Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:38, контрольная работа
Работа содержит ответы на 14 теоретичских вопросов по теме "Европейское право"
1. Понятие и особенности европейского права
2. Международная правосубъектность Европейского Союза
3. Римские договоры, их содержание и значение
...
14.Консультативные органы ЕС
4.3. Контрольные полномочия европейского парламента
Что же касается контрольных полномочий парламента , то они, как представляется, заслуживают большего внимания, так как влияют на общественное мнение и контрольные действия, широко освещаются в печати.
Парламент осуществляет контроль над деятельностью Европейской комиссии. Пленум Парламента должен утвердить состав Комиссии. Парламент в праве принять либо отклонить Комиссию только в полном составе, а не отдельных её членов. Председателя Комиссии Парламент не назначает (в отличие от правил, действующих большинстве национальных парламентов стран-членов Евросоюза), он может лишь принимать либо отклонять кандидатуру, предложенную Советом Европейского Союза. Кроме того Парламент может через 2/3-большинство, выдвинуть вотум недоверия Комиссии, чем вызвать её отставку.
Это право Европейский парламент использовал, например, в 2004 году, когда Комиссия свободных городов высказалась против оспариваемой кандидатуры Рокко Бутильоне на пост Комиссара по делам юстиции. Тогда Социал-Демократическая, Либеральная фракции, а также фракция Зеленых, высказали угрозу распустить Комиссию, после чего вместо Бутильоне на пост комиссара юстиции был назначен Франко Фраттини.
Также Парламент может осуществлять контроль над Советом Европейского Союза и Европейской комиссией, учреждая комитет по расследованию. Это право особенно затрагивает те сферы политики, где исполнительные функции этих институтов велики, и где законодательные права парламента существенно ограничены
Еще в Договорах о создании Европейского сообщества указывалось, что Комиссия обязана давать устные или письменные ответы на вопросы, задаваемые парламентом или его членами.
Помимо этих устных и письменных вопросов, ответы на которые даются весьма обстоятельно, в Европейском парламенте значительное число вопросов задается во время так называемого “часа вопросов”, о процедуре которого будет сказано ниже. Ответы в это время, как правило, бывают краткими. Вслед за ответом спрашивающий может задать либо короткий дополнительный вопрос, либо сделать короткую реплику, на которую ответ необязателен.
По требованию политической
группы или не менее семи депутатов
председатель парламента может
принять решение о проведении
в конце “часа вопросов”
Своеобразным инструментом
контроля является резолюция о порицании.
В тех европейских странах, в
которых предусмотрена
Европейский парламент
может вынести резолюцию о
порицании лишь Комиссии Европейского
сообщества, но не ведущим органам
управления, которыми являются Европейский
совет и совет министров.
Таким образом, права
За все время существования Европейского парламента резолюция о порицании вносилась всего четыре раза. Причем в двух случаях она снималась до голосования, в двух случаях резолюция отклонялась подавляющим большинством голосов.
Последний раз резолюция о порицании Комиссии была внесена в связи с решением последней одобрить соглашение о продаже масла в страны Восточной Европы. 23 марта 1977 г. после длительных дебатов резолюция о порицании была отвергнута поименным голосованием 95 голосами из III принявших участие в голосовании.
Начиная с конца 1982 г.,
Европейский парламент стал
расширять сферу своего воздействия
на механизм Сообщества, используя
предоставленное право
Два года спустя, в октябре 1987 г., парламент вновь обратился в Суд на этот раз с жалобой на то, что Совет не одобрил в надлежащий срок проект бюджета Сообщества на 1988 г. Хотя решение суда Сообщества не выходит за рамки осуждения органа, который не исполняет обязанностей, возложенных на него договором, сам факт констатации Судом по инициативе парламента бездеятельности того или иного органа способствует повышению значения парламента как стимулятора прогрессивного развития Сообщества. Наконец, к полномочиям Европейского парламента относятся также полномочия по рассмотрению петиций, то есть запросов или жалоб. Они могут направляться любым входящим в Сообщество гражданином индивидуально или совместно с другими гражданами. Петиция может быть направлена по любому вопросу. Однако большинство их поступает в Европарламент с жалобами на загрязнение окружающей среды, на нарушение права по получению социальных пособий, а также других прав. Немалое число петиций связано с жалобами на несовершенство таможенного законодательства.
