Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:44, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление специфики управления муниципальной собственностью на примере г.о.Самара, а также дальнейшее предложение мер, направленных на его совершенствование.
Для реализации поставленной цели считаем необходимым решение следующих задач:
1. определить теоретические аспекты управления муниципальной собственностью;
2. проанализировать управление собственностью на муниципальном уровне;
1. Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью
1.1. Понятие и состав муниципальной собственности
1.2. Роль и значение управления муниципальной собственностью
1.3. Модели управления муниципальной собственностью
2. Анализ управления собственностью на муниципальном уровне
2.1. Источники нормативно – правового регулирования управления муниципальной собственностью
2.2. Реализация политики в сфере управления муниципальной собственностью в РФ
3. Совершенствование управления муниципальной собственностью (на примере г.о.Самара)
3.1. Совершенствование правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью
3.2. Совершенствование управления недвижимостью и земельными объектами г.о.Самара
В существующей ситуации основным направлением совершенствования организации арендных отношений будет более полное использование рыночных принципов сдачи имущества в аренду. Муниципальное имущество должно сдаваться в аренду на конкурсной основе, причем отбор арендатора должен определяться максимальной величиной предложенной арендатором арендной платы за 1 кв. м. Этот подход обеспечивает дифференциацию арендной платы за недвижимость по качеству арендуемого имущества и его территориального положения. Исключается лоббирование интересов отдельных предпринимателей.
Тем самым, мы определили
основные направления повышения
эффективности использования
3. Совершенствование управления муниципальной собственностью (на примере г.о. Самара)
3.1. Совершенствование правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью
Целью экономического
направления повышения
- натурально-вещественный - функционирование оценивается по уровню качества, количеству и специфике социальных услуг, оказываемых жителям муниципального образования;
- стоимостной
- в соответствии с которым
объем финансовых затрат, в том
числе внебюджетных инвестиций,
и предоставленные услуги
Совершенствование законодательства в сфере управления муниципальной собственностью осуществляется в рамках более широкого процесса совершенствования и развития экономических основ местного самоуправления, целью которого является эффективность решения вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления.
В составе муниципального
имущества важное место занимают
основные средства муниципальных предприятий
и учреждений. Поэтому одним из
методов повышения
С учетом реализации принципа "управления результатами" с экономической, управленческой и правовой точек зрения прослеживается несостоятельность такой организационно-правовой формы, как унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения. В этой связи принципиально правильным решением представляется построение деятельности органов местного самоуправления по следующим направлениям:
- ограничение
создания унитарных
- снижение расходов
бюджетов муниципальных
Необходимость ограничения применения такой организационно-правовой формы, как муниципальные унитарные предприятия, в сферах деятельности, отнесенных к ведению муниципальных образований, отмечена также отдельными исследователями, в частности Л.И. Прониной [46, с.13].
Важнейшим направлением повышения экономической эффективности деятельности органов местного самоуправления является более широкое использование различных организационно-правовых форм ведения муниципального хозяйства. Причем выбор той или иной организационно-правовой формы ведения муниципального хозяйства определяется целями создания, особенностями предмета, задачами, объемом и иными условиями деятельности предприятий, а также формами и способами управления муниципальным имуществом, переданным им.
Так, при создании коммерческих организаций, назначение которых состоит собственно в предпринимательской деятельности в целях извлечения прибыли, предпочтение следует отдавать такой форме, как хозяйственные общества. Возникновение хозяйственных обществ предлагается осуществлять путем реорганизации муниципальных унитарных предприятий. При этом может использоваться как собственно изменение организационной формы муниципальных предприятий - преобразование их в хозяйственные общества, так и ликвидация муниципальных унитарных предприятий и создание на базе их имущественных комплексов новых хозяйственных обществ. Реорганизация муниципальных унитарных предприятий в хозяйственные общества, полагаем, позволит в первую очередь обеспечить эффективную работу предприятий жилищно-коммунального хозяйства, улучшить управление жилищным фондом и объектами инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, обеспечить равные права для всех участников рынка.
