Механизмы реализации государственной социальной политики на уровне муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:15, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования. Рассматриваемая в дипломном проекте проблема посвящена вопросам реализации государственной социальной политики в Российской Федерации, и само содержание этих вопросов создает актуальность дипломного проекта. Современная государственная социальная политика Российской Федерации является сферой осуществления важнейших функций государства по созданию условий, обеспечивающих каждому россиянину реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей. Можно наблюдать растущий интерес к реализации этой политики, к реализации различных социальных программ, как со стороны общественного мнения, так и со стороны руководства Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

главы.doc

— 560.00 Кб (Скачать документ)

     Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, развитие муниципального сектора социального обслуживания на подведомственных территориях, а также обеспечивают контроль соблюдения государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания. Они предоставляют муниципальным учреждениям помещения для организации социального обслуживания, а также выделяют площади для создания специализированных производств для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста.

     Социальное  обслуживание осуществляется соответствующими учреждениями бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание предоставляется  в объемах, определяемых региональными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги оказываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

     Согласно  Федеральному закону от 10 декабря 2005 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об основах социального обслуживания)12, для учреждений социального обслуживания - как муниципальных, так и иных - предусмотрен льготный режим налогообложения в порядке, установленном законодательством о налогообложении.

     Финансирование  муниципального сектора системы  социального обслуживания осуществляется за счет субвенций из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов  Российской Федерации, направленных в  муниципальный бюджет на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату гарантированных государством социальных услуг, включенных в федеральные и региональные перечни. Размер субвенций определятся ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. Муниципальные образования вправе направлять на эти цели дополнительные средства из местных бюджетов.

     В современном законодательстве наблюдается  тенденция к передаче исполнения функций социального обслуживания с муниципального уровня на уровень  субъектов Российской Федерации. Последствия этого неоднозначны. С одной стороны, передача функций социального обслуживания субъектам Российской Федерации делает эту систему менее зависимой от конкретной ситуации в каждом муниципальном образовании. С другой стороны, сокращается активность местных сообществ в решении социальных проблем, снижается эффективность реагирования на разнообразные интересы и устремления местных сообществ, отдельных граждан в области социальной защиты. Может снизиться качество и компетентность руководства социальными процессами, эффект использования адресного подхода к оказанию социальной помощи и обслуживания, гибкость и эффективное реагирование на требования, формулируемые характером переходного этапа в стране.

     Уровень социальной защищенности граждан - один из главных показателей цивилизованности общества. В Чувашии особое внимание уделяется заботе о гражданах пожилого возраста, инвалидах, семьях с детьми, повышению уровня жизни населения, так как социальная  защищенность граждан – одна из приоритетных задач деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. 
 
 

1.3 Полномочия муниципальных органов в осуществлении государственной социальной политики

     Рассмотрим  направления социально-экономического развития муниципального образования на примере развития города, как наиболее развитой социально-экономической системы. Более мелкие системы могут включать эти направления только частично. Приоритетными направлениями по реализации концепции социально-экономического развития города являются13:

      - повышение эффективности функционирования экономики муниципального образования, увеличение на этой основе доходной части местного бюджета, необходимого для решения социальных проблем;

      - удовлетворение потребностей народного  хозяйства за счет высококачественной продукции предприятий, ликвидация диспропорций в развитии отраслей материального производства;

      - комплексное развитие инфраструктуры  города на основе использования современной архитектуры, строительства коммуникаций, коммунального хозяйства;

      - развитие общественного пассажирского транспорта;

      - повышение уровня и качества  жизни населения муниципального  образования, в том числе за  счет формирования благоприятных  экологических, политических, правовых гарантий;

      - обеспечение полной и продуктивной  занятости в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями населения, улучшение динамики социально-профессиональной мобильности населения муниципального образования;

      - повышение уровня доходов малообеспеченных  слоев населения города;

- обеспечение доступности форм и методов предоставления образования, оказание поддержки образовательным учреждениям с учетом приоритетных потребностей территориального развития;

      - создание условий для социального  и культурного становления и  развития молодежи города;

      - соблюдение конституционных гарантий  по оказанию медицинской помощи  и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических  условий жизнедеятельности населения муниципального образования;

      - создание гарантий защиты жизни,  имущественных прав граждан, обеспечение общественной безопасности и охрана правопорядка14.

Все описанные  ниже элементы модели управления социально-экономическими процессами составляют определенную целостность, являются составными частями системы стратегического управления указанными процессами и находятся во взаимосвязи друг с другом. Так, изменение целей системы приведет к трансформации концептуально-инструментальной подсистемы, эволюция концепций и инструментов повлечет за собой модификацию организационно-функциональных механизмов и информационных ресурсов. Поэтому управление социально-экономическими процессами должно осуществляться системно, путем мониторинга изменений, происходящих в разных компонентах модели, с учетом того, как изменения одной составной части модели отразятся на других ее составляющих15.

      Инструменты и механизмы управления социально-экономическим  развитием муниципального образования  стоит рассмотреть применительно к каждому объекту управления.

