Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:24, контрольная работа
1. Внутренняя политика Николая I – кодификация законов. М.М. Спе-ранский, П.Д. Киселев. Реформы управления государственными крестьянами 1837-1841гг. Е.Ф. Канкрин и финансовая политика царизма. Инвентарная реформа 1848г.
2. Теория "официальной народности".
3.Славянофилы и западники.
4. Революция 1848г. в Европе и русское освободительное движение.
5. Народы Северного Кавказа и Дагестана и их борьба за независимость. Генерал А.П. Ермолов. Мюридизм. Шамиль. Присоединение Северного Кавказа и Дагестана к России.
6. Культура России в первой половине XIX в. основные тенденции и особенности развития культуры в дореформенную эпоху.
Многочисленный
штат чиновников бутурлинского комитета
ежегодно просматривал тысячи названий
книг и десятки тысяч номеров
газет и журналов. Следили за содержанием
даже губернских ведомостей - изданий
официального характера. Комитет осуществлял
также надзор и за деятельностью
цензуры. Была введена цензура и
на иностранную литературу, поступавшую
в Россию, тщательно просматривались
учебные руководства и
Наступила эпоха "цензурного террора", когда подвергалась взысканиям даже благонамеренная газета Греча и Булгарина "Северная пчела". Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку за повесть "Запутанное дело". И. С. Тургенева за похвальный некролог о Н. В. Гоголе в 1852 г. сначала посадили в полицейскую часть, затем сослали под надзор в его орловское имение. Даже у М. П. Погодина тогда возникла мысль о подаче адреса царю от имени литераторов с жалобой на излишние стеснения цензуры. Но коллеги по перу не поддержали его, испугавшись последствий.
Правительством были приняты меры для прекращения связей русских людей с Западной Европой. Иностранцам фактически запретили въезд в Россию, а русским - за границу (за исключением особых случаев с разрешения центральных властей). Начальству предоставлялось право увольнять подчиненных, признанных "неблагонадежными", без объяснения причин увольнения; при этом не принимались во внимание жалобы увольняемых на произвол вышестоящих чиновников.
Суровым
ограничениям подверглось высшее образование.
Был сокращен контингент студентов
(не более 300 человек для каждого
университета), усилен надзор за студентами
и профессорами; некоторых из них
уволили и заменили более "благонадежными";
отменено преподавание государственного
права и ненавистной для
2.
Теория "официальной народности".
На рубеже 30 - 40-х годов происходит заметное оживление идейной жизни русского общества. К этому времени уже четко обозначились такие течения и направления русской общественно-политической мысли, как охранительное, либерально-оппозиционное, и положено начало формированию революционно-демократического течения.
Идейным выражением охранительного направления была так называемая теория "официальной народности". Принципы ее были кратко сформулированы в 1832 г. С. С. Уваровым (с 1833 г. - министр народного просвещения "православие, самодержавие, народность". Однако основные положения ее были изложены еще раньше, в 1811 г., Н. М. Карамзиным в его "Записке о древней и новой России". Этими идеями проникнуты коронационный манифест Николая I от 22 августа 1826 г. и последующие официальные акты, обосновывавшие необходимость для России самодержавной формы правления и незыблемость крепостнических порядков. Уваров добавил лишь понятие "народность".
Надо
сказать, что за "народность" выступали
все направления русской
Социальная
задача "официальной народности"
заключалась в том, чтобы доказать
"исконность" и "законность"
крепостничества и
Главным "вдохновителем" и "дирижером" теории "официальной народности", несомненно, был сам Николай I, а министр народного просвещения, реакционные профессора и журналисты выступали в роли усердных ее проводников. Основными "толкователями" теории "официальной народности" являлись профессора Московского университета - филолог С. П. Шевырев и историк М. П. Погодин, журналисты Н. И. Греч и Ф. В. Булгарин. Так, Шевырев в своей статье "История русской словесности, преимущественно древней" (1841) высшим идеалом считал смирение и принижение личности. По его утверждению, "тремя коренными чувствами крепка наша Русь и верно ее будущее": это "древнее чувство религиозности"; "чувство ее государственного единства" и "осознание нашей народности" как "мощной преграды" всем "искушениям", которые идут с Запада. Погодин доказывал "благодетельность" крепостничества, отсутствие в России сословной вражды и, следовательно, отсутствие условий для социальных потрясений. По его представлению, история России хотя и не имела такого разнообразия крупных событий и блеска, как западная, но она была "богата мудрыми государями", "славными подвигами", "высокими добродетелями". Погодин доказывал исконность в России самодержавия, начиная с Рюрика. По его мнению, Россия, приняв христианство от Византии, установила благодаря этому "истинное просвещение". С Петра Великого Россия должна была многое заимствовать от Запада, но, к сожалению, заимствовала не только полезное, но и "заблуждения". Теперь "пора возвратить ее к истинным началам народности". С установлением этих начал "русская жизнь наконец устроится на истинной стезе преуспеяния, и Россия будет усваивать плоды цивилизации без ее заблуждений".
