Муниципальная кадровая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:44, дипломная работа

Описание

Актуальность темы настоящего исследования вызвана как необходимостью преодоления негативных социальных последствий смены социально-экономической формации и связанных с этой сменой изменениями в требованиях к работе органов муниципальной власти, а следовательно изменениями в требованиях к муниципальным служащим, так и необходимостью теоретического рассмотрения и осмысления принципов и подходов к вопросам методологии формирования технологической составляющей кадровой работы в администрациях муниципальных образований. Это требует сочетания системного и комплексного подходов к вопросам подготовки, подбора и обучения муниципальных служащих.

Работа состоит из  1 файл

_Диплом Муниципальная кадровая политика !.doc

— 1.64 Мб (Скачать документ)

     В соответствии с ч.1 ст.2 федерального закона, муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной  службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта)28.

     В законе содержаться принципы муниципальной  службы:

     1) приоритет прав и свобод человека  и гражданина;

     2)равный  доступ граждан, владеющих государственным  языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

     3) профессионализм и компетентность  муниципальных служащих;

     4) стабильность муниципальной службы;

     5) доступность информации о деятельности  муниципальных служащих;

     6) взаимодействие с общественными  объединениями и гражданами;

     7) единство основных требований  к муниципальной службе, а также  учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

     8) правовая и социальная защищенность  муниципальных служащих;

     9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

     10) внепартийность муниципальной службы;

     Обратимся к анализу основ кадровой работы в муниципальном образовании  «город Югорск». Сам город функционирует  в соответствии с ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления на территории Российской Федерации». Кадровая работа и работа по организации муниципальной службе осуществляется Отделом кадров и муниципальной службы администрации муниципального образования.

     Согласно  утвержденной структуре муниципального образования «город Югорск» отдел  кадров и муниципальной службы является структурным подразделением администрации, подчиняется непосредственно главе  муниципального образования, но его работа курируется первым заместителем главы. Безусловно, основной задачей отдела следует признать осуществление деятельности, направленную на эффективное функционирование муниципальной службы.

     Именно  для этого в структуре отдела предусмотрено наличие должностей начальника отдела кадров, главного специалист и двух ведущих специалистов. Следует говорить о том, что именно на начальника отдела кадров ложится основная работа по формированию приоритетов кадровой политики, определению ее целей и задач.

     Безусловно, координация данной деятельности осуществляется главой МО, но особенностью является то обстоятельство, что практика выборов главы показывает, что практически всегда после них происходит изменение отдельных приоритетов кадровой политики, а зачастую происходит достаточно ощутимая смена части корпуса муниципальных служащих. Это, на наш взгляд, негативно отражается на работе любого подразделения администрации и мешает стабильной, приносящей плоды, работе. Следует определить наиболее важные задачи отдела кадров29:

  • Обеспечение выполнения законодательства о труде и муниципальной службе;
  • Кадровое обеспечение администрации и ее структурных подразделений;
  • Организация и методическое руководство профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации и стажировкой муниципальных служащих.
  • Подготовка предложений по направлению работников администрации и ее структурных подразделений на переподготовку и повышению квалификации;
  • Формирование кадрового резерва для замещения муниципальных должностей;
  • Проведение конкурсов на замещение вакантных должностей;
  • Проведение аттестаций и квалификационных экзаменов;
  • Оформление и ведение банка кадровой информации;
  • Осуществление кадрового учета руководителей муниципальных предприятий и учреждений;

     Задачи, описанные выше, безусловно важны  и вполне обоснованы. Именно они определяют повседневную работу отдела кадров и муниципальной службы, применяемые технологии кадровой работы. На наш взгляд, было бы правильным говорить о схожести номинально закрепленных функций среди отделов кадров подавляющего числа муниципальных образований Российской Федерации. Но при этом, мало говорится и обсуждается специфика повседневной работы кадровиков. Более того, о ней ни слова не говорится  ни в одной должностной инструкции, ни в одном положении.

     Социотехнологический  комплекс, применяемый в работе с муниципальной службой администрации города Югорска, не закрепляется в каком-то одном документе, у кадровиков нет представления об очевидной технологичности вышеописываемого процесса. На наш взгляд, необходима конкретизация повседневного процесса и закрепленная в нормативно-правовых актах трактовки применяемых технологий кадровой работы.

