Кризис феодально-крепостнического строя во второй трети XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:24, контрольная работа

Описание

1. Внутренняя политика Николая I – кодификация законов. М.М. Спе-ранский, П.Д. Киселев. Реформы управления государственными крестьянами 1837-1841гг. Е.Ф. Канкрин и финансовая политика царизма. Инвентарная реформа 1848г.

2. Теория "официальной народности".

3.Славянофилы и западники.

4. Революция 1848г. в Европе и русское освободительное движение.

5. Народы Северного Кавказа и Дагестана и их борьба за независимость. Генерал А.П. Ермолов. Мюридизм. Шамиль. Присоединение Северного Кавказа и Дагестана к России.

6. Культура России в первой половине XIX в. основные тенденции и особенности развития культуры в дореформенную эпоху.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 81.59 Кб (Скачать документ)
fy">   На  рубеже 40 - 50-х годов XIX в. складывается оригинальная теория "русского социализма". Основоположником ее был А. И. Герцен, который изложил ее основные идеи в своих работах, написанных в 1849 - 1853 гг.: "Русский народ и социализм", "Старый мир и Россия", "О  развитии революционных идей в России" и др.

   Поражение революций 1848 - 1849 гг. в Западной Европе произвело глубокое впечатление  на Герцена, породило у него неверие  в европейский социализм, разочарование  в нем. Герцен мучительно искал выхода из идейного тупика. Сопоставляя судьбы России и Запада, он пришел к выводу, что в будущем социализм первоначально  должен утвердиться в России, и  основной "ячейкой" его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское  самоуправление явятся, по Герцену, главными условиями построения социалистического общества в России. Так возник русский (или общинный) социализм Герцена.

   Он  исходил из идеи "самобытного" пути развития России, которая, минуя  капитализм, через крестьянскую общину придет к социализму. Объективными условиями возникновения и распространения  идеи общинного социализма в России явилось слабое развитие капитализма, отсутствие пролетариата и наличие  сельской поземельной общины. Имело  значение и стремление русских революционеров избежать "язв капитализма", присущих странам Западной Европы. Эти положения  впоследствии будут восприняты и  развиты народниками.

   По  существу, это были утопические мечтания о социализме, ибо осуществление  на практике целей "русского социализма" привело бы не к социализму, а  к наиболее последовательному решению  задач буржуазно-демократического преобразования страны. Но вместе с  тем решались глубоко жизненные  для страны задачи в переходный период от феодализма к капитализму. В этом и заключалось не утопическое, а  реальное значение "русского социализма". Он был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому  получил название "крестьянского  социализма". Его главные цели состояли в освобождении крестьян с  землей без всякого выкупа, ликвидации помещичьей власти и помещичьего  землевладения, введении крестьянского  общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны. Вместе с тем "русский  социализм" боролся как бы "на два фронта": не только против старого, феодально-крепостнического, строя, но и против капитализма, противопоставляя капитализму специфически русский, "социалистический" путь развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5. Народы Северного Кавказа и Дагестана и их борьба за независимость. Генерал А.П. Ермолов. Мюридизм. Шамиль. Присоединение Северного Кавказа и Дагестана к  России. 

   Включение в состав России Закавказья (Грузии, Восточной Армении и Северного  Азербайджана) поставило вопрос и  о присоединении Северного Кавказа, который имел для России важное стратегическое значение для обеспечения "спокойного" тыла в ее ближневосточных и средневосточных  делах. По окончании войны с Францией Россия вплотную могла заняться решением этой важной проблемы.

   В 1816 г. командиром Отдельного Грузинского (с 1820 г. - Кавказского) корпуса и управляющим  по гражданской части на Кавказе  и в Астраханской губернии был  назначен А. П. Ермолов. В его подчинение были переданы также Каспийская флотилия и Черноморское казачье войско. Таким  образом в руках Ермолова была сконцентрирована огромная военная  и гражданская власть во вверенном  ему регионе. Выдающийся военный  деятель и талантливый администратор, "человек власти и порядка", Ермолов действовал решительно и  беспощадно. По представленному им плану, утвержденному Александром I, было решено перейти от отдельных  карательных экспедиций к планомерному и нарастающему ведению военных  действий против непокорных горцев. Для  этого помимо существовавшей линии  крепостей по р. Тереку и Кубани создавалась  новая линия - по р. Сунже: в 1817 - 1821 гг. построены крепости Преградный стан, Грозная, Внезапная, Бурная, Прочный  окоп и др. На возведение их, строительство  дорог и мостов, прорубки просек в лесах для прохода войск  сгонялось местное население, облагавшееся кроме того разного рода денежными  и натуральными повинностями. Непокорные аулы разрушались, сады вырубались, скот угонялся, часть населения ушла в  горы, другая, приведенная к присяге  на верность российскому императору, была поселена на равнине.

   В 1817 г. с 50 тыс. Отдельного Грузинского  корпуса и 40 тыс. Черноморского войска Ермолов начал массированное  наступление на горные районы Чечни  и Дагестана. Попытка некоторых  чеченских и дагестанских владетелей предпринять в 1819 г. поход на Сунженскую укрепленную линию потерпела  неудачу. В 1821 - 1826 гг. были жестоко подавлены  восстания в Кабарде, Адыгее и  Чечне, но горское население их не было покорено.

