнуто советской правовой доктриной в начале 20-х годов как буржуазное и не имеющее практического значения в условиях нашей страны, где земля, ее недра, воды и леса являлись исключительной государственной собственностью.
Юристы использовали иные критерии классификации вещей: известную в античности формулу потребляемости, бухгалтерские определения основных и оборотных фондов и т.д. Любопытно, что в 1958 г. О.С. Иоффе, показывая отличия вещи непотребляемой (жилой дом) и потребляемой (дом на снос - стройматериалы), привел буквально тот же пример, что и Г.Ф. Шершеневич в начале века, говоривший об отличиях в сделках по недвижимости (дом) и движимости (сруб).7 Понятие недвижимости после достаточно длительного формального отсутствия вернулось в гражданский и хозяйственный оборот нашей страны сравнительно недавно. Впервые этот термин был упомянут в п. 3 ст. 7 Закона о собственности в РСФСР. В период господства командно-административной системы недвижимость была в основном объектом государственной собственности. В редких случаях допускалось право собственности граждан на отдельные виды недвижимости (например, на жилые дома). Это было обусловлено тем, что земля, недра, воды и леса являлись исключительной собственностью государства, а в собственности гражданина можно было иметь только один дом. Соответственно оборота недвижимости не было и поэтому не было необходимости вводить само понятие. Хотя советское гражданское право не давало легального определения недвижимости, в ГК РСФСР 1964 г. содержались нормы, выделявшие право собственности на такого рода вещи и совершение сделок с ними в отдельные правовые институты (личная собственность на жилой дом, договор купли-продажи жилого дома или дачи). Даже при отсутствии права собственности на землю для строений был создан особый правовой режим, близкий к режиму недвижимости. Законодатель был вынужден пользоваться длинной описательной формулой. Слова "жилой дом (часть дома), квартира в многоквартирном доме жилищного строительного коллектива индивидуальных застройщиков" были теми заменителями термина "недвижимость", которыми приходилось оперировать. Следует отметить, что в отдельных подзаконных актах использовался и сам термин "недвижимое имущество". В Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Министерством культуры СССР 13 мая 1985 г. давался перечень недвижимых вещей, к которым отнесены: здания, сооружения, их ансамбли и комплексы, градостроительные формирования, историко-культурные ландшафты, произведения монументального искусства. Это понятие также упоминалось в Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР (п. 187), утвержденной приказом Министра юстиции РСФСР от 6 января 1987 г. N 01/16-011.
Как справедливо отметил А.П. Сергеев: "Естественные различия, существующие между движимыми и недвижимыми вещами, не должны, да и объективно не могут игнорироваться законодательством любого общества. Однако в одних случаях, когда это различие признано официально, оно находит оправданное и непротиворечивое отражение в законе, в других же случаях, когда оно официально отвергается, различие между движимым и недвижимым имуществом проводится непоследовательно и завуалировано".8
В основу разграничения имущества на движимое и недвижимое был положен традиционный для дореволюционного российского права критерий физических, природных свойств вещи, выражающийся в способности или неспособности вещи к перемещению или другими словами критерий прочности связи с землей. В течение длительного времени развитие рынка недвижимости в РФ тормозилось отсутствием необходимой правовой базы9. Основополагающим правовым актом в сфере недвижимости стал Гражданский кодекс РФ, который дал общую характеристику недвижимости и указал на необходимость государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако требовалась более конкретная и подробная регламентация такой регистрации, для чего требовалось принятие специального законодательства. После принятия закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и некоторых других правовых актов, в том числе подзаконных, ситуация начала меняться. С принятием указанного закона был сделан важный шаг в формировании системы государственного контроля за сделками с недвижимостью. Правила совершения сделок с недвижимостью сформулированы в настоящее время достаточно четко и определенно. Таким образом, действующее гражданское законодательство не только производит разделение вещей на движимые и недвижимые, но также дает легальное определение недвижимого имущества и детально регулирует его оборот.
В
связи с развитием рыночных отношений
в Российской Федерации роль недвижимости
в имущественном положении
Нормативные
акты, принятые в период с 1990 по 1996 гг.,
обеспечили включение рыночных отношений
в сферу недвижимости и сейчас уже можно
говорить о недвижимости как о товаре,
который повсеместно продается и покупается.
Недвижимость - это наиболее фундаментальный,
основательный товар из всех существующих;
его нельзя похитить или потерять.
§2. Особенности гражданско-правового режима отдельных видов недвижимости
2.1. Земельные участки как объекты недвижимости
Проблема участия земли в гражданском обороте приобрела чрезмерную остроту вследствие того, что она напрямую связана с возрождением частной собственности на землю и установлением пределов распоряжения ею. В настоящее время пришло осознание того факта, что земля с ее почвенным покровом, являясь уникальным природным ресурсом, не может не рассматриваться в качестве общественного достояния, независимо от того, кому она принадлежит. В связи с этим регулирование земельных отношений предполагает определенную специфику, включающую участие публично-правовых образований и наличие определенных ограничений при использовании и обороте земли. В тоже время это не означает введение необоснованных ограничений на участие земли в гражданском обороте. Как правильно отмечала И.А. Иконицкая: "Регулирование отношений, связанных с использованием и охраной земель есть не что иное, как установление определенных правил по использованию соответствующего недвижимого имущества"10.
