Европейское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:38, контрольная работа

Описание

Работа содержит ответы на 14 теоретичских вопросов по теме "Европейское право"

Содержание

1. Понятие и особенности европейского права
2. Международная правосубъектность Европейского Союза
3. Римские договоры, их содержание и значение
...
14.Консультативные органы ЕС

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 134.68 Кб (Скачать документ)

 

Депутаты избираются в  Европейский   парламент  сроком на пять лет. Они не вправе следовать  каким-либо инструкциям. Императивный мандат запрещен.

 

Согласно ст.6 Акта, деятельность члена  Европейского   парламента  признана несовместимой с деятельностью  члена правительства государства-члена. Этот перечень несовместимости мог  быть дополнен каждым государством-членом. Вместе с тем допускается двойной  мандат, то есть совмещение мандата  депутата национального  парламента   и  депутата  Европейского   парламента . Несовместимость распространена также на ряд должностных лиц Сообщества.

 

Акт оговорил также, что никто  не может голосовать на выборах более  одного раза, а также что голосование  должно происходить во всех государствах-членах с четверга по воскресенье одной  и  той же недели.

 

Наиболее важное положение  содержалось в ст.7 Акта, в которой  указывалось, что до принятия Сообществом  норм, устанавливающих единую для  всех стран избирательную си­стему  и процедуру, выборы в каждой стране должны производиться в соответствии с принятыми в ней избирательными законами, поэтому следует в принципе говорить не об избирательном праве Сообщества, а об избирательном праве отдельных государств по выборам депутатов Европейского   парламента .

 

Это национальное законодательство имеет много общего. Избирательная  система во всех государствах-членах — пропорциональная. Исключение составляет Великобритания, в которой повсеместно, за исключением Северной Ирландии, сохраняется мажоритарная система. Существенным препятствием в создании единого избирательного закона Сообщест­ва  явилась позиция Великобритании, которая не соглашается на введение пропорциональной системы при выборах  Европейского   парламента , опасаясь, что это могло бы способствовать введению пропорциональной системы и при избрании палаты общин.

 

Как известно, на результаты выборов по пропорциональной системе  определенное влияние может оказывать  деление страны на избирательные  округа. В шести странах — в  Дании, Греции, Франции, Нидерландах, Португалии  и  Люксембурге создается единый избирательный округ. В остальных  странах, где выборы осуществляются по пропорциональ­ной системе, образуется по нескольку избирательных округов, причем, как правило, границы округов определяются административно-территориальным делением.

 

Своеобразно решается проблема округов в Бельгии, поскольку  в этой стране остро стоит проблема национальных отношений между фламандцами  и  валлонами. Законом 1984 г. установлено, что из 24 избираемых в стране депутатов  Европейского   парламента  II избираются от валлонского региона (официальный  язык французский)  и  13— от фламандского региона (официальный язык фламандский). В то же время в стране созданы  три избирательные коллегии для  франко-немецкого населения, фламандского населения  и  населения Брюсселя, который считается говорящим  на обоих языках. Подсчет голосов  проводится по регионам, причем каждый избиратель Брюсселя самостоятельно определяет, к какому лингвистическому региону  должен быть отнесен его голос.

 

Интересно отметить, что активное избирательное право предоставляется  в II странах гражданам, достигшим 18-летнего  возраста,   и лишь в одной  стране, а именно в Греции — гражданам, достигшим 20 лет. Как правило, активным избирательным правом пользуются не только граждане данной страны, но   и проживающие в ней граждане других стран Со­общества, находящиеся на момент выборов на территории данной страны. В Бельгии, однако, граждане других государств-членов могут голосовать только в том случае, если они постоянно проживают в Бельгии ,  и не могут реализовать свое право голоса в странах их происхождения. Бельгийцы, проживающие за границей, могут голосовать по почте, право голоса может передаваться также по доверенности. В Дании в выборах депутато в Европейско г о парламен та не участвуют жители Фарерских островов. Греческие граждане, проживающие в других государствах — членах Сообщества, могут голосовать в греческих консульствах, если же они постоянно проживают в странах, не входящих в Сообщество, для участия в голосовании они должны вернуться в Грецию. В то же время испанские граждане, проживающие за границей, могут голосовать в консульствах как в странах Сообщества, та к  и вне их. Члены палаты лордов Великобритании не участву­ют в выборах в палату общин, но они могут участвовать в выбора х Европейско г о парламен та.

 

Пассивное избирательное  право также не отличается единообразием. В пяти странах (Бельгия, Греция, Ирландия, Люксембург  и  Великобритания) право  быть избранным при­надлежит гражданам, достигшим 21 года. В четырех странах (Дания, ФРГ, Испания  и  Португалия) низший предел установлен в 18 лет. Во Франции быть избранным может человек не моложе 23 лет, а в Италии  и  Нидерландах — не моложе 25 лет.

