Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:24, контрольная работа
1. Внутренняя политика Николая I – кодификация законов. М.М. Спе-ранский, П.Д. Киселев. Реформы управления государственными крестьянами 1837-1841гг. Е.Ф. Канкрин и финансовая политика царизма. Инвентарная реформа 1848г.
2. Теория "официальной народности".
3.Славянофилы и западники.
4. Революция 1848г. в Европе и русское освободительное движение.
5. Народы Северного Кавказа и Дагестана и их борьба за независимость. Генерал А.П. Ермолов. Мюридизм. Шамиль. Присоединение Северного Кавказа и Дагестана к России.
6. Культура России в первой половине XIX в. основные тенденции и особенности развития культуры в дореформенную эпоху.
Славянофилы
справедливо обижались, когда оппоненты
называли их ретроградами, якобы зовущими
Россию назад. К. Аксаков писал: "Разве
славянофилы думают идти назад, желают
отступательного движения? Нет, славянофилы
думают, что должно воротиться не к
состоянию древней России (что
значило бы окостенение, застой), а
к пути древней России. Славянофилы
желают не возвратиться назад, но вновь
идти прежним путем, не потому, что
он прежний, а потому, что он истинный".
Поэтому неверно считать, что
славянофилы призывали
Петровская европеизация России, как считали славянофилы, коснулась, к счастью, только верхушки общества - дворянства и "власти", но не народных низов, главным образом, крестьянства. Поэтому такое большое внимание славянофилы уделяли простому народу, изучению его быта, ибо, как они утверждали, "он только и сохраняет в себе народные, истинные основы России, он только один не порвал связи с прошедшей Русью". Николаевскую политическую систему с ее "немецкой" бюрократией славянофилы рассматривали как логическое следствие отрицательных сторон петровских преобразований. Они резко осуждали продажную бюрократию, царский неправый суд с лихоимством судей.
Правительство
настороженно относилось к славянофилам:
им запрещали демонстративное
Западничество, как и славянофильство, возникло на рубеже 30 - 40-х годов XIX в. Московский кружок западников оформился в 1841 - 1842 гг. Современники трактовали западничество очень широко, включая в число западников вообще всех, кто противостоял в своих идейных спорах славянофилам. В западники наряду с такими умеренными либералами, как П. В. Анненков, В. П. Боткин, Н. Х. Кетчер, В. Ф. Корш, зачислялись В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев. Впрочем, Белинский и Герцен сами называли себя "западниками" в своих спорах со славянофилами.
По
своему социальному происхождению
и положению большинство
Западники
противопоставляли себя славянофилам
в спорах о путях развития России.
Они доказывали, что Россия хотя
и "запоздала", но идет по тому же
пути исторического развития, что
и все западноевропейские страны,
ратовали за ее европеизацию. Особенно
они критиковали взгляды
Западники
возвеличивали Петра I, который, как
они говорили, "спас Россию". Деятельность
Петра они рассматривали как
первую фазу обновления страны, вторая
должна начаться проведением реформ
сверху - они явятся альтернативой
пути революционных потрясений. Профессора
истории и права (например, С. М. Соловьев,
К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин) большое
значение придавали роли государственной
власти в истории России и стали
основоположниками так
Свои
идеи западники пропагандировали с
университетских кафедр, в статьях,
печатавшихся в "Московском наблюдателе",
"Московских ведомостях", "Отечественных
записках", позже в "Русском
вестнике", "Атенее". Большой
общественный резонанс имели читаемые
Т. Н. Грановским в 1843 - 1851 гг. циклы публичных
лекций по западноевропейской истории,
в которых он доказывал общность
закономерностей исторического
процесса в России и западноевропейских
странах, по словам Герцена, "историей
делал пропаганду". Западники
широко использовали и московские салоны,
где они "сражались" со славянофилами
и куда съезжалась просвещенная элита
московского общества, чтобы посмотреть,
"кто кого отделает и как отделают
его самого". Разгорались жаркие
споры. Выступления заранее
Несмотря
на различия в воззрениях, славянофилы
и западники выросли из одного
корня. Почти все они принадлежали
к наиболее образованной части дворянской
интеллигенции, являясь крупными писателями,
учеными, публицистами. Большинство
их были воспитанниками Московского
университета. Теоретической основой
их взглядов была немецкая класс
4. Революция 1848г. в Европе и русское освободительное движение.
После разгрома восстания декабристов
общественная жизнь в России проходила
в трудной обстановке политической
реакции. Как писал А. И. Герцен, после
поражения декабристов "умственная
температура в России понизилась...
развитие было прервано, все передовое,
энергичное вычеркнуто из жизни".
Поражение
декабристов вызвало у
П. Я. Чаадаев был замечательной личностью. Друг А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова, он в 1819 г. вступил в декабристское общество Союз благоденствия, хотя участия в делах его и не принимал. Это был высокообразованный и одаренный человек. В феврале 1821 г. он демонстративно вышел в отставку, хотя его ожидала блестящая военная карьера, и в 1823 - 1826 гг. находился в заграничном путешествии по Англии, Франции, Италии, Швейцарии и Германии, где познакомился со знаменитыми философами того времени. По возвращении в Россию во время обыска на границе у него обнаружили "разные непозволительные книги и подозрительные бумаги". Чаадаев был взят под арест и подвергся допросу: его подозревали в связях с декабристами, что он решительно отрицал. За недостатком "улик" был освобожден.
