История экономических учений. Неоклассики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:17, контрольная работа

Описание

Период 70-х гг. явился, по образному выражению английской экономистки Дж. Робинсон, временем «второго кризиса экономической теории» Запада в XX в. Имелось в виду, что первый кризис в годы «Великой депрессии» поразил прежде всего неоклассическое направление, концепции невмешательства государства в экономическую жизнь общества. Этап 70-х гг. был трудным для всех школ и направлений. Но когда говорят о «втором кризисе» экономической теории, подразумевают в первую очередь кризис кейнсианства, или концепций государственного воздействия на экономику через совокупный спрос.

Содержание

Введение 3
Предпосылки формирования неоклассического направления 6
Гипотеза о рациональных ожиданиях 9
Интерпретация кривой Филлипса 11
Равновесный подход Р.Лукаса к теории цикла 15
Макроэкономическая модель «новых классиков» и влияние денежной политики на экономику 17
Теория предложения 20
Экономика предложения. Теоретические основы концепции. 21
Теории безработицы и инфляции 24
Особенности концепции экономического роста 27
Налоговая реформа в теории предложения. Кривая Лаффера. 28
Заключение 32
Литература 37

Работа состоит из  1 файл

Контрольная-ИЭУ.docx

— 192.57 Кб (Скачать документ)

70-е  и 80-е гг. отмечены  усилением влияния  сэплайсайдеров как  на развитие мировой  экономической мысли,  так и на принципы  формирования экономической  политики ряда  ведущих западных стран. В частности, в США их рекомендации стали сердцевиной эксперимента администрации Р. Рейгана в области экономической политики.

Главная причина довольно высокого авторитета теории предложения  состоит в том, что ее сторонники сумели дать достаточно убедительные ответы на вопросы, поставленные хозяйственной практикой, выработать конструктивные варианты решения  многих проблем экономики  Запада 70-х гг. Речь идет об утрате контроля над инфляцией, переплетении ее с растущей безработицей, длительном замедлении экономического роста, характерных в  то время для некоторых  развитых стран. Тогда  же обнаружились явные  признаки кризиса  системы государственного регулирования экономики, опирающейся на принципы кейнсианства, в частности  ее неспособность  действенно помочь эффективному освоению достижений технологического этапа  НТР. Неоконсерваторы  не только дали в  целом реалистическое объяснение этих явлений, они обосновали предложения, касающиеся реорганизации  экономической политики, остро поставив вопрос о необходимости  серьезной трансформации  всего хозяйственного механизма современной  экономики.

Практически все разделы теории предложения строятся на основе одной и  той же концептуальной схемы. Сначала рассматриваются механизмы возникновения экономических проблем (неуправляемой инфляции, высокой безработицы, низкой динамики воспроизводства и т.п.), причем в качестве ведущих выступают силы, деформирующие рыночные процессы и снижающие эффективность использования факторов производства (государство, осуществляющее неправильную экономическую политику, профсоюзы, чья деятельность выходит за разумные пределы, и др.). Анализ таких механизмов ведется доказательно, с привлечением результатов обширных эконометрических исследований. После этого указанные механизмы как бы разворачиваются в обратную сторону, объясняя, каким образом следует преобразовать, например, систему государственного регулирования с тем, чтобы более полно мобилизовать рыночный потенциал экономики, повысить эффективность производства, добиться удовлетворительного решения острых народнохозяйственных проблем.

Корни данного подхода уходят в традиции неоклассической экономической теории. Имеется в виду идеализация «спонтанного рыночного порядка» и сведение функций государства к обеспечению условий его бесперебойной работы. Иные формы государственного вмешательства в экономику (кейнсианское антициклическое регулирование, бюджетное перераспределение доходов, подавление инфляции экономическими или административными методами и т.п.) признаются вредными, расстраивающими механизм рынка и порождающими хозяйственные трудности. Поэтому, например, в позиции известного теоретика неоконсерватизма М. Фелдстайна, усматривающего в «неправильной» кейнсианской политике первопричину этих трудностей, в сущности можно видеть лишь продолжение линии Ф. фон Хайека, призывавшего изгнать «злых духов кейнсианства» из экономической теории и практики13.

Экономика предложения. Теоретические основы концепции.

Экономика предложения — наиболее практически  ориентированная и идеологизированная концепция из тех, что предложил  экономический консерватизм 80-х  годов. Согласно словарю MIT, экономия предложения  представляет собой набор положений, из которых центральным является утверждение о том, что аллокация  и эффективное использование  ресурсов имеет решающее значение для  роста национального производства как в кратко-, так и в долгосрочном периоде. Соответственно, основное внимание экономика предложения уделяет препятствиям на пути расширения предложения и эффективного использования факторов производства. Фактически это означает повышенный интерес к виду и положению функции агрегированного предложения факторов, а следовательно, к параметрам, определяющим естественную норму безработицы, а не к уровню агрегированного спроса в краткосрочном периоде, как это имеет место в обычной кейнсианской макроэкономике. Главным среди названных препятствий считается отрицательное воздействие уровня и структуры налогов на стимулы к труду и инвестированию, а также институтов и привычек, например, ограничений, связанных с деятельностью профсоюзов, на эффективную аллокацию ресурсов.

