Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:44, дипломная работа
Актуальность темы настоящего исследования вызвана как необходимостью преодоления негативных социальных последствий смены социально-экономической формации и связанных с этой сменой изменениями в требованиях к работе органов муниципальной власти, а следовательно изменениями в требованиях к муниципальным служащим, так и необходимостью теоретического рассмотрения и осмысления принципов и подходов к вопросам методологии формирования технологической составляющей кадровой работы в администрациях муниципальных образований. Это требует сочетания системного и комплексного подходов к вопросам подготовки, подбора и обучения муниципальных служащих.
Аттестационная
комиссия может давать рекомендации
о поощрении отдельных
Результаты аттестации сообщаются аттестованному муниципальному служащему непосредственно после подведения итогов голосования, заносятся в аттестационный лист муниципального служащего, составленный по форме согласно приложению 3 к Закону Ханты - Мансийского автономного округа – Югры от 12 июля 2007 года № 113-оз № «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре. Муниципальный служащий знакомится с аттестационным листом под роспись.
Аттестационный лист муниципального служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле муниципального служащего.
По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия.
В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска муниципального служащего в указанный срок не засчитывается. Также муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с федеральным законодательством.
Профессиональная переподготовка муниципальных служащих – система получения дополнительных профессиональных знаний, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности или для получения дополнительной квалификации на безе имеющегося высшего или среднего профессионального образования с целью адаптации муниципальных служащих к современным социально-экономическим условиям33.
Повышением квалификации и дополнительным профессиональным образованием следует считать специально организуемую, постоянно действующую систему предоставления каждому муниципальному служащему возможности пополнения и обновления теоретических и практических знаний, достаточных для соответствия замещаемой должности, а также с целью карьерного роста и продвижения по службе34. Говоря об этих двух мероприятиях следует подразумевать, что их основная цель – поддержание необходимого уровня квалификации служащих, проведение должностных перемещений без изменения профиля деятельности, проведение мероприятий по подготовке резерва кадров. Отдел кадров ежегодно обязан проводить анализ потребности в профессиональной переподготовке и повышении квалификации муниципальных служащих, формировать проект списка муниципальных служащих, планируемых на обучение на следующий календарный год, который утверждается главой муниципального образования. В обязанности отдела также входит обобщение практики повышения квалификации и переподготовки кадров.
Вообще, переподготовку кадров и повышение квалификации следует считать одним из краеугольных камней в применяемом отделом кадров технологическим комплексом кадровой работы. Без упомянутых мероприятий вряд ли было бы возможно реализовать мероприятия по кадровому продвижения муниципальных служащих, а следовательно, потеряли бы смысл мероприятия по организации кадрового резерва.
В свою очередь работа с резервом кадров – технология кадровой работы, которая имеет достаточно глубокие корни в кадровой работе, но в последнее время приобрела совершенно новое звучание. Большинство местных администраций столкнулись с проблемой отсутствия подготовленных специалистов, которые могли бы занять руководящие должности. Кадровый голод, отсутствие квалифицированных сотрудников привели к тому, что средний возраст муниципальных служащих долгое время лишь повышался. Но в администрации «города Югорска» ситуация обстоит противоположным образом и средний стаж муниципальной службы у работников администрации составляет 9 лет и 7 месяцев.
Что касается технологии работы с резервом кадров, то следует говорить о том, что в последнее время работы в данном направлении активизировались в течении последнего времени. Под резервом на замещение должностей подразумевается перечень лиц, отобранных по профессиональным, деловым, организаторским, другим личным качествам и способных своевременно и эффективно заместить вакантные должности муниципальной службы в администрации города Югорска и ее структурных подразделениях35.
Работа с резервом осуществляется на принципах36:
Работа с резервом является достаточно важной составляющей кадровой работы, формирование резерва и проведение мероприятий с ним должны находиться под личным контролем главы города и не должны зависеть от политической конъюнктуры в муниципальном образовании.
Подводя итог анализа основ кадровой работы в муниципальном образовании «город Югорск», следует привести совокупный перечень применяемых в администрации технологий кадровой работы:
Вышеописанные технологии (в их комплексной совокупности) применяются на протяжении небольшого промежутка времени, но уже сейчас можно судить о том, насколько эффективно или неэффективно они используются.
Ниже мы уделим внимание анализу практики применения технологий кадровой работы, а также опыту использования социальных технологий по оптимизации и контролю данного процесса. Рассмотрим кадровую текучесть в администрации города Югорска.
Для начала определимся с термином текучести кадров:
Текучесть кадров - движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником. Различают Естественную текучесть (3-5% в год), которая способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы, и Излишнюю текучесть (выше 5 %), которая вызывает значительные экономические потери, а также создает организационные, кадровые, технологические, психологические трудности.
Рассмотрим ситуацию кадровой текучести в администрации города Югорска и определим, какой характер она носит.
Таблица 1.
Количество уволенных и причины увольнения в администрации города Югорска с 2005 по 2007 года:
Причины увольнения | 2005 год | 2006 год | 2007 год |
Истечение срока трудового договора | 2 (28,5%) (в связи с перевыборами, смена команды главы города) | - | 1 (5,2%) |
Переход в коммерческие структуры | 3 (42,8%) | 6 (40%) | 8 (42%) |
Перевод в государственные структуры | 1 (14,2%) | 3
(20%) (в связи с передачей |
- |
Переход в другие органы местного самоуправления | - | 4 (26,6%) | 7 (36,8%) |
Выход на пенсию | - | 2 (13%) | 3 (15,7%) |
Смерть | 1(14,2%) | - | - |
Всего: | 7 | 15 | 19 |
Рис.
1. Диаграмма причин
смены работы в
администрации МО
«город Югорск»
Основными причинами увольнения является увольнение по собственному желанию в связи с переходом в коммерческие структуры и переход муниципальных служащих в другие органы местного самоуправления.
Очень высокий процент перехода в коммерческие структуры (и при этом стабильный в процентном соотношении– 40-42%, а число перешедших работников растет с каждым годом), показывает низкую престижность муниципальной службы, а также отсутствие мотивации и стимулирования труда муниципальных служащих. Основной из причин автор считает более высокую оплату труда в коммерческих структурах, как один из основных способов стимулирования труда. Таким образом, коммерческие организации составляют серьезную конкуренцию органам местного самоуправления в привлечении специалистов.
Второе место по увольнению муниципальных служащих занимает процент перехода специалистов в другие органы местного самоуправления, причем как численное, так и процентное соотношение перешедших работников по данной причине растет с каждым годом. Автор считает, что это связано с рассмотренным выше средним размером выплат муниципальным служащим. Автор выше определил, что город Югорск занимает одно из последних мест среди других городских округов в ХМАО-Югре по среднему размеру выплат. Также этому способствуют и другие причины перехода специалистов, которые необходимо выявлять и ликвидировать. Таким образом, другие органы местного самоуправления в ХМАО-Югре также составляют конкуренцию администрации города Югорска в размерах выплат (т. е. стимулирование труда в других ОМС хотя бы в материальном отношении выше).
Рассчитаем коэффициент текучести:
Ктекуч.2005 = 5,1%
Ктекуч.2006 = 10,6%
Ктекуч.2007=11,1%
Коэффициент
текучести в администрации