Механизмы реализации государственной социальной политики на уровне муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:15, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования. Рассматриваемая в дипломном проекте проблема посвящена вопросам реализации государственной социальной политики в Российской Федерации, и само содержание этих вопросов создает актуальность дипломного проекта. Современная государственная социальная политика Российской Федерации является сферой осуществления важнейших функций государства по созданию условий, обеспечивающих каждому россиянину реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей. Можно наблюдать растущий интерес к реализации этой политики, к реализации различных социальных программ, как со стороны общественного мнения, так и со стороны руководства Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

главы.doc

— 560.00 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы исследования. Рассматриваемая в дипломном проекте проблема посвящена вопросам реализации государственной социальной политики в Российской Федерации, и само содержание этих вопросов создает актуальность дипломного проекта. Современная государственная социальная политика Российской Федерации является сферой осуществления важнейших функций государства по созданию условий, обеспечивающих каждому россиянину реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей. Можно наблюдать растущий интерес к реализации этой политики, к реализации различных социальных программ, как со стороны общественного мнения, так и со стороны руководства Российской Федерации.

     Провозглашение  в Конституции Российской Федерации  приоритета прав и свобод человека (в том числе и социальных прав) над другими направлениями государственной политики означает первенство во времени в осуществлении какой-либо деятельности, а также первенствующее положение. Вследствие этого решение насущных вопросов социальной политики, признаваемые обществом как наиболее настоятельные и неотложные, требуют первоочередного решения, особенно в условиях мирового экономического кризиса.

     Сегодня государство стремится больше внимания уделять проблемам социальной сферы, интересам отдельного человека и отдельной семьи, в связи с чем государственные (национальные) проекты, сформулированные Президентом Российской Федерации и реализуемые в действиях органов государственной власти и местного самоуправления в качестве особой концепции социально-экономического развития современной России, играют первоочередную роль в реформировании социальной сферы.

     Представляется, что Конституция Российской Федерации  в этом случае является гарантией  в реализации государственных (национальных) проектов, так как провозглашение в Основном Законе страны России в качестве социального государства накладывает на органы государственной власти и местного самоуправления определенные обязательства по признанию, соблюдению и защите социальных прав и свобод, законных интересов человека и гражданина.

     Социальная  политика в Российской Федерации  представляет собой систему принципов, целей, задач и средств, обеспечивающих социально-приемлемое и материально-допустимое положение общественных групп и  различных слоев населения, при котором они могут реализовывать личные интересы и различными видами деятельности способствовать собственному развитию и развитию общества в целом. Социальная политика осуществляется на основе интересов людей и представляет собой управление этими интересами. Она призвана устранять возникающие противоречия между несовпадающими интересами различных индивидуумов и социальных групп, и гармонизировать их с текущими и перспективными интересами всего общества в целом. Важнейшими задачами государственной социальной политики являются обеспечение целостности российского общества и государства, их устойчивости и одновременно динамичного развития, недопущение социальных конфликтов. Управление социальной сферой российского общества осуществляется на всех трех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями.

     Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики. Муниципальная социальная политика – это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Она выстраивается в русле государственной социальной политики и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.

     При этом следует учитывать то, что  местное самоуправление по природе  своей предназначено для удовлетворения социальных нужд населения, для решения вопросов местного значения. Отсутствие местного самоуправления ведет к тому, что этими местными социальными вопросами придется заниматься органам государственной власти, что они не всегда могут делать достаточно эффективно, как показывает существующий российский и зарубежный опыт. Из этого следует, что при выстраивании взаимоотношений с органами местного самоуправления органы государственной власти должны создать условия для осуществления социальной политики на уровне муниципального образования.

     Объектом исследования является государственная социальная политика на муниципальном уровне.

       Предметом исследования  выступают механизмы реализации государственной социальной политики на муниципальном уровне.

     Целью дипломного проекта является разработка предложений по совершенствованию механизмов реализации государственной социальной политики на уровне муниципального образования.

     Для достижения поставленной цели в дипломном  проекте решаются следующие задачи:

  • исследовать содержание и структуру управления социальной сферой на уровне муниципального образования;
  • охарактеризовать полномочия муниципальных организаций в осуществлении государственной социальной политики;
  • раскрыть содержание государственной социальной политики на муниципальном уровне;
  • дать характеристику социальному развитию Чувашской Республики на современном этапе;
  • проанализировать взаимодействие администрации Калининского района города Чебоксары с федеральными и региональными органами государственной власти в деле реализации государственной социальной политики;
  • охарактеризовать основные проблемы в реализации государственной социальной политики на муниципальном уровне;
  • предложить пути и способы совершенствования механизмов реализации государственной социальной политики на муниципальном уровне.

     При написании дипломного проекта нами были использованы федеральные и региональные нормативно-правовые акты, Стратегия социального развития Чувашской Республики до 2010 года, текущая документация и отчеты отдела социальной защиты населения Калининского района города Чебоксар.

     Теоретической основой исследования послужили  труды таких авторов как Н.С. Бондаря, Т.М. Бялкиной, В.И. Васильева, В.А. Козбаненко, О.Е. Кутафина, Б.И. Фадеева, Е.С. Шугриной и др.

     Научная новизна дипломного проекта обусловлена  постановкой проблемы и попыткой объективно и комплексно проанализировать механизмы реализации государственной социальной политики на муниципальном уровне в целях внесения предложений и практических рекомендаций, направленных на их совершенствование. 
 
