Понятие арбитражного процесса и его система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание

При современном развитии экономических отношений огромную роль играет товарно-денежный оборот, участниками которого являются определённые субъекты.
В основу взаимоотношений между этими субъектами положен принцип юридического равенства, а также принцип свободы выбора партнёра на рынке товаров, работ или услуг. Иными словами экономические отношения участников рынка строятся на принципах гражданского права, которые нам необходимо вспомнить. Итак, основными началами гражданско-правового регулирования общественных отношений (принципами) являются:

Работа состоит из  1 файл

Лекционный материал по курсу Арбитражный процесс.doc

— 661.00 Кб (Скачать документ)

 

Заявление о привлечении к административной ответственности подаётся по месту нахождения организации или по месту жительства предпринимателя, в отношении которых составлен протокол. Данные требования изложены в ст. 202, 203 АПК РФ. Помимо общих требований к содержанию заявления (ст. 125 АПК), статья 204 АПК содержит специальные требования, на что необходимо обратить внимание.   

 

Необходимо также иметь в  виду, что норма, содержащаяся в ст. 28.8 КоАП РФ является специальной и обязывает, тем самым, соответствующий орган или должностное лицо, составившие протокол, направить заявление о привлечении лица к административной ответственности в арбитражный суд в течение суток с момента составления протокола.       Несоблюдение требований по оформлению заявления влечёт за собой последствия, которые предусмотрены ст. 128, 129 АПК РФ, т.е. оставление заявления без движения или возвращение заявления.

 

После поступления заявления  со всеми необходимыми документами (при условии соблюдения всех требований) судья обязан рассмотреть дело в срок, не превышающий Двух месяцев со дня поступления заявления, включая срок на подготовку дела и принятие решения. Но, если имеются ходатайства лиц, участвующих в деле, или есть необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств, то судья вправе продлить этот срок, но не более чем на месяц.  

 

Необходимо иметь в виду, что сам порядок рассмотрения дела детально регламентирован ст. 29.7 КоАП РФ.        Кроме того, важным положением ст. 205 АПК РФ является то, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

 

 

 

 

5) Дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

                                                   (ст. 207 – 211 АПК)

 

Здесь сразу же необходимо обратить внимание на то, что производство по данной категории дел возбуждается на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя.  

 

Заявление подаётся в  арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, либо по месту нахождения административного органа. Необходимо иметь в виду, что заявление может быть подано в течение десяти дней со дня получения заявителем копии решения (постановления) о наложении административного взыскания, хотя данный срок не является пресекательным и при наличии уважительных причин может быть восстановлен судьёй.

Кроме того, в заявлении желательно указать просьбу о приостановлении исполнения оспариваемого административного акта, поскольку судья вправе это сделать. Заявления, по этой категории дел, государственной пошлиной не облагаются (ст. 208 АПК). Кроме общих требований к заявлению, необходимо обратить внимание на специальные, которые изложены в ст. 209 АПК РФ.

 

Заявление подлежит рассмотрению в течение Двух месяцев со дня его поступления со всеми материалами в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела и принятие решения. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, в силу ст. 210 АПК РФ.

 

 

 

      6) Дела о взыскании обязательных платежей и санкций.

                                                    (ст. 212 – 216 АПК)

 

  Производство по данной категории  дел возбуждается на основании заявлений соответствующих органов, которые обладают правом контроля за уплатой обязательных платежей и, соответственно, правом взыскания этих платежей и санкций.

 

При подаче заявления  должна быть соблюдена либо Общая подсудность (по месту нахождения (жительства) ответчика), либо подсудность по выбору заявителя (по месту нахождения филиала).        В заявлении обязательно нужно указать на то, что к должнику предъявлялось требование об уплате задолженности в добровольном порядке, но оно в установленный срок исполнено не было. В противном случае заявление останется без рассмотрения.

 

Дело рассматривается  судьёй единолично в срок, не превышающий Двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела и принятие по нему решения (ст. 215 АПК). Необходимо также обратить внимание на п. 4 ст. 215 АПК, где определено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В судебном разбирательстве  судья проверяет полномочия заявителя, а также правильность расчёта  и размера взыскиваемой суммы.

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы:

 

  1. Что собой представляет административное судопроизводство?
  2. Что такое административная юстиция?
  3. Какие дела в административном судопроизводстве рассматриваются в первой инстанции коллегиально?
  4. Какие лица обладают правом подачи заявления об оспаривании нормативных правовых актов?
  5. Каков порядок вступления в законную силу решения по делу об оспаривании нормативных правовых актов?
  6. Каков срок для обжалования решения по делу об оспаривании нормативных правовых актов?
  7. Что такое ненормативный правовой акт?
  8. Каким нормативным актом следует руководствоваться при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности?
  9. На кого возлагается обязанность доказывания в административном судопроизводстве?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема № 9 Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих  юридическое значение

 

  Данная категория дел относится к Особому производству. В АПК РФ эта категория названа «иными делами, отнесёнными к компетенции арбитражных судов» (см. ст. 1) либо «другими делами, связанными с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности» (см. ч. 1 ст. 27).