Сторонники  этой концепции утверждали, что существовавшая в то время в США налоговая (а также социальная) система контрпродуктивна по отношению к процессу накопления капитала и роста производства и  неблагоприятно сказывается на государственном  бюджете. Высокие налоги рассматривались  также как одна из главных причин инфляции. Можно сказать, что сторонники экономики предложения стояли на позиции не денежной природы инфляции. Они полагали, что высокие налоги, с одной стороны, провоцируют инфляцию издержек, а с другой — позволяют правительству искусственно повышать цену спроса некоторых товаров и услуг и тем самым ведут к неэффективному использованию ресурсов.

Сущность  концепции определила основные политические и экономические выводы и рекомендации, наиболее важный из которых состоял  в том, что не только не существует противоречия между целями борьбы с  инфляцией и стимулирования экономического роста, но достижение этих целей возможно с помощью одного и того же инструмента - снижения налогов.

Не  случайно у истоков этой концепции  стояли практические деятели с умеренно консервативными взглядами, а не представители науки. Впервые идеи, ставшие потом ядром концепции, были высказаны в 1977-1978 гг. некоторыми конгрессменами и сенаторами при  обсуждении бюджетной политики. Популяризировали концепцию журналисты Дж. Ванниски и Дж. Гилдер, а университетскую  науку представлял малоизвестный  профессор из Южной Каролины А. Лаффер - автор одноименной кривой. Приверженцами  концепции были многие представители  администрации Р. Рейгана.

Но  явная практическая направленность концепции не означает отсутствия теоретического базиса. В теоретическом плане  концепция экономики предложения  базируется на стандартной неоклассической  модели цены14.

Колебания темпов экономического роста, структурные  и циклические кризисы, хроническая  безработица и инфляция, по мнению сторонников теории предложения, были спровоцированы прежде всего ростом государственных расходов. В них  они видят причину бюджетного дефицита, высоких налогов на корпорации, расстройства кредитно-денежной системы. Не только М. Фридмен, но и теоретики  экономики предложения считают, что систематическое вмешательство  государства в хозяйственную  жизнь, его политика доходов, занятости, социального обеспечения оказывают  разрушающее воздействие на экономику. Такое вмешательство отвергается, а роль государства ограничивается осуществлением политики, способствующей свободной хозяйственной деятельности, а также поддержке необходимого уровня денежной массы, проведению кредитных  мероприятий, ограничению социальных расходов.

Отвергая  кейнсианскую систему антициклического регулирования экономики с ее заботой об обеспечении эффективного спроса, полной занятости и противопоставляя ей экономику предложения, неоклассики  переносят акцент с формирования спроса на проблемы предложения ресурсов и их эффективного использования. Ориентируя не на формирование спроса, а на предложение факторов производства, сторонники рассматриваемой концепции предлагают одновременно активизировать побудительные мотивы и стимулы предпринимательской деятельности экономических агентов. Соответственно меняется характер и содержание рекомендаций в области экономической политики, методов ее реализации. Основную задачу своей концепции неоклассики видят в повышении долговременного темпа роста экономики при сохранении ее динамического равновесия и недопущении инфляции.

Сторонники концепции экономики предложения видят основу всех неурядиц экономической системы капитализма в том, что вмешательство государства в хозяйственный процесс нарушает ее стабильность, базирующуюся на свободном рынке, расстраивая его нормальный механизм. В результате ослабляется главный стимул хозяйственной деятельности — частная инициатива, без которой невозможны хозяйственные успехи. Отсюда низкий уровень использования ресурсов, их предложения. Рассматривая проблемы экономики сквозь призму предложения, неоклассики исходят из того, что они могут быть решены с помощью рынка. Только рынок обеспечивает экономическим агентам свободный выбор оптимальных хозяйственных решений, видов деятельности, выбор между потреблением в настоящем и будущем и т.д. Только таким путем, считают они, экономика способна набрать максимальный темп роста и дать наибольшую отдачу.

Вместе  с тем следует отметить, что  неоконсерваторы все же полностью не отвергают вмешательства государства в экономику, давая свое толкование этой проблеме Они допускают использование государства, обусловливая ограничение его регулирующей деятельности пределами, устраивающими монополии. Рамки такого вмешательства резко сужены Оно допускается на основе всемерного оживления рыночного механизма, устранения всех ограничений, мешающих деятельности крупного бизнеса. Как утверждает А. Лаффер, "теория предложения — это по сути дела та отрасль экономической теории, которая концентрирует внимание на самых личностных и самых частных стимулах и мотивах". Неограниченная частная инициатива в условиях максимальной свободы действия рыночного механизма — вот тот исходный принцип, который взят за основу экономики предложения.