Земля является важнейшей разновидностью недвижимого имущества. В основе деления вещей на движимые и недвижимые лежит право собственности на землю, поскольку недвижимые вещи определяются прежде всего через связь с землей. Вопрос о том, может ли земля участвовать в гражданском обороте, в настоящее время перешел из теоретической области в практическую. При этом следует иметь в виду, что земля как товар - это объект купли-продажи, удовлетворяющий различные реальные или потенциальные потребности, и имеющий определенные качественные и количественные характеристики11. При этом правовой режим того или иного земельного участка определяется тем, для какой цели предназначен данный земельный участок. Как уже отмечалось, особый правовой статус земли не означает введение необоснованных ограничений на участие земли в гражданском обороте. С этим утверждением не всегда согласны юристы, специализирующиеся в области земельного права. Так, по мнению Г.В. Чубукова "земля является особой земельной недвижимостью (то есть не является вещью) и поэтому все проживающие на российской земле народы должны (по праву своего рождения) признаваться сособственниками общенародного достояния, а земельный правопорядок и объем земельных прав определяться не гражданским законодательством, а на референдумах сособственников"12. Очевидно, что реализация подобной идеи невозможна ни с теоретической, ни с практической точки зрения. Необходимо учитывать, что существует деление земель на изъятые из оборота, ограниченные в обороте и не изъятые из оборота. Отчуждение земельных участков, полностью изъятых из оборота, не допускается вообще. А земли, ограниченные в обороте, могут приобретать лишь отдельные участники гражданских и земельных правоотношений при определенном целевом назначении земель. Например, предметом сделки, связанным с переходом прав собственности не могут являться земли, которые являются исключительной государственной собственностью. К ним в частности относятся земли:
- историко-культурного наследия;
-государственных природных заповедников, памятников природы, национальных, дендрологических, природных парков, ботанических садов;
-
предоставленные для нужд
-
общего пользования в
- заповедников;
-
залегания природных
Конституция Российской Федерации (ст. 11) провозгласила землю достоянием народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии с ней земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Если ранее земля была объектом исключительной государственной собственности, то по действующему законодательству государственная собственность на землю определяется по так называемому остаточному признаку: земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, является государственной собственностью. Вместе с тем имущественные правоотношения по поводу земли имеют определенную специфику, которая заключается в том, что земельные участки должны использоваться строго по назначению, сам оборот земельных участков ограничен, действует презумпция государственной собственности на земельные участки, не принадлежащие гражданам, юридическим лицам либо муниципальным образованиям (п. 2 ст. 214 ГК РФ). Невыполнение установленных земельным законодательством правил пользования земельным участком может повлечь его изъятие у собственника. Это правило закреплено в ст. 285 ГК. В частности, основанием для изъятия земельного участка могут, например, служить факт грубого нарушения правил рационального использования земель или использования земель не по целевому назначению либо случаи, когда его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.
Основным правовым актом в области земельных отношений является Земельный кодекс Российской Федерации, однако он не регулирует вопросы, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения (последние регулируются Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а также соответствующими положениями Гражданского кодекса РФ). Таким образом, в компетенцию ЗК РФ входит регулирование отношений, связанных с использование и охраной земель, тогда как отношения по владению пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ним регулируются гражданским законодательством.
При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 3 ГК нормы гражданского права, содержащиеся в других законах должны соответствовать ГК. Таким образом, нормы гражданского права, содержащиеся в ЗК и других актах земельного законодательства могут воспроизводиться (полностью или частично) либо могут конкретизироваться в ЗК, не вступая в противоречие с ГК. Наконец, в земельном законодательстве есть "свои" земельно-правовые нормы, не включаемые в ГК. К числу последних относятся нормы публично-правового характера о компетенции государственных и местных органов по регулированию земельных отношений, о государственном учете земель и т.д. Однако, как будет отмечено ниже, на практике этого не происходит и существует достаточно большое противоречие между двумя указанными правовыми актами.
Земельный участок является особой разновидностью недвижимого имущества и его правовой режим отличается от правого режима других недвижимых вещей. Так, земельный участок может быть объектом большего по сравнению с другими видами недвижимых вещей числа ограниченных вещных прав. В частности речь идет о таких правах как право пожизненного наследуемого владения и право постоянного бессрочного пользования земельным участком. Особенностью земельных участков является то, что их правовой режим регулируется не только нормами гражданского права, но и земельно-правовыми нормами, среди которых важнейшими являются Земельный кодекс РФ и Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а также так называемыми природоресурсовыми кодексами (Лесным, Водным и т.д.).
Важнейшим признаком, которому должен отвечать земельный участок для того, чтобы он был признан недвижимостью и тем самым объектом права собственности или иных прав на землю, заключается в том, что земельный участок должен быть соответствующим образом индивидуализирован. Другими словами должны быть определены его размер, границы и местоположение. Как было правильно отмечено, границы земельного участка определяют территориальную и пространственную сферу осуществления прав и исполнения обязанностей их собственников, других лиц, использующих земельные участки на законных основаниях13. Таким образом, установление границ земельного участка является одним из правовых средств его индивидуализации. Каждый земельный участок имеет кадастровый номер. Правила кадастрового деления территории Российской Федерации и Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. N 66014, принятого в развитие ФЗ "О государственном земельном кадастре"15. Органом, в функции которого входит ведение государственного земельного кадастра, в настоящее время является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) — федеральный орган исполнительной власти в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации ( Упразднено 1 марта 2009 г.). Помимо ведения государственного земельного кадастра указанная служба также проводит государственный учет расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, производит государственную кадастровую оценку земель и т.п. Кадастровый учет осуществляется через территориальные органы агентства и сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.