Кризис режима Чаушеску

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:56, дипломная работа

Описание

Декабрьская революция 1989 года в Ру¬мынии смела тоталитарный режим. Она пыталась обеспечить путь подлинно де¬мократического развития. Но после столь длительного политического застоя процесс демократического преобразования общест¬ва продвигался с большими трудностями. К тому же на волне демократической ре¬волюции поднялись и консервативные си¬лы, пытавшиеся взять реванш за былые поражения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-8
I Революция 1989 года и ее итоги..…………………………………………9-16
1.1 Румыния в конце 1980-х годов. Кризис режима Чаушеску...….9-13
1.2 Декабрьские события……………………………………………13-14
1.3 Илиеску и ФНС в 1990-е годы……………………………….…14-16
II Румыния в 1990-2000 годы……………………………………………...17-52
2.1 Начало политической борьбы и выборы………………………17-43
2.2 Румыния и ЕС, НАТО…………………………………………..43-49
2.3 Казахстан и Румыния…………………………………………...49-52
Заключение………………………………………………………………….53-54
Список использованной литературы………………………………………55-56

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа Чаушеску.doc

— 369.00 Кб (Скачать документ)

    Официально поддержало идею совещания и горбачевское руководство. Но Москва всячески затягивала формирование делегации и  свои предложения и сроках и месте проведения этого форума.[9, с.164]

    Чаушеску ждал, хотя ЦК компартии  упомянутых соцстран призывали его побыстрее организовать совещание, не дожидаясь советских представителей: ведь время работало против Румынии и лично Чаушеску.[9, с.165].                                              

1.2 Декабрьские события

 

   Глубокий кризис, охвативший все стороны общественной жизни Румынии – экономику, культуру, духовную сферу – а также процессы демократизации, начатые в СССР, других странах Восточной Европы, поставили румынское общество перед выбором: тоталитаризм или демократия.

   Поводом для массовых выступлений явились события в городе Тимишоара, где 16 декабря 1989 г. произошли столкновения между силами правопорядка и демонстрантами, организовавшими живую цепочку вокруг дома протестантского священника Ласло Текеша, которому грозила депортация. Выступления в защиту священника - инакомыслящего переросли в протест тысяч людей против режима Чаушеску.

    20 декабря Н.Чаушеску обратился к народу, охарактеризовав эти действия как хулиганские выходки. 21 декабря по его указанию в Бухаресте был созван митинг «в защиту социализма в Румынии».Однако в толпе собравшихся стали раздаваться антиправительственные лозунги. Вечером того же дня на Университетской площади собрались десятки тысяч людей, взывавших «Долой тирана!» Утром 22 декабря Чаушеску предпринял последнюю попытку успокоить народ, но ни введенные в город танки и бронемашины. Ни его обещания не могли уже остановит людей. В полдень 22 декабря Чаушеску бежал на вертолете. Здание ЦК РПК штурмом взяли восставшие. Над его балконом появился трехцветный румынский флаг с дырой по середине вместо прежнего герба « социалистической» Румынии. Напряженная обстановка в городе сохранялась еще несколько дней: обстреливались центральные улицы, горели здания королевского дворца, университетской библиотеки. В результате погибли более тысяч человек. Половина из которых – в Бухаресте. Во второй половине дня 22 декабря 1989 г. неподалеку от города Тырговиште были арестованы Николае и его супруга Елена Чаушеску. Последняя являлась членом политисполкома партии. 25 декабря в условиях секретности состоялся военный трибунал, где они были признаны государственными преступниками приговорены к смертной казни. Приговор был приведен в исполнение в тот же день.[6, с.269].

 

1.3.Илиеску и ФНС в 90-годы.

 

   23 декабря свободное румынское телевидение передавало обращение о полном падении власти клана Чаушеску и переходе ее к организованному в дни революционного спасения (ФНС). В состав этого демократического движения вошли руководители партии и правительства, отстраненные в свое время от власти. Председателем ФНС стал Ион Илиеску.

