Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:24, контрольная работа
1. Внутренняя политика Николая I – кодификация законов. М.М. Спе-ранский, П.Д. Киселев. Реформы управления государственными крестьянами 1837-1841гг. Е.Ф. Канкрин и финансовая политика царизма. Инвентарная реформа 1848г.
2. Теория "официальной народности".
3.Славянофилы и западники.
4. Революция 1848г. в Европе и русское освободительное движение.
5. Народы Северного Кавказа и Дагестана и их борьба за независимость. Генерал А.П. Ермолов. Мюридизм. Шамиль. Присоединение Северного Кавказа и Дагестана к России.
6. Культура России в первой половине XIX в. основные тенденции и особенности развития культуры в дореформенную эпоху.
Заметное
место в общественно-культурной
жизни России тех лет занимал
литературно-философский кружок Н.
В. Станкевича (1813 - 1840), действовавший
в 1831 - 1837 гг. Основатель кружка, человек
большого личного обаяния, разносторонних
познаний, необычайно одаренный, обладавший
удивительным умением открывать
таланты, впоследствии привлек к
кружку видных общественных деятелей
и ученых нового поколения - В. Г. Белинского,
М. А. Бакунина, К. С. Аксакова, Т. Н. Грановского,
О. М. Бодянского, М. Н. Каткова. Всех участников
кружка объединяла любовь к литературе
и философии, особенно к классической
немецкой. Они изучали произведения Ф.
Шеллинга, И. Канта, И. Фихте, затем обратились
к изучению философии Г. Гегеля и Л. Фейербаха.
Задачей кружка они ставили пропаганду
просветительских идей и гуманизма. Он
был связан с кружком Герцена и Огарева.
После отъезда Станкевича в 1837 г. для лечения
за границу кружок прекратил свое существование.
В
конце 40-х - начале 50-х годов XIX в. складывается
революционно-демократическое
С конца 30-х годов XIX в. в России стали распространяться различные социалистические теории, преимущественно Ш. Фурье, А. Сен-Симона и Р. Оуэна. Горячо воспримет их идеи Белинский. Поклонником этих социалистических идей станет до определенного времени и Герцен. Активными пропагандистами идей Фурье и Сен-Симона будут петрашевцы.
В тех условиях основной формой протеста против феодально-крепостнических порядков была пропаганда передовых идей через литературу, искусство, с университетской кафедры. Велась она крайне осторожно, завуалировано, эзоповским языком, к пониманию скрытого смысла которого был приучен тогдашний читатель. Особую роль здесь играли художественная литература и критика. "У народа, - писал Герцен, лишенного общественной свободы, литература - единственная трибуна, с высоты которой он и заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести". Поэтому большое общественное звучание приобретали, например, "Ревизор" и "Мертвые души" Н. В. Гоголя с их острой сатирой на бюрократически-чиновничьи нравы тогдашней России; произведения самого Герцена "Сорока-воровка", "Доктор Крупов", "Кто виноват?" с их обличением крепостнических порядков, бесправия и унижения личности; блестящие критические статьи Белинского, печатавшиеся в "Отечественных записках". Велико было значение философских трактатов Герцена "Дилетантизм в науке" и "Писем об изучении природы", печатавшихся в журналах 40-х годов.
Характерным
явлением в русской литературе и
публицистике того времени было распространение
в списках "крамольных" стихов,
политических памфлетов и публицистических
"писем", которые в тогдашних
цензурных условиях не могли появиться
в печати. Среди них особенно выделяется
написанное в 1847 г. Белинским "Письмо
к Гоголю". Поводом к его
написанию явилась публикация в
1846 г. Гоголем религиозно-
В "Письме" острой критике подвергнута система николаевской России, представляющая, по словам Белинского, "ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми... где... нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей". Белинский обрушивается и на официальную церковь - прислужницу самодержавия, доказывает "глубокий атеизм" русского народа и ставит под сомнение религиозность церковных пастырей. Не щадит он и знаменитого писателя, называя его "проповедником кнута, апостолом невежества, поборником обскурантизма и мракобесия, панегиристом татарских нравов".
Самые ближайшие, насущные задачи, стоявшие тогда перед Россией, Белинский сформулировал так: "Уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение, по возможности, строгого исполнения хотя тех законов, которые уже есть". Письмо Белинского распространилось в тысячах списков и вызвало большой общественный резонанс.
Видное
место в истории
Кружок
Петрашевского не был оформленной
организацией. Он начал свою деятельность
как литературный кружок и до начала
1848 г. носил полулегальный, по существу,
просветительский характер, ибо главную
роль отводил "взаимному обучению"
и самообразованию. Члены кружка
обсуждали новинки
Формирование взглядов Петрашевского и членов его кружка в значительной мере происходило под влиянием идей французских социалистов Фурье и Сен-Симона. Участники кружка вскладчину собрали целую библиотеку запрещенных книг. В ней находились книги почти всех западноевропейских просветителей и социалистов, даже ранние работы К. Маркса и Ф. Энгельса, новейшие философские сочинения. Библиотека у Петрашевского служила главной "заманкой" для посещения его "пятниц".
В первую очередь самого Петрашевского и многих членов его кружка интересовали модные тогда проблемы социализма. Петрашевский даже предпринял попытку пропагандировать социалистические и материалистические идеи в печати. Для этого он использовал издание "Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка". В словарь он ввел массу таких иностранных слов, которые до этого не употреблялись в русском языке. Таким образом ему удалось изложить идеи социалистов Запада и все статьи конституции революционной Франции. Для камуфляжа Петрашевский нашел и благонамеренного издателя - некоего офицера Кириллова, ничего не понимавшего в существе издаваемого им словаря, а само издание посвятил великому князю Михаилу Павловичу. Первый выпуск словаря вышел в 1845 г. Белинский немедленно откликнулся на него похвальной рецензией и советом "покупать его всем и каждому". В 1846 г. был подготовлен (и даже набран) второй выпуск (до буквы "Р") - самый "крамольный", но был запрещен цензурой. Спохватившиеся власти стали срочно изымать и вышедший в свет первый выпуск.
С
зимы 1846/47 г. характер кружка стал заметно
меняться. От обсуждения литературных
и научных новинок члены кружка
переходили к обсуждению насущных политических
проблем и критике
К 1848 г. собрания у Петрашевского принимают уже ярко выраженный политический характер. В кружке обсуждаются будущее политическое устройство России и проблема революции. В марте - апреле 1849 г. петрашевцы приступили к созданию тайной организации и даже стали строить планы вооруженного восстания. Н. П. Григорьевым была составлена прокламация к солдатам - "Солдатская беседа". Для тайной типографии приобрели печатный станок. На этом деятельность кружка была прервана правительственными репрессиями. Министерство внутренних дел уже несколько месяцев следило за петрашевцами через засланного к ним агента, который давал подробнейшие письменные отчеты обо всем, что говорилось на очередной "пятнице".
В
ночь на 23 апреля 1849 г. 34 "злоумышленников"
арестовали в своих квартирах
и отправили в III отделение, а затем
после первого допроса
Николай
I не решился утвердить смертный
приговор, но заставил приговоренных
пережить страшные минуты надвигавшейся
смерти. 22 декабря 1849 г. петрашевцев
доставили из крепостных казематов
на Семеновскую площадь
Информация о работе Кризис феодально-крепостнического строя во второй трети XIX в