 
 
 

Глава 1  Основы государственной социальной политики на муниципальном уровне в Российской Федерации на современном этапе. 

    Говоря  о социальных правах, нужно четко  представлять, что государство понимает под терминами «социальная политика», «социальная защита», «социальное  обеспечение».

    Социальная  политика - один из основных видов политики, конкретных действий, осуществляемых как на государственном, так и  на внегосударственном уровне, государственными и внегосударственными организациями. Социальная политика выступает как «целенаправленное воздействие государства, органов местного самоуправления, общественных организаций и предприятий на существующую систему общественных отношений с целью улучшения быта и труда широких слоев населения». Социальная политика государства подразумевает наличие социального обеспечения граждан.

    Социальное  обеспечение представляет собой  исторически сложившийся в человеческом обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных  потребностей людей, нуждающихся в  поддержке со стороны общества. Социальное обеспечение связано с такими понятиями, как «социальная защита населения», «социальная помощь» и «социальная поддержка».

    Социальная  защита - это система общественных отношений по обеспечению условий  для нормальной жизнедеятельности  населения. Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. Социальное обеспечение представляет собой один из блоков социальной защиты населения и имеет более узкие параметры действия. Оно сложилось как система защиты граждан от наступления жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или снижение дохода, либо повышенные расходы, малообеспеченность или бедность. Социальное обеспечение служит средством, с помощью которого реализуются цели социальной политики.

    Социальная  помощь - это такой блок социального  обеспечения, который охватывает предоставление денежных выплат, натуральных выдач  и (или) услуг семьям и гражданам, среднедушевой доход которых  ниже прожиточного минимума.

    Социальная поддержка как один из блоков социального обеспечения охватывает предоставление помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в помощи в связи с трудными жизненными обстоятельствами. 

1.1 Управление социальной  сферой на уровне муниципального образования.

      С середины 1990-х гг. в нашей стране наблюдается повышение интереса к проблемам эффективного управления развитием муниципальных образований, что связано с осуществлением политических и социально-экономических реформ, усилением роли муниципальных образований в развитии общества в целом.

За рубежом (в странах Европы и Америки) эта  проблематика возникла ранее, однако и там она относительно нова: современные концепции муниципального социально-экономического развития распространились в разных странах мира только в конце 1980-х гг. Причинами этого послужили:

      - обострение экономических и социальных  проблем во многих странах мира (вторая половина 1970-х гг. - время мирового экономического кризиса);

      - нарастание специфических городских проблем (рост урбанизации, социальные трансформации, усложнение городской инфраструктуры, изменение пространственной структуры);

      - усложнение механизмов управления  на местном уровне;

      - глобализация и, как следствие,  обострение межтерриториальной и международной конкуренции, в которую втянуты города как «фокусы» всех социально-экономических процессов1.

      Понятие «социально-экономическое развитие»  не может быть применено (в строгом смысле этого словосочетания) к каждому муниципальному образованию, хотя в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об общих принципах организации местного самоуправления)2 комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования (вне зависимости от его социально-экономического состояния) отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Под строгим смыслом словосочетания здесь понимается то, что экономические и социальные законы (законы развития общества) не есть в чистом виде проявления чьей-либо субъективной воли, а в основном отражают объективные экономические и социальные связи. С этой точки зрения не каждое муниципальное образование может реально осуществлять самостоятельное социально-экономическое развитие даже в том случае, когда этого требует федеральный закон. И речь здесь идет не о временных экономических трудностях или недостатках законодательства, не обеспечившего финансово-экономическую базу местного самоуправления, а о потенциальной возможности устойчивого социально-экономического развития муниципального образования в пределах существующих границ3.

Таким образом, комплексное социально-экономическое  развитие следует относить к компетенции тех муниципальных образований, которые являются самостоятельными городскими поселениями. Способность остальных муниципальных образований самостоятельно реализовывать собственные планы социально-экономического развития должна быть в каждом отдельном случае исследована дополнительно.

      Отсутствие  условий для самостоятельного осуществления  комплексного социально-экономического развития не означает отказ от местного самоуправления и возвращение к централизованному государственному руководству социально-экономическими процессами развития. Неспособность того или иного муниципального образования в настоящее время самостоятельно осуществлять комплексное социально-экономическое развитие объясняется тем, что за прошедший период сверхцентрализованной государственной экономики не была создана устойчивая экономическая база саморазвития соответствующего муниципального образования и, следовательно, необходимо эту базу создавать. Следовательно, экономический фактор наряду с процессом демократизации является определяющим в стратегии становления и развития местного самоуправления.

      Для поселений, и особенно для городов, самостоятельное комплексное социально-экономическое развитие исторически неизбежно; другими словами, города и другие компактные поселения, являющиеся муниципальными образованиями, «обречены» на развитие, и поэтому органы местного самоуправления этих городов обязаны (даже хотя бы с формальной точки зрения — обязаны законом) ставить задачу комплексного социально-экономического развития и решать ее под свою ответственность. Развитие поселений и выход их на качественно новый уровень - единственная альтернатива деградации и исчезновению в условиях сменившейся политической и экономической ситуации в нашей стране4.

      В Законе об общих принципах организации  местного самоуправления не раскрывается сущность понятия «комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования». Рассмотренные выше точки зрения и существующее законодательство дают основания дать следующее определение: под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различных областях жизни, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования - с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства.

Информация о работе Механизмы реализации государственной социальной политики на уровне муниципального образования