Определения понятия  особого производства АПК РФ не содержит. В целом данный вид производства был обоснован, выделен и получил  своё развитие в рамках гражданского процессуального права с учётом наработанной практики судебной системы судов общей юрисдикции.

Под особым производством понимается рассмотрение и разрешение арбитражным судом  дел об установлении фактов, имеющих  юридическое значение, не связанных  со спором о праве. Необходимо иметь в виду, что сюда же следует отнести и рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве).

Движение дела происходит с учётом общих правил, установленных для искового производства (постадийность, сроки, процессуальная форма действий участников, доказательственная деятельность и т.п.).

Участниками процесса являются заявитель (лицо, возбудившее процесс) и заинтересованные лица (лица, привлекаемые в процесс). Документом, на основании которого возбуждается дело, является заявление (п. 2 ст. 217 АПК).

Необходимо иметь в  виду, что арбитражные суды вправе устанавливать не любые юридические факты, а лишь те из них, установление которых повлечёт за собой возникновение, изменение или прекращение прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 ст. 218 АПК). Кодекс содержит открытый перечень фактов, которые могут быть установлены арбитражным судом в порядке особого производства:

    1. факт владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным;
    2. факт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определённое время и в определённом месте;
    3. факт принадлежности правоустанавливающего документа действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеству или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении;
    4. другие факты, порождающие юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявителю необходимо подтвердить основания для возбуждения дела в порядке особого производства. Кроме того, нужно иметь в виду, что обращение в арбитражный суд с соответствующим заявлением возможно при соблюдении следующих условий:

    1. если согласно закону факт порождает юридические последствия, т.е. влечёт возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
    2. если установление юридического факта не связано с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду;
    3. если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридические факты;
    4. если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.

 

Заявление должно отвечать общим требованиям по форме, содержанию и прилагаемым документам. Оно  подаётся в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исключением заявлений об установлении фактов владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом и других фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, которые подаются в арбитражный суд по месту нахождения недвижимого имущества (п. 2 ст. 219 АПК).

 

Срок проведения подготовительных действий и рассмотрения заявления является общим и составляет не более Трёх месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд.

В резолютивной части  судебного решения указывается на наличие факта, имеющего юридическое значение, и излагается установленный факт. Решение является основанием для регистрации такого факта или оформления прав, которые возникают в связи с установленным фактом, соответствующими органами. Необходимо иметь в виду, что само решение по делу не заменяет документы, выдаваемые соответствующими органами.

 

Контрольные вопросы:

 

  1. Что понимается под особым производством?
  2. Какие факты могут устанавливаться в порядке особого производства?
  3. Кто является участником данного судопроизводства?
  4. На основании, какого документа возбуждается дело?
  5. Какие условия необходимы для возбуждения дела в порядке особого производства?
  6. Какова подсудность данной категории дел?
  7. Каковы сроки подготовки и разрешения дела?
  8. Что указывается в резолютивной части судебного решения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема № 10 Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)

 

При изучении темы необходимо обратиться к ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 года.

Рассмотрение данной категории дел обладает определённой спецификой, поэтому порядок их рассмотрения изложен в отдельной главе  Закона (гл. 3, ст. 32 - 61).

Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Закона).

Во-первых, необходимо познакомиться с участниками процесса, которыми в соответствии со ст. 35 Закона являются:

    1. представитель работников должника;
    2. представитель собственника имущества должника-унитарного предприятия;
    3. представитель учредителей (участников) должника;
    4. представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;
    5. иные лица.

            Кроме того, необходимо обратить  внимание на ст. 34 Закона, которая конкретно определяет лиц, участвующих в деле о банкротстве. Таковыми являются:

    1. должник;
    2. арбитражный управляющий;
    3. конкурсные кредиторы;
    4. уполномоченные органы;
    5. федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных данным ФЗ;
    6. лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

             Основанием для возбуждения производства  по делу о банкротстве является заявление, которое должно содержать наличие как материально-правовых, так и процессуально-правовых условий. Материально правовые условия включают в себя наличие конкретного субъекта банкротства, а также наличие у должника признаков банкротства. Необходимо иметь в виду, что к числу таких признаков закон (ст. 3, 6, п. 2 ст. 33) относит наличие у должника долга по неисполненным в течение трёх месяцев денежным обязательствам и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей, минимальный размер которого должен в совокупности составлять: для юридических лиц – не менее 100 000 рублей, для граждан – не менее 10 000 рублей. При отсутствии хотя бы одного из этих условий суд отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом.

Информация о работе Понятие арбитражного процесса и его система