Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 01:49, курсовая работа
поселений.
Реализация общей цели предполагает решение следующих задач исследования:
- Ознакомиться с сущностью, критериями и показателями социально – экономического развития сельского поселения;
- Исследовать механизмы и специфику стратегического социально- экономического управления развитием сельского поселения;
- Ознакомиться с основными стратегическими документами развития сельского поселения;
- Ознакомиться с социально – экономической характеристикой, на примере Ильинского сельского поселения Новопокровского района;
- Проанализировать систему стратегического управления социально-экономическим развитием Ильинского сельского поселения Новопокровского района;
- Провести анализ исполнения стратегического плана в сфере управления социально-экономическим развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района;
Введение
3
1
Основные подходы к управлению социально-экономическим развитием сельского поселения
6
1.1
Сущность, критерии и показатели социально – экономического развития сельского поселения
6
1.2
Механизм и специфика стратегического социально - экономического управления развитием сельского поселения
12
1.3
Основные стратегические документы развития сельского поселения
23
2
Анализ управления социально - экономического развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района
25
2.1
Социально – экономическая характеристика Ильинского сельского поселения Новопокровского района
25
2.2
Система стратегического управления социально-экономическим развитием Ильинского сельского поселения Новопокровского района
33
2.3
Анализ исполнения стратегического плана в сфере управления социально-экономическим развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района
61
3
Основные направления совершенствования управления социально-экономическим развитием Ильинского сельского поселения
66
Выводы и предложения
70
Список использованных источников
На основе общей концепции развития органы местного самоуправления принимают ряд других программных документов: программы приватизации, концепции генеральных планов, планы планировки и застройки населенных пунктов и др.
5. Механизм реализации концепции социально-экономического развития. Здесь должны быть рассмотрены:
- механизмы государственной и муниципальной поддержки выполнения намеченной стратегии, в т. ч. нормативно-правовой;
- источники и финансовые механизмы реализации намеченной стратегии (оценить сводный баланс финансовых ресурсов территории, рассмотреть варианты финансирования предстоящих расходов, включая самофинансирование, внутренние и внешние инвестиции, привлечение средств вышестоящих бюджетов, средств населения, займы, кредиты и т. д.);
- механизмы совершенствования системы муниципального управления (привлечение граждан к принятию управленческих решений, развитие информационных технологий управления, переподготовка муниципальных кадров и т. д.).
3 Муниципальные целевые программы представляют собой взаимоувязанные блоки таких мероприятий, позволяющие комплексно и системно решать отдельные проблемы социально-экономического развития муниципального образования. Муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективными и входят составными частями в соответствующие планы.
Муниципальная целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области экономического, экологического, социального, культурного и иного развития территорий.
Существует множество видов целевых программ, которые можно классифицировать по статусу, назначению, срокам реализации, направленности и механизмам реализации (рис. 3).
Рисунок 3 – Классификация целевых программ
По срокам реализации различают краткосрочные (1 год), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (10-15 лет) целевые программы. Муниципальные целевые программы чаще всего бывают краткосрочными, входя в состав текущих планов, и реже — среднесрочными.
Основная цель муниципальной целевой программы социально-экономического развития - решение ключевых социально-экономических проблем территории в рамках текущего или перспективного плана.
Муниципальная целевая программа социально-экономического развития в общем случае должна включать следующие разделы;
- социально-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования, обосновывающие необходимость осуществления данной программы;
- цели, задачи, сроки и этапы реализации программы;
- система программных мероприятий;
- механизм реализации программы;
- ресурсное обеспечение программы;
- оценка эффективности программы;
- организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
Проблемные муниципальные целевые программы могут разрабатываться по разным направлениям:
- создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
- нормативно-правовые преобразования;
- формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения;
- оздоровление окружающей среды и предупреждение чрезвычайных ситуаций;
- содействие реформированию промышленности;
- развитие инфраструктуры транспорта, связи и обеспечение бесперебойной
работы жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие межрегиональных и международных связей муниципального образования и т. п.
