Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:18, курс лекций
ГЛАВА 1. Качество продукции.
1.1. Что такое качество.
1.1.1. Основные понятия.
( смысл жизни – его обретение есть величайшее благо в жизни
человека;
( идеал
– выражает духовную
то значимому и совершенному;
( правда – одна из величайших ценностей, определяющих
значимость человеческой жизни;
( справеливость – это понятие о должном, соответствующее
определенным представлениям о сущности
человека и его неотъемлимых правах;
( красота – выражает духовную устремленность человека к
прекрасному;
( вера – качество духовного состояния человека, позволяющее
придать смысл его бытию;
( надежда - качество духовного состояния человека,
открывающее ему перспективу и придающее
значимость его духовным усилиям;
( любовь – духовная энергия человека, связывающая его с
другими
людьми и мирозданием в целом.
А.И. Субетто в 11-ти тезисах говорит о том, что достоинство человека –
это качество жизни, качество человека, которое всегда выражается и
осмысливается
во временных категориях прошлого,
настоящего и будущего.
Понятие качества рассматривается в виде кругооборота : качество человека
– качество товара – качество технологии – качество производства –
качество среды – качество культуры – качество науки – качество
образования – качество жизни – качество человека.
Большинство ученых и специалистов по вопросам качества считают конкурентно
– способные качества – это и выполнение установленных требований, и
воплощение
ожиданий потребителя.
К =[pic]
В соответствии с ИСО 8402 определяет качество как “совокупность
характеристик объекта, относящуюся к его способности удовлетворять
установленные или предполагаемые потребности.”
ГОСТ 467-79
“Управление качеством
определения. ”
Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающих
ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее
назначением.
Качество продукта представляет собой его свойства (способность
удовлетворить потребности и ожидания конкретного потребителя). В условиях
рыночной экономики качество продукта является конечной целью
производителя и определяет его конкурентноспособность. При этом
обеспечение относительно низкой стоимости продукта во многом зависит от
организации работ на предварительных этапах его жизненного цикла
продукта.
2. Эволюция
обеспечения качества
В становлении
современной философии
4 перекрывающиеся и продолжающиеся стадии :
- контроль;
- управление качеством;
- постоянное повышение качества;
- планирование качества,
которые развивались под влиянием противоречия между внутренними и
внешними целями изготовителя : обеспечение качества выпускаемой продукции
(внешняя
цель) и повышение эффективности произвоства
(внутренняя цель).
Стадия контроля.
Она началась
при ремесленном и
этот период имеются отдельные элементы регламентации требований контроля
качества и регламентирующих действий. Научным обобщением опыта,
накопленного на этой стадии, стали работы американского ученого Ф.
Тейлора. Им предложена концепция научного менеджмента, идея разделения
ответственности между работниками и управленцами , идея научного
нормирования труда. Тейлор предложил идеи иерархической структуры
управления организацией.
Основой концепции обеспечения качества этой стадии можно сформировать так
: потребитель должен получить только годные изделия. Внедрение в жизнь
этой концепции привело уже в 20-е годы к тому, что численность
контролеров
в высокотехнологических
числа производственных рабочих. В рамках этой концепции повышения
качества всегда сопровождается рост затрат на его обеспечение, т.е. цели
повышения эффективности производства и повышения качества изделия
является
противоречивыми.
Стадия управления качеством.
В 20-х годах начали разрабатываться и внедраться статистические методы
контроля. Появились контрольные карты Шухарта и методы выборочного
контроля. Статистические методы дали в руки управленцев инструмент,
который позволил сосредоточить усилия не на то, как обнаружить и изъять
негодные изделия до их отгрузки покупателю, а на то, как увеличить выход
годных изделий в процессе производства.
Ядром концепции обеспечения качества на этой стадии стало : основная цель
– потребитель должен получать только годные изделия, т.е. изделия,
соответствующие стандартам; контроль продукции сохраняется как один из
важных методов обеспечения качества, но главные усилия следует
сосредоточить на управлении производственными процессами, обеспечивая
увеличение процента выхода годных изделий.
Увеличение качества продукции в 60-е годы превратилось в важный фактор
общественного производства, приобрело большое социальное значение. В то
же время росло понимание того, что каждый производственный процесс имеет
определенный предел выхода годных изделий и этот предел определяется не
процессом самим по себе, а системой, т.е. всей совокупностью деятельности
предприятия, организации труда, в которой этот процесс протекает. При
достижении этого предела с новой остротой действует то же противоречие,
что и на предыдущей стаии, т.е. цели повышения эффективности производства
и повышения
качества продукции являются противоречивыми.
Стадия
постоянного повышения
Начало стадии постоянного повышения качества связывают с работами
Деминга, Дглурамо. Они разработали программу, основной идеей которой была
основа качества продукции – это качество труда и качественный менеджмент
на всех уровнях, т.е. такая организация работы коллективов людей, когда
каждый работник получает удовольствие от своей работы. При этом программа
базировалась уже не на совершенствовании только производственных
процессов, а на совершенствовании системы в целом, на непосредственном
участии высшего руководства фирм в проблемах качества, обучение всех
сотрудников фирм сверху донизу основным методам обеспечения качества,
мотивации сотрудников на высокооплачиваемый труд.
Место концепции не допускает брака к потребителю и концепцию увеличения
выхода годных изделий заняла концепция “Ноль дефектов”. Можно
констатировать, что истина такой стадии обеспечения качества сложила
менеджмент качества в его современном понимании.
При этом противоречии между повышением качества и ростом эффективности
производства в его прежних формах было преодолено, применение новых идей
управления позволило одновременно повышать качество и снижать затраты на
производство.
Стадия планирования качества.
Эта стадия является логическим развитием идеи предыдущей стадии в
направлении более полного удовлетворения запросов потребителей и связана,
с одной стороны, развитием теории надежности планирования экспериментов,
и с другой стороны, с повсеместным внедрением вычислительной техники и
САПР в процесс разработки и изготовления изделия.
При этом основной концепцией стали :
1. теория, заключающаяся в том, что большая часть несоответствия
изделия закладывается на этапе разработки из-за недостаточного
качества проектных работ.
2. смещение
акцента работ по созданию
изделия с натуральных
опытных образцов на математическое моделирование свойств изделий, а
так же моделирование технологических процессов подготовления
изделий, что позволяет обнаружить и устранить конструкторские и
технологические несоответствия еще до начала этапа производства.
3. место концепции “Ноль дефектов” заняла концепция удовлетворенного
потребителя.
4. высокое
качество необходимо
цену, которая постоянно снижается, т.к. конкуренция на рынке очень
высока.
Философия Дглурамо коротко может быть представлена так :
- потери качества могут быть представлены как изменение
определенной цели;
- качество
должно быть определено в