Корпоротивное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:24, курс лекций

Описание

1. Понятие, предмет и метод КП. Понятие Корпоративного права.
Корпоративное право – подотрасль гражданского права, нормы которой направлены на регулирование общественных отношений по организации и деятельности предприятий и организаций, выступающих субъектами гражданского права. В РФ корпоративное право часто называют правом хозяйственных товариществ и обществ.
Существует еще одно определение. Корпоративное право – это система общеобязательных для корпорации норм, которые устанавливаются органами управления корпорации и выражают волю ее членов. Нормы корпорации обязательны для исполнения всеми участниками корпорации и охраняются силой корпоративного принуждения.Т.о. существует двоякое толкование корпоративного права. В узком смысле – это система правил, установленных собственником или администрацией коммерческой организации и регулирующая правоотношения внутри данной организации.
В широком смысле – это совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ и обществ (коммерческих организаций). При более детальном рассмотрении можно сделать вывод о едином смысле трактовок КП, т.к. все правила, установленные организациями не должны противоречить действующему законодательству РФ.
Предмет КП. Предмет КП – это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу создания, деятельности и правового положения хозяйственных субъектов (КО). Говоря о предмете КП необходимо подчеркнуть его специфику, т.к. КП является не самостоятельной отраслью, а лишь подотраслью ГП, т.е. выступает его составной частью.
При этом КП является подотраслью достаточно узкой специальности. Для КП особое значение имеет правовое регулирование субъектного состава гражданских правоотношений, - а именно юридических лиц, в числе которых выделяют коммерческие организации. Регулирование субъективного состава гр. Правоотношений входит так же в сферу других подотраслей ГП (коммерческого, предпринимательского, акционерного, хозяйственного права), однако предмет КП несколько шире и говорить здесь можно о сходстве предмета регулирования КП и других подотраслей.
Метод КП. К числу методов КП следует причислить императивные и диспозитивные методы.

Работа состоит из  1 файл

корпаротив прав.docx

— 241.15 Кб (Скачать документ)

Есть еще один крайний  случай, в котором акционеру приходится расплачиваться принадлежащим ему  имуществом. Речь идет о ситуации, когда  корпорация выплачивает дивиденд, не имея в то время прибыли, за счет которой могут законно выплачиваться  дивиденды. В этом случае ликвидационная комиссия может взыскать с акционера  или акционеров в интересах кредиторов незаконно выплаченную сумму  или ту ее часть, которая необходима для удовлетворения претензий кредиторов. Согласно законодательству, именно претензии  кредиторов должны быть удовлетворены  в первую очередь.

Наемные работники независимо от того, являются ли они одновременно акционерами или нет, в части  невыполнения или ненадлежащего  выполнения ими своих трудовых обязанностей, к числу которых относится  и обязанность соблюдать корпоративные  акты, несут дисциплинарную ответственность, предусмотренную внутренними правилами  трудового распорядка или положениями  о персонале. Важно только, чтобы  нормы, в них содержащиеся, не ухудшали прав работников по сравнению с действующим  трудовым законодательством.

Наемными работниками  может быть причинен в процессе выполнения ими трудовых обязанностей и материальный ущерб, и тогда на них возлагается  материальная ответственность. Ущерб, причиненный корпорации, должен быть ими возмещен, но в размере не более среднемесячного заработка.

Однако в Законе установлены  случаи возмещения ущерба и в полном размерь:

1) когда ущерб причинен  преступными действиями работника,  установленными приговором суда;

2) когда на него возложена  полная материальная ответственность  в соответствии с законодательством;

3) когда он заключил  с предприятием договор о полной  материальной ответственности;

4) когда ущерб причинен  не при исполнении трудовых  обязанностей;

5) когда имущество получено  работником по разовой доверенности;

6) когда ущерб причинен  умышленным уничтожением ценностей,  выданных работнику в пользование;

7) когда ущерб причинен  работником, находившимся в нетрезвом  состоянии. 

5. Ответственность  государственных органов за нарушение  корпоративных норм До 1988 года вопрос об ответственности государственных органов перед предприятиями казался кощунственным и законодательство, соответственно, его не регулировало. Сейчас же споры между предприятиями и органами управления – явление хотя и не массовое, но отнюдь не редкое.

Спор в сфере управления – это конфликт между государственным  органом, имеющим властные полномочия в определенной сфере управления, с одной стороны, и корпорацией, считающей, что обязательное для  нее предписание этого органа либо незаконно, либо нарушает ее право  на самостоятельное волеизъявление, урегулирование того или иного вопроса, а поэтому не подлежит исполнению,–  с другой стороны.

Поскольку корпорация имеет  дело именно с властным органом, его  указания являются обязательными. Неисполнение предписаний и актов, где выражено то или иное требование государственного органа, влечет для адресата (корпорации) неблагоприятные последствия.

Обязательные предписания  административных органов могут  касаться различных сторон деятельности корпораций, в том числе и таких, которые регулируются ею самостоятельно, с помощью корпоративных норм. Это могут быть вопросы, связанные с изъятием земельного участка или отказом в его предоставлении, а также вопросы по поводу отказа или уклонения от регистрации корпорации, споры по условиям госконтрактов, ценообразования, применения того или иного технологического метода, нарушающего, по мнению государственного органа, экологические правила выпуска товаров, качество которых в итоге не отвечает установленным требованиям и т. п.