При создании субъектов хозяйствования преимущество следует отдавать хозяйственным обществам в силу следующих особенностей:
- возможность
привлечения стороннего
- ограниченность
ответственности
- наличие коллегиальных органов управления и контроля деятельности предприятия с участием учредителя (собственника);
- возможность
повышения заинтересованности
- реализация финансовых взаимоотношений муниципального образования с хозяйственными обществами в форме оплаты работ и услуг в рамках договора на основе муниципального заказа.
По вопросу допустимости создания хозяйственных обществ муниципальными образованиями и органами местного самоуправления долгое время велись дискуссии. Часть 1 статьи 68 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит положение о том, что представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью [13, ст.68]. Вместе с тем Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" содержат нормы, согласно которым органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ [2, ст.66]. Исключение составляют случаи, прямо урегулированные специальными законами, к числу которых относится новая редакция Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающая право органов местного самоуправления на участие в хозяйственных обществах. Таким образом, нормы новой редакции Закона нейтрализуют запрет Гражданского кодекса РФ, что свидетельствует о необходимости внесения в него соответствующих изменений и дополнений.
В то же время, как представляется, в соответствии с Гражданским кодексом РФ учредителями хозяйственных обществ выступают не органы местного самоуправления, а именно муниципальные образования, которые и являются собственниками имущества и прав, создаваемых хозяйственных обществ. Однако, в силу того что нормы новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [13,с.41] наделяют представительный орган местного самоуправления, местную администрацию, а также иные органы местного самоуправления правами юридических лиц, в настоящее время существует опасность, что учредителями ЗАО и ООО будут выступать органы местного самоуправления, которые, в свою очередь, являются лишь муниципальными учреждениями с точки зрения гражданского законодательства, не обладающими собственной правосубъектностью.
Необходимо обозначить негативные последствия признания учредителями множества юридических лиц - органов местного самоуправления (муниципальных учреждений), которые состоят в следующем:
- учреждения
создаются собственником
- муниципальное
учреждение обладает
- поскольку
речь идет о самостоятельных
юридических лицах, то в
- наличие большого
количества самостоятельных
Следовательно, на наш взгляд, необходимо внести ряд изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ в соответствии с конструкциями новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части определения особого статуса учреждений публичной власти и специфики правосубъектности их структурных подразделений. Для регулирования отношений между муниципальными образованиями и создаваемыми ими в результате предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами согласно новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" характерна некоторая непоследовательность. Данные нормы касаются только унитарных предприятий и учреждений и являются неполными. Управление хозяйственными обществами, создаваемыми муниципальными образованиями, в настоящее время регулируется Федеральными законами "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью", а взаимоотношения между собственниками (учредителями) и унитарными предприятиями - Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Данный факт свидетельствует о необходимости проведения еще одного из мероприятий правового направления по повышению эффективности управления муниципальной собственностью в части внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство, регламентирующее участие органов местного самоуправления в хозяйствующих субъектах.
Важной составляющей процесса совершенствования управления муниципальной собственностью является привлечение альтернативных источников финансирования.
Принципы финансирования,
действовавшие в течение
В целях повышения инвестиционной привлекательности объектов муниципальной собственности целесообразным представляется организация взаимодействия муниципального и частного секторов в определенном диапазоне вариантов. Для реализации заявленных целей необходима разработка стратегического и организационного направлений. Стратегическим направлением деятельности по привлечению инвестиций в муниципальную собственность является создание надлежащих условий для притока частного капитала в эту сферу муниципального хозяйства, а также активный поиск частных инвесторов и концессионеров. Постепенный переход к финансированию вложений в муниципальную собственность в основном за счет частных инвесторов, обладающих не только финансовым капиталом, но и инновационным ресурсом в предоставлении соответствующих услуг, представляется перспективным, поскольку подобные инвесторы одновременно с проблемой капитала также решают проблему менеджмента. Преимуществами инвестирования в муниципальную собственность является высокая степень устойчивости и прогнозируемость спроса, а также технологический монополизм в сфере услуг. Для успешного внедрения органам местного самоуправления, полагаем, необходимо создать определенные предпосылки для инвестирования в объекты муниципальной собственности, чего можно достигнуть следующими способами:
Информация о работе Совершенствование управления муниципальной собственностью