Значение государственной регистрации прав на недвижимое имущество для гражданско-правового режима недвижимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:13, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является исследование проблемных вопросов, связанных с квалификацией правовых режимов отдельных видов недвижимого имущества и особенностями значения государственной регистрации для гражданско-правового режима недвижимости.
Задачи:
Рассмотреть понятие правового режима недвижимого имущества
Определить особенности правового режима отдельных видов недвижимости
Определить цели, задачи и принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Исследовать особенности государственной регистрации отдельных сделок с недвижимостью: по договорам купли-продажи, аренды.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Гражданско-правовой режим недвижимого имущества 6
§ 1.История установления правового режима недвижимости. 6
§2.Особенности гражданско-правового режима отдельных
видов недвижимости
12
2.1. Земельные участки как объекты недвижимости 12
2.2 Здания и сооружения как объекты недвижимости 24
2.3 Объекты незавершенного строительства 30
2.4 Жилые и нежилые помещения как объекты гражданских прав 34
Глава 2. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 45
§1. Государственная регистрация недвижимости как основной институт государственного регулирования в сфере недвижимости 45
§2. Основные цели и принципы государственной регистрации недвижимости. 53
Глава 3. Особенности регистрации отдельных правовых режимов. 58
§1. Договор аренды нежилого помещения. 58
§2. Договор купли-продажи нежилого помещения 69
Заключение 77
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 453.00 Кб (Скачать документ)

     Выделяют  такое понятие как земельный  участок общего пользования. Такие  участки находятся в государственной  или муниципальной собственности, не закрыты для общего доступа  и не подлежат приватизации. Граждане имеют право свободно находиться на них и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, установленных законом, а также собственником соответствующего земельного участка (ст. 262 ГК). Земельные участки общего пользования рассматриваются как особая категория участков, которые могут входить в состав различных территориальных зон в составе земель поселений. Согласно п. 2 ст. 262 ГК, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным образом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причинит ущерба или беспокойства собственнику.

     Особый  правовой режим установлен для земельных  участков, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения. Под землями сельскохозяйственного назначения понимаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей (ст. 56 ЗК). Эти цели включают ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества, иные цели, связанные с сельскохозяйственным производством. Земли сельскохозяйственного назначения различаются по климатическим и другим природным условиям местоположения, удаленности от дорог, других объектов инфраструктуры. Определение земель сельскохозяйственного назначения дается и в п. 1 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, в котором сказано, что "в пределах границ (черты) городских и сельских поселений выделяются зоны сельскохозяйственного использования, занятые пашнями, садами, виноградниками, огородами, сенокосами, пастбищами, а также сельскохозяйственными строениями, зданиями, сооружениями".

     Земли сельскохозяйственного назначения можно условно разделить на:

-сельскохозяйственные угодья;

-земли, занятые производственными объектами и объектами сельскохозяйственной инфраструктуры земли, занятые жилыми объектами, в том числе земли сельских населенных пунктов;

-фонд перераспределения земель,

-другие временно неиспользуемые земли.

     Согласно  ст. 8 Закона РФ "О статусе столицы Российской Федерации" здания, строения, сооружения, находящиеся на территории города Москвы, и помещения, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, а также земельные участки, на которых расположены указанные здания, строения и сооружения, находятся в федеральной собственности Российской Федерации. Выделяют такое отличное от земельного участка понятие как территория, под которой понимается пространственная сфера деятельности земельного собственника, на которой он может возводить здания, строения и различные сооружения. Эта территория может использоваться и как средство производства16.

  Как и любое другое имущество, земля, находящаяся в собственности Российской Федерации, и не принадлежащая государственным унитарным предприятиям и учреждениям входит в состав казны Российской Федерации, а земля, которая является собственностью субъектов РФ, не закрепленная за предприятиями и учреждениями субъектов РФ, входит в состав государственной казны субъектов РФ. В собственности граждан находятся земли, переданные им в установленном порядке из государственных и муниципальных земель, а также приобретенные в результате совершения сделок с землей (исключение составляют объекты исключительной собственности государства). Следует отметить, что при оформлении прав на земельные участки, предоставленные гражданам до введения в действие Земельного кодекса РФ, у граждан возникали определенные трудности.