Как корпорации защитить себя от обязательных предписаний, выносимых  административными органами в ее адрес?

Оспаривание этих актов в  порядке подчиненности неоперативно и малоэффективно. Во-первых, здесь затрагиваются свои, отраслевые, управленческие интересы, которыми вышестоящий орган не склонен пренебрегать ради чьих-то, пусть и праведных, интересов. Во-вторых, вышестоящий по иерархии орган вынужден для разбирательства конфликта отправлять дело «вниз», как правило, тому же органу, который и принимал первоначальное решение, породившее конфликт. Вот почему в данном случае спор должен быть разрешен независимым органом, специализирующимся на разрешении подобных конфликтов. Таковым является арбитражный суд. Однако административный порядок рассмотрения споров в принципе не отвергается. И если обиженная сторона считает возможным его использовать, у нее существует на это право и им можно воспользоваться.

В Законе «Об арбитражном  суде» и в Арбитражном процессуальном кодексе предусмотрено рассмотрение споров в сфере управления. В случае если государственный орган вынес распоряжение, либо незаконное, либо нарушающее охраняемые законом права корпораций, и в частности, право на их собственное нормотворчество по какому-либо вопросу, то арбитражный суд должен вынести решение о признании акта органа управления недействительным.

Однако во многих случаях  акты, признанные недействительными, становятся для корпорации, в адрес которой  этот акт вынесен, причиной убытков, и тогда у корпорации появляется право требовать их возмещения со стороны административного органа. Это требование может быть соединено  с первым, а может быть предъявлено  и отдельно.

Решение суда о признании  акта в сфере управления недействительным подлежит немедленному исполнению (абз. 3 п. 2 ст. 110 АПК). Однако это не препятствует его обжалованию в кассационном порядке со стороны государственного органа, поступившего неправомерно.

Наиболее часто встречаются  споры с налоговыми органами. В  большинстве случаев нарушения  в этой области совершаются все  же самими корпорациями, что может  выражаться в сокрытии, неуплате, недоплате  налогов и т. п. Однако и налоговые  органы нередко бывают неправы, и у корпораций имеются средства защиты от нарушений с их стороны.

В случае если действиями налоговых  органов предприятиям был причинен ущерб, он должен быть возмещен полностью, включая упущенную выгоду (ч. 2 ст. 16 Закона «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации»). И если ранее для разрешения различных  споров с налоговыми органами предприятиям нужно было вначале использовать административный порядок обжалования  и только затем обращаться в арбитражный  суд, то сейчас им ничто не препятствует обратиться в арбитражный суд  непосредственно.

К делам, подведомственным арбитражному суду в сфере управления, согласно ст. 22 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, относятся  и споры о возврате из бюджета  денежных средств, списанных в виде экономических (финансовых) санкций, а  также по другим основаниям государственными налоговыми инспекциями и иными  контролирующими органами в бесспорном порядке с нарушением правовых требований, в том числе и установленных  корпоративными нормами.

В числе государственных  органов, нарушающих положения корпоративных  норм, зачастую оказываются органы правоохранительные. Сегодня споры  с правоохранительными органами – явление уже нередкое.

Становление рыночных отношений  не только в России, но и в других странах сопровождается ростом правонарушений, особенно в сфере экономики. Типичными  стали такие виды экономических  нарушений, как мошенничество, обман, вымогательство, рэкет, незаконные операции с валютными ценностями, ценными  бумагами, нарушения правил конкуренции, розничной торговли и т. п. В этих условиях многие видят панацею от всех бед в расширении полномочий правоохранительных органов вплоть до вмешательства в работу предприятий. Так, согласно п. 25 ст. 11 Закона РСФСР «О милиции», при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и иную деятельность предприятий, органы милиции вправе совершать следующие действия:

– беспрепятственно входить  в помещения, занимаемые предприятиями, независимо от подчиненности и форм собственности;

– производить с участием собственника имущества либо его  представителей осмотр производственных и служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования  имущества;

– изымать документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и  продукции;

– опечатывать кассы и  помещения;

– производить контрольные  закупки;

– требовать обязательного  проведения проверок, инвентаризаций и ревизий;

– получать от должностных  и материально-ответственных лиц  сведения и объяснения по фактам нарушения  законодательства;

При проведении оперативно-розыскных  мероприятий правоохранительные органы вправе осуществлять контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации в технических каналах связи (ст. 6 Закона «Об оперативно-розыскной  деятельности в Российской Федерации»).

Не всегда деятельность правоохранительных органов бывает справедливой. Но даже в тех случаях, когда для их вмешательства имеются основания, может возникнуть угроза раскрытия  коммерческой тайны. Вопрос о том, что  есть коммерческая тайна и какие  сведения относятся к конфиденциальной информации, регулируется соответствующими корпоративными актами. 


Информация о работе Корпоротивное право