    В программу ФНС входили положения об отказе от однопартийной системы, установления демократической плюралистической формы правления, организации свободных парламентских и президентских выборов; осуществлении принципа разделения властей, реорганизации всей национальной экономики; проведение политики дружбы и сотрудничества в духе «единой Европы». ФНС называл себя политическим движением, объединяющим все здоровые силы общества.[6, с.270].

    В первые дни 1990 г. в стране происходило формирование новых государственных структур. В эти же дни Фронт национального спасения обратился к народу с первым пакетом декретов. Отменялись наиболее противоречащие правам человека указы и декреты Чаушеску. Вместо слова «товарищ», дискредитировавшего себя во время «золотой эпохи» Чаушеску, вводилось отмененное компартией обращение «господин, госпожа». Специальным декретом менялось название страны. Отныне оно теряло определение «социалистическая». Формой правления признавалась республика. Флагом страны стал прежний, трехцветный, но без герба.

   Важным шагом к правому демократическому государству явился закон-декрет о деятельности партий, позволяющих свободно создавать политические партии, за исключение фашистских. Организация и деятельность партий должна осуществляться исключительно по территориальному принципу. Военнослужащие, гражданский персонал министерства обороны, внутренних дел, судьи, дипломаты, а также состав румынского радио и телевидения, в соответствии с декретом, не могли состоять в какой-либо партии.

    В условиях разногласий, возникших среди участников декабрьского движения и в общем целом И. Илиеску обратился с заявлением, что в ней заложены условия перехода к рыночной экономике при создании, однако рычагов, призванных контролировать и обеспечивать национальные интересы. В программе предусматривалось введение различных форм собственности – от индивидуальной  - до государственной. Программа ФНС не связывала себя никакими идеологическими шорами.[6, с.271].

    По требованию общественности в первые дни 1990 года компартия Румынии была запрещена, а ее имущество конфисковано. Но в ноябре 1990 года было объявлено о создании инициативного комитета из числа ее бывших членов, которые имели намерение создать новую коммунистическую партию «рабочих и крестьян». Новая партия получила название Социалистической партии труда. Позднее была создана и РКП; обе партии немногочисленны.

    К всеобщим майским выборам 1990 года в Румынии было зарегистрировано 76 партий, к сентябрю того же года их насчитывалось уже 105. Среди них – 5 партий «зеленых». 7 республиканских, несколько демократических движений и национальных фронтов, 10 христианско-демократических союзов. Целая серия аграрных и кооперативных партий, 7 цыганских, 11 союзов других национальных меньшинств.

    Наиболее мощный резонанс как внутри страны, так и за ее пределами произвели возродившиеся «исторические» партии – Национал – цэрэнистская (демократическая и христианская) и Национал-либеральная, а также выступившая с ними в едином избирательном блоке Соиал-демократическая партия. Эти политические образования олицетворяли собой тенденцию к возрождению, реставрации прежних, до коммунистических структур политической демократии. Деятельность «исторических» партий не обрела массовой поддержки, подтверждением чему явились результаты парламентских выборов в мае 1990 г., где убедительную победу одержали депутаты от Фронта национального спасения. А на президентский пост был выбран Ион Илиеску.

   Потерпев поражение в выборах, многие политические партии, карликовые со своими масштабами, начали группироваться в коалиционные блоки. Очевидно, что существовавшая мозаичность политической структуры румынского общества не вписывается в нынешнюю экономическую жизнь в стране.

    В результате первых свободных выборов в мае 1990 года в Румынии был сформирован двухпалатный парламент, состоящий из сената ( 119 мест) и палаты депутатов ( 587 мест и 9 депутатов, назначенных организациями национальных меньшинств). Являясь основным законотворческим органом парламент, наряду с текущими вопросами, принял в феврале 1991 г. важный закон о земельном фонде. В соответствии с ним земля стала объектом купли-продажи, передавалась в частную собственность.[6, с.272].

    Одним из первых государственных декретов была департизирована румынская армия, прежде обязанная защищать «политику партии». В соответствии с принятыми нормативными актами, армия не может быть использована против народа, против участников мирных антиправительственных манифестаций или против стачечников. Реорганизована и служба информации, в задачи которой не входит больше слежка за рядовыми гражданами и доносительство.

