Женская трудовая миграция в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:38, дипломная работа

Описание

В конце ХХ века мировая политическая и социальная история человечества вступила в новый этап своей эволюции. Этот процесс характеризуется нарастающей политической и экономической взаимозависимостью между государствами. В контексте формирования новых тенденций мировой системы в Кыргызстане, как и во всех бывших советских республиках, сложилась новая политическая ситуация, выдвинувшая совершенно новые задачи, которые в первую очередь были связаны с вопросами сохранения и укрепления территориальной целостности и независимости, достижения политической стабильности, развития демократического общества, создания экономики путем активного включения государства в процессы глобализации и интеграции. Реформы в экономической и политической сферах создали условия для выхода Кыргызстана на внешний рынок труда.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………… 3
I. Теоретические основы исследования женской трудовой миграции
в условиях глобализации
1.1 Теоретическое осмысление трудовой миграции в условиях глобализации……...
8
1.2. Международная трудовая миграция на рубеже XX-XXI веков:
гендерный аспект………………………………………...................................................
25
II. Проблемы женской трудовой миграции в Кыргызстане

2.1 Причины, масштабы и тенденции женской трудовой миграции
в Кыргызстане……………………………………………………………………………
32
2.2 Женская трудовая миграция и торговля людьми: взаимосвязь проблем………... 49
III. Государственное регулирование внешней трудовой миграции:
проблемы, перспективы и пути совершенствования
3.1 Современные тенденции государственной миграционной политики
в Кыргызстане…………………………………………………………………………....
60
3.2 Пути совершенствования государственного управления
миграционными процессами……………………………………………………………
80
Заключение ……………………………………………………………………………..
97
Список использованных источников ………………………………………………. 103

Работа состоит из  1 файл

Женская трудовая миграция в условиях глобализации.doc

— 600.50 Кб (Скачать документ)

Причины маргинализации женской миграции стоит искать в  объективной экономической сфере, в первую очередь, в характере труда, которым заняты женщины-мигранты, и в их роли в экономических структурах общества. Женщины-мигранты заняты в наиболее дискриминируемых, неформальных и теневых сегментах мигрантской занятости. Труд в сфере услуг, куда в основном привлекаются женщины-мигранты, имеет ряд особенностей, которые делают работников этой сферы более уязвимыми и менее социально защищенными, чем занятых в других отраслях экономики. Труд по производству услуг, будь то в частной или общественной сфере, традиционно не признавался и до сих пор de facto не признан равноправным по социальному и экономическому значению другим видам труда. Особенно это касается так называемых домашних услуг41.

О том, что женщины-мигранты трудятся в наименее престижных сферах занятости, говорит оплата их труда. В соответствии с данными выборочного обследования ИСЭПН РАН в группе низкооплачиваемых трудовых мигрантов (до 500 долларов в месяц) соотношение женщин и мужчин составляет 3:1, в то время как в группе высокооплачиваемых мигрантов (свыше 1000 долларов в месяц) эта пропорция изменяется на противоположную 1:3. Низкий статус труда, которым заняты мигранты, помимо объективной экономической стороны имеет и субъективное проявление. Складывается отрицательный социальный имидж женщин-мигрантов, определенная стигма на их образе в глазах общества, основанная на том, что они обычно выполняют непрестижную, часто общественно порицаемую работу.

Специфика женской трудовой миграции связана не только с наличием типичных секторов занятости женщин-мигрантов и непрестижным характером труда в этих секторах, но и с другими моментами. Это большая гибкость труда женщин, который сложнее поддается регламентации в контрактах, носит индивидуальный («штучный») характер. Это также социально-демографические особенности мигрантов (молодой и очень молодой возраст, неполное образование). Немаловажной особенностью женской трудовой миграции является большое количество скрытых мотивов (брачные, эмиграционные)42.

Благодаря всему этому  женская трудовая миграция в станах СНГ превратилась за прошедшие 10 лет в «зону» повышенного риска и массовых нарушений прав человека. Особенно это относится к так называемой рискованной или маргинальной занятости, к которой относится, во-первых, собственно секс-занятость, и, во-вторых - околосексуальная занятость, которая часто оказывается сопряжена с секс-услугами (танцевальные шоу, стриптиз, консумация, эскорт-сервис, модельный бизнес и т.п.).