     Технологии  кадровой работы весьма хаотично расположены  в различных документах, инструкциях  и положениях. Многое о них может  сказать перечисление основополагающих функций отдела кадров30:

  • Анализ состояния кадрового потенциала муниципальных служащих, уровня их профессиональной подготовки,  а также организация переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих;
  • Обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы, проведение аттестации, сдачи квалификационного экзамена;
  • Осуществление подбора кандидатов и формирование кадрового резерва для назначения на муниципальные должности муниципальной службы;
  • Оформление трудовых договоров с гражданами, поступающими на муниципальную службу, другими работниками администрации и ее структурных подразделений, а также с руководителями муниципальных предприятий и учреждений;
  • Ведение личных дел и внесение необходимых записей в трудовые книжки муниципальных служащих;
  • Участие в комиссии по определению стажа муниципальной службы;
  • Подготовка необходимых документов для оформления пенсий и доплат к ним муниципальном служащим, другим работникам администрации и ее структурных подразделений, а также руководителям муниципальных предприятий, учреждений;
  • Рассмотрение  заявлений и жалоб муниципальных служащих и работников администрации и ее структурных подразделений, консультирование по вопросам трудового права и муниципальной службы;

     Большие ограничения накладываются также  заместителем главы по безопасности и отделом по режиму. Муниципальным  служащим не может стать гражданин, который «отказался от оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайны если исполнение должностных по муниципальной должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений»31.В итоге можно говорить о специфике кадрового обеспечения муниципальной службы МО «город Югорск», которая выражается в применении технологий подбора персонала через обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы. 

     О применении различных технологий кадровой работы говорит принятие достаточно большого числа нормативно-правовых актов, регламентирующих различные процедуры. К примеру, уделяется большое внимание проведению аттестации муниципальных служащих.

     В соответствии с  Федеральным законом "О муниципальной  службе в Российской Федерации",  со статьёй 8 Закона Ханты-Мансийского автономного округа–Югры от 12 июля 2007 года № 113-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре», Решением Думы города Югорска от 25 сентября 2007 года № 72 «О Положении об аттестации муниципальных служащих» проводится аттестация муниципальных служащих в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы32, на основе оценки его профессиональной служебной деятельности и для совершенствования деятельности органов местного самоуправления в области управления персоналом и расстановки кадров, формирование кадрового резерва, определение потребности в повышении квалификации работников.

       Аттестация муниципального служащего  проводится один раз в три  года. Для проведения аттестации  аттестационная комиссия формируется правовым актом, которым определяется состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы., состав аттестационной комиссии для проведения аттестации муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений федерального законодательства о государственной тайне, в зависимости от отраслевых и функциональных должностных обязанностей муниципальных служащих в органе местного самоуправления может быть создано несколько аттестационных комиссий, формируется график проведения аттестации и ежегодно утверждается представителем нанимателя (работодателем), доводится до сведения каждого аттестуемого муниципального служащего не менее чем за один месяц до начала аттестации, где указываются:

     1) наименование органа местного  самоуправления, подразделения, в  которых проводится аттестация;

     2) список муниципальных служащих, подлежащих аттестации;

     3) дата, время и место проведения  аттестации;

     4) дата представления в аттестационную  комиссию необходимых документов  с указанием ответственных за  их представление руководителей  соответствующих подразделений  органа местного самоуправления.

     Аттестация  проводится в присутствии аттестуемого муниципального служащего на заседании аттестационной комиссии. В случае неявки муниципального служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации муниципальный служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с федеральным законодательством о муниципальной службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

     Аттестационная  комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения  аттестуемого муниципального служащего, а в случае необходимости – его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности муниципального служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым муниципальным служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание аттестационной комиссии.

     Профессиональная  служебная деятельность муниципального служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим органом местного самоуправления задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

     При этом должны учитываться результаты исполнения муниципальным служащим должностной инструкции, профессиональные знания и опыт работы муниципального служащего, соблюдение муниципальным  служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение обязательств, установленных федеральным законодательством и законодательством автономного округа о муниципальной службе, а при аттестации муниципального служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, – также организаторские способности.

     Решение аттестационной комиссии принимается  в отсутствие аттестуемого муниципального служащего и его непосредственного  руководителя открытым голосованием простым  большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов муниципальный служащий признается соответствующим замещаемой должности муниципальной службы.

     На  период аттестации муниципального служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

     По  результатам аттестации в отношении  муниципального служащего аттестационной комиссией выносится одно из следующих  решений:

     1) соответствует замещаемой должности  муниципальной службы;

     2) не соответствует замещаемой  должности муниципальной службы.

Информация о работе Муниципальная кадровая политика