     Невозможность регистрации прав на земельные участки  часто связана с расхождением сведений о границах и площади  земельного участка в правоустанавливающих документах и документах государственного органа по государственному кадастровому учету. Такая ситуация возникла в связи с тем, что до введения Земельного кодекса решения о предоставлении земельных участков принимались без проведения работ по межеванию и кадастрового учета. Для решения этой проблемы необходимо установить, что в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносятся сведения, указанные в документах федерального органа исполнительной власти по государственному кадастровому учету, полученные по результатам межевания. При этом при упорядочении объектов землеустройства допускается превышение площади фактически используемого земельного участка, предоставленного до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, над площадью, указанной в решении о предоставлении земельного участка (или в документах, удостоверяющих права на землю), в случаях, когда излишек не может быть выделен как самостоятельный земельный участок с учетом его целевого назначения и разрешенного использования. Размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта Российской Федерации и могут находиться одновременно в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данные гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц, также устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

     Земельным кодексом РФ установлены определенные ограничения частной собственности  на земельные участки иностранных  физических и юридических лиц. Так, согласно п. 3 ст. 15 ЗК иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.  Еще более существенные ограничения установлены для земельных участков, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения. Согласно ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

     Собственники  земельных участков, не изъятых из оборота и не ограниченных в обороте (например, земли сельскохозяйственного назначения), согласно Земельному кодексу и ГК РФ вправе распоряжаться этими участками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Однако объектом сделок могут быть только те земельные участки, которые прошли государственный кадастровый учет. Как уже было отмечено, земельный участок может быть объектом права собственности, однако в соответствии с Конституцией РФ собственность не может использоваться в целях, противоречащих интересам общества, правам и свободам других граждан. Этот подход нашел широкое применение в отношении права собственности на землю, что обусловлено недостаточностью земли как природного ресурса. Право частной собственности на землю в Российской Федерации подвергается ограничениям, предусмотренным в законодательстве. Как и любой другой собственник, собственник земельного участка может осуществлять в отношении земельного участка правомочия владения, пользования, распоряжения. Однако осуществление этих правомочий имеет определенную специфику.

     Российская  Федерация не может осуществлять правомочия собственника природных  ресурсов по своему усмотрению в ущерб  другим государствам, поскольку связана рядом международных обязательств в сфере охраны окружающей среды. Недопустима также реализация права федеральной собственности в ущерб субъектов РФ. В свою очередь субъекты РФ не могут свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своими природными ресурсами в ущерб как Российской Федерации, так и других субъектов Федерации17.

     В соответствии со ст. 33 ЗК предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных  участков, предоставляемых гражданам  в собственность из находящихся  в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Законодатель не пошел по тому пути, чтобы минимальный размер земельных участков устанавливался в Земельном кодексе РФ, либо в порядке, им определенном. Очевидно, это следует объяснить тем, что количество пригодной к использованию земли существенно различается в различных регионах Российской Федерации. Уже в настоящее время различные регионы имеют "свои" нижние и верхние пределы размеров земельных участков.

     Действующее законодательство установило целый  ряд ограничений на осуществление  правомочия распоряжения земельными участками. При продаже земельного участка  из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или  в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. В частности продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае, если субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления откажется от покупки либо не уведомит продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение месяца со дня поступления извещения, продавец вправе в течение года продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. Течение указанного срока начинается со дня поступления извещения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, в орган местного самоуправления. При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей. При продаже земельного участка с нарушением преимущественного права покупки субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления имеет право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.

     В тех случаях, когда земельный  участок сельскохозяйственного  назначения находится в общей  долевой собственности, то в соответствии со ст. 14 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения принятие решений о распоряжении, владении, пользовании земельным участком принимается общим собранием участников. При условии надлежащего уведомления общее собрание участников долевой собственности считается правомочным, если на нем присутствует не менее 20 процентов участников долевой собственности. Решение принимается большинством не менее двух третей голосов от числа присутствующих на собрании участников долевой собственности и оформляется протоколом, который подписывается всеми участниками долевой собственности.

     Ограничения касаются также аренды земельных  участков из земель сельскохозяйственного  назначения. Так, договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен на срок, не превышающий сорок девять лет. Если он заключен на срок, превышающий установленный законом предельный срок, то считается заключенным на срок, равный предельному сроку. В договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей, установленных статьями 8 и 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Здания и сооружения  как объекты недвижимости 
 

     Здания  и сооружения - это специфическая  разновидность недвижимости. Их отличают неподвижность, фундаментальная привязка к конкретному земельному участку, на котором они возведены. Располагаться они могут как на земле, так и под землей. Люди создают их в результате строительной деятельности, что предполагает завершенность работ по их возведению и готовность к использованию по назначению. Соответственно в их число не включены временные переносные строения облегченного сборно-разборного типа, у которых нет фундамента (павильоны, киоски, ларьки и т. д.). Конструктивно здания и сооружения рассчитаны на длительный срок эксплуатации, некоторые из них представляют значительную художественную ценность (памятники истории, культуры и т. д.).

     Действующее законодательство не проводит юридического разграничения между зданиями и  сооружениями. Как было отмечено, "традиционно в российской цивилистике здания и сооружения обозначались термином "строение". При этом под строением понималась и понимается постройка, прочно юридически связанная с земельным участком". В дореволюционном русском праве не считались недвижимостью строения, воздвигнутые на чужой земле в силу какого-либо договорного отношения"18. Соответственно нельзя было иметь право собственности на строение, не имея право собственности на землю, на которой оно стоит.

Информация о работе Значение государственной регистрации прав на недвижимое имущество для гражданско-правового режима недвижимости