Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 11:30, доклад
В работе рассмотрены основные этапы зарождения и развития гостеприимства как социального феномена, а также индустрии гостеприимства. Приведен анализ причин и предпосылок развития института гостеприимства в эпоху первобытнообщинного строя, на Древнем Востоке и в античном мире. Описаны зарождение и генезис этого общественного института в России, а также возникновение индустрии гостеприимства в Европе и в мире в целом. Впервые освещаются проблемы развития индустрии гостеприимства на Юге России. Заключительные темы данного курса посвящены характерным чертам современной российской и международной индустрии гостеприимства и перспективам ее развития в ХХI в.
Самые необычные рестораны мира
Самым первым рестораном, открывшемся в Париже в 1533 году, был ресторан Tour d'argent («Тур д'Аржан»). На протяжении двух веков он оставался уникальным заведением не только в Париже, но и во всей Франции.
Профессионалам ресторанного дела будет довольно интересно узнать, что автором термина ресторан является известный организатор и кулинар М. Буланже, которого ещё в XVI веке нарекли почётным титулом «отец современного ресторана». Содержал он тогда круглосуточную таверну на улице Баель. Главным блюдом был суп, который он называл restorante (укрепляющий, восстанавливающий), откуда и пошло название «ресторан». Однако Буланже не ограничился этим супом и в 1767 году создал свой знаменитый «суп из баранины в винном соусе». Успех этого блюда превзошел все самые радужные ожидания, он был ошеломляющий. Буланже процветал.
Очень скоро его ресторан «Le Champ d'Oiseau» (ле Шан д'Уазо) расширил ассортимент и вместе с супом удивлял гурманов чудесами своей изобретательности и находчивости. Довольно интересна история создания Буланже одного из блюд. Он разрешил соседям приходить к нему в пекарню и печь картошку, используя жар печей после того, как оттуда вынимали хлеб. И однажды ему пришла в голову идея нового блюда – нарезанный картофель в горшочке с крепким бульоном, приготовленный в хлебной печи. Он назвал это блюдо boulangero potatoes (картофель по Буланже).
Первый ресторан повышенной комфортности с изысканнейшей кухней появился в 1782 году на улице Ришелье. Назывался он «Grande Taverne de Londres», а три года спустя, недалеко от Пале-Рояль – ещё один, «Aux Trois Freres Provencaux».
Что же касается современных ресторанов, то не так давно германский таблоид «Бильд» опубликовал список самых экстравагантных ресторанов в мире.
Первое место по экстравагантности газета присудила ресторану «Мартон» (назван по слову, означающему на мандаринском наречии «туалет») в тайваньском городе Гаосюн. Дело в том, что данное заведение буквально окунает своих посетителей в атмосферу туалета. Вместо стульев в ресторане стоят унитазы с симпатично украшенными крышками, на стенах вместо ламп висят писсуары. Салфеток нет, рот и руки гости вытирают туалетной бумагой. Столы здесь тоже искать бесполезно, посетители едят на накрытых стеклом раковинах. Кушанья в ресторане подаются в маленьких унитазиках или же в мыльницах. Особой популярностью пользуются мягкие, коричневатого цвета блюда, например шоколадное мороженое. Ведь на дне унитаза оно смотрится настолько естественно. Издание приводит и другие примеры нестандартных методов привлечения клиентов со стороны владельцев ресторанов.
В отеле «Хилтон» на Мальдивах во время трапезы с вас не будут спускать глаз акулы, скаты и прочие морские обитатели. Ведь первый в мире полностью остекленный ресторан расположен на глубине пяти метров на коралловом рифе. В ресторане всего 14 мест. Попасть в него можно, пройдя по деревянному настилу и спустившись по винтовой лестнице.
А в бангкокском ресторане Веnjarong в зале за звукопоглощающими стеклами плещется водопад, а гирлянды и многочисленные лампочки создают романтическую атмосферу отпуска. Подается в ресторане в основном свежепойманная рыба, умело приготовленная опытными поварами.
Посреди Бродвея в Нью-Йорке вы можете перенестись назад в 50-е годы. Интерьер и меню ресторана Еllens Stardust соответствуют типичному «дайнеру» (придорожный ресторан) тех времен. Весь обслуживающий персонал – профессиональные певцы, развлекающие посетителей эстрадными номерами.
