Механизмы реализации государственной социальной политики на уровне муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:15, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования. Рассматриваемая в дипломном проекте проблема посвящена вопросам реализации государственной социальной политики в Российской Федерации, и само содержание этих вопросов создает актуальность дипломного проекта. Современная государственная социальная политика Российской Федерации является сферой осуществления важнейших функций государства по созданию условий, обеспечивающих каждому россиянину реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей. Можно наблюдать растущий интерес к реализации этой политики, к реализации различных социальных программ, как со стороны общественного мнения, так и со стороны руководства Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

главы.doc

— 560.00 Кб (Скачать документ)

      Процессы занятости - важное условие хозяйственной деятельности людей. За счет этих процессов формируется большая часть доходов населения, закладываются основы материального благосостояния семей, реализуются важнейшие потребности и интересы индивидов и социальных групп.

      Субъектами  управления данными процессами на муниципальном  уровне выступают: администрация города (отдел по труду и социальным вопросам), профсоюзы, городской центр занятости, работодатели, объединения и союзы работодателей. Эффективному регулированию процессов занятости населения на муниципальном уровне могут способствовать соглашения о социальном партнерстве между администрацией города, работодателями и трудящимися в лице соответствующих органов профессиональных союзов.

      Приоритетными задачами политики занятости, формируемой в муниципальном образовании, могут быть:

      - содействие занятости выпускников  школ, средних и высших профессиональных учебных заведений;

      - повышение конкурентоспособности  рабочей силы (организация профессиональной  переподготовки и повышение квалификации занятого населения муниципального образования), развитие новых форм взаимодействия с работодателями, стимулирующих их к созданию новых рабочих мест;

      - осуществление информационной поддержки  людей, ищущих работу21.

      Цели, приоритеты, механизмы реализации стратегии социально-экономического развития города должны быть представлены в виде специальных программ занятости, разрабатываемых администрацией муниципального образования. Данные программы направлены на сохранение эффективно действующих, создание новых и ликвидацию устаревших рабочих мест, а также содействуют трудоустройству социально незащищенных групп населения.

      Один  из действенных механизмов реального  содействия занятости населения в городе - это организация общественных работ, которые не требуют предварительной профессиональной подготовки участвующих в них людей, имеют социально полезную направленность и организуются для обеспечения временной занятости безработных граждан. Финансирование общественных работ должно проводиться за счет средств организаций и предприятий, в которых они организуются.

      Общественные  работы могут касаться следующих  видов трудовой деятельности:

      - озеленения и благоустройства  территории города, развития лесопаркового хозяйства;

      - проведения общественно-культурных мероприятий (спортивных соревнований, народных гуляний и т.д.);

      - ухода за престарелыми, инвалидами, больными;

      - проведения сельскохозяйственных  работ, работ в лесном хозяйстве;

      - строительства автомобильных дорог  и т.д.

Важнейшим инструментом регулирования процессов занятости в городе должно быть стимулирование работодателей к созданию новых рабочих мест. Для этого следует применять: компенсацию затрат работодателей по созданию рабочих мест; льготный режим налогообложения;  льготные ставки па оплату коммунальных услуг и т.д.22

      Хорошо  зарекомендовавшей формой содействия занятости населения являются ярмарки вакансий. Цель данной акции - ознакомить население с «банком» вакансий, проконсультировать по вопросам трудового законодательства, помочь выбрать учебное заведение для профессиональной переподготовки. Ярмарки целесообразно проводить в известных жителям муниципального образования местах (кинотеатрах, дворцах культуры и т.п.).

      Для людей, нуждающихся в психологической  помощи, целесообразно иметь в городе службу психологической поддержки и профессиональной ориентации незанятых граждан. Основными направлениями деятельности данной службы могут стать:

      - психологическое консультирование  граждан, ищущих работу;

      - повышение конкурентоспособности незанятых граждан на рынке труда путем развития личностного потенциала;

      - психологическая реабилитация безработных;

      - профориентационная работа с  выпускниками школ города23.

      Субъектами  управления процессами формирования и  использования доходов населения, его социальной защиты и мобильности является на муниципальном уровне администрация города, центры социального обслуживания, муниципальные учреждения социальной защиты, отделы социальною обеспечения. Важнейшим инструментом по разработке и реализации стратегических решений в области формирования и использования доходов населения, социальной защиты и социального обеспечения служат муниципальные социальные программы (объектные и проблемные)24.

      Объектная социальная программа должна содержать  взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс мероприятий, направленных на улучшение положения конкретных социальных групп населения. Проблемная социальная программа должна быть нацелена на решение конкретных социальных проблем города. Данные программы, являясь типовыми документами, имеют фиксированную структуру, стандартизированный набор элементов, типовую процедуру формирования и реализации.

