Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 01:49, курсовая работа
поселений.
Реализация общей цели предполагает решение следующих задач исследования:
- Ознакомиться с сущностью, критериями и показателями социально – экономического развития сельского поселения;
- Исследовать механизмы и специфику стратегического социально- экономического управления развитием сельского поселения;
- Ознакомиться с основными стратегическими документами развития сельского поселения;
- Ознакомиться с социально – экономической характеристикой, на примере Ильинского сельского поселения Новопокровского района;
- Проанализировать систему стратегического управления социально-экономическим развитием Ильинского сельского поселения Новопокровского района;
- Провести анализ исполнения стратегического плана в сфере управления социально-экономическим развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района;
Введение
3
1
Основные подходы к управлению социально-экономическим развитием сельского поселения
6
1.1
Сущность, критерии и показатели социально – экономического развития сельского поселения
6
1.2
Механизм и специфика стратегического социально - экономического управления развитием сельского поселения
12
1.3
Основные стратегические документы развития сельского поселения
23
2
Анализ управления социально - экономического развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района
25
2.1
Социально – экономическая характеристика Ильинского сельского поселения Новопокровского района
25
2.2
Система стратегического управления социально-экономическим развитием Ильинского сельского поселения Новопокровского района
33
2.3
Анализ исполнения стратегического плана в сфере управления социально-экономическим развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района
61
3
Основные направления совершенствования управления социально-экономическим развитием Ильинского сельского поселения
66
Выводы и предложения
70
Список использованных источников
«Стратегия социально – экономического развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района до 2020 года», которая включает в себя:
- Оценку социально – экономического положения и потенциала Ильинского сельского поселения;
- Выбор сценариев развития и формирования ведения дальнейшего развития поселения;
- Стратегическая цель и приоритеты развития поселения;
- Направления деятельности по достижению стратегической цели, ресурсы и механизм реализации;
- Стратегическая цель развития на период 2007 – 2012 годы.
- Ожидаемые результаты стратегии
Перед тем как сформировать Стратегию администрация проводит SWOT- анализ, для четкого выявления сильных и слабых сторон, а также возможности и угрозы для проектов проводимых на данной территории (таблица 5).
Таблица 5 - SWOT – анализ территории Ильинского сельского поселения
Сильные стороны(S) | Слабые стороны (W) |
1 Наличие земельных ресурсов. Земельный фонд – 28564 га, из них: - Сельхозугодия – 23777 га; - Земли поселения – 1908 га; - Земли запаса – 0 га. - Земли промышленности, транспорта – 0 га. - Водный фонд – 327 га. 2 Наличие квалифицированных кадров в большинстве секторов экономики. 3 Равноудаленность по отношению к Ставропольскому краю, Ростовской области, Краснодару, что способствует расширению рынка сбыта продукции (200 км). 4 Наличие в достаточном количестве сельскохозяйственной сырьевой базы, среднегодовой объем валового производства за последние три года составил1072,2 тыс. рублей. 5 развитая финансовая инфраструктура, на территории поселения осуществляют деятельность 2 филиала банков. 6 Социальная стабильность в поселении. 7 Развитая социальная инфраструктура: поселение насчитывает 4 учреждения образования, 2 учреждения здравоохранения, 1 учреждение социального обслуживания населения, 1 учреждения культуры.
