Совершенствование управления муниципальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:44, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является выявление специфики управления муниципальной собственностью на примере г.о.Самара, а также дальнейшее предложение мер, направленных на его совершенствование.
Для реализации поставленной цели считаем необходимым решение следующих задач:
1. определить теоретические аспекты управления муниципальной собственностью;
2. проанализировать управление собственностью на муниципальном уровне;

Содержание

1. Теоретические аспекты управления муниципальной собственностью
1.1. Понятие и состав муниципальной собственности
1.2. Роль и значение управления муниципальной собственностью
1.3. Модели управления муниципальной собственностью
2. Анализ управления собственностью на муниципальном уровне
2.1. Источники нормативно – правового регулирования управления муниципальной собственностью
2.2. Реализация политики в сфере управления муниципальной собственностью в РФ
3. Совершенствование управления муниципальной собственностью (на примере г.о.Самара)
3.1. Совершенствование правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью
3.2. Совершенствование управления недвижимостью и земельными объектами г.о.Самара

Работа состоит из  1 файл

готовая версия.doc

— 678.50 Кб (Скачать документ)

Кроме того, в качестве ограничений выступают зонирование территории.

Градостроительное зонирование - это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Градостроительный регламент  представляет собой устанавливаемые  в пределах границ соответствующей  территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные размеры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Таким образом, виды разрешенного использования, установленные градостроительным регламентом, определяют правовой режим земельных участков, входящих в состав той или иной территориальной зоны поселения.

В целях упорядочения правовых отношений в области  землеустройства и градостроительства на территории города Самары, руководствуясь Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом Самарской области "О земле", Самарская городская Дума  постановила утвердить Правила застройки и землепользования в городе Самара.

В марте 2008 года в г.о. Самара был принят новый генеральный план города. В соответствии с новым градостроительным Кодексом РФ генеральный план не имеет жестких временных границ. На его основе разрабатываются двух- и пяти- летние планы реализации с более конкретным перечнем мероприятий. После его утверждения будут разработаны необходимые градостроительные документы: Правила землепользования и застройки, проекты планировки территории, проекты межевания границ. При разработке проекта территорий первостепенными станут задачи комплексной застройки Самары, сноса ветхого и аварийного жилья, а также строительство социальных объектов. 

 

 

2.2 Реализация политики в сфере управления муниципальной собственностью в РФ

 

Перед любым демократическим  государством стоит первоочередная задача – обеспечить наиболее благоприятные условия для полной реализации прав и свобод его граждан. Эволюция общественных форм производства и хозяйства в РФ привела к возникновению современной рыночной системы, которая основана на функционировании социального рыночного хозяйства, ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом, социально-поселенческих общностей и отдельных ее индивидов.

Наделение статусом муниципальных  образований (МО) отдельных населенных пунктов (сел, поселков, станиц и т.п.) или их локальных объединений (сельсоветов, сельских округов и пр.) - призвано повысить эффективность производства коллективных благ для удовлетворения потребностей населения муниципального образования как территорий совместного проживания, в том числе, за счет задействования имеющегося у них потенциала развития. На 1 января 2011 г. в РФ насчитывалось 23 304 муниципальных образования, в том числе 1 824 муниципальных района, 515 городских округов, 236 внутригородских территорий городов федерального значения, 20 729 поселений, в составе которых 1 733 городских поселений и 18 996 сельских поселений.

 

Рисунок 3 - Доля муниципальных образований в РФ по округам

(на 1.01.2011 г.) [29, с.32]

Как видно из данных рисунка 3 самое большое количество муниципальных образований сконцентрировано в Приволжском федеральном округе (26,56 % всех муниципальных образований Российской Федерации). Второе место занимает Центральный ФО (21,67 %, третье место – Сибирский ФО, ЮФО - четвертое.

Таблица 2.1

Динамика изменения  числа муниципальных образований  по субъектам Российской Федерации [29, с.33] 

 

Федеральный округ (ФО)

1 января 2009

1 января 2010

1 января 2011

Российская Федерация

24161

23907

23304

Центральный ФО

5406

5353

5049

Северо-Западный ФО

1888

1807

1705

Южный ФО

3178

1745

1744

Северо-Кавказский ФО

 

1702

1712

Приволжский ФО

6744

6359

6189

Уральский ФО

1351

1351

1351

Сибирский ФО

4188

4186

4163

Дальневосточный ФО

1406

1404

1391


 

Совместное решение  проблем, возникающих в процессе выявления эффективных механизмов производства коллективных благ, позволяющих  нивелировать противоречия в сфере  отношений, опосредующих общественную собственность на природные богатства (так называемых отношений «общинного типа», связанных с совместной эксплуатацией ресурсов или инвестициями в общее благо [33, с.84]) поселенческих общностей разного типа как территориальной дислокации совместно составляющего ее населения - выступает одним из перспективных направлений исследований, имеющих место в современной экономической науке, и предполагает, в том числе, разработку теоретического концепта государственной политики и правомерности направлений и уровней ее реализации на практике.

