Механизмы реализации государственной социальной политики на уровне муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:15, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования. Рассматриваемая в дипломном проекте проблема посвящена вопросам реализации государственной социальной политики в Российской Федерации, и само содержание этих вопросов создает актуальность дипломного проекта. Современная государственная социальная политика Российской Федерации является сферой осуществления важнейших функций государства по созданию условий, обеспечивающих каждому россиянину реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей. Можно наблюдать растущий интерес к реализации этой политики, к реализации различных социальных программ, как со стороны общественного мнения, так и со стороны руководства Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

главы.doc

— 560.00 Кб (Скачать документ)

 └─┤    попечении      │               │ │ситуациях (пожары, наводнения,│

   │   государства (в   │               └─┤ землетрясения, радиационное  │

   │домах  престарелых, │                 │      воздействие и  др.)      │

   │инвалидов  и т.д.)  │                 └──────────────────────────────┘

   └───────────────────┘ 

Рис. 2. Категории  граждан, нуждающихся в социальной поддержке

     Для каждой из перечисленных категорий  государством разрабатываются специфические  программы социальной защиты, а на местном уровне - программы социальной поддержки.

     Социальная  защита и поддержка населения  эффективны при применении программного подхода. Можно выделить два вида программ: объектные (рассчитанные на определенную социальную группу населения) и проблемные (рассчитанные на решение  какой-то социальной проблемы, например ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС).

     Для реализации муниципальной политики в сфере социальной поддержки  населения в муниципальных образованиях создаются различные учреждения социального обслуживания, а в  структуре местных администраций - органы (отделы, комитеты, департаменты) социальной защиты. Структура этих органов и учреждений зависит от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, наличия необходимых специалистов (рис. 3).

     

                  ┌────────────────────────────────────┐

                 │Субъекты социальной защиты населения│

                  │    в муниципальном образовании     │

                  └────┬──────────────────────────┬────┘

                       ▼                          ▼

┌──────────────────────────────────┐  ┌──────────────────────────────────┐

│         Органы управления        │ │        Учреждения социального    │

│    социальным обслуживанием      │ │            обслуживания          │

└┬─────────────────────────────────┘ └┬─────────────────────────────────┘

 │   ┌──────────────────────────────┐  │  ┌──────────────────────────────┐

 ├─►│Отделы  пенсионного обеспечения│  ├─►│Муниципальные           центры│

 │   └──────────────────────────────┘  │  │социального обслуживания      │

 │   ┌──────────────────────────────┐  │  └──────────────────────────────┘

 ├─►│Отделы  по  выплате социальных│  │   ┌──────────────────────────────┐

 │   │пособий                       │  ├─►│Социально-реабилитационные    │

 │   └──────────────────────────────┘  │  │центры для несовершеннолетних  │

 │   ┌──────────────────────────────┐  │  └──────────────────────────────┘

 ├─►│Отделы  материнства и детства  │   │  ┌──────────────────────────────┐

 │   └──────────────────────────────┘  ├─►│Центры                        │

 │   ┌──────────────────────────────┐  │  │психолого-педагогической      │

 └─►│Отделы  по  делам  ветеранов  и│  │  │помощи населению              │

    │инвалидов и др.               │  │  └──────────────────────────────┘

    └──────────────────────────────┘  │  ┌──────────────────────────────┐

                                      └─►│Стационарные        учреждения│

                                         │социального обслуживания и  др.│

                                         └──────────────────────────────┘ 

Рис. 3. Субъекты социальной поддержки населения  в муниципальном                                образовании 

     Основную  организационную, практическую и координационную  деятельность по оказанию различных  видов социальных услуг осуществляют муниципальные центры социального обслуживания. Они призваны выявлять граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, определять необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивать их предоставление. При муниципальных центрах могут создаваться цеха, производственные мастерские, подсобные хозяйства, магазины, торгующие по льготным ценам, и т.д.

     Муниципальные службы пенсионного обеспечения  создаются в случае принятия решений  органов местного самоуправления о  выплате муниципальных пенсий

     Ниже  рассмотрены основные направления  деятельности муниципальных органов  управления и учреждений социальной защиты населения.