 

В ряде стран приняты меры против выдвижения кандидатур партиями  и  лицами, не имеющими для того серьезных  оснований. В ФРГ список кандидатов в депутаты, собравший менее 5% голосов  избирателей, не принимается во внимание при распределении мандатов. Во Франции  при представлении списка кандидатов в депутаты вносится залог 100 тыс. франков, который не возвращается, если список на выборах не соберет по крайней мере 5% голосов. В Ирландии при выдвижении каждой кандидатуры вносится залог 1 тыс. ир­ландских фунтов. Он возвращается, если кандидат соберет не менее одной трети голосов, необходимых для избрания депутатов. В Нидерландах залог 18 тыс. гульденов вносится только тогда, когда партия не представлена во второй палате  парламента . Наконец, в Великобритании при выдвижении кандидатуры вносится залог в сумме 1 тыс. фунтов, который не возвращается, если кандидат не получил одной восьмой части поданных голосов.

 

Многие из указанных ограничений  весьма действенны. Во время последних  всеобщих выборов в  Европейский   парламент  в июне 1989 г. во Франции  из 15 общенациональных списков девять не смогли перешагнуть 5-процентный рубеж.

 

Выборы в  Европейский   парламент  вызывают меньший интерес  населения по сравнению с выборами в национальные  парламенты . Процент участвующих в выборах в Европарламент избирателей ниже, чем на национальных выборах. Если в 1984 г. в выборах в Европейский   парламент участвовало 63% всех избирателей, то в июне 1989 г. — всего лишь 58,4%. В отдельных странах активность избирателей была еще ниже. В июне 1989 г. во Франции приняло участие в голосовании менее 49,4%, а в Нидерландах  и  того меньше — 47,2% избирателей.

 

Хотя полномочия  Европейского   парламента  не столь уж значительны, политические деятели стран, входящих в Сообщество, далеко не безразличны  к результатам выборов как  показателю влияния политических партий в стране, а также одобрения  или неодобрения населением политики, проводимой правительством в отношении  “Общего рынка”

 

Структура   и   организация   работы   Европейского   парламента

 

Детально  организация   и  процедура Европарламента определены Регламентом. Этот довольно объемный документ (136 статей  и  шесть приложений), ставший карманной книгой всех депутатов  и  чиновников Европарламента, детально расписывает полномочия  и  положение руководящих органов  парламента  — председателя  и  бюро, постоянных  и  временных комиссии, проведение прении в самом  парламенте   и  его органах, порядок принятия решений, права  и  обязанности депутата, правовое положение политических групп.

 

Основными руководящими органами  Европейского   парламента  являются председатель  и  бюро, включающие председателя, его 14 заместителей  и  квесторов (с правом совеща­тельного голоса).

 

Председатель  Европарламента

 

Полномочия председателя  Европейского   парламента , избираемого на два с половиной года, во многом напоминают полномочия председателей парламентов западных стран: ст. 18 Регламента гласит, что он “руководит всей деятельностью парламента   и его органов”. Председатель в силу ст. 18 Регламента имеет широкие полномочия определять повестку дня, он объявляет о начале  и завершении обсуждения какого-либо вопроса, ставит этот вопрос на голосование, наконец, только он имеет право позволить депутату выступать по одному вопросу более двух раз. Кроме того, он располагает значительной дисциплинарной властью, может объявить нарушителю регламента порицание, что влечет за собой запрещение присутствовать на заседании от двух до пяти дней. Однако самым важным правом председателя является его право выступать от имени Европарламента в других странах Сообщества или за рубежом. Поэтому за этот пост идет довольно жесткая политическая борьба.

 

Регламент в редакции 1979 г. (ст. 16, п.1) определяет срок полномочий председателя, вице-председателей  и  квесторов на два с половиной  года, то есть на половину срока легислатуры  Европарламента.

 

Процедура выборов председателя  и  членов бюро Европарламента, руководимая  старейшим по возрасту депутатом, происходит следующим образом.

 

Кандидатуры председателя  и  членов бюро должны быть предложены с согласия самих кандидатов от имени  одной из политических групп или по меньшей мере 13 депутатами (ст. 12, п.1 Регламента). Если в результате тайного голосования кандидат набирает абсолютное большинство голосов, он провозглашается избранным. Европарламент в целях большей эффективности своей работы  установил, что, если после трех туров голосования ни один из кандидатов не наберет абсолютного большинства голосов, в четвертом туре баллотируются только два кандидата, набравшие в предыдущих турах наибольшее число голосов (ст. 13  и 17 Регламента). Такой же порядок выборов установлен  и для замещения вакансий в случае, если мандат кого-либо из членов бюро прерван (смерть, отставка  и т.п.). Заместители председателя (сейчас их 14) избираются по той же процедуре с учетом представительства различных стран и политических групп.