| 1 Поселение находится в зоне рискованного земледелия. 2 Влияние погодных условий на объёмы урожаев сельскохозяйственной продукции (объем продукции сельского хозяйства в общем объеме производства составляет 96%). 3 Высокий моральный и физический износ техники и оборудования. 4 Удаленность от морских портов, крупных городов и автомагистралей, до ближайшего морского порта 250 км. 5 Дефицит энергоресурсов: высокая зависимость от цен на энергоносители. 6 Рынок сельскохозяйственной продукции контролируется посредниками, ориентирован на поддержание монопольно высоких цен для потребителей и низкую доходность для производителей. 7 Недостаточная конкурентоспособность продукции сельского хозяйства, товаров и услуг товаропроизводителей. Недостаток современных технологий, обеспечивающих высокие качественные характеристики производимых продуктов и услуг. 8 Значительный уровень теневой экономики. 9 Отсутствие схемы территориального планирования. 10 Старение и естественная убыль населения (уровень естественной убыли составляет 0,7), высокий уровень нерегистрируемой безработицы. |
Возможности (O) | Угрозы(T) |
1 Эффективное использование территориальных ресурсов (земли, недвижимости). Развитие зоны отдыха, нетрадиционного туризма на базе водных объектов поселения (площадь | 1 Снижение объемов производства животноводческой продукции в результате эпидемиологических заболеваний. 2 Нестабильность цены на |
Возможности (O) | Угрозы(T) |
водного фонда 327 га). 2 Развитие ЛПХ. 3 Значительное и системное привлечение инвестиций в экономику поселения при реализации мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности. 4 Повышение конкурентно способности продукции, товаров и услуг товаропроизводителей муниципального образования на основе развития высоких технологий. 5 Повышение эффективности развития сельского хозяйства. | сельскохозяйственную продукцию и продукцию пищевой промышленности в условиях рынка. 3 Возможность снижения плодородия почвы вследствие нарушения севооборота. 4 Ввоз более дешевой импортной продукции. 5 Угроза роста технического отставания многих производств от конкурентов Краснодарского края, России. 6 Риск снижения конкурентоспособности сельхозпроизводства ввиду влияния ряда как внутренних, так и внешних факторов. 7 Рост смертности населения в трудоспособном возрасте при общем старении населения – угроза увеличения демографической нагрузки на работающих. |
Стратегическая цель развития на период до 2020 года: является реализация политических, геостратегических и социально-экономических приоритетов Краснодарского края и обеспечение кардинального повышения качества жизни населения поселения на основе создания потенциала опережающего развития.
Реализацию данной цели следует осуществлять по следующим стратегическим направлениям:
1 Кардинальное повышение качества и продолжительности жизни, формирование условий и стимулов для развития человеческого капитала на основе повышения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования и жилищного строительства.
2 Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста поселения на основе реализации государственной структурно-институциональной политики, стратегии инвестиционного развития на 2008-2010 годы.
3 Повышение эффективности государственного стратегического планирования и регулирования социально-экономических процессов в поселении на основе формирования систем стратегического управления, пространственного и территориального планирования.
При определении стратегической цели развития Ильинского сельского поселения исходило из принципа соответствия стратегической цели и направлений развития поселения целям и приоритетам муниципального образования Новопокровский район, Краснодарского края, федерального Правительства, определенным в следующих документах:
- Послание Президента Российской Федерации;
- Программа социально-экономического развития Российской федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы);
- Положение о разработке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2006-2008 годы;
- Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года;
Положением о разработке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 года №259, определены следующие группы целей Правительства Российской Федерации и субъектов бюджетного планирования:
- повышение уровня и качества жизни населения;
- укрепление национальной безопасности;
- обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста;
- формирование условий для социально-экономического развития на долгосрочную перспективу.
Соответствие стратегических целей развития Краснодарского края и стратегических направлений развития района обеспечивает проекцию целей края на муниципальный уровень и на уровень поселения.
Осуществление целей Краснодарского края на муниципальном уровне и на уровне поселения предусматривает:
- ориентацию на опережающее развитие секторов, которые могут играть роль точек роста, причем, как региональных (АПК, СКК, транспортная инфраструктура), так и муниципальных, которые выполняют функции «ведущего звена» для экономической системы. Выявление и активизация потенциала новых «точек роста» (промышленный комплекс, сектор инновационной деятельности и т.д.).
- реализацию принципа устойчивого развития, основанного на сбалансированности экономических, социальных и экологических приоритетов развития поселения и их соответствия целям Краснодарского края.
- обеспечение комплексного или системного подхода: учет и максимальное использование эффектов, обусловленных взаимовлиянием целей, наличием сопряженных результатов в реализации целевых проектов различной направленности, мультипликативных эффектов, обеспечивающих рост экономики.
- преемственность программных документов: краевых и муниципальных целевых программ.
Участие Ильинского сельского поселения в решении задач социально-экономического развития Краснодарского края определяется его объективным экономико-географическим потенциалом и сложившейся структурой экономики и социальной сферы поселения. С этой точки зрения объектом анализа должны стать основные отрасли и направления деятельности экономики и социальной сферы поселения, их место и значение для функционирования социально-экономической системы района и края, прямой и косвенный вклад в достижение приоритетных целей Краснодарского края.
Для реализации цели разработаны стратегические направления:
2 Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста поселения на основе реализации государственной структурно-институциональной политики, стратегии инвестиционного развития на 2007-2010 годы.
3 Повышение эффективности государственного стратегического планирования и регулирования социально-экономических процессов в поселении на основе формирования систем стратегического управления, пространственного и территориального планирования.