    Свершилась революция, произошло освобождение страны, медленно, трудно, но целеустремленно выбирающейся из пуд тоталитаризма. Созданы новые, демократические государственно-политические структуры. Общество отказалось от довлеющей над ним идеологии казарменного социализма, обратившись к общечеловеческим ценностям. Но длительный период тоталитаризма оставил тяжелый след: по-прежнему сложным остается экономическое положение, труден путь к возрождению культуры, духовности, напоминают о себе межнациональные противоречия.

    В течении первого посттоталитарного года руководству страны удалось закрепить основные принципы экономического и политического развития страны, но исполнительная власть на местах является, подчас тормозом в осуществлении принятых решений: сказывается неумение, а иногда и нежелание осваивать новые методы работы в условиях перехода к рыночной экономике.[6, с.273].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Румыния в 1990-2000 годы

1.4 Начало политической  борьбы.

В условиях усиления требований оппозиции об отставке правительства и руководства ФНС последнее пошло на реорганизацию высшего законодательного органа – Совета ФНС - во Временный совет национального согласия (ВСНС) путем включения в него представителей всех зарегистрированных партий, обеспечив ФНС (имеется в виду созданное под новые задачи политическое движение) по меньшей мере половину мест. С образованием политического движения ФНС, заполнившего собой левую часть политического спектра Румынии, завершился начальный этап перехода к многопартийной политической системе. Содержанием его было образование собственно политических партий и движений, выработка ими своих программ и, естественно, возникновение конфликтных отношений правых и левых организаций при отсутствии согласованных правил политической игры. Был восстановлен ряд довоенных политических партий правого и правоцентристского толка, прежде всего традиционно называемых в Румынии историческими. Национал-царанистская христианская демократическая партия (НЦХДП) считает себя преемницей запрещенной в 1947 г. Национал-царанистской партии. В феврале 90-го года НЦХДП насчитывала 500 тыс. членов. Она выступает за развитие рыночной экономики, за частное землепользование, возрождение христианских духовных ценностей, за территориальную целостность страны, за защиту прав и свобод граждан. Своей социальной базой считает сельское население, часть интеллигенции, верующих. Однако попытки НЦХДП обрести поддержку крестьянства в ходе выборов 1990 г. ощутимых результатов не дали. Фактически НЦХДП стала партией консервативно настроенной интеллигенции и горожан. Национал-либеральная партия (НЛП) также была под запретом при коммунистах. В апреле 1990 г. возрожденная партия (председатель - Р.Кымпяну) насчитывала 200 тыс. человек, ее социальная база - интеллигенция, студенчество, часть рабочих столицы и крупных промышленных центров. Требует гарантии индивидуальных свобод как условия раскрепощения творческих сил во всех сферах деятельности, обеспечения реального разделения властей, восстановления демократии, гражданских свобод, создания механизма контроля за бюрократией; в области экономики - приватизация предприятий и рыночные реформы, обеспечение профсоюзных свобод и права на забастовку, вовлечение рабочих в управление и участие в доходах предприятий.