В целом, согласно данным официальной бюджетной отчетности общий объем утвержденных на 2011 год  доходов местных бюджетов выше уровня исполнения 2010 года на 2,5% или 66,1 млрд. рублей и составил 2666,5 млрд. рублей [29, с.35]. Однако, предлагаемые в России методы по модернизации, например, ЖКХ и других отраслей в виде субвенциональной поддержки - не эффективны, поскольку муниципалитеты не могут в соответствии с требованиями законодательства осуществлять достаточные для удовлетворения коллективных потребностей объемы софинансирования. В результате этого финансовые ресурсы также неэффективно вовлекаются в процесс создания коллективных благ, что проявляется в недопроизводстве последних. Кроме этого, в условиях обострения кризисных явлений усиливаются и противоречия между интересами государства, региона, муниципального образования и отдельного индивида, что находит выражение, в частности, в противоречиях между потребностями обеспечения социальной и экономической эффективности функционирования объектов муниципальной собственности [54, с.3].

Таким образом, с одной  стороны, ограниченность ресурсов (финансовых, трудовых, природных и др.), а с  другой - растущие потребности, выражающие разнообразные интересы населения страны в целом и различных социально-поселенческих общностей, приводит в совокупности с пересечением интересов государственных органов, частного бизнеса, к противоречиям, сопровождающим развитие муниципальной экономической системы в целом и ее элементов в виде муниципальных образований:

- между государственной  и муниципальной собственностью;

- между негосударственной  и муниципальной собственностью;

- приватизацией муниципального  имущества и муниципализацией ранее приватизированного имущества;

- необходимостью создания  новых муниципальных предприятий  и приватизацией;

- прямыми и косвенными  формами муниципального регулирования  экономики.

Сегодня по данным «Реестра муниципальной собственности г.о. Самара» имущественный комплекс включает:

- жилой фонд - 39 177 ед.;

- нежилой фонд -19 284 ед.;

- муниципальные унитарные предприятия - 48 ед.;

- муниципальные учреждения - 237 ед.;

- доли, паи, пакеты акций -17 ед. [70]

В таблице 2.2 представлен разрез муниципальной собственности, показывающий, на чьем балансе находится собственность, и кто ею распоряжается.

Видно, что наиболее мобильной  и гибкой, с точки зрения пополнения городского бюджета, на рыночной основе является муниципальная собственность  в виде пакетов акций и долей в уставных капиталах, а также в виде имущества муниципальной казны. Именно она может быть передана на определённых условиях юридическим и физическим лицам, являющимся активными агентами рыночной экономики.

 

 

 

 

Таблица 2.2

 Пообъектный разрез муниципальной собственности г.о. Самара [70]

Объекты собственности

Балансодержатель

Пользователи

1. Имущество, закрепленное за  муниципальными унитарными предприятиями  (МУП)

МУП

МУП на праве хозяйственного ведения

2. Имущество, закреплённое за  муниципальными учреждениями (МУ)

МУ

МУ на праве оперативного управления

Имущество в виде пакетов акций  и долей в Уставных капиталах

Департамент экономики

Департамент экономики

Имущество муниципальной казны:

  • недвижимое имущество;
  • движимое имущество.

Департамент экономики

Юридические и физические лица всех форм собственности, осуществляющие коммерческую и иную деятельность на территории города Самары


Местное самоуправление осуществляется в муниципальных  образованиях. Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах, которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему  органов государственной власти. Перечень органов муниципального управления в каждом конкретном муниципальном образовании определяется Уставом данного образования.

Местное самоуправление осуществляется двумя основными  способами:

- путем проведения  местного референдума - голосования  граждан по вопросам местного значения;

- проведением выборов  в представительный орган местного  самоуправления - выборный орган  местного самоуправления, обладающий  правом представлять интересы  населения и принимать от его  имени решения, действующие на  территории муниципального образования.

Представительный орган  местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании  в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

1) принятие общеобязательных  правил по предметам ведения  муниципального образования, предусмотренных  уставом муниципального образования; 

2) утверждение местного  бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов  и программ развития муниципального  образования, утверждение отчетов  об их исполнении;

4) установление местных  налогов и сборов;

5) установление порядка  управления и распоряжения муниципальной  собственностью;

6) контроль за деятельностью  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления, предусмотренных уставами  муниципальных образований.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены  должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

С целью претворения  в жизнь решений представительных органов муниципального управления в муниципальных образованиях согласно уставам могут создаваться иные органы местного самоуправления.

Выборное должностное  лицо местного самоуправления должностное  лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Управление недвижимостью - это экономические рычаги, с  помощью которых можно влиять на городскую экономику. Такие формы  управления, как аренда и, возможно, последующая приватизация арендованного имущества позволяют не только направлять развитие в сторону нужных городу социальных приоритетов, но увеличивать число субъектов предпринимательской деятельности, наращивать количество услуг, товаров и одновременно наращивать налоговые и неналоговые поступления в муниципальный бюджет.

Важнейшей формой управления муниципальной собственностью, приносящей максимальный доход для города, становится сдача в аренду и продажа нежилых  помещений.

Информация о работе Совершенствование управления муниципальной собственностью