В Спрейсайде на острове Тобаго вы можете отобедать в кроне деревьев. Из ресторана Jemmа's Sеа View Kitchen открывается впечатляющий вид на остров, а заказать здесь можно рыбу, омаров и цыплят.
В ресторане Воllesjе, располагающемся в бывшей тюрьме германского города Рюдесхайм, у гостей перед входом берут отпечатки пальцев и зачитывают правила поведения. Затем посетителям предлагают отведать «воровской коктейль» и надеть тюремную робу, в которой они на некоторое время погружаются в атмосферу тюремной жизни.
Большой интерес для начинающих рестораторов представляет также и публикуемый ежегодно список лучших ресторанов мира. В 2005 году лучшим рестораном мира признан ресторан «Жирная утка» Хенстона Блюменталя. По утверждениям знатоков, именно здесь можно найти самые необычные и изысканные блюда, такие, как устрицы под хреном, жареные сардины с мороженым и горчицей, салат из улиток. Расположенный в графстве Беркшир между Лондоном и Оксфордом, этот ресторан привлекает многочисленную публику из находящихся поблизости многочисленных поместий английской знати. Ведь традиционно в Беркшире селятся самые блестящие аристократические фамилии Англии и богатые бизнесмены. В 2005 г. «Жирная утка» потеснила лидера 2003 и 2004 годов «Французскую прачечную» американца Томаса Келлера, хотя жюри отдало этому ресторану должное, назвав его лучшим рестораном в Америке и присудив ему третье место в мировом списке. Список лучших ресторанов составлен на основе опроса 600 ведущих шеф-поваров, владельцев ресторанов и специалистов в области кулинарии. На втором месте оказался испанский «Эль Булли», находящийся в Кала Монтхой. В 2007 г., по мнению одного из самых авторитетных изданий о ресторанном бизнесе, главных тенденциях в мировой кулинарии и закулисных интригах высокой кухни – британского журнала «Рестаурант Магазин» – этот ресторан вышел на первое место в мировом рейтинге.
Суровое британское жюри совместно с ресторанными критиками и представителями этой индустрии из различных стран мира отобрало по нескольким критериям лучших из лучших, отсеивая сотни и тысячи ресторанов. В исследовании приняло участие более 600 человек, члены жюри лично продегустировали блюда и напитки в ресторанах 70 стран мира.
«Эль Булли» был удостоен трех звезд Мишлен. Почетные призовые места в 2007 г. достались все той же «Жирной утке» (второе место) и французскому ресторану, принадлежащему шефу Пьеру Ганьеру («Пьер Ганьер», третье место). Новшеством этого года стало то, что по решению организаторов, общий список ресторанов в этом году был расширен до ста и это позволило попасть в сотню лучших двум российским ресторанам. Ресторану «Пушкин» – который занял почетное шестьдесят второе место и ресторану Андрея Деллоса «Турандот» – соответственно шестьдесят пятое место рейтинга.
Самым дорогим рестораном мира считается ресторан «Арагава» в Токио (Япония). Он получает свою знаменитую говядину с одной единственной фермы, находящейся неподалеку, и она действительно тает во рту. Ресторан признан лучшим местом в Токио, где можно отведать мяса, которое, кстати, подается только с перцем и горчицей. Все остальные приправы считаются богохульством. Средний чек ресторана оценивается в 277 долларов.
Kinderkookkafe – самый необычный
ресторан Амстердама. Вместо взрослых
официантов эдесь работают
Самый большой ресторан в мире находится, согласно книге рекордов Гиннеса, на окраине Бангкока (Таиланд). Название ресторана – «Королевский дракон». Площадь его зала превышает площадь четырех футбольных полей (3,34 га), он может одновременно принять 5 000 клиентов. Чтобы не задерживалась доставка заказанного из кухни на столы, официанты мчатся с подносами между столиками на роликовых коньках. Всего в штате ресторана 1200 человек, а в меню – около 1000 разных блюд. Чтобы попасть на работу в этот ресторан, претендент должен показать умение кататься на роликовых коньках и в течение месяца шлифовать это умение под руководством инструктора ресторана.
А самый маленький ресторан в мире – это Кuаррi в местечке Иисалми (Финляндия). Его название переводится как шкафчик и это лучшее место для уединенной трапезы: в нем всего два посадочных места и один стол.
Сеть ресторанов Dans Le Noir? (Париж, Лондон, Москва) предлагает проводить трапезу в кромешной тьме. В непривычной обстановке вкусовые рецепторы обостряются, что дает возможность по-новому прочувствовать вкус блюд и вин. Учредитель сети Эдуард де Брольи – добился феноменального успеха у парижских, лондонских и московских гурманов.