Так же как и монетаристы, авторы теории предложения отвергают использование  налогов как средства антициклического воздействия на экономику. Прогрессивно возрастающий налог на доходы отдельных  лиц и корпораций рассматривается  как препятствие для роста  сбережений, а следовательно, и новых  вложений капитала, наращивания деловой  активности, устойчивого экономического роста. Заботясь о тех, кто получает монопольные прибыли, о получателях  высоких доходов, сторонники экономики  предложения включили в свою теорию в качестве важнейших требований снижение налогов и сокращение степени  прогрессивности налогового обложения  доходов. Такие меры рассматриваются  как эффективное средство стимулирования частной инициативы, создания благоприятных  условий для поддержания деловой  активности на основе неограниченного  рыночного саморегулирования, расширения инвестиций и оптимального долговременного  темпа экономического роста15.

Как и неоклассика в целом, экономика  предложения воспроизводит на макроуровне  принципы функционирования субъектов. Из этого следует, что подобно  тому, как для индивидуальной фирмы  и потребителя не существует проблемы реализации — по равновесным ценам  они могут всегда купить и продать  любое количество блага, на уровне экономики  в целом не может быть незанятых  ресурсов и уровень производства зависит прежде всего от предложения  капитала и труда. При такой трактовке  предложение капитала — это прежде всего проблема сбережений, решение  которой зависит от выбора людей  между потреблением сегодня и  в будущем; предложение труда - это  проблема выбора людей между трудом и досугом. И вопрос о том, каким образом на этот выбор влияет политика государства, и является предметом рассмотрения. По существу, речь идет о том, что налоги искажают относительную привлекательность труда по отношению к досугу и относительную привлекательность сбережений по сравнению с потреблением. Экономисты, отстаивавшие концепцию экономики предложения, в данном случае воспроизводили стандартные рассуждения, объясняющие привычный всем вид функций предложения. Действительно, рост налогов на заработную плату означает ее фактическое уменьшение и, следовательно, поскольку эффект замещения больше эффекта дохода, ведет к сокращению предложения труда. К аналогичному результату ведет и система различных пособий, в том числе и по безработице, - снижает привлекательность труда.

Аналогичным образом представлялась и картина  воздействия налогов на доходы от сбережений (проценты и дивиденды) на объем сбережений: выбор людей  между настоящим и будущим  потреблением происходит в ситуации, когда относительные цены настоящих  и будущих благ искажаются налогами. Не случайно сторонники этой концепции  сравнивали налоги с «клином», который  «вбивается» между факторными доходами, влияющими на предложение, и чистыми  факторными издержками, определяющими  спрос на факторы. Другими словами, подчеркивался искажающий характер подоходных налогов16.

Обосновывая курс на снижение налогов, теория предложения  опирается на "эффект Лаффера", базирующийся на математической модели, проектирующей соотношение и  взаимосвязь государственных доходов  и налогов. Согласно построению Лаффера, рост государственных доходов происходит лишь до определённого уровня налоговых  ставок. Затем он замедляется, а при  достижении критической отметки  начинает снижаться. Если налоги поглощают  всю предпринимательскую прибыль, что можно представить в основном как абстракцию, то произойдёт снижение темпов роста производства или даже его прекращение. Это повлечёт за собой резкое сокращение поступлений  налогов в казну. Иллюстрируя  действие механизма "эффекта Лаффера", сторонники экономической теории предложения  настоятельно рекомендовали администрации  США произвести налоговую реформу, что и имело место в начале 80-х годов.

Таким образом, экономическая теория предложения  ориентирует на стимулирование широкой  частной инициативы, частного предпринимательства. Её сторонники видят в этом ключ к решению наиболее острых экономических  проблем. Важнейшим рычагом стимулирования частной инициативы считается снижение налоговых ставок и обеспечение  привилегий корпорациям. Только через  стихийный рыночный механизм и всемерное  повышение предложения — утверждают они — возможно обеспечить эффективное  использование ресурсов и стимулировать  спрос на продукцию. Любое увеличение бюджетных расходов на эти цели отвергается, как и повышение расходов на социальные нужды. Бюджетный дефицит, как один из отрицательных показателей состояния  экономики, предлагается устранить17.

Теории безработицы  и инфляции

Сторонники  теории предложения в целом разделяют  монетаристскую трактовку причин безработицы, включая концепцию ее «естественной» нормы. Вслед за монетаристами они  возводят безработицу в ранг чисто  рыночного явления, а любые действия государства, направленные на снижение безработицы макроэкономическими  способами, расценивают как неоправданное посягательство на свободу предпринимательства.

Информация о работе История экономических учений. Неоклассики