Механизмы реализации государственной социальной политики на уровне муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:15, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования. Рассматриваемая в дипломном проекте проблема посвящена вопросам реализации государственной социальной политики в Российской Федерации, и само содержание этих вопросов создает актуальность дипломного проекта. Современная государственная социальная политика Российской Федерации является сферой осуществления важнейших функций государства по созданию условий, обеспечивающих каждому россиянину реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей. Можно наблюдать растущий интерес к реализации этой политики, к реализации различных социальных программ, как со стороны общественного мнения, так и со стороны руководства Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

главы.doc

— 560.00 Кб (Скачать документ)

      Социально-экономическое  развитие муниципальных образований  отнесено к полномочиям местного самоуправления не случайно, так как человек должен удовлетворять свои потребности и нужды, получать социальную поддержку там, где он живет и работает. На этом уровне должны быть сосредоточены основные социальные гарантии государства населению, а также финансовые ресурсы, предназначенные для решения экономических и социальных проблем5.

      В данном направлении осуществляются следующие действия: утверждаются и  реализуются местные целевые  программы, даются муниципальные заказы, согласовываются формы участия  предприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаются договоры и т.д. 

Социальная  сфера является ключевым объектом контроля со стороны муниципальных властей, в первую очередь сталкивающихся с проблемами, проявившимися в этой сфере. Проблемное поле социальной сферы сосредоточено вокруг следующих направлений: уровень и качество социальной жизни (распределение социальной помощи, безработица, миграционная политика, занятость и т. д.); народное образование; здравоохранение; поддержание правопорядка, общественная безопасность и профилактика правонарушений; культурная политика.

      На  территории муниципального образования  учреждения социальной защиты обычно представлены такими институтами, как центры социального обслуживания, муниципальные учреждения социальной защиты, городские центры жилищных субсидий, отделы социального обеспечения (собесы), управления труда и занятости населения, биржи труда, благотворительные организации, дома ночного пребывания (ночлежки), центры общественных работ, приюты для детей и подростков, центры социальной реабилитации детей, инвалидов, спортсменов и пр.

      Социальная  сфера на территории муниципалитета включает в себя предприятия всех форм собственности, чья деятельность связана исключительно с удовлетворением первоочередных социальных потребностей населения, таких как охрана здоровья, образование детей и взрослых, безопасность, социальная реабилитация и защита малоимущих. На социальные нужды в Российской Федерации в настоящее время уходит около 18% ВВП6. Причем львиную долю расходов в этой сфере несет именно муниципальный уровень, где главным образом и сосредоточены объекты социальной сферы. Несмотря на то, что бюджетные отчисления на социальные нужды являются целевыми и не подлежат секвестрованию, средств не хватает даже па реализацию первоочередных целей. Все это требует от местных органов власти искусства изыскания дополнительных возможностей в решении повседневных социальных задач.

      К основным задачам управления социальной сферой относятся: поддержка и развитие образовательных учреждений на территории муниципалитета; разработка программ общественной занятости и развитие сети общественных работ; распределение социальной помощи малоимущим и инвалидам; оказание медицинских услуг населению через механизм социального страхования и создание сети муниципальных медицинских 
учреждений (стационаров, поликлиник, больниц и профилакториев); подготовка и проведение культмассовых мероприятий, праздников и карнавалов; проведение мероприятий санитарно-гигиенического, экологического назначения, поддержка мест массовых захоронений и пр.

Ключом  к проведению социальной политики муниципалитета является разработка механизма, позволяющего осуществлять социальное управление не только через предоставление дотаций нуждающимся, но и через выработку организационных условий для повышения населением производительности собственного труда, доходов, активизации режима самозанятости и вторичной занятости трудоспособных граждан.

      Организационной трудностью в управлении социальной сферой на муниципальном уровне является то, что средства на социальные нужды главным образом сконцентрированы во внебюджетных фондах занятости, пенсионном, социального и медицинского страхования. В них сосредоточено 40 % всех поступающих по этим каналам средств. Другая часть (60 %) финансируется государством, равномерно распределяясь между различными бюджетными уровнями7. Режим управления социальной сферой задается с помощью государственных социальных стандартов, главными из которых являются: показатель прожиточного минимума, потребительская корзина, минимальная заработная плата и пенсия; минимальная часовая оплата труда и др.

      Наступившая в последние годы стабилизация структуры  предприятий по формам собственности (государственная, муниципальная, частная) требует обстоятельного анализа развития предприятий по всем этим группам.

Все эти  тенденции сформировали ряд сложнейших проблем перед государственными институтами, призванными отслеживать  и прогнозировать последствия от реализации этих тенденций. Следует обозначить хотя бы некоторые из этих проблем.

Во-первых, динамика изменений, происходящих в  институциональной структуре российского общества, не позволяет оперативно отражать количественные параметры этих изменений. Во-вторых, эффективный статистический контроль возможен лишь при организованном и надежном отображении сложившихся в обществе тенденций, поддерживаемом посредством постоянно действующего мониторинга. Существующая финансовая база органов Госкомстата не предоставляет такой возможности. В-третьих, сложившаяся схема статистической отчетности предприятий недостаточна в отношении к происходящим в российском обществе изменениям, связанным, главным образом, с изменением самой структуры общества, перераспределением его экономической и социальной базы, политическими тенденциями и т. д.