В политическом спектре Румынии НЛП представляет центр. Возродилась и Социал-демократическая партия, поглощенная КПР в 1948 году. Председателем ее стал С.Кунеску. Эта партия выступила с резкой критикой всего, что связано с деятельностью коммунистов в области идеологии, экономики и политики. Приватизацию считает единственным путем к процветанию, но полагает необходимой предварительную психологическую подготовку трудящихся. Как социал-демократическая партия рассчитывала на поддержку трудящихся, но в ходе выборов 1990 г. ее не получила. В целом формирование политических партий приняло, как мало где в Восточной Европе, крайне взрывной характер. Ко времени назначенных на апрель, а затем перенесенных на 20 мая 1990 г.президентских и парламентских выборов число зарегистрированных партий достигло 88. Можно сказать, что в сложившемся к тому времени политическом спектре акцент в целом был смещен вправо, хотя большинство влиятельных партий склонны были считать себя центристскими. Возникновение огромного для небольшой страны количества партий, вероятно, закономерно в обществе, пытающемся перейти от тоталитарной диктатуры к той или иной форме демократии. Здесь прежде всего появилась реакция на внезапное исчезновение силы, подавляющей политический и идеологический плюрализм и навязывающей искусственное единство, а также на отсутствие в период диктатуры каких-либо форм общественной самоорганизации. Однако нельзя забывать, что в основе множественности партий на этом этапе лежали не столько различия в реальных объективных интересах социальных групп, сколько личные устремления, амбиции политических деятелей. Кроме того, в условиях Румынии взрывной характер образования политических партий и формирований был обусловлен в немалой степени тем, что оказавшийся у власти ФНС, стремясь в полной мере использовать благоприятную для себя ситуацию, назначил кратчайшие сроки для подготовки к президентским и парламентским выборам. В период с момента создания ВСНС как своеобразного минипарламента до парламентских выборов в Румынии едва ли можно было говорить о подлинной демократии или функционирующей политической системе плюралистического типа, хотя формально существовали практически все элементы того и другого. Политологический анализ происходивших в Румынии событий свидетельствовал, что диктатура номенклатурного слоя не канула в Лету, а лишь видоизменилась. Собственно говоря, она вообще никуда не уходила. Очень быстро обнаружилось, что новая власть (здесь речь не идет о намерениях лидеров ФНС) руководствовалась в своих заявлениях и мероприятиях не столько демократическими убеждениями, сколько соображениями конъюнктуры. Сам переворот конца 1989 г. был направлен не против власти номенклатуры как таковой, а явился, в сущности, результатом ее раскола и был в немалой степени элементом мимикрии, способом приобретения номенклатурой новой легитимности. Подлинная демократия, разумеется, не была и не могла быть целью номенклатуры, поскольку работала бы против ее интересов. Элементы демократии в Румынии пробивали себе дорогу лишь потому, что ни внешние, ни внутренние условия уже не позволяли помешать их возникновению. Из-за потери тотального контроля номенклатуре оставалось лишь включиться в жизнь в создающейся демократической среде, по возможности придавая ей приемлемый для себя вид. Свержение верхушки тоталитарного режима дало желанную возможность номенклатуре, особенно той ее части, которая вполне осознала неизбежность грядущих перемен, лишить их радикальности, дозировать их с тем, чтобы успеть реализовать свою сверхзадачу - приватизировать государственную собственность и тем самым адаптироваться к жизни при ином общественно--политическом строе.