     Федеральный перечень социальных услуг, предоставляемых  гражданам пожилого возраста и инвалидам, включает:

     - услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания (материально-бытовые услуги, услуги по организации питания, быта, досуга, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, правовые услуги и т.п.);

     - услуги, предоставляемые на дому  гражданам пожилого возраста  и инвалидам, нуждающимся в  посторонней помощи вследствие  частичной утраты способности  к самообслуживанию (услуги по  организации питания, быта и досуга, социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, содействие в трудоустройстве и т.п.).

     Социальное  обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению  органов социальной защиты населения  в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. При этом социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных законом.

     В соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее  по тексту – Закон о ветеранах)9 и от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о социальной защите инвалидов)10 органы местного самоуправления:

     - определяют условия капитального  ремонта жилых помещений, принадлежащих  инвалидам Великой Отечественной  войны, за счет средств местных бюджетов;

     - определяют условия первоочередного  получения местных строительных  материалов инвалидами Великой  Отечественной войны для жилищного  строительства;

     - бесплатно предоставляют жилые  помещения в муниципальном жилищном  фонде в первую очередь инвалидам Великой Отечественной войны (инвалидам войны I группы вне очереди);

     - обеспечивают реализацию других  мер социальной поддержки инвалидов  Великой Отечественной войны  и инвалидов боевых действий  на территориях других государств, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств и других групп ветеранов.

     Инвалиды  освобождаются от арендной платы  за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся  в их личном пользовании. Они имеют  право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Органы местного самоуправления с участием общественных объединений инвалидов определяют порядок и основания социально-бытового обслуживания инвалидов.

     Деятельность  органов местного самоуправления в  этой сфере предполагает их участие  в решении следующих государственных  задач:

     - обеспечение условий для преодоления  негативных тенденций и стабилизации  материального положения семей, увеличение помощи малоимущим семьям;

     - улучшение охраны здоровья семьи;

     - увеличение помощи семье в  воспитании детей;

     - содействие обеспечению равных  прав женщин на рынке труда;

     - поддержка деятельности женских,  молодежных, детских общественных организаций;

     - развитие сети дошкольных и  внешкольных учреждений, учреждений  социального обслуживания, доступных  для всех типов семей; поддержка  детей, находящихся в особо  трудных обстоятельствах.

     Органы  местного самоуправления:

     - стимулируют развитие сети дошкольных учреждений различных форм собственности, а также внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей;

     - создают органы опеки и попечительства, устанавливают опеку и попечительство;

     - исходя из установленных норм  материального обеспечения выделяют на приемного ребенка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе. Денежные средства выделяются приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату бытового обслуживания. Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения;

     - осуществляют необходимые организационные  меры, обеспечивающие предоставление  льгот семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства;

     - обеспечивают детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющихся сиротами или лишенных попечительства родителей, по достижении 18 лет жилыми помещениями вне очереди по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору.

     В соответствии с Законом об общих  принципах организации местного самоуправления11 все перечисленные функции (за исключением опеки и попечительства) следует рассматривать как государственные полномочия. К их числу относятся лица без определенного места жительства, беженцы и вынужденные переселенцы, семьи, лишившиеся кормильца, погорельцы и другие граждане, нуждающиеся в срочной социальной помощи. Для ее осуществления в муниципальных образованиях создаются отделения срочной социальной помощи.

     Услуги отделений или муниципальных центров социального обслуживания включают в себя оказание разовых услуг остро нуждающимся гражданам, содействие в предоставлении временного жилого помещения, обеспечение одеждой, обувью, оказание материальной помощи и т.п.

     Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях, т.е. в отделениях дневного (ночного) пребывания, в том числе для лиц без определенного места жительства, могут включать услуги по организации питания, быта, досуга, социально-медицинские услуги и т.п.

Информация о работе Механизмы реализации государственной социальной политики на уровне муниципального образования