Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:44, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление специфики управления муниципальной собственностью на примере г.о.Самара, а также дальнейшее предложение мер, направленных на его совершенствование.
Для реализации поставленной цели считаем необходимым решение следующих задач:
1. определить теоретические аспекты управления муниципальной собственностью;
2. проанализировать управление собственностью на муниципальном уровне;
1. Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью
1.1. Понятие и состав муниципальной собственности
1.2. Роль и значение управления муниципальной собственностью
1.3. Модели управления муниципальной собственностью
2. Анализ управления собственностью на муниципальном уровне
2.1. Источники нормативно – правового регулирования управления муниципальной собственностью
2.2. Реализация политики в сфере управления муниципальной собственностью в РФ
3. Совершенствование управления муниципальной собственностью (на примере г.о.Самара)
3.1. Совершенствование правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью
3.2. Совершенствование управления недвижимостью и земельными объектами г.о.Самара
- путем реализации мер по изменению организационно-правовой формы действующих муниципальных унитарных предприятий (главным образом реорганизацией их в хозяйствующие общества) и изменения правового режима использования объектов муниципальной собственности в целях последующего предложения потенциальным инвесторам участия в этих обществах;
- путем совершенствования
тарифной политики, направленной
на постепенный переход к
- путем разработки механизмов передачи объектов муниципальной собственности в концессию, формирования иных договорных отношений с частными инвесторами;
- путем частичной
приватизации в случаях, в
Разработка инвестиционных программ, направленных на поддержание, модернизацию и развитие объектов муниципальной собственности, - задача органов местного самоуправления, решаемая при участии муниципальных хозяйствующих субъектов - владельцев таких объектов. Составной частью инвестиционной программы является комплекс мероприятий по подготовке инвестиционных проектов к реализации, в соответствии с которыми органы местного самоуправления принимают меры активного поиска источников финансирования объектов муниципальной собственности (частные профильные компании, специализированные инвестиционные компании, банки, бюджетные средства различных уровней, страховые накопительные фонды) и принимают необходимые меры по подготовке объектов к инвестированию.
Организационное
направление предполагает совершенствование
организационных форм и методов
управления муниципальной собственностью.
Целью данного направления
Нельзя не согласиться с позицией ряда исследователей, в том числе д-ра Э. Маркварта, полагающих, что особая значимость данного мероприятия для муниципальных образований заключается в сохранении и поддержке до настоящего времени в сфере муниципальных услуг негативной ситуации, сложившейся в период существования централизованной плановой экономики и представляющей собой практически повсеместную централизацию подавляющего большинства объектов муниципальной собственности, предназначенных для предоставления социальных услуг, и монополизацию рынков соответствующих услуг. При этом речь идет не только о тех сферах, которые возможно отнести к естественно-монопольным с учетом особенностей процессов предоставления услуги, но и к искусственно монополизированным первично государством, в дальнейшем органами местного самоуправления.
Демонополизация и развитие конкуренции в решении социальных задач возможны при соблюдении следующих обязательных условий:
- открытие рынков
для хозяйствующих субъектов
независимо от формы
- нормативное регулирование стоимости монопольных услуг, позволяющее прогнозировать перспективы изменения тарифов;
- финансовое
планирование работ и услуг,
оплачиваемых из средств
- максимально
возможная доля оплаты услуг
(из числа оплачиваемых
Демонополизация достигается, как правило, следующими способами:
1) путем проведения конкурсов на:
- разовую либо
периодическую поставку
- разовое выполнение ремонтных (благоустроительных) работ как в рамках муниципального заказа, так и в рамках совместного финансирования услуг за счет потребителей и местного бюджета;
- текущее обслуживание
(на срок не менее года) объектов
муниципальной собственности,
2) путем разукрупнения
отдельных муниципальных
3) путем создания
условий для появления на рынка
- создания позитивного
предпринимательского климата,
- приоритетной
поддержки потенциальных
- создания условий
для возникновения и
Особое место в социальной сфере деятельности органов местного самоуправления занимают фонды. Деятельность данных общественных объединений регулируется на данный момент Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (в ред. от 02.02.2006 N 19-ФЗ) "О некоммерческих организациях", а также Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Однако в целях правового регулирования взаимоотношений муниципальных образований и фондов вышеуказанных актов недостаточно. В целях совершенствования законодательства в сфере процесса управления муниципальной собственностью необходима модернизация всей совокупности форм и методов регулирования, управления и контроля органов местного самоуправления за деятельностью хозяйствующих субъектов, находящихся в муниципальной собственности.