   Начавшееся  в 20-х годах XIX в. движение горцев Кавказа  носило сложный характер: освободительная  борьба крестьянства здесь соединялась  со стремлением ставшей во главе  движения местной феодализирующейся  знати и мусульманского духовенства  к укреплению своей власти и влияния  среди горских народов.

   Большую роль в движении играл мюридизм, получивший распространение среди  мусульманского населения Северного  Кавказа в конце 20-х годов XIX в. Мюрид - это мусульманин, посвятивший  себя духовному совершенствованию  во имя "сближения с аллахом". - Он обязан не только строго выполнять  заповеди Корана, но и вести аскетический образ жизни. "Равенство перед  аллахом" мюридов воспринималось горским крестьянством как социальное равенство, как возвращение к  патриархальной демократии. Идеологи мюридизма провозглашали, что правоверный  мусульманин не может быть подданным  монарха-иноверца. Мусульманское духовенство  ставило своей целью оттеснить  светских феодалов и занять первенствующую роль в горском обществе, создав на Кавказе мусульманское теократическое государство по образцу средневековых  арабских халифатов. Таким образом, не мюридизм породил национально-освободительное движение народов Кавказа: он стал крупным идейно-политическим фактором лишь постольку, поскольку ему удавалось овладеть этим движением и сделаться его знаменем. Необходимо отметить, что движение мюридизма охватило не весь Северный Кавказ, а лишь Чечню и Дагестан.

   Разрозненные  выступления горцев под знаменем мюридизма объединил в единое движение мулла Гази-Магомед-Магома. На рубеже 20 - 30-х годов в Чечне  и горном Дагестане образовалось военно-теократическое государство  имамат. Первым имамом стал Гази-Магомед-Магома, который призвал горцев к газавату - священной войне против неверных. Ожесточенные бои развернулись в 1831 г. на подступах к Грозной и  Владикавказу. Однако русским войскам  удалось оттеснить горцев в горный Дагестан. Десятки аулов при этом были стерты с лица земли. В октябре 1832 г. при штурме русскими отрядами аула Гимры Гази-Магомед-Магома погиб. После его гибели вторым имамом был  провозглашен Гамзат-Бек, который в 1834 г. захватил центр Аварии Хунзах и уничтожил семью аварского  хана, принявшего подданство русского царя. Но в том же году Гамзат-Бек  пал жертвой кровной мести. Третьим  имамом был провозглашен Шамиль - сын  аварского узденя (свободного крестьянина).

   Талантливый военачальник, волевой и жестокий, Шамиль создал сильное военно-теократическое государство, охватившее Чечню и  часть Дагестана. При имаме, обладавшем неограниченной властью, было свое центральное  управление Диван-хан - совет из 32 человек, кроме того, существовал Тайный совет  по особо важным делам. Созывались периодические  совещания наибов (начальников округов) и мусульманских ученых (улемов), обсуждавшие вопросы ведения  войны и политического управления. Имамат был разделен на 52 округа (наибства). Управлявший округом наиб считался наместником имама.

   Наиб  имел право суда и наказания виновных (кроме применения к ним смертной казни), назначал муфтиев для решения  гражданских дел. Все гражданские  правовые вопросы решались на основе шариата - свода религиозно-этических  и правовых предписаний ислама. Введены  были денежные пени, призванные заменить кровную месть, учреждены даже ордена и знаки отличия, военные чины, печать, герб, особое государственное  знамя. Создана дисциплинированная регулярная армия, разделенная на тысячи, возглавляемые наибами. Кроме того, созывалось народное ополчение, в которое  зачислялись все мужчины в  возрасте от 18 до 50 лет. Общая численность  войск Шамиля составляла от 20 до 30 тыс. человек, в том числе 6 тыс. конницы. Шамилю удалось объединить горцев, осуществить ряд крупных военных  операций против русских войск. В 1843 г. его армия осадила г. Темир-Хан-Шуру и развернула боевые действия в Северном Дагестане. Осенью 1844 г. последовали  новые успехи Шамиля, которые сильно встревожили Николая I. Наместником  Закавказья был назначен М. С. Воронцов, которому царь дал чрезвычайные полномочия. В 1845 г. Воронцов занял резиденцию Шамиля аул Дарго, но попал в окружение, из которого едва вырвался с большими потерями. В 1848 г. власть Шамиля была объявлена наследственной. Это было время наибольших его успехов.