Самый высокий ресторан в мире расположен в Боливии на высоте 5 340 м. Он называется Chacaltaia ski resort.
А ресторан Аllalin в Саас-Фэ (Швейцария) – самый высокий в мире вращающийся ресторан. Расположенный в швейцарских Альпах на высоте 3 500 метров над уровнем моря. Он совершает полный оборот за один час.
Самый низкорасположенный ресторан нашей планеты находится в Иордании, на 412 м ниже уровня моря, а самый глубокий – в местечке Величка под Краковом (Польша), в королевской соляной шахте, на глубине 125 м.
Ресторан Dinner in The Sky (Бельгия) уже несколько лет организует выездные обеды за столом, поднятым краном на высоту 50 метров. Вместе с зафиксированными на креслах четырехточечными ремнями безопасности клиентами поднебесные гастрономические туры совершает и персонал. Бесстрашными официантами и сомелье руководит конферансье, стоящий прямо в центре стола.
Необычен костюм официантов в ресторане Вutlers in the Buff (Великобритания). «Наряд» официантов этой модной английской кейтеринговой компании состоит из воротничка, галстука-бабочки, манжет и фартука. Никакого отношения к секс-услугам ресторан, возглавляемый бывшим морским офицером Джейсоном Дидкоттом, не имеет. Атлетически сложенные голые официанты пользуются бешеным успехом для организации девичников и корпоративных вечеринок.
А в ресторане Les Princesses в Монреале (Канада) гостей обслуживают обнаженные официантки.
В некоторых ресторанах, таких, как Sаме в США или «Анналакшми» в Индии клиенты сами решают, сколько заплатить. А в ресторане «Эль Тинтеро» в Испании продажа блюд похожа на аукцион. В ресторанеTwins currentliclosed в Нью-Йорке персонал состоит из близнецов, в ресторане Koto в Ханое (Вьетнам) – из «трудных» подростков, а в Clak si Mangla (Рим, Италия) – из глухонемых.
A ресторан s Baggers в Германии – это автоматизированный ресторан, работающий без официантов вообще.
Ресторан Biermythos в Австрии представляет собой большую пивоварню, где гости могут принять ванну из пива.
Московский ресторан «Сталинский бункер» размещен прямо в настоящем бункере «отца всех народов».
В общем, для творческого полета фантазии у современных рестораторов и хотельеров поистине нет границ…
Вопросы для самоконтроля
1. Расскажите о перспективах развития индустрии гостеприимства в современном мире
2. Какие отели можно назвать «отелями будущего»? Кратко охарактеризуйте их.
3. Расскажите о значении развития коммуникационных услуг в отелях будущего.
4. Какие тенденции, на ваш взгляд, получат наибольшее развитие в отельном бизнесе ближайших десятилетий?
5. Какие отели, на ваш взгляд, являются самыми интересными, с точки зрения клиента (постояльца)?
6. Какие рестораны, на ваш взгляд, являются самыми экстравагантными, с точки зрения посетителя?
7. Какие новаторские идеи готовы использовать Вы для построения своего бизнеса?
Тестовые задания
В отелях будущего опережающее развитие получит…
а) развитие коммуникационных услуг;
б) расширение сети заведений питания;
в) высотное строительство;
г) развитие транспортной инфраструктуры.
1. Соколова М. В. История туризма. – М.: Мастерство, 2002.
2. Воронкова Л. А. История туризма и гостеприимства. – М., 2004.
3. Организация и управление гостиничным бизнесом / под ред. В. Лесника. – М., 2001–2002.
4. Котляр Ф., Бодуэн Дж. и др. Маркетинг, гостеприимство, туризм. – М., 1998.
5. Уокер Дж. Введение в гостеприимство. – М.: Юнити, 1999.
6. Биржанов М. Б. Введение в туризм. – М.-СПб.: «Невский фонд» – «Герда», 2005.
7. Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения. – Минск: Попурри, 1997.
8. Зорин И. В., Кварталов
В. А. Толковый словарь туристс
9. Папирян Г. А. Экономика в туризме. – М.: «ФиС», 1997.
10. Леви Ж. История гостеприимства. Нет предела совершенству. // Гостиница и ресторан. – №1 (32). – 2004. – С. 22–31.
Содержание