Важнейшей проблемой развития местного самоуправления является отсутствие надлежащих механизмов взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти, что приводит к установлению малоэффективных и юридически небезупречных отношений, не позволяет своевременно решать острейшие социально-экономические проблемы. В организации конструктивного взаимодействия разноуровневых органов власти более детальной проработки заслуживает проблема государственного регулирования согласования и взаимного учета интересов центральных и региональных структур управления.
Среди наиболее часто встречающихся нарушений законодательства о местном самоуправлении необходимо отметить стремление региональных властей регулировать решение тех вопросов, которые не находятся в их ведении. Объективными причинами подобных недостатков, на наш взгляд, являются следующие: во-первых, опыт существования местного самоуправления в нашей стране носит непродолжительный характер; во-вторых, отсутствуют необходимые условия для правового регулирования экономических отношений на уровне местного самоуправления, т.к. создание системы органов представительной и исполнительной власти местного самоуправления не завершено; в-третьих, часто характер и содержание устанавливаемых норм противоречит интересам муниципального образования, ограничивая их самостоятельность.
Современный этап начинает свой отсчет с принятия и практической реализации Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Главными задачами данного этапа являются: ликвидация сложившейся деформации механизма взаимодействия и всей системы управления и их модернизация.
Совершенствование механизмов взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти является важной составной частью решения более общей проблемы - воссоздания сильного и эффективного Российского государства.
Одной из наиболее острых проблем местного самоуправления в Российской Федерации является проблема несоответствия полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материальным ресурсам. Экономическая база большинства муниципальных образований недостаточна для осуществления функций местного самоуправления. Наличие определенного материального дефицита для решения экономических и социальных задач является причиной возникновения противоречий между органами власти разных уровней, разрешение которых должно находиться в плоскости разработки регламентов взаимодействия наделенных властными полномочиями органов.
Новая редакция Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пытаясь решить данную проблему, предусматривает изменение круга полномочий местного самоуправления путем передачи решения отдельных вопросов на другие уровни публичной власти. Исходя из положения о том, что каждый уровень публичной власти должен иметь собственность, которая необходима для реализации возложенных на него Конституцией РФ и федеральным законодательством полномочий, данные Законы предполагают перераспределение имущества между различными уровнями публичной власти и вносят изменения в состав и порядок формирования государственной и муниципальной собственности.
Однако в принятых Законах не урегулирована часть вопросов, которые обеспечивают системную реализацию новых принципов реформы местного самоуправления.
Во-первых, в связи с установлением двухтиповой системы местного самоуправления в законодательные акты Российской Федерации необходимо внести изменения и дополнения, предусматривающие критерии и механизмы разграничения объектов между различными уровнями публичной власти. Заданный формальный механизм не разрешен с принятием Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ.
Полагаем, что,
исходя из новых принципов формирования
публичной собственности, к государственной
или муниципальной
- необходимо
для осуществления полномочий
органов государственной
- необходимо для осуществления деятельности государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, предприятий стратегического назначения по перечню, определяемому Президентом РФ;
- имущество,
приватизация которого
Остальное имущество должно быть отчуждено из государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном законодательством о приватизации, либо в процессе реорганизации государственных и муниципальных предприятий и учреждений. Следовательно, при формировании государственной и муниципальной собственности необходимо учитывать следующие принципы:
1) в государственной
и муниципальной собственности
не может находиться имущество,
2) имущество,
находящееся в государственной
и муниципальной собственности,
Во-вторых, необходимо
разработать порядок передачи и
приема имущества, подлежащего передаче
при перераспределении
В целях законодательного
решения данных вопросов полагаем необходимым
принятие закона, который регулировал
бы особенности приобретения и осуществления
права государственной и
- отсутствия
постановления Правительства
Информация о работе Совершенствование управления муниципальной собственностью