     Социальные  управляемые объекты (объекты, как  принято говорить, социальных услуг  либо социального обслуживания) осуществляют деятельность, направленную на сохранение жизни и здоровья человека, его  физическое развитие, организацию дошкольного и специального трудового воспитания, на создание коммунальных, торговых и бытовых условий, обеспечение коммуникациями и поддержание других важных взаимосвязей, в которых выражается процесс воспроизводства и общения человека. В совокупности они образуют сложную и очень важную сферу муниципального образования, в рамках которой происходит как потребление материальных и социальных продуктов и условий, так и одновременное воспроизводство человека. Социальные управляемые объекты тесно связаны с экономическими управляемыми объектами, основываются на продуктах (результатах) их деятельности и их потребления. Вместе с тем их деятельность имеет и самостоятельное проявление, заключающееся в оказании разного рода жизненно необходимых услуг. Муниципальная политика в социальной сфере, прежде всего, должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в частности: улучшение состояния окружающей среды; удержание на социально безопасном уровне безработицы; поддержку населения живущего ниже уровня прожиточного минимума. 

1.2 Содержание государственной  социальной политики  на муниципальном  уровне.

     Социальная  защита представляет собой систему  законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех формах. Социальная поддержка - это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных социально уязвимых категорий граждан.

     Социальная  защита и поддержка граждан являются прерогативой государства. Федеральный  закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»8 (далее по тексту – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) года относит к компетенции муниципальных районов и городских округов в данной сфере только опеку и попечительство, а к компетенции поселений - оказание содействия в установлении опеки и попечительства над нуждающимися в них жителями поселения. Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. Как наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут выполнять функции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения (рис. 1).

                      ┌────────────────────────────┐

                      │ Формы социальной поддержки │

                      └────────────┬───────────────┘

     ┌─────────────┬───────────────┴──┬─────────────┬────────────

┌────┴───┐┌────────┴───────┐┌─────────┴─────┐┌──────┴──────┐┌────┴──────┐

│Денежные││    Помощь в    ││Льготы (скидки)││   Субсидии  ││Компенсации│

│пособия  ││  натуральной   ││   при оплате  ││   (целевые  ││(возмещение│

│        ││форме (продукты,││   ряда услуг  ││ средства для││ некоторых │

│        ││    одежда)     ││               ││оплаты услуг)││ расходов) │

└────────┘└────────────────┘└───────────────┘└─────────────┘└───────────┘ 

     Рис. 1. Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения

     Муниципальная политика в области социальной защиты и поддержки населения представляет собой реализацию собственных и  переданных (федеральных и региональных) государственных полномочий по организации комплекса мероприятий, направленных на предотвращение попадания отдельных уязвимых групп населения и граждан в зону крайнего социального неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам населения и отдельным гражданам.

     К основным критериям для оказания социальной поддержки отдельным  категориям граждан на муниципальном  уровне относятся следующие: 1. Низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) ниже определенного законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается в социальной поддержке. Нормативное значение душевого дохода определяется ценой потребительского набора, характеризующего прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи (или одиноко проживающего гражданина) для данного периода развития общества. Состав, структура и стоимость этого набора меняются в соответствии с изменениями общепринятых жизненных стандартов; 2. Нетрудоспособность, следствием которой является невозможность самообслуживания; 3. Утрата жилища и имущества (рис. 2).

   

        ┌───────────────────────────────────────────────────────┐

        │ Категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке │

        └─────────────────────────┬─────────────────────────────┘

            ┌──────────────────┬──┴─────────────────────┐

┌───────────┴──────────┐  ┌─────┴────┐ ┌─────────────────┴───────────────┐

│   Нетрудоспособные   │ │Малоимущие│ │Попавшие в экстремальные ситуации│

└┬─────────────────────┘  └──────────┘ └┬────────────────────────────────┘

 │  ┌───────────────────┐               │ ┌──────────────────────────────┐

 ├─┤    Пенсионеры     │               ├─┤          Безработные         │

 │  └───────────────────┘               │ └──────────────────────────────┘

 │  ┌───────────────────┐               │ ┌──────────────────────────────┐

 ├─┤     Инвалиды      │               ├─┤    Беженцы и переселенцы     │

 │  └───────────────────┘               │ └──────────────────────────────┘

 │  ┌───────────────────┐               │ ┌──────────────────────────────┐

 ├─┤       Дети        │               │ │   Без определенного  места    │

 │  └───────────────────┘               ├─┤          жительства          │

 │  ┌───────────────────┐               │ └──────────────────────────────┘

 │  │    Граждане,      │               │ ┌──────────────────────────────┐

 │  │  находящиеся на   │               │ │Пострадавшие при чрезвычайных  │

Информация о работе Механизмы реализации государственной социальной политики на уровне муниципального образования