Оценка ожидаемых результатов реализации Стратегии осуществляется по следующим критериям:
- коммерческая эффективность, определяемая величиной дополнительной прибыли, получаемой инвесторами проектов и мероприятий, реализуемых в рамках комплексных программ и не программных мероприятий и повышающей капитализацию компаний в частности, а экономики в целом;
- бюджетная эффективность, которая характеризуется приростом суммарной величины налоговых поступлений в муниципальный бюджет от реализуемых мероприятий;
- социальная эффективность, определяемая приростом доходов населения в результате реализуемых мероприятий;
- общая экономическая эффективность, которая характеризуется приростом валового регионального продукта (ВРП).
Все четыре категории эффекта могут быть разделены на две составляющих: во-первых, прямой рост прибыли, заработной платы, налогов и ВРП, и, во-вторых, косвенное увеличение этих показателей в результате реализации совокупного мультипликативного эффекта от осуществляемых мероприятий. Как правило, косвенный эффект довольно трудно обосновать и рассчитать, однако в силу его существования, прямой расчет результатов можно рассматривать как нижнюю границу ожидаемых результатов.
Данный подход характеризует эффективность проектов в сфере бизнеса. Результативность Стратегии в целом определяется результативностью бизнеса, который развивается в связи с мероприятиями, реализуемыми в соответствие с комплексными программами и не программными мероприятиями Стратегии.
С этих позиций предлагаемые комплексные программы, не относящиеся к социальной сфере, и множество реализующих их стратегических мероприятий и инвестиционных проектов целесообразно рассматривать с позиций двух подмножеств: обеспечения условий для развития бизнеса, и собственно ориентированных на развитие бизнеса. Таким образом, коммерческая эффективность при соблюдении внешних социально-политических и экологических требований является важнейшим критерием принятия к реализации программных проектов и мероприятий. Такой подход позволяет сделать экспертную оценку эффективности для будущих проектов и мероприятий, которые будут осуществляться в рамках Стратегии. Задачи удвоения ВВП, обеспечения определенного уровня социальной и бюджетной эффективности предопределяют довольно жесткие, но самое главное, вполне конкретные характеристики потенциальных проектов, которые могут быть положены в основу оценки ожидаемых результатов Стратегии в целом.
Оценка ожидаемых результатов реализации Стратегии осуществлялась исходя из следующих принципиальных положений:
1. В качестве базы использовались результаты анализа существующих тенденций развития базовых отраслей экономики поселения.
2. Осуществлялась экспертная оценка возможных изменений в результате реализации стратегических мероприятий, предусматриваемых Стратегией.
3. Делалось экспертное допущение о средней ожидаемой эффективности новых инвестиционных коммерческих проектов, осуществляемых в реальном секторе в рамках осуществления программных мероприятий.
Таким образом по данным таблицы 6 можно сказать, что при успешной реализации Стратегии в части динамики инвестиций, обеспечивающей среднегодовой темп роста их объема в 12%, к 2020 году можно добиться увеличения ВРП в 1,4 раза (по отношению к 2007 году).
Ежегодные темпы роста физического объема ВРП будут превышать 2% и обеспечат существенный вклад поселения в решение стратегической задачи, поставленной Президентом Российской Федерации: удвоение ВВП за десять лет.
Из изложенной схемы экспертной оценки следует, что важнейшим фактором, влияющим на макроэкономические результаты, является эффективность вновь осуществляемых инвестиционных проектов. Общий объем таких проектов в свою очередь зависит от объема привлекаемых инвестиций в реальный сектор. Поэтому можно считать объем роста инвестиций важнейшим индикатором результативности Стратегии.
Другим фактором, влияющим на результаты реализации Стратегии, является динамика численности населения и эффективность его вовлечения в экономику поселения. К 2020 году не удастся переломить негативные демографические тенденции сокращения численности населения поселения: по сравнению с 2007 годом, увеличения населения в 2020 году не произойдет. В то же время в результате роста продолжительности жизни увеличится доля лиц пожилого возраста, вследствие чего доля лиц трудоспособного возраста сократится на 7 %.
