Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:44, дипломная работа
Актуальность темы настоящего исследования вызвана как необходимостью преодоления негативных социальных последствий смены социально-экономической формации и связанных с этой сменой изменениями в требованиях к работе органов муниципальной власти, а следовательно изменениями в требованиях к муниципальным служащим, так и необходимостью теоретического рассмотрения и осмысления принципов и подходов к вопросам методологии формирования технологической составляющей кадровой работы в администрациях муниципальных образований. Это требует сочетания системного и комплексного подходов к вопросам подготовки, подбора и обучения муниципальных служащих.
Программа развития кадров может стать эффективным средством организации планомерной кадровой работы только в случае постоянного совершенствования и корректировки в соответствии с требованиями политической, экономической и культурной жизни общества. Современная практика хозяйствования все нагляднее подтверждает вывод о том, что усложнение задач социально-экономического развития, ускорение темпов научно-технического прогресса, реализация демократических реформ ведут к увеличению объема работы в области кадров, ее усложнению. От того, насколько квалифицированно и ответственно она выполняется, все в большей степени зависят темпы развития отечественной экономики, решение социальных задач современного общества.
Учитывая
современные условия социально-
В реализации задач кадровой политики важнейшую роль играют кадры управления, поскольку они являются основными проводниками государственной экономической и социальной политики. Работа с кадрами – ответственный участок управления, поэтому она стала одной из важнейших форм государственного руководств развитием экономики и социально-культурной сферы.
Поскольку кадры есть важнейшая составляющая системы управления, соответственно и проблема кадров – составляющая научных основ управления, прея де всего государственного управления. При этом в теории и практике государственного управления в качестве обособленной можно выделить проблем системного и комплексного подхода к работе с кадрами, поскольку в этом случае речь идет о взаимосвязанных и скоординированных мерах в области работ с кадрами.
Проблема обеспечения МСУ квалифицированными кадрами - одно из самых узких мест реформы МСУ. Слабое кадровое обеспечение органов МСУ и низкая профессиональная компетентность муниципальных чиновников и депутатов местных советов могут свети на нет (и практически всегда сводят) все преимущества, всю привлекательность территории МО, все материальные и финансовые возможности этой территории.
Организация
и деятельность кадров для органов
МСУ (муниципальной службы) регулируются
Федеральным Законом «Об
Приведем конкретные примеры. В законе о муниципальной службе Калиниградской области говорится, что для поступления на работу (муниципальным служащим) специальное образование не является обязательным, люди с таким образованием не пользуются никакими преимуществами их принимают на общих основаниях. В законе не предусматривается право на переобучение и переподготовку муниципальных служащих.9
В условиях динамично развивающегося местного самоуправления, его встраивания в единую вертикаль власти, изменения отдельных его функций, особое значение приобретает качество и статус муниципальной службы, а также самого муниципального служащего как субъекта, наделенного властными полномочиями. В государствах с неустоявшейся системой организации муниципальной службы, при дефиците служащих, способных выполнять новые задачи, которые возникают при смене политико-экономического режима проблема энергичной подготовки аппарата служащих, взращивания нового поколения чиновников – профессионалов становится актуальной как в практическом отношении, так и в теоретико-методологическом плане.
Здесь необходимо говорить о ценностном и целевом единстве государственной и муниципальной службы. Сегодня много приходится слышать об изменениях, коснувшихся государственной службы, о значимости административной реформы, проводимой сегодня в России. Действительно, принятые законы в сфере государственной службы, модернизация государственного аппарата, так часто упоминаемая в посланиях президента, имеют для страны в целом, и государственной власти в частности, определяющее значение. Но необходимо помнить о необходимости реформировать муниципальную службу, реформировать ее неотрывно от службы государственной, тем более, что реформа местного самоуправления идет полным ходом.
В ключе вышеописанных проблем особенное значение приобретает кадровая работа в органах местного самоуправления. Он направлена на поиск, подготовку, обучение муниципальных служащих с целью совершенствования персонала и его подготовке к повседневной работе.
Основными принципами работы с кадрами в органах местного самоуправления являются10:
Исходя из принципов кадровой работы следует говорить о том, что первостепенное значение приобретает перманентно осуществляемая кадровая работа, которая не зависит от смены власти на ее различных уровнях, имеет четкие цели и задачи. Технологиям кадровой работы отводится особое значение в этой системе. Они должны быть четко осязаемы, и их важность состоит не в том, что методология изучения технологий хорошо известна и многие из них достаточно подробно описаны, а в том, что технологии должны постоянно реализовываться в повседневной работе различных уровней муниципального управления, а отделы кадров должны использовать полноценные арсенал таковых.
Теперь следует подробнее рассмотреть социотехнологический подход и возможность его применения в кадровой работе.
Под
социальной технологией следует
понимает комплекс специальных средств,
при помощи которого возможно оперативно
ставить диагноз социальной ситуации,
помогать субъекту управления принимать
нужные решения и корректировать
поведение социального
Последний тезис является одной из ключевых характеристик изучения социальных технологий. Технологии кадровой работы как на государственной службе, так и в органах местного самоуправления многократно тиражированы и применяются (естественно, с учетом специфики каждого возможного случая применения) повсеместно.
Все существующие социальные технологии необходимо классифицировать для удобства их изучения и применения Авторы монографии «Социальные технологии: вопросы теории и практики»13 предложили несколько оснований для типологии социальных технологий: по уровню социальной деятельности (в нашем случае – на уровне местного самоуправления), по тиражируемости и универсальности, по характеру воздействия на социальные процессы. Выделяя формирующие, стимулирующие, сдерживающие и деструктивные технологии, авторы оговариваются, что на практике чаще всего имеет место сочетание разных стратегий в одной технологии, учитывая многофакторность большинства социальных процессов.
Теперь следует обратиться к определению кадровой работы. Кадровая работа есть деятельность государственных органов, органов управления отдельных организаций, кадровых служб и должностных лиц, направленная на реализацию кадровой политики14. Направлениями кадровой работы являются15:
В самом определении «кадровая работа» заложенная связь с термином «кадровая политика».
Кадровая политика - генеральное направление кадровой работы; совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных16:
Основными направлениями кадровой политики являются:
Вопросы формирования кадровой политики именно на уровне органов местного самоуправления муниципального образования изучены явно недостаточно. В настоящее время исследования в данной области проводят Володин A.M., Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Немчинова А.А., Патрушев В.И., Савченко Е.С. и ряд других ученых.
Целесообразно обозначить термин «технологии кадровой работы». Кадровая технология – это средство управления количественными и качественными характеристиками состава персонала, обеспечивающее достижение целей организации и эффективность ее функционирования17. «Технология управления персоналом предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др. Сюда же следует отнести вопросы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, управления безопасностью персонала»18.
Управленческими функциями кадровых технологий являются19:
В настоящий момент достаточно много внимания уделяется проблеме отсутствия должного кадрового планирования. Между тем, это одна из наиболее важных составляющих кадровой работе. Кадровое планирование - это перспективная, систематическая, учитывающая расходы концепция будущих мер в области кадров20.