Программа создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата предполагает проведение институциональных преобразований, направленных на развитие финансовой инфраструктуры: создание муниципальных или привлечение на территорию филиалов бизнес-центров, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов; упрощение процедуры регистрации и лицензирования (реализация принципа одного окна, создание условий для развития малых и средних предприятий).
Программы нормативно-правовых преобразований включают урегулирование специфики трудовых отношений, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы, дебюрократизацию экономики — упорядочение регулирующих, контрольно-ревизионных функций органов местного самоуправления, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, повышение эффективности управления муниципальной собственностью.
Социальные программы могут включать: мероприятия по упорядочиванию миграционных процессов; развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения; развитие службы охраны материнства и детства; проведение мероприятий по борьбе с социально опасными заболеваниями; развитие материальной базы и техническое переоснащение объектов образования; создание эффективной системы обучения в школах, включая использование современных инфоркультуры, физкультуры и спорта; развитие сети домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детей-сирот и т. д.
Экологические программы могут предусматривать проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций, мониторинг зон кризисного состояния, оценку экологического состояния территории и его влияния на здоровье населения, стимулирование инвестиций, направленных на снижение негативной нагрузки на окружающую среду муниципального образования.
Программы содействия реформированию промышленности включают разработку мер содействия техническому перевооружению и модернизации предприятий, находящихся на территории муниципального образования. Программы развития инфраструктуры предусматривают мероприятия по развитию городского транспорта, связи, обеспечению бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства, внедрению энергосберегающих технологий, повышению эффективности работы систем жизнеобеспечения, предотвращению аварий техногенного характера.
Программы развития межмуниципальных, межрегиональных и международных связей муниципального образования.
При разработке муниципальных целевых программ необходимо оценивать каждое программное мероприятие по ряду критериев: цель и решаемая проблема, планируемые объемы производства продукции или услуг (для инвестиционных проектов), сроки реализации, объемы и источники финансирования, показатели эффективности (чистая прибыль, платежи в бюджеты всех уровней, сроки окупаемости, количество новых рабочих мест) и т. д.
1.3 Основные стратегические документы развития сельского поселения
Стратегическое планирование на уровне городского, сельского поселения может осуществляться путем разработки и утверждения прогнозов социально-экономического развития, комплексной программы социально-экономического развития поселения, иных документов, разработанных в соответствии с основными положениями и сроками, предусмотренными плановыми документами. К документам стратегического планирования относят следующее:
1) стратегические направления развития поселения;
2) стратегия социально-экономического развития поселения;
3) схема территориального планирования поселения;
4) программа социально-экономического развития поселения;
5) краевые долгосрочные целевые программы;
6) прогноз социально-экономического развития поселения;
7) документы стратегического планирования муниципальных образований;
Документы территориального планирования городского, сельского поселения разрабатываются на основе комплексной программы социально-экономического развития поселения, иных документов стратегического планирования поселения и могут учитывать основные направления социально-экономического развития региона, муниципального района.
Органы местного самоуправления проводят мониторинг и контроль за ходом реализации стратегических документов муниципального образования, в том числе выполнения комплексной программы социально-экономического развития.
2. Анализ управления социально - экономического развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района
2.1 Социально – экономическая характеристика Ильинского сельского поселения Новопокровского района
Ильинское сельское поселение расположено в северной части муниципального образования Новопокровский район. Площадь территории поселения составляет 284 кв. км. Административный центр ст. Ильинская. Ильинское сельское поселение граничит на севере – с Покровским и Кубанским сельскими поселения, на юге – с Кавказским районом и со Ставропольским краем, на западе с Тихорецким районом и на востоке – с Белоглинским районом Краснодарского края, что способствует расширению рынка сбыта продукции. Ближайшие продовольственные базы находятся в г. Кропоткине и Тихорецке.
