Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:15, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Рассматриваемая в дипломном проекте проблема посвящена вопросам реализации государственной социальной политики в Российской Федерации, и само содержание этих вопросов создает актуальность дипломного проекта. Современная государственная социальная политика Российской Федерации является сферой осуществления важнейших функций государства по созданию условий, обеспечивающих каждому россиянину реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей. Можно наблюдать растущий интерес к реализации этой политики, к реализации различных социальных программ, как со стороны общественного мнения, так и со стороны руководства Российской Федерации.
└─┤ попечении │ │ │ситуациях (пожары, наводнения,│
│
государства (в │
└─┤ землетрясения,
│домах престарелых, │ │ воздействие и др.) │
│инвалидов
и т.д.) │
└─────────────────────────────
└───────────────────┘
Рис. 2. Категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке
Для каждой из перечисленных категорий государством разрабатываются специфические программы социальной защиты, а на местном уровне - программы социальной поддержки.
Социальная защита и поддержка населения эффективны при применении программного подхода. Можно выделить два вида программ: объектные (рассчитанные на определенную социальную группу населения) и проблемные (рассчитанные на решение какой-то социальной проблемы, например ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС).
Для
реализации муниципальной политики
в сфере социальной поддержки
населения в муниципальных
┌─────────────────────────────
│Субъекты социальной защиты населения│
│ в муниципальном образовании │
└────┬────────────────────────
▼ ▼
┌─────────────────────────────
│ Органы управления │ │ Учреждения социального │
│ социальным обслуживанием │ │ обслуживания │
└┬────────────────────────────
│
┌─────────────────────────────
├─►│Отделы пенсионного обеспечения│ ├─►│Муниципальные центры│
│
└─────────────────────────────
│
┌─────────────────────────────
├─►│Отделы
по выплате социальных│ │
┌─────────────────────────────
│
│пособий
│ ├─►│Социально-
│
└─────────────────────────────
│
┌─────────────────────────────
├─►│Отделы
материнства и детства │
│ ┌──────────────────────────
│
└─────────────────────────────
│
┌─────────────────────────────
└─►│Отделы
по делам ветеранов и│
│ │помощи населению
│инвалидов и др.
│ │ └───────────────────────
└─────────────────────────────
└─────────────────────────────
Рис. 3. Субъекты
социальной поддержки населения
в муниципальном
Основную организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг осуществляют муниципальные центры социального обслуживания. Они призваны выявлять граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, определять необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивать их предоставление. При муниципальных центрах могут создаваться цеха, производственные мастерские, подсобные хозяйства, магазины, торгующие по льготным ценам, и т.д.
Муниципальные службы пенсионного обеспечения создаются в случае принятия решений органов местного самоуправления о выплате муниципальных пенсий
Ниже рассмотрены основные направления деятельности муниципальных органов управления и учреждений социальной защиты населения.
Федеральный перечень социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, включает:
- услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания (материально-бытовые услуги, услуги по организации питания, быта, досуга, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, правовые услуги и т.п.);
- услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию (услуги по организации питания, быта и досуга, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, содействие в трудоустройстве и т.п.).
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. При этом социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту – Закон о ветеранах)9 и от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о социальной защите инвалидов)10 органы местного самоуправления:
-
определяют условия
-
определяют условия
-
бесплатно предоставляют жилые
помещения в муниципальном
-
обеспечивают реализацию
Инвалиды освобождаются от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании. Они имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Органы местного самоуправления с участием общественных объединений инвалидов определяют порядок и основания социально-бытового обслуживания инвалидов.
Деятельность
органов местного самоуправления в
этой сфере предполагает их участие
в решении следующих
-
обеспечение условий для
-
улучшение охраны здоровья
- увеличение помощи семье в воспитании детей;
- содействие обеспечению равных прав женщин на рынке труда;
-
поддержка деятельности
-
развитие сети дошкольных и
внешкольных учреждений, учреждений
социального обслуживания, доступных
для всех типов семей;
Органы местного самоуправления:
- стимулируют развитие сети дошкольных учреждений различных форм собственности, а также внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей;
-
создают органы опеки и
-
исходя из установленных норм
материального обеспечения
-
осуществляют необходимые
- обеспечивают детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющихся сиротами или лишенных попечительства родителей, по достижении 18 лет жилыми помещениями вне очереди по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору.
В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления11 все перечисленные функции (за исключением опеки и попечительства) следует рассматривать как государственные полномочия. К их числу относятся лица без определенного места жительства, беженцы и вынужденные переселенцы, семьи, лишившиеся кормильца, погорельцы и другие граждане, нуждающиеся в срочной социальной помощи. Для ее осуществления в муниципальных образованиях создаются отделения срочной социальной помощи.
Услуги отделений или муниципальных центров социального обслуживания включают в себя оказание разовых услуг остро нуждающимся гражданам, содействие в предоставлении временного жилого помещения, обеспечение одеждой, обувью, оказание материальной помощи и т.п.
Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях, т.е. в отделениях дневного (ночного) пребывания, в том числе для лиц без определенного места жительства, могут включать услуги по организации питания, быта, досуга, социально-медицинские услуги и т.п.