Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:50, курс лекций

Описание

Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении.

Работа состоит из  1 файл

международное право.docx

— 113.43 Кб (Скачать документ)

Преступления международного характера:

1) затрагивают интересы двух  или нескольких государств, юридических  лиц и/или граждан;

2) совершаются отдельными физическими  лицами вне связи с политикой  государства;

3) влекут персональную уголовную  ответственность правонарушителей  в рамках национальной юрисдикции.

К международным деликтам следует  относить международные правонарушения, не вошедшие в две первые группы. К ним относятся: нарушение государством договорных обязательств, не имеющих  основополагающего значения; невыполнение юридическими и физическими лицами положений международных конвенций (например, Конвенции о международной  купле-продаже товаров 1980 г.); невыполнение решений международных судов  и арбитражей; нарушение государствами  своих односторонних международных  обязательств и т.д.

Международные деликты, таким образом:

1) не носят характера преступлений  и не имеют общественной опасности  международных преступлений и  преступлений международного характера;

2) могут совершаться любыми субъектами  международных правоотношений, нарушающими  положения международно-правовых  норм;

3) влекут ответственность субъектов,  которая может выражаться и  в форме самоограничений, следующих  в результате официального признания  противоправности поведения субъекта.

60. Современная концепция поддержания  мира

Современная концепция поддержания  мира в рамках ООН исходит из комплексной  роли ООН в усилиях по поддержанию  мира в сферах превентивной дипломатии, миротворчества, поддержания мира, миростроительства.

Превентивная дипломатия понимается как действия, направленные на предупреждение возникновения разногласий  между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты  и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения. В ее рамках предполагается более широкое использование  мер по укреплению доверия, создание миссий по сбору фактов и систем раннего предупреждения об угрозах  миру, превентивное развертывание вооруженных  сил ООН, использование демилитаризованных зон как превентивной мер.

Миротворчество – это  действия, направленные на то, чтобы  привести к согласию враждующие стороны, главным образом с помощью  переговоров и других мирных средств, предусмотренных Уставом ООН  в главе VI.

Поддержание мира предполагает проведение операций с помощью военного персонала, как для предотвращения конфликтов, так и для установления мира.

Главными условиями для  осуществления операций ООН по поддержанию  мира являются: согласие на такие операции враждующих сторон, прекращение огня и гарантии безопасности с их стороны  миротворческим силам; решение Совета Безопасности на проведение миротворческих операций под руководством Генерального Секретаря ООН; предоставление по согласованию с враждующими сторонами воинских контингентов странами, согласившимися послать свои войска; действия войск на основе полной беспристрастности и невмешательства во внутренние дела враждующих сторон; финансирование операций по специальной шкале взносов государствами-членами ООН и др.

Сложились и продолжают развиваться  операции ООН по поддержанию мира двух типов: миссии военных наблюдателей из невооруженных офицеров – «голубые береты» (впервые такая миссия была создана в 1948 г. в целях наблюдения за выполнением условий перемирия в Палестине) и силы по поддержанию мира в составе национальных военных контингентов, вооруженных легким стрелковым оружием – «голубые каски» (первая такая операция была проведена в 1956 г. Чрезвычайными вооруженными силами ООН на Ближнем Востоке).

Постконфликтное миростроительство – это действия по установлению и поддержанию структур в постконфликтный период, которые должны способствовать укреплению и упрочению мира в целях предотвращения рецидивов конфликтов.

Устав ООН (гл. VIII) допускает  возможность создания международных  региональных организаций коллективной безопасности для поддержания международного мира и безопасности на региональной основе. При этом должны выполняться  следующие условия: действия на региональной основе должны быть совместимы с целями и принципами ООН, касаться только местных  споров и не выходить за пределы  данного района; никакие принудительные действия не должны предприниматься  без полномочий от Совета Безопасности ООН (действия с использованием вооруженной  силы в регионе могут иметь  место только для отражения уже  совершенного нападения в порядке  осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН с немедленным  сообщением об этом Совету Безопасности); все местные споры, возникающие  между государствами какого либо региона, должны разрешаться только мирными средствами; любые действия на региональной основе не должны противоречить  действиям в рамках универсальной  системы международной безопасности ООН.

61. Система европейской  безопасности

Наиболее надежный путь обеспечения  безопасности и стабильности и предотвращения конфликтов в Европе – это создание на континенте полноценной архитектуры  безопасности, основанной на сотрудничестве между различными организациями  на прочной основе уважения норм международного права, принципов Устава ООН. Обсуждение модели общей и всеобъемлющей  безопасности началось на Совещаниях в Хельсинки, главным итогом которых  стал принятый 1 августа 1975 года «Заключительный  акт». 35 страны-участницы конференции  заявили о своей решимости  “должным образом учитывать и  выполнять положения Заключительного  акта Совещания” и продолжать многосторонний процесс путем проведения новых  встреч на различных уровнях . Деятельность СБСЕ в течении многих лет основывалась только на созываемых каждые четыре года конференциях. Эволюция СБСЕ из обычных совещаний в организацию приняла активный характер с подписанием 21 ноября 1990 года в Париже «Хартии для новой Европы», которая поставила точку в холодной войне и положила начало превращению СБСЕ из форума для переговоров и диалога в активно функционирующую структуру. Дальнейшая эволюция СБСЕ проходила, с участием новых членов стран Восточной Европы и Средней Азии. Региональный статус Совещания был подтвержден на Хельсинкском саммите глав государств и правительств государств-участников СБСЕ в 1992 году.

62. Понятие  и объекты защиты международного  экологического права.

Международное экологическое право (МЭП) или международное право  окружающей среды – составная  часть (отрасль) системы международного права, представляющая собой совокупность норм и принципов международного права, регулирующих деятельность его  субъектов по предотвращению и устранению ущерба окружающей среде из различных  источников, а также по рациональному  использованию природных ресурсов. Объектом МЭП являются отношения  субъектов международного права  по поводу защиты и разумной эксплуатации окружающей среды на благо нынешнего  и будущих поколений людей.

 

 

63. Принципы  международного экол права

Существуют следующие принципы международного экологического права: 
Принцип не нанесения вреда природе другого государства действиями, совершаемыми на собственной территории 
Принцип зашиты окружающей среды 
Принцип ответственности за нанесение вреда природе другого государства 
Принцип, согласно которому природные ресурсы Земли, включая воздух, воды, поверхность, флору и фауну, должны охраняться в интересах нынешнего и будущего поколений путем тщательного планирования и управления, где это необходимо (принцип установлен на Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей природной среды 1972 г.)

64. Ответственность  за ущерб окружающей среде

Общее правило состоит в том, что государство не несет ответственности  за экономическую деятельность частных  лиц. Развивающиеся страны не раз  претендовали на компенсацию от иностранного государства за ущерб, причиненный  им корпорацией, зарегистрированной в  этом государстве, но без успеха. При  обосновании отказа в компенсации  ссылались на то, что государство  не может контролировать деятельность корпорации за рубежом. Нельзя в связи  с этим не вспомнить о немалом  числе случаев, когда государство  довольно эффективно контролировало зарубежную деятельность своих корпораций, если этого требовали политические интересы. Особенно богата такими случаями практика США. 
Иначе обстоит дело, когда противоправная деятельность корпорации связана с территорией государства регистрации и подпадает под его юрисдикцию, например в случае терпимости властей государства к экспорту товаров, продажа которых в нем запрещена, поскольку они опасны для здоровья. В этом случае государство регистрации несет ответственность за то, что не воспрепятствовало противоправной деятельности корпорации. 
Что же касается частных компаний, то они, будучи самостоятельными юридическими лицами, ответственности за действия своего государства не несут. Правда, практике известны случаи возложения на компании ответственности как ответной меры на политический акт их государства. На этом основании, например, Ливия национализировала американские и британские нефтяные компании. Подобная практика лишена правовых оснований. 
Принадлежащие государству и действующие от его имени компании пользуются иммунитетом. Ответственность за их деятельность несет само государство. В международной практике не раз возникал вопрос о гражданско-правовой ответственности государства по долговым обязательствам принадлежащей ему компании и об ответственности последней по долговым обязательствам своего государства. Решение этого вопроса зависит от того, обладает ли компания статусом самостоятельного юридического лица. Если обладает, то она отвечает лишь за собственные действия.

65. Специализированные  учреждения Оон.

Специализированные учреждения ООН — самостоятельные международные  организации, связанные с Организацией Объединённых Наций специальным  соглашением о сотрудничестве. Специализированные учреждения создаются на основе межправительственных соглашений. 
Наименование Местонахождение  
Всемирная метеорологическая организация (ВМО, WMO) 1947 Женева  
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, WHO) 1946 Женева  
Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС, WIPO) 1967 Женева  
Всемирный почтовый союз (ВПС, UPU) 1947 Берн  
Международная ассоциация развития (МАР, IDA) 1960 Вашингтон  
Международная морская организация (ИМО, IMO) 1959 Лондон  
Международная организация гражданской авиации (ИКАО, ICAO) 1944 Монреаль  
Международная организация труда (МОТ, ILO) 1946 Женева  
Международная финансовая корпорация (МФК, IFC) 1956 Вашингтон  
Международный банк реконструкции и развития (МБРР, IBRD) 1944 Вашингтон  
Международный валютный фонд (МВФ, IMF) 1944 Вашингтон  
Международный союз электросвязи (МСЭ, ITU) 1947 Женева  
Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД, IFAD) 1977 Рим  
Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, UNESCO) 1946 Париж  
Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО, UNIDO) 1966 Вена  
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО, FAO) 1945 Рим  
Всемирная организация по туризму (ВОТ, WTO) 1974 Мадрид

 

66. Совет Европы,Европейский союз - общая характеристика

ЕВРОСОЮЗ: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И  ОСОБЕННОСТИ 
Евросоюз радикально отличается от любых других международных организаций целым рядом характерных черт и особенностей . 
1. ЕС обладает собственной системой институтов , которые самостоятельно осуществляют полномочия, входящие в сферу ведения интеграционных образований, и обладает правом принятия обязательных правовых актов. 
2. ЕС обладает собственной автономной правовой системой . Источниками права ЕС выступают как учредительные акты или замещающая их после вступления в силу Конституция ЕС, так и акты, непосредственно принимаемые институтами ЕС. Именно эти акты производного права содержат основную массу норм, регулирующих общественные отношения, связанные с процессом европейской интеграции. 
3. ЕС обладает собственным автономным бюджетом. Одна из важнейших особенностей бюджетной системы ЕС заключается в том, что она формируется не за счет взносов государств членов, а за счет собственных средств. В бюджет ЕС поступают все налоги и сборы от импорта сельскохозяйственной продукции, переводится часть средств, поступающих от налога на добавленную стоимость, а также отчисления от внутреннего валового продукта государствчленов, составляющие не более 1,2 % ВВП. 
4. ЕС обладает собственной валютной системой. Ее участниками стали с 1999 г. подавляющее большинство государствчленов. Во всех странах этой группы введена в обращение единая денежная единица – евро. Все участники зоны евро должны удовлетворять определенным требованиям , сформулированным в нормативноправовых актах, образующих в совокупности Пакт стабильности и экономического развития. 
5. ЕС обладает собственным гражданством. Гражданство ЕС является производным от национального гражданства государств-членов. Каждое лицо, обладающее гражданством государства-члена, автоматически обретает гражданство ЕС. В свою очередь, утрата национального гражданства влечет за собой утрату гражданства ЕС. Состояние в гражданстве ЕС порождает определенные права и обязанности. Они включают свободу передвижения и проживания на территории государствчленов, правоизбирать и быть избранным на выборах в Европейский парламент, а также при проведении местных выборов в государствахчленах по месту их проживания. Граждане ЕС располагают правом на защиту и представительство их интересов на территории третьих государств со стороны дипломатических и консульских органов других государствчленов или со стороны ЕС в целом. 
6. ЕС обладает собственной территорией. Территорию ЕС образует национальная территория государствчленов.

Информация о работе Международное право