Протяженность дорог внутри поселения 67,4 км, из них: 34,5 км – асфальтобетонные, 1,9 км – с гравийным покрытием, 31 км – грунтовые. Население Ильинского сельского поселения обеспечено транспортным сообщением. По территории станицы проходит категорированная (3-4) автомобильная дорога «Кавказская - Новопокровская». Связь станицы с транспортными коридорами краевого и федерального значения осуществляется по автодорогам районного значения. Основным видом автомобильного общественного транспорта являются автобусы. Через ст. Ильинскую проходит маршрут «Белая Глина – Армавир»,
Население поселения обеспечены водой на 100%. Источником водоснабжения являются артезианские скважины. Обслуживают водоснабжение МУ «Южное» Ильинского сельского поселения.
По энергоснабжению относится к Тихорецким электрическим сетям, которые входят в систему РУ «Краснодарэнерго», объединенного линиями электропередач с энергосистемами Ставропольского края и Ростовской области. Электроснабжение Ильинского сельского поселения осуществляется от двух трансформаторных подстанций Ильинское ТП 35/10 кв. НС 18. На территории Ильинского сельского поселения расположено 57 ТП 10/04 КВ, из них 1 муниципальная. ЛЭП – 10 кВ – протяжённостью 87,1 км. ЛЭП – 4 кВ – протяженностью 92,95 км.
Газоснабжение:
- поселковый подходящий газопровод высокого давления – 1км 480 м;
- распределительные сети низкого и высокого давления – 72,9 км;
- количество ШРП – 7 шт.; ГРП – 2шт.;
- всего абонентов – 1080 домовладений.
Услуги по предоставлению местной телефонной связи на территории Ильинского сельского поселения осуществляет Северный узел электросвязи ОАО «Южная телекоммуникационная компания». Услуги местной связи предоставляются на оборудовании АТСК 100/2000; АТС на 650 номеров. Территория поселения находится в зоне уверенного приёма сигнала операторов сотовой связи ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ЗАО «Мобиком Кавказ» (торговая марка МегаФон), ОАО « ВымпелКом» (торговая марка БиЛайн). На территории Ильинского сельского поселения расположен дополнительный офис Тихорецкого отделения Юго-Западного отделения ОАО «Сбербанк России».
На территории поселения действуют 1 страховая компания Новопокровский филиал ООО «Росгосстрах – ЮГ».
На территории поселения расположены 2 дошкольных учреждения, 2 средней общеобразовательной школы. Секции по футболу, волейболу, баскетбол, ТЭКВОН-ДО, МКДУ «Сельский дом культуры» Кружки – вокальный, танцевальный. На территории поселения в Доме Культуры действует кружок лепки из теста «Мукосолька».
Озеленена в основном центральная часть станицы. Хорошо озеленены приусадебные участки индивидуальной жилой застройки, а также большинство улиц и дорог станицы.
На территории поселения осуществляется сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов.
Атмосферный воздух на территории Ильинского сельского поселения, по сравнению с высоким урбанизированными территориями Краснодарского края является более чистым. Экологическая ситуация на территории поселения удовлетворительная.
Имеются источники сырья: кроме значительных запасов чернозема, есть запасы пресной воды и общераспространенных полезных ископаемых (глина).
Ильинское сельское поселение является исторически сложившимся местом проживания казаков и переселенцев из других областей России.
Общая численность населения на 01.01.2009 года составляет 4431 человека или 9,3% от общей численности населения района. Плотность населения поселения составляет 16 человек на км2, по району – 21 человек на км2, по краю – 67 человек на км2, по России – 9 на км2. Численность постоянного населения составляет 4431 человек, в том числе трудоспособного – 2496 человек. Динамику изменения численности населения поселения мы рассмотрим в таблице 1.
По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что общая численность населения в 2009 году по сравнению с 2007 годом сократилось на 93 чел., на данный показатель повлияла высокая смертность населения, так в 2009 году она составляла 74 чел., а рождаемость всего 37 чел., но данный год за исследуемый период является самым рождаемым годом, так как численность родившихся увеличилась на 13 чел. по сравнению с 2007 годом, также на сокращение населения влияет не обеспеченность поселения рабочими местами, что приводит к миграции населения.
Информация о работе Управление социально-экономическим развитием