   В начале 50-х годов Шамиль стал терпеть  неудачу за неудачей. Планомерное  наступление русских войск заставило  некоторые горские народы прекратить сопротивление. Подавлены были восстания  в 1850 - 1851 гг. в Кабарде и Адыгее. 1851 год стал переломным в ходе Кавказской войны. Внутри имамата возникли распри между мюридами, превращавшимися  в феодальных владетелей. Население, недовольное жестокими феодальными  порядками, стало отходить от движения. Начался переход и горской  верхушки на сторону царского правительства. Границы имамата Шамиля сужались. Накануне Крымской войны Шамиль договорился  с османским правительством о  совместных действиях против русских  войск в Закавказье. В августе 1853 г. 15-тысячный отряд Шамиля пытался  прорвать Лезгинскую линию по пути на Тифлис, но потерпел неудачу. В апреле 1854 г. османская армия начала наступление  на Тифлис. Одновременно на Тифлис повела наступление и армия Шамиля, которому удалось взять Цинандали (в 60 км от Тифлиса). Но из-за разногласий с  турецким командованием Шамиль повернул обратно.

   По  окончании Крымской войны русское  правительство сосредоточило на Кавказе до 200 тыс. солдат. Во главе  этой армии был поставлен новый  наместник Кавказа князь А. И. Барятинский, который возродил тактику  Ермолова. В 1857 - 1858 гг. он занял всю  Чечню и начал наступление  на Дагестан. Шамиль терпел поражение  за поражением, неся большие потери. В феврале - марте 1859 г. была осаждена резиденция Шамиля - аул Ведено. Ему  удалось с 400 мюридами вырваться  из окружения и укрыться в ауле Гуниб, где 26 августа 1859 г. после упорного сопротивления он сдался в плен, был представлен Александру II, который  определил ему годовое жалованье  в 20 тыс. руб. и поселил с семьей в Калуге. В 1869 г. Шамиль был переведен  в Киев, а в 1870 г. ему было разрешено  отправиться в паломничество  в Мекку. В следующем году Шамиль умер в Медине.

   Покорение Чечни и Дагестана, пленение Шамиля еще не означало конца Кавказской войны. Действия русских войск продолжались в районе Северо-Западного Кавказа, где еще предстояло покорить черкесские и адыгейские племена. Овладение  в 1864 г. последним очагом сопротивления  урочищем Кбаадой положило конец  Кавказской войне, продолжавшейся без  малого полвека (с 1817 по 1864 г.) и стоившей многих жертв (русские войска потеряли в этой войне 77 тыс. человек).

   В первой половине XIX в. завершился процесс  присоединения Казахстана к Российской империи. Многочисленные племенные  объединения казахского народа в  то время составляли три жуза (орды): Младший, Средний и Старший. С 30 - 40-х годов XVIII в. Младший и Средний  жузы, т. е. большая часть Казахстана, добровольно вступили в подданство России. Старший жуз до середины XVIII в. находился в зависимости то от Хивинского, то от Кокандского ханств. Население Старшего жуза жестоко страдало от тяжелых налогов и набегов войск кокандского и хивинского ханов и тяготело к России. Территория Старшего жуза вошла в состав России в 1846 - 1854 гг. Тем самым произошло воссоединение казахского народа, насчитывавшего к тому времени свыше 2 млн. человек. Присоединение к Российской империи Старшего жуза вызвало военный конфликт России с Кокандским ханством, которое считало казахов этого региона своими подданными. Летом 1853 г. войска генерала В. А. Перовского разбили армию кокандского хана при Ак-Мечети. В 1854 г. были возведены Сырдарьинская и Сибирские военные линии, и в том же году основан г. Верный (ныне Алма-Ата). В итоге был создан плацдарм для последующего, в 60 - 70-х годах XIX в., наступления России на среднеазиатские ханства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    6. Культура России в первой половине XIX в. основные тенденции и особенности развития культуры в дореформенную эпоху. 

   Культура - важнейшая составная часть общественной жизни. Как всякое историческое явление, она отражает те изменения, которые  происходят в обществе в определенную эпоху, - в социальных отношениях, идейных  взглядах, эстетических представлениях, нравственных понятиях. Вместе с тем  культура хранит и национальные традиции, в ней наиболее полно отражается национальный характер и национальное самосознание народа.

   Основными деятелями русской культуры первой половины XIX в. были представители дворянской интеллигенции. Огромное воздействие  на нее оказала общественно-политическая мысль века Просвещения как в  России, так и за рубежом. Особенно велика заслуга в этом русских  писателей Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, просветителей рубежа XVIII - XIX вв. и декабристов. В крепостной России доступ трудовым массам к знаниям  и приобщению к высоким культурным ценностям был затруднен. Наиболее благоприятные материальные и социальные условия для получения образования  и культурного развития имели  привилегированные сословия, прежде всего дворянство. Этим в значительной мере объясняется тот факт, что  большинство выдающихся русских  писателей, поэтов, композиторов и ученых того времени принадлежали к дворянскому  сословию. Но сословное происхождение  и положение деятеля литературы, науки и искусства еще не является определяющим фактором содержания и  направленности его творчества. Передовая  русская культура, хотя и представленная преимущественно дворянами, выступала  против сословного неравенства, крепостного  угнетения крестьянства, против самодержавного произвола и чиновничьей бюрократии. Даже писатели, придерживавшиеся консервативных политических воззрений, своим глубоким, реалистическим изображением жизни  разоблачали пороки современных  им общественно-политических порядков и призывали к их изменению.

Информация о работе Кризис феодально-крепостнического строя во второй трети XIX в