2
| 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2020/ 2004 |
Объем реализованной продукции на действующих ОПФ млн.руб. | 224,1 | 317,6 | 375,1 | 354,2 | 361,3 | 368,5 | 375,9 | 383,4 | 391,1 | 398,9 | 406,9 | 415,0 | 423,3 | 431,8 | 440,4 | 449,2 | 458,2 | 2,0 |
Объем реализованной продукции на вновь созданных ОПФ, млн. руб. | 7,8 | 11,9 | 8,4 | 5,0 | 7,2 | 7,8 | 8,4 | 9,0 | 9,8 | 10,5 | 11,4 | 12,3 | 13,4 | 14,4 | 15,6 | 16,8 | 18,2 | 2,3 |
Объем реализованной продукции на всех ОПФ, млн. руб. | 231,9 | 329,5 | 383,5 | 359,2 | 368,5 | 376,3 | 384,3 | 392,4 | 400,9 | 409,4 | 418,3 | 427,3 | 436,7 | 446,2 | 456,0 | 466,0 | 476,4 | 2,1 |
ВРП на действующих ОПФ, млн. руб. | 156,9 | 222,3 | 262,6 | 247,9 | 252,9 | 258,0 | 263,1 | 268,4 | 273,8 | 279,2 | 284,8 | 290,5 | 296,3 | 302,3 | 308,3 | 314,4 | 320,7 | 2,0 |
ВРП на вновь созданных ОПФ, млн. руб. | 6,2 | 9,5 | 6,7 | 4,0 | 5,8 | 6,2 | 6,7 | 7,2 | 7,8 | 8,4 | 9,1 | 9,8 | 10,7 | 11,5 | 12,5 | 13,4 | 14,6 | 2,3 |
ВРП всего, млн. руб. | 163,1 | 231,8 | 269,3 | 251,9 | 258,7 | 264,2 | 269,8 | 275,6 | 281,6 | 287,6 | 293,9 | 300,3 | 307,0 | 313,8 | 320,8 | 327,8 | 335,3 | 2,1 |
Темп роста физ. объема ВРП, % | 142,1 | 116,2 | 93,5 | 102,7 | 102,1 | 102,1 | 102,1 | 102,2 | 102,1 | 102,2 | 102,2 | 102,2 | 102,2 | 102,2 | 102,2 | 102,3 | 102,3 | х |
ВРП/ на душу населения, тыс. руб. | 56,2 | 79,9 | 92,9 | 93,3 | 92,4 | 94,4 | 96,4 | 102,1 | 104,3 | 106,5 | 108,9 | 111,2 | 113,7 | 116,2 | 118,8 | 121,4 | 124,2 | 2,2 |
Динамика инвестиций, млн. руб. | 5,2 | 7,9 | 5,6 | 3,3 | 4,8 | 5,2 | 5,6 | 6,0 | 6,5 | 7,0 | 7,6 | 8,2 | 8,9 | 9,6 | 10,4 | 11,2 | 12,1 | 2,3 |
Население, тыс. чел. | 2,9 | 2,9 | 2,9 | 2,7 | 2,8 | 2,8 | 2,8 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 0,9 |
Лица трудоспособного возраста, тыс. чел. | 1,6 | 1,6 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,4 | 0,9 |
Численность занятых в экономике, тыс. чел. | 0,97 | 0,70 | 0,79 | 0,53 | 0,53 | 0,53 | 0,54 | 0,54 | 0,55 | 0,56 | 0,57 | 0,57 | 0,58 | 0,59 | 0,59 | 0,59 | 0,60 | 0,6 |
Доля населения, занятого в экономике, ко всему населению, % | 33 | 24 | 27 | 20 | 19 | 19 | 19 | 20 | 20 | 21 | 21 | 21 | 21 | 22 | 22 | 22 | 22 | х |
Среднемесячная заработная плата, руб. | 2565 | 3106 | 3854 | 4450 | 5241 | 6027 | 6063,1 | 6100,0 | 6136,6 | 6173,4 | 6210,5 | 6248,0 | 6285,5 | 6325,0 | 6365,0 | 6405,0 | 6445,0 | 2,5 |
Среднедушевой денежный доход руб. в месяц | 1333,8 | 1615,1 | 2004,1 | 2314,0 | 2725,3 | 3134,0 | 3152,8 | 3172,0 | 3191,0 | 3210,2 | 3229,5 | 3250,0 | 3268,5 | 3289,0 | 3310,0 | 3330,6 | 3352,0 | 2,5 |
Темп роста среднедушевых денежных доходов населения, % | х | 121,1 | 124,1 | 115,5 | 117,8 | 115,0 | 100,6 |
100,6 |
100,6 |
100,6 |
100,6 |
100,6 |
100,6 |
100,6 |
100,6 |
100,6 |
100,6 | х |
Информация о работе Управление социально-экономическим развитием