Большинство экспертов считают, что практически вся работа за рубежом для молодых девушек сводится к секс-услугам. Если женщина исключает для себя секс-занятость, то круг возможных вариантов выезда для нее существенно сужается. Действует правило: интим исключен – исключена и возможность трудовой миграции.

В настоящее время  все перечисленные сектора занятости, включая домашние и общественные услуги, являются «сферами риска», во-первых, из-за особенностей трудовых отношений в данных видах занятости, а во-вторых, поскольку абсолютно законных каналов трудовой миграции по массовым профессиям практически не существует. Во многом это связано со структурными изменениями в мировой экономике, сопровождающими глобализационные процессы: относительное снижение в послевоенный период производственно ориентированного сектора мировой экономики и рост сервисно ориентированного комплекса, в широком смысле именуемого экономикой услуг (service economy)43. Все большее доминирование сферы услуг в структуре занятости формирует постоянно растущую потребность развитых наций в женщинах-мигрантах, занятых неквалифицированным трудом в сфере сервиса44.

По оценкам Международной  организации по миграции, в Европу ежегодно переправляется около полумиллиона иностранных проституток. В Германии три из четырех проституток – приезжие, в Голландии – каждая вторая45. Секс-индустрия и секс-туризм в мегацентрах индустриально развитых наций, являясь составной частью глобальной «экономики услуг», представляют транснационально организованный сверхприбыльный бизнес по переправке женщин из одних стран в другие с целью сексуальной эксплуатации. Сегодня сфера сексуальных и околосексуальных услуг предоставляет большую часть миграционных возможностей для женщин из стран-доноров. Та волна «русской» (а на самом деле – СНГ-вской) проституции на Западе, которая имела и имеет шумный резонанс в западных СМИ, просто говорит о «выходе» наших женщин на мировую сцену миграции. Они пришли вслед за подобными секс-волнами из Филиппин, Китая, Колумбии (60-70-е годы), а затем Польши, Болгарии, Румынии (вторая половина 80-х годов). В 1997 году 175 тысяч женщин и девушек были проданы из стран СНГ на секс-рынки развитых стран Европы и Америки46. Выход из изоляции пространства бывшего СССР инициировал новый передел западного рынка секс-услуг.

Хотя сам феномен  торговли людьми известен еще с начала XX века (Международный договор о  торговле белыми рабынями 1904 года), современная глобализация придает ему новые формы, которые трактуются сегодня как проявление рабства XXI века и грубое нарушение основных прав человека.

Рост мобильности населения (как и в случае с товарами, финансами и информацией) ведет  к необходимости существенных сдвигов  в механизмах управления этими процессами со стороны государств и правительств. Противоречие между наднациональными экономическими и социальными процессами и институтами, с одной стороны, и национальной концепцией управления этими процессами и институтами – с другой, становится все более очевидным. Это противоречие выражается в так называемом кризисе управления. Подобно тому, как в результате интернационализации производства и роста международных финансовых трансакций, исчисляемых сотнями миллионов долларов ежедневно, правительства теряют миллионы долларов годовых налогов47, также становится затруднительным для государственной власти удерживать контроль над передвижением населения. Результат - рост нелегальной миграции. В 1996 году в США проживало от 4,6 до 5,4 млн. нелегальных мигрантов48. Женщины в силу различных причин, о которых будет сказано ниже, концентрируются именно на нелегальном полюсе миграции.

 

II. Проблемы женской трудовой миграции

в Кыргызстане

 

2.1 Причины,  масштабы и тенденции женской  трудовой миграции

в Кыргызстане

 

С распадом СССР Кыргызстан очень трудно переходили к рыночным отношениям, поэтому показатели в плане политического режима и рыночной экономики долгое время были здесь довольно низкими. Распространенной стратегий первых шагов реформирования в стране стала политика разнопланового наступления на жизненный уровень населения, сегодня именуемого политологами «игрой на понижение» – при активном участии международных и донорских организаций49 постепенное снижение заработной платы, социального обеспечения и жизненного уровня основного населения. Такой подход считается в условиях неолиберальной глобализации одним из важных способов повышения конкурентоспособности. Неолибералы добиваются таким способом ослабления хозяйственной роли других стран, чтобы добиться преимуществ в межгосударственном соперничестве. По мнению ряда ученых, государства Центральной Азии стали для США и некоторых европейских государств удобной площадкой для одновременного осваивания региона и проведения разного рода сомнительных экспериментов. Общепризнано: для того, чтобы построить демократические и рыночные институты, нужно время. Попытки подтолкнуть перемены извне, обставляя представление займов разного толка дополнительными условиями или же пользуясь иными инструментами давления, могут привести к результату, обратному желаемому50.