 

Полномочия заместителей председателя состоят обычно в замещении  председателя в его отсутствие: председательствование  на заседаниях  парламента  (ст. 19 Регламента), при­сутствие на официальных церемониях. Более важной представляется их роль в бюро или Расширенном бюро.

 

Бюро  Европейского   парламента

 

Бюро  Европейского   парламента , как уже отмечалось, состоит из председателя  и 14 вице-председателей. Членами бюро с правом совещательного голоса являются также пять квесторов, выполняющих административные  и финансовые функции, касающиеся непосредственно парламента . Бюро решает финансовые  и организационные вопросы, связанные с заботой депутатского корпуса,  парламента   и его органов.

 

Когда бюро собирается с участием председателей политических групп, оно именуется расширенным бюро. Что касается депутатов, не состоящих  ни в одной из политических групп, то они делегируют двух своих представителей в расширенное бюро, правда, без  права решающего голоса (ст. 23, п.2 Регламента). Кроме того, статус наблюдателя  может быть предоставлен депутату от страны, не представленной в бюро, например, решением расширенного бюро от 11 сентября 1984 г. такой статус был предоставлен датскому депутату. Таким образом частично восстанавливаются права политических или географических “меньшинств”.

 

Какие вопросы решает расширенное  бюро, этот своеобразный совет старейшин  Европейского   парламента ? Задачи расширенного бюро состоят прежде всего в подготовке перед каждой сессией повестки для ее  работы , которая затем утверждается на пленарном заседании Ассамблеи. Оно же вправе вносить в повестку дня так называемые “устные вопросы” (то есть без предварительной подготовки письменных документов)  и дебатов по ним (ст. 58, п.1, 2, 6), a также определять порядок постановки вопросов в так на­зываемый “час вопросов  и ответов” (ст.59, п.1, 5), как и время этого часа (ст.б0, п.1).Ему приходится выполнять и довольно деликатную  работу  по составлению схемы разме­щения депутатов в зале заседаний (ст.28)  и правил электронного голосования (ст.98, п.1). Однако деятельность расширенного бюро не ограничивается процедурными вопросами. Оно также разрабатывает программу законодательных работ   парламента  (ст.29, п.4). Расширенное бюро полномочно также решать вопросы, связанные с отношениями парламента  с другими институтами Сообщества (ст.24, п.З), между Европарламентом и   организациями , не входящими в Сообщество (ст.24, п.2).

 

На заседаниях расширенного бюро обычно присутствуют в зависимости  от поставленных на его обсуждение вопросов генеральный секретарь, юридический  советник, директора департаментов  и  другие чиновники. Решения принимаются  большинством голосов присутствующих членов с правом голоса.

 

Как правило, бюро  и  расширенное  бюро собираются на свои заседания  дважды в месяц. Для удобства  работы  было решено отказаться от обязательного  кворума.

 

  Коллегия квесторов  Европейского   парламента 

 

Коллегия квесторов создана  в 1977 г. для решения проблем, касающихся непосредственно деятельности депутатов. Это своего рода администраторы депутатского корпуса. Если до 1979 г. они являлись вице-председателями, то на первой сессии первого избранного прямым голосованием  Европейского   парламента  они  обрели статус избираемых на два с  по­ловиной года членов. Как уже отмечалось, они входят в бюро  и расширенное бюро с правом совещательного голоса. Внутри самой коллегии каждые четыре месяца происходит ротация ее председателя, дабы квесторы не приобретали вкус к командованию депутатами. Коллегия квесторов вправе выносить решения по толкованию  и исполнению правил административного управления в сфере своей компетенции, она же решает такие вопросы, как нормы суточных расходов при переездах депутатов из страны в страну, оплата их сек­ретариата, социальное страхование депутатов, эксплуатация  и гарантии безопасности помещений парламента , создание необходимых для работы  парламентариев удобств (курьерская служба, переводы,  организация курсов иностранных языков, служебный транспорт). Квесторы могут вносить на рассмотрение бюро предложения об изменении положений внутренних правил или пунктов Регламента, касающихся обеспечения деятельности депутатов. В последнее время квесторам приходится часто отвечать на запросы бюро  и секретариата по проблемам организации   работы  Европарламента сразу в трех городах — Люксембурге, Брюсселе  и Страсбурге, по переводу всей документации на языки стран — членов Сообщества  и т.д.

Информация о работе Европейское право