Теоретики
"официальной народности" доказывали,
что в России господствует наилучший
порядок вещей, согласный с требованиями
религии и "политической мудрости".
Крепостное право хотя и нуждается
в улучшении, но сохраняет много
патриархального (т. е. положительного),
и хороший помещик лучше
Кризис
этой теории наступил под влиянием
военных неудач в годы Крымской войны,
когда несостоятельность
В
конечном счете "официальной народности"
не удалось поработить людей духовно,
несмотря на мощную поддержку со стороны
правительства. Вопреки ей и всей
мощи репрессивного аппарата, цензурных
гонений шла огромная умственная
работа, рождались новые идеи, разные
по своему характеру, как, например, идеи
славянофильства и
3. Славянофилы
и западники.
Славянофилы
- представители либерально настроенной
дворянской интеллигенции. Учение о
самобытности и национальной исключительности
русского народа, его мессианской
предопределенности, неприятие им западноевропейского
пути социально-политического
Исходной
датой славянофильства как
Термин "славянофилы", по существу, случаен. Это название им было дано их идейными оппонентами - западниками в пылу полемики. Сами славянофилы первоначально открещивались от этого названия, считая себя не славянофилами, а "русолюбами" или "русофилами", подчеркивая, что их интересовали преимущественно судьба России, русского народа, а не славян вообще. А. И. Кошелев указывал, что их скорее всего следует именовать "туземниками" или, точнее, "самобытниками", ибо основная их цель состояла в защите самобытности исторической судьбы русского народа не только в сравнении с Западом, но и с Востоком. Для раннего славянофильства (до реформы 1861 г.) не был характерен также и панславизм, присущий уже позднему (пореформенному) славянофильству. Славянофильство как идейно-политическое течение русской общественной мысли сходит со сцены примерно к середине 70-х годов XIX в.
Основной тезис славянофилов - доказательство самобытного пути развития России, точнее - требование "идти по этому пути", идеализация главных "самобытных" учреждений - крестьянской общины и православной церкви. В представлении славянофилов крестьянская община - "союз людей, основанный на нравственном начале" - исконно русское учреждение. Православная церковь расценивалась ими как решающий фактор, определявший характер русского народа, а также и южнославянских народов. По мнению славянофилов, революционные потрясения в России невозможны потому, что русский народ политически индифферентен, ему присущи социальный мир, равнодушие к политике, неприятие революционных переворотов. Если и были смуты в прошлом, то их связывали не с изменой власти, а с вопросом о законности власти монарха: народные массы восставали против "незаконного" монарха (самозванца или узурпатора) или же за "хорошего" царя. Славянофилы выдвинули тезис: "Сила власти - царю, сила мнения - народу". Это означало, что русский народ (по природе "негосударственный") не должен вмешиваться в политику, предоставив монарху всю полноту власти. Но и самодержец должен править, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь народа, считаясь с его мнением. Отсюда требование созыва совещательного Земского собора, который должен выражать мнение народа, выступать в роли "советчика" царя; отсюда и их требование свободы слова и печати, обеспечивающих свободное выражение общественного мнения.
Защита самодержавия как формы власти вполне уживалась у славянофилов с критикой конкретного носителя этой власти и его политической системы, в данном случае Николая I. Так, Аксаковы называли царствование Николая I "душевредным деспотизмом, угнетательской системой", а его самого "фельдфебелем" и "душегубцем", который "сгубил и заморозил целое поколение" и при котором "лучшие годы прошли в самой удушливой атмосфере". Чижов распространял свое нелестное мнение вообще на всю династию "Романовых - Готторпских". "Немецкая семья два века безобразничает над народом, а народ все терпит", - горько писал он. Славянофилы даже допускали мысль об ограничении самодержавия, но считали, что в России пока нет еще такой силы, которая способна была бы его ограничить. Не может его ограничить и представительное правление, ибо в нем будет играть главную роль дворянство - "самое гнилое у нас сословие". Поэтому самодержавие в данный момент в России необходимо.
Информация о работе Кризис феодально-крепостнического строя во второй трети XIX в