      Субъектами  управления процессами развития промышленного  производства на муниципальном уровне являются комитет по экономическому развитию и промышленности и финансовое управление данного города. Главная цель развития производственной сферы муниципального образования - наращивание производственного потенциала, его реструктуризация и адаптация к постоянно изменяющимся условиям хозяйствования. В связи с этим необходимо создать для городских предприятий условия, предполагающие сбалансированность объемов потребления энергоресурсов, численности персонала, размеров производственных площадей, объемов производства и сбыта продукции; следует также внедрять высокие технологии производства конкурентоспособной продукции, создавать новые рабочие места за счет освоения предприятиями новой и импортозамещающей продукции.

      Муниципальные органы управления располагают определенными возможностями для косвенного воздействия на развитие промышленности в целом и отдельных предприятий, в частности путем:

      - предоставления налоговых льгот  по отчислениям в муниципальный бюджет - для активизации инвестиционной политики предприятий, направленной на внедрение высоких технологий и обновление основных фондов;

      - создания рыночной инфраструктуры, способной оказывать качественные маркетинговые консультационные, аудиторские, страховые, правовые, информационные услуги.

      Для развития промышленного комплекса  муниципальные органы власти должны способствовать его реструктуризации путем:

      - освобождения предприятий от  объектов социальной, инженер 
ной инфраструктуры, не соответствующих профилю деятельности этих предприятий;

      - закрытия и ликвидации убыточных  производств;

      - реализации программ антикризисного  управления и финансового оздоровления конкретных предприятий

      - экономической интеграции предприятий,  создания холдингов и вертикально-интегрированных  компаний, сотрудничающих с инновационными фирмами16.

      Чтобы рационально и эффективно использовать незагруженные производственные площади  муниципальных предприятий, местные  органы власти могут:

      - создавать на базе производственных  площадок центры бизнеса, выставочные  залы, фирмы, офисы;

      - расширять муниципальное складское  хозяйство17.

      Указанные действия будут способствовать сближению  экономических интересов бизнеса и муниципальной власти.

      Развитием транспорта и связи в муниципальном  образовании занимается управление строительства, транспорта и связи или аналогичные подразделения.Для усовершенствования процессов связи на территории муниципального образования необходима массовая компьютеризация рабочих мест, внедрение сетевых технологий, создание новых разветвленных каналов связи и увеличение пропускной способности существующих. Развитие каналов связи и транспортных маршрутов существенно расширяет возможности товаропроизводителей, оказывает непосредственное влияние на экономику города, способствует развитию бизнеса.

      В сфере транспорта первоочередной мерой должна быть разработка и реализация целевой комплексной программы по развитию транспортного комплекса муниципального образования. Финансирование данной программы может осуществляться за счет введения штрафных санкций, связанных с загрязнением автотранспортом внешней среды, введения платной парковки, организации муниципальных автостоянок и центров обслуживания автомобилей.

      Отдел строительства администрации города курирует процессы развития строительного  комплекса в рамках данного муниципального образования. В современных условиях увеличение объемов строительства возможно при ориентации на новые виды строительных материалов и конструкций18.

      Муниципальные органы власти должны способствовать:

      - применению современных технологий, позволяющих снижать материалоемкость, трудоемкость строительства;

      - привлечению индивидуальных проектов, учитывающих местные климатические,  природные особенности и обеспечивающих  высокое качество строительных объектов;

      - использованию технологичных, современных строительных материалов.

      За  формирование финансового потенциала муниципального образования отвечает финансовое управление города. Его деятельность должна быть ориентирована на решение следующих задач:

      - разработку целей и обоснование  направлений укрепления финансовых основ местного самоуправления;

      - формирование комплекса мер по  обеспечению финансовой базы, достаточной  для решения проблем социально-экономического  развития муниципального образования: выбор и обоснование системы финансовых регуляторов; организацию системы контроля над движением ресурсов, составляющих финансовую базу местного самоуправления19.

Рационально используя местный социально-экономический  потенциал, органы муниципального управления могут получать финансовые средства путем коммерциализации деятельности муниципальных предприятий, а также путем осуществления эффективной политики по аренде нежилых помещений и т.д.

      Одна  из основ укрепления финансовой базы муниципального управления - рациональная налоговая политика на местах. Так, гибкая налоговая политика будет способствовать деловой активности предприятий, предпринимателей муниципального образования, привлекать дополнительные финансовые ресурсы в муниципальный бюджет20. Укрепление финансовой базы муниципальных образований может происходить и за счет эффективного взаимодействия органов муниципального управления с другими организациями, участвующими в реализации местной финансовой политики (специализированными муниципальными банками и т.д.). Для этого необходимо создавать бизнес-центры при соучредительстве муниципальных органов власти. Такие центры, действующие как акционерные общества, занимаются поиском источников финансирования, обеспечивают реализацию инвестиционной политики на территории муниципального образования.

Информация о работе Механизмы реализации государственной социальной политики на уровне муниципального образования