Свои
настроения Чаадаев выразил в
цикле "Философических писем", написанных
в 1829 - 1831 гг. на французском языке. Первое
"Письмо", которое излагало основные
положения, развитые потом в последующих
письмах цикла, опубликовал в 1836
г. московский журнал "Телескоп".
Оно произвело сенсацию. "Письмо"
содержало систему историко-
Николай I, прочитав статью ("Письмо") Чаадаева, отозвался о ней так: "Нахожу, что содержание оной - смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного". "Телескоп" был закрыт, его редактор Н. И. Надеждин сослан в Усть-Сысольск, пропустивший статью цензор (ректор Московского университета А. В. Болдырев) отстранен от должности. Чаадаева официально объявили "сумасшедшим" (первый в России человек, объявленный "сумасшедшим" по политическим мотивам), за ним установили "медико-политический надзор". В течение нескольких лет на дом к Чаадаеву являлись врачебные и полицейские чины для "свидетельствования его умственного состояния". Эта неуклюжая акция властей по отношению к Чаадаеву резко подняла его популярность в московских кругах. Никто не верил в его "сумасшествие", в том числе и доктор, посещавший Чаадаева.
Герцен
писал в "Былом и думах", что
"Философическое письмо" Чаадаева
произвело сильное впечатление
на передовую Россию того времени. Это
был, по его словам, "выстрел, раздавшийся
в темную ночь", всколыхнувший
многих и заставивший задуматься
о судьбах России. Передовая Россия
оценивала "Философическое письмо"
Чаадаева неоднозначно. Считая положительным
сам факт протеста автора против мрачной
николаевской действительности и постановку
вопроса о судьбах России, она
осудила пессимизм Чаадаева, его
негативное отношение к прошлому
России и неверие в ее будущее.
Герцен расценивал письмо Чаадаева как
"голос из гроба". А. С. Пушкин направил
Чаадаеву письмо, в котором выражал
решительное несогласие с его
взглядами. "Я далеко не восторгаюсь
всем, что вижу вокруг себя, - писал
Пушкин, - но клянусь честью, что ни
за что на свете я не хотел бы
переменить отечество или иметь
другую историю, кроме истории наших
предков, той, какой нам Бог ее
дал". П. А. Вяземский указывал, что
нельзя смешивать официальную власть
и народ. Впоследствии в рукописи
"Апология сумасшедшего" (1837) Чаадаев
признал односторонность и
Первые годы после восстания декабристов были временем деятельности небольших кружков, в основном студенческой молодежи, малочисленных по составу, быстро раскрываемых полицией. Этот так называемый кружковый период конца 20-х - начала 30-х годов XIX в. в освободительном движении был связан не только с усилением реакции, но и с изменением самого состава участников. На смену декабристам пришла в основном студенческая молодежь, полная революционного задора, но с не совсем еще ясными взглядами и без опыта конспиративной работы. Эти люди рассматривали себя продолжателями и наследниками декабристов, предпринимали робкие попытки возродить их дело. Наиболее известны студенческие кружки Московского университета, который после восстания декабристов становится главным центром общественно-политической жизни страны. С ним были связаны первые выступления Герцена, Огарева, Белинского. Из Московского университета вышли многие славянофилы и западники.
Николай I настороженно следил за Московским университетом. Во время своей коронации в сентябре 1826 г. он узнал о распространении крамольной поэмы "Сашка", автором которой оказался студент университета А. И. Полежаев. Царь сам расследовал это дело, лично допрашивал Полежаева и распорядился отдать его в солдаты. Появление в стенах университета этой поэмы царь рассматривал как "следы" 14 декабря 1825 г.
В 1830 г. в Московском университете сложился кружок "казеннокоштного" студента В. Г. Белинского под названием "Литературное общество 11-го нумера" (кружок собирался в комнате No 11 общежития для "казеннокоштных" студентов). На собраниях кружка много читали и спорили на литературные темы, члены кружка переписывали запретные стихи Пушкина, Рылеева и Полежаева, сами сочиняли вольнолюбивые произведения. Среди них была драма "Дмитрий Калинин", написанная Белинским и обсуждавшаяся в кружке. Слабая в художественном отношении, она содержала резкий протест против крепостнических порядков в России. Текст драмы Белинского стал известен университетскому начальству, которое в 1832 г. поспешило исключить ее автора из университета под предлогом "слабого здоровья" (Белинский по болезни пропускал занятия) и "по ограниченности способностей". В 1834 г. раскрыт полицией кружок Герцена и Огарева. Официально их обвиняли в "пении пасквильных песен", подслушанных доносчиком. Герцен был арестован, сослан в Пермь, затем в Вятку, а в 1837 г. по ходатайству В. А. Жуковского переведен на службу во Владимир. Огарева сослали в Пензу, остальные члены кружка отданы под надзор полиции.
Информация о работе Кризис феодально-крепостнического строя во второй трети XIX в