Таким образом, можно прийти
к выводу, что обращение с петициями
связано с тем, что государства-члены
недостаточно последовательно реализуют
нормы права Сообщества. Парламент
со своей стороны стремится
Число подаваемых петиций довольно быстро возрастало. Если в 1979—1980 гг. было получено 57 петиций, то спустя четыре года их число почти удвоилось, а еще спустя четыре года увеличилось уже более чем в 8 раз. В 1987—1988 гг. Европейский парламент получил уже 484 петиции, в 1988— 1989 гг. их число достигло почти 700.
* * *
Рассмотрев полномочия Европейского парламента , следует обратить внимание на то, что формально они менее значительны, чем полномочия парламентских учреждений в отдельных государствах. Но, вместе с тем, надо отметить, что Европейский парламент действительно полностью использует принадлежащие ему полномочия и оказывает серьезное и всевозрастающее влияние на такие руководящие органы Сообщества.
Реальное влияние Европейского парламента на общественную жизнь не ограничивается реализацией им указанных выше полномочий . Может быть, не менее важна роль парламента как выразителя общественного мнения. Сложилась практика принятия парламентом резолюций, содержащих оценку политических и иных ситуаций как внутри Сообщества, так и вне его. Формальным основанием для принятия таких резолюций является положение Единого европейского акта, обязывающего министров иностранных дел государств-членов учитывать мнение парламента .
12. Органы Экономического и Валютного Союза
Система институтов Европейского валютного союза
В Договоре о Европейском
Союзе, дополненном актами вторичного
права, были определены необходимые
финансово-экономические
Согласно Уставу руководящим органом ЕВИ являлся Совет. Он состоял из председателя и управляющих национальными центральными банками, один из которых занимал пост председателя ЕВИ. Председатель ЕВИ назначался с общего согласия государств-членов по рекомендации либо Комитета управляющих, либо Совета ЕВИ после консультации с Европейским парламентом и Советом Европейского Союза, главами государств и/или правительств стран-членов. Устав ЕВИ особо подчеркивает, что председатель является должностным лицом самого института, и одновременно формулирует требование независимости применительно ко всем другим членам Совета ЕВИ. В частности, в ст. 8 Протокола оговорено, что при осуществлении своих полномочий и выполнении задач и обязанностей Совет ЕВИ не может испрашивать или получат указания от институтов Сообщества или правительственных органов государств-членов. В свою очередь институты Сообщена и национальные правительства обязались не использовать какие-либо средства воздействия на Совет ЕВИ при исполнении им своих задач и обязанностей [12. с. 118].
Формула, приведенная выше,
вполне очевидна и понятна. Сообщества
стремились в лице Европейского валютного
института создать достаточно независимый
и полноценный орган для
ЕВИ был наделен некоторыми
распорядительными
В соответствии с Маастрихтским
договором и специальными Протоколами,
к нему приложенными, с 1 января 1999 г.
началось осуществление третьей
фазы создания валютного союза. Соответственно
ЕВИ прекратил свое существование
и уступил место новым
Основной целью ЕСЦБ провозглашается поддержание стабильности цен и оказание поддержки общей экономической политики.
Сообществ с тем, чтобы
способствовать достижению Целей, стоящих
перед интеграционными
Функционирование ЕСЦБ обеспечивается
Европейским центральным банком
и его органами, которые наделяются
правом принятия юридически обязательных
нормативно-правовых актов. Специфика
и особенность правового