      Финансирование  городских социальных программ можно  осуществлять посредством муниципального заказа (за счет средств местного бюджета). Действующее законодательство предусматривает обязательность размещения муниципального заказа на основе открытого конкурса. Это позволит: повысить эффективность программ, направленных на решение наиболее острых проблем муниципального образования; обеспечить экономное расходование бюджетных средств, внебюджетных фондов, повысить эффективность их использования;  использовать дополнительные ресурсы за счет привлечения общественных объединений, некоммерческих и благотворительных организаций; привлечь частных инвесторов; гарантировать гласность и открытость (прозрачность) реализации социальных программ; развить конкуренцию и повысить качество предоставляемых услуг. Процесс размещения муниципального заказа регламентируется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

      Субъектами  управления образовательными процессами выступают управление образования администрации города, а также учреждения, организации и предприятия различных организационно-правовых форм, функционирующие в сфере образования. Функции муниципальных органов власти в области образования могут быть следующими: регулирование трудовых отношений в образовательных процессах, компетенций образовательных учреждений в развитии муниципального образования; разработка и реализация политики в области высшего и среднего образования на муниципальном уровне; производство общественно значимых образовательных услуг (государственные школы, вузы); субсидирование частных производителей образовательных услуг; субсидирование потребителей в сфере образования (льготные цены, кредиты, стипендии); покупка образовательных и научных услуг (государственные и муниципальные программы, заказы); реализация целевых образовательных программ на уровне муниципальных образований, районов города и отдельных групп местного населения; обеспечение социальных гарантий и защиты работников сферы муниципального образования25.

      Основные  приоритеты муниципальной политики в сфере образования таковы:

      - формирование личностно-ориентированной,  адаптивной образовательной среды;

      - развитие системы диагностирования  и коррекции индивидуальных особенностей интеллектуального, физического развития и профессиональной ориентации;

      - внедрение инновационных технологий  на всех уровнях образовательной системы;

      - рационализация сети образовательных  учреждений города, формирование единой кадровой политики и единого информационного пространства;

      - обеспечение гарантий доступности  образования для социально незащищенных  категорий населения;

      - обеспечение достойного уровня жизни для педагогов и работников сферы образования26.

      Процессами  культурного развития на муниципальном  уровне занимаются управление культуры в структуре администрации города, учреждения и организации, функционирующие в сфере культуры. Генеральная стратегическая цель субъектов управления данными процессами - обеспечить устойчивое сбалансированное развитие социально-культурных составляющих качества жизни населения, приумножить творческий потенциал людей. Данная цель может быть представлена системой стратегических задач, ориентированных на среднесрочную перспективу:

      - развитие культурного потенциала  муниципального образования на  основе использования духовных  традиций и эффективных образовательных технологий;

      - формирование творческого потенциала  жителей, создание условий для проявления массовых культурных и образовательных инициатив;

      - ориентация социально-культурной  политики на семью, обеспечение соответствующих социальных гарантий для детей и молодежи;

      - сохранение, реставрация и использование  памятников истории и культуры, уникальных историко-культурных и природных территорий, музейных и библиотечных фондов;

      - возрождение и развитие народных  художественных промыслов и ремесел;

      - поддержка молодых дарований  и культурных инноваций. 
Достичь поставленных целей социально-культурного развития можно с помощью разработки и реализации стратегии развития социально-культурного комплекса. Основным механизмом реализации данной стратегии должны быть комплексные, адресные и целевые программы, ориентированные на сбалансированное развитие отдельных составляющих социально-культурного комплекса27.

      Субъектами  управления процессами охраны здоровья населения выступают управление здравоохранения, коммерческие и некоммерческие организации здравоохранения. Коммерческие организации здравоохранения создаются в форме муниципальных унитарных предприятий, некоммерческие организации - в форме муниципальных учреждений, финансируемых за счет соответствующего бюджета.

      Стратегическими целями в области управления муниципальными процессами здравоохранения должны стать: улучшение здоровья населения города, уменьшение показателей смертности, увеличение показателей рождаемости; оказание медицинской помощи гражданам на территории муниципального образования; осуществление мероприятий по охране окружающей среды и надзору за санитарно-эпидемиологическим состоянием муниципального образования28.

      Чтобы в условиях острого дефицита бюджетных  средств обеспечить гарантированные права населения в области здравоохранения, требуется оптимально использовать имеющиеся ресурсы, поэтому наряду с государственными средствами необходимо привлекать и использовать:  внебюджетные средства; средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан; средства добровольного медицинского страхования;  благотворительные взносы и пожертвования.

     Важным  инструментом управления процессами здравоохранения  служит использование системы добровольного  страхования в качестве одного из источников финансирования здравоохранения. Это позволит: расширить возможности населения по выбору медицинского учреждения; при необходимости пользоваться более квалифицированной медицинской помощью; применять индивидуальный подход к клиенту. Не менее важным направлением развития здравоохранения является его постепенная коммерциализация, которая осуществляется посредством создания коммерческих медицинских центров при лечебно-профилактических учреждениях города. Данные медицинские центры могут функционировать совместно с медицинским факультетом ВУЗа, обладающим мощным научно-практическим потенциалом, и привлекать высококвалифицированных специалистов. Функционирование коммерческих медицинских центров должно осуществляться на основе договоров с лечебно-профилактическими учреждениями.

      Таким образом, государственная социальная политика в Российской Федерации представляет собой комплекс мер, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, направленных не только на поддержку социально обездоленных  и экономически нетрудоспособных слоев населения, но и на создание социальных благ и инфраструктуры, ориентированных на всех граждан Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Механизмы реализации государственной социальной политики на уровне муниципального образования