Развернувшаяся политическая борьба при всей кажущейся ее отстраненности от указанной проблемы в конечном счете отражала борьбу за решение судьбы общественной собственности, которая при социализме хотя и существовала в виде государственной, но использовалась бюрократией в качестве корпоративной собственности. В новых условиях речь шла уже о том, как разделить эту собственность и присвоить ее на законных основаниях. Упомянутое ранее создание ВСНС было, конечно, попыткой ввести политическую борьбу в более мирное русло. Однако в целом оно не дало ожидаемого результата. Основной смысл этого мероприятия свелся к тому, чтобы фактически завуалировать и легитимизировать доминирование  в этом органе верховной власти, и которое вполне справедливо воспринималось оппозиционными силами как незаконное. Ввиду неуступчивости ФНС и отсутствия действенного механизма регулирования и разрешения политических разногласий в рамках ВСНС оппозиции пришлось неоднократно прибегать к "уличной демократии", чтобы оказать давление на власти. Об остроте политической напряженности свидетельствуют, например, проводившиеся с 22 апреля по 13 июня 1990 г. в центре Бухареста беспрерывные антикоммунистические митинги и акции протеста, направленные против ФНС и правительства. Характерно, что даже результаты президентских и парламентских выборов, на которых победили ФНС и лично Илиеску, избранный на пост президента Румынии, не погасили накала страстей. Новое руководство, до выборов стремившееся избегать острой реакции на происходившее, после получения мандата на выборах решилось на репрессивные акции против демонстрантов, вызвав столкновения. Оружием толпы на переполненных автотранспортом улицах города стала бутылка с бензином. Страшная разрушительная сила этого оружия особенно сильно проявилась в мае 1990 г, в "пик" событий на Университетской площади. В ночь с 13 на 14 мая толпы оппозиционно настроенных горожан, среди которых было много цыган, окружили румынское телевидение с требованием добиться "гласности". Не получив доступа к "открытому микрофону", толпа стала штурмовать здание. Румынское телевидение представляет собой многоэтажную башню, на крыше которой стоит антенна. Перед зданием - газоны, кое-где кусты, в общем, открытая территория. Толпа со всех сторон окружила этот куб из стекла и бетона, внутри которого заперлись в ожидании штурма полицейские и малочисленная группа десантников. Был взломан пункт приема стеклотары, расположенный поблизости. На угнанных грузовиках откуда-то из центра также привезли пустые бутылки. Патрули из добровольцев тормозили все проезжающие машины и заставляли водителей сливать бензин. Тем, кто оказывал сопротивление или пытался уехать, пробивали заостренными железными палками бензобаки, крошили лобовые стекла и фары. Залитые "зажигалки" перетаскивали на линию огня прямо в ящиках. С нескольких этажей толпу пытались отогнать водяными струями из брандспойтов, чего явно было недостаточно. Метание "зажигалок" выглядело следующим образом: осажденный объект был разделен на сектора, выбирались наиболее уязвимые места - подвалы, складские помещения, технические комнаты. Отдельные незаметные люди руководили толпой, показывали нужные окна. В атаку шли три цепи нападающих. Первая выбивала камнями стекла, другая метала "зажигалки", остальные подносили ящики с приготовленными бутылками, камнями, выполняя роль тыла. Шумными возгласами восторга толпа приветствовала меткое попадание, а "чемпион", как футболист, забивший гол, поднимал руки. Туда, где разгорался пожар, методически подкидывали новые бутылки – для поддержания огня. А в это время первая цепь не давала пожарникам тушить пламя, отгоняя их камнями внутрь здания. Что же пережили за эти часы полицейские, журналисты, техники, находившиеся внутри здания? "Мы предпочли бы сгореть в здании телецентра, чем быть забитыми до смерти толпой",- признались потом отдельные работники телевидения. Подоспевшие вскоре армейские части, которые, как потом выяснилось, были вообще не в курсе происходящих в Бухаресте событий, не дали окончательно сжечь телецентр без единого выстрела, в считанные минуты, разогнали толпу по соседним улицам. Многие из пойманных участников штурма пытались доказать свою непричастность к событиям, но солдаты требовали протянуть руки - запах бензина разрешал все сомнения. Правительство вновь (как и в феврале 1990 г. при схожих обстоятельствах) обратилось за помощью к шахтерам. Они прибыли в город уже на рассвете и направились к зданию правительства для защиты его от оппозиционно настроенных бунтовщиков. Грозным валом прокатились они утром по всему городу, разъезжая на самосвалах, наводя страх и ужас на горожан, арестовывая и избивая всех подозрительных. Два молодых человека были избиты в кровь стальными прутьями лишь потому, что какая-то старуха заявила, что они студенты. В течение двух дней шахтеры были полновластными хозяевами города. Наводя "порядок", они разгромили штаб-квартиры ряда оппозиционных партий и независимых изданий. Осуждение этих действий румынских властей Западом и рядом бывших социалистических стран, последовавшие вслед за этим экономические санкции со стороны США и ЕС показали, что мировое сообщество не принимает методов борьбы ФНС со своими политическими противниками. ФНС вынужден был перейти к достижению своих целей более демократическим путем. Положительным результатом указанных драматических и даже трагических событий явилась несколько большая сдержанность основных участников политического процесса. Кроме того, благодаря президентским и парламентским выборам политическая борьба хоть отчасти вошла в рамки более цивилизованных, парламентских процедур.

Информация о работе Кризис режима