Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:50, курс лекций
Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении.
Согласно международному обычаю и практике государств во внутренних водах на иностранных судах внутренний распорядок регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно. В 1965 г. была заключена Конвенция по облегчению международного судоходства, которая содержит рекомендованные стандарты и практику для упрощения и уменьшения формальностей и документов, касающихся захода судов в иностранные порты, пребывания в них и выхода из них. Государственные морские невоенные суда, в том числе и торговые, на основе обычая пользовались иммунитетом от иностранной юрисдикции на море. Однако Женевские конвенции 1958 г. о территориальном море и прилежащей зоне, а также об открытом море, равно как и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., в отличие от указанного обычая, признают иммунитет лишь за государственными судами, эксплуатируемыми в некоммерческих целях.
Территориальное море – это морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних морских вод.
На территориальное море распространяется
суверенитет прибрежного
В территориальном море действуют
законы и правила, установленные
прибрежным государством. В территориальном
море осуществляется суверенитет прибрежного
государства, однако с соблюдением
права иностранных морских
При проведении исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега. Кроме того, система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.
Внешняя граница территориального моря может находиться в пределах от 3 до 1 2 морских миль от исходных линий для измерения территориального моря. Комиссия международного права отметила в 1956 г., что «международное право не допускает расширения территориального моря за пределы 12 миль». Разграничение территориального моря между противоположными или смежными государствами в соответствующих случаях осуществляется по соглашениям между ними.
Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривают право мирного прохода через территориальное море для иностранных судов. Под проходом через территориальное море понимается плавание судов с целью:
1) пересечь это море без захода во внутренние воды, а также не вставая на рейде или в портовом сооружении за пределами внутренних вод;
2) пройти во внутренние воды или выйти из них либо встать на рейде или в портовом сооружении за пределами внутренних вод.
Проход иностранного судна через территориальное море считается мирным, если только им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на его борту.
54. Условная территория государства
Условной государственной
Иногда применяется термин «условная территория», к которой относят расположенные вне пределов государственной территории объекты: воздушные, морские, речные суда, космические корабли, станции и другие космические объекты, искусственные острова и сооружения в море, на его дне, в Антарктике, помещения дипломатических и консульских представительств.
55. Правовой режим на борту иностранных воздушных судов
Воздушное судно обладает определенной национальной принадлежностью, которая определяется по факту регистрации его в том или ином государстве. Принцип национальной принадлежности создает непосредственную связь между воздушным судном и государством регистрации. Воздушное судно при этом пользуется защитой этого государства. Воздушное судно, будучи зарегистрированным, заносится в государственный реестр.
Принцип национальной принадлежности следует отличать от гражданско-правовых вопросов собственности, владения и пользования воздушным судном. Гражданские воздушные суда могут находиться в собственности государства, кооперативных и общественных организаций. Военные воздушные суда могут находиться, соответственно, только в собственности государства, владеющего данными воздушными судами.
Во многих государствах гражданские воздушные суда являются объектом права собственности, объектом гражданского права. С ним могут совершаться любые гражданско-правовые сделки. Воздушное судно может быть продано, заложено, арендовано, куплено, подарено, входить в состав наследственного имущества и т. п.
В межднародных воздушных сообщениях принципиальное значение имеет деление воздушных судов на гражданские и государственные. К государственным воздушным судам согласно ст. 3 Чикагской конвенции относятся воздушные суда, используемые на военной, полицейской и таможенной службе.
Члены экипажа, действуя в пределах своих служебных обязанностей и полномочий, являются представителями владельца судна, который отвечает за их действия, как за своих работников.
Экипаж или пассажиры какого-
Международное воздушное право не содержит в себе ни одного документа, который бы в целом определил правовое положение экипажа. Отдельные права командира и экипажа в отношении принятия мер на борту по предотвращению и пресечению преступных действий во время полета содержатся в гл. 3 Токийской конвенции 1963 г.
Каждый член экипажа, включая командира,
выполняет строго предназначенные
для него функции. Командир воздушного
судна несет в целом
В основном же правовое положение
экипажа определяется законодательством
того государства, которое провело
регистрацию данного воздушного
судна. Во многих зарубежных странах
в состав экипажа не могут входить
иностранные граждане. Вызвано это
исключительно внутренними
56. Правовой режим на борту иностранных морских судов
1. Должностные лица федеральных
органов исполнительной власти
не останавливают проходящее
через территориальное море
2. Должностные лица федеральных
органов исполнительной власти
применяют в отношении
3. Положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи не затрагивают прав должностных лиц федеральных органов исполнительной власти применять в соответствии с законами Российской Федерации меры взыскания или арест по гражданскому делу в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальном море или проходящего через территориальное море после выхода из внутренних морских вод.
57 ТЕРРИТОРИЯ СО СМЕШАННЫМ РЕЖИМОМ - районы, не входящие в состав государственных территорий, но в отношении которых каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов, а также на охрану природной сферы этих районов. К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега) и экономическая зона (морское пространство шириной до 200 миль от берега). В означенных пределах прибрежное государство вправе создавать искусственные острова, установки и сооружения, проводить исследования, осуществлять защиту морской среды и естественных ресурсов.
В соответствии с действующим уголовным законодательством (п. 2 ст. 11 УК РФ) преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, признаются совершенными на территории Российской Федерации.
58. Международная территория — это пространство с международным режимом, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства и которое открыто для использования всеми государствами в соответствии с международно-правовыми нормами. Такой режим имеют открытое море, воздушное пространство над ним, а также над исключительной экономической зоной, дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, Антарктика и воздушное пространство над ней.
59. Понятие международное
С середины XX столетия появилась следующая
классификация международных
Международное преступление - это
деяние, нарушающее столь основополагающие,
жизненно важные интересы мирового сообщества,
что оно рассматривается как
преступление перед международным
сообществом в целом. К международным
преступлениям относятся
Международные преступления:
1) совершаются государствами,
2) посягают на международный
мир и безопасность, угрожают
основам международного
3) влекут ответственность
Ответственность за международные преступления наступает в рамках международной, а в некоторых случаях - национальной юрисдикции.
Преступление международного характера - это деяние физического лица, посягающее на права и интересы двух или нескольких государств, международных организаций, физических и юридических лиц.
К преступлениям международного характера относятся:
1) посягательства на лиц,
2) незаконный захват воздушных судов;
3) подделка денежных знаков;
4) захват заложников;
5) незаконные операции с