За официальным политическим распадом Советского Союза в декабре 1991 г. быстро последовали дезинтеграция и развал экономики. Этот процесс был намного глубже, чем могли бы быть непосредственные последствия системных экономических реформ (макроэкономическая стабилизация, либерализация цен, правовые реформы и – в более общем плане – строительство рыночных институтов и т.д.). Очень быстро произошло разрушение системы единых платежей и безналичного расчета между предприятиями, прекращение финансовых потоков через новые границы (особенно после разрушения рублевой зоны и требования проведения межгосударственных расчетов в твердой валюте). Многие промышленные предприятия на севере страны, которые с самого начала своего становления были ориентированы на привозимое сырье, оборудование, а также инженерно-технические и квалифицированные рабочие кадры, а продукция – на общественный рынок, были приостановлены51, а другие объявлены банкротом и в спешном порядке приватизированы.

Вообще, надо сказать, что приватизация на первых порах проводилась без состязательных торговых аукционов, без соблюдения принципов гласности и прозрачности. В таких условиях предпочтение на деле предоставлялось отдельным лицам (руководителям) и «патронажным» трудовым коллективам. Это приводило к «усреднению» и «обезличиванию собственности», создавало возможность возникновения различных закрытых акционерных обществ. Значительную часть госсобственности «отхватили» госчиновники, прикрываясь так называемыми «трудовыми коллективами». Именно в период разгосударствления собственности широкие слои населения к процессу приватизации даже не подпускались. В результате государству был нанесен огромный материальный урон, были ущемлены права граждан. Так, только в течение трех лет, т.е. с 1991-1993 гг., партийной и руководящей элитой и их родственниками было с большими нарушениями отчуждено и приватизировано около 40% государственного имущества52.

Первый этап реформ оказался губительным и для всего сельского  хозяйства. Приватизация и разгосударствление сельскохозяйственных предприятий, начавшиеся с 1991 года, привели к простому дележу скота, земли, материальных ценностей. Вывоз сырья, в том числе и сельскохозяйственного, в другие регионы из-за отсутствия на местах действующих предприятий по их переработке привело к повальному обнищанию сельского населения, более трети которого оказалось за чертой бедности.

Кризисная ситуация в  экономике усугубилась ростом цен. Вследствие чего резко сократилась покупательская способность населения. В социальной сфере положение усугубилось тем, что ввиду спада производства, непрекращающегося роста цен и инфляции стала расти безработица. В результате криминогенная обстановка в стране стала обостряться. Кривая тяжких и насильственных преступлений в сводках МВД поползла вверх. На конец 1994 г. было осуждено 20 тыс. 869 человек, среди которых 10 тыс. 451 человек на момент совершения преступления нигде не работали53. По классификации Всемирного банка, в 1993 году республика входила в группу стран с самыми низкими доходами54. Неудивительно, что такого рода неблагоприятное положение активизировало в стране миграционные процессы.

Одним из проявлений этого  стало резкое увеличение в 1991-1994 гг. оттока из республики не только русских, но и представителей других национальностей. А.Р. Муксинова считает, что во многом мигрантские настроения появились у большинства из них после взятого руководством страны курса на создание этнонационального государства. Важнейшим элементом этой политики было создание языкового государства. Кыргызский язык объявлен в Кыргызстане единственным государственным языком55. Такой точки зрения придерживается ряд отечественных и российских ученых. Они считают, что языковая политика стала важнейшим средством вытеснения русскоговорящих из всех структур государственного управления, престижных сфер деятельности, превращения людей, не владеющих кыргызским языком, в граждан второго, а то и третьего сорта., что к выезду за пределы республик подталкивали носителей русской  культуры и языка этнизация власти на всех уровнях56, отстранение русских от процесса приватизации созданной общим трудом государственной собственности57, сокращение сферы употребления русского языка, русской культуры58. Миграционные настроения вылились в мощную волну мигрантов после трагических событий в Оше и Узгене летом 1990 года (график 2.1.1).

 

График 1.2.1. Внешняя миграция населения Кыргызстана 

(1991–1995 гг.)

Источник: Данные Национального статистического комитета

Кыргызской Республики / Кыргызстан в цифрах: [1991…–1995].

 

Большинство уезжающих  проживало в Бишкеке и Чуйской  области. В результате произошли  не только количественные, но и глубокие качественные изменения структуры трудовых ресурсов республики. Выехали и продолжали выезжать работники, которые традиционно были заняты в промышленности, сфере услуг, здравоохранении, других видах деятельности, требующих высокой квалификации. Отъезжающие освобождали сотни тысяч квартир. Что в свою очередь спровоцировало внутреннюю миграцию, направленную на переселение в Бишкек и Чуйскую область. Кыргызский ученый А.Д. Батилов в ходе научных исследований пришел к выводу, что переселялись в основном крестьяне из отдаленных регионов республики (высокогорных районов Нарына, Таласа, Алая, частично – с периферии Иссык-Кульской и Ошской областей)59. Процесс заселения столицы выходцами из провинции длился не один десяток лет. В результате вокруг Бишкека создалось своеобразное кольцо – 43 новостройки60. Но не все приезжие смогли адаптироваться к городскому укладу жизни, найти работу и повысить свой статус. Уйдя из привычного для себя уклада жизни и не сумев найти свою нишу и влиться в новую культурную среду, многие выходцы из провинции стали пополнять маргинальные и что еще хуже – криминальные группы. Огромны экономические потери от миграции: за пятилетний период из-за оттока трудоспособного населения страна лишилась чисто материального продукта на 1,2 млрд. долларов61..

Таким образом, основной чертой миграционных процессов 1990-1994 гг. стал активный рост нерегулируемых перемещений  населения Кыргызстана. В результате отсутствия опыта и инструментов регулирования подобных проблем в рамках как единой государственной политики, так и в рамках межгосударственного сотрудничества миграционные процессы приняли бесконтрольный и неуправляемый характер, что привело к отрицательным социально-политическим последствиям для Кыргызстана: ухудшению производственного потенциала, уменьшению слоя экономически активного населения, усложнению этнополитической ситуации. В 90-е годы социальные изменения в Кыргызстане, по образному выражению Л.Н. Лысковой, приобрели сложный, нелинейный, порой хаотический характер62.

Новая фаза духовного, социального, политического и экономического развития коренным образом изменила все условия жизни населения внутри республики. Вместе с тем граждане Кыргызстана получили редкую возможность сопоставить преимущества и промахи двух разных вариантов общественно-политического устройства (социалистическую, плановую и капиталистическую, рыночную) на фоне ускоряющихся глобализационных тенденций. С одной стороны, весомые приобретения, в том числе связанные с приобщением к преимуществам глобализации: возможность без излишних формальностей выезжать за границу, поглощать любую информацию, иметь твердую валюту, приобретать качественные импортные товары. С другой – ощутимые потери: многолетних денежных накоплений, утрата социальных гарантий, надежного прожиточного минимума, резкое падение уровня личной безопасности. В кратчайшие сроки был нанесен  большой ущерб системе бесплатного здравоохранения и образования, особенно среднетехнического и высшего. Крайне негативно сказался на обществе развал существовавших форм общественных контактов: сети клубов, движения театральной и иной самодеятельности, организаций, обеспечивающих досуг молодежи, оздоровительные лагеря и т.д. Практически, не приобщившись к преимуществам развитого капитализма в результате длительного, в том числе остро конфликтного развития, не испытав связанного с этим комфорта, население Кыргызстана постоянно и довольно ощутимо испытывает на себе те беды, с которыми неоднократно сталкивались граждане капиталистических стран только в периоды глубочайших экономических кризисов.

Информация о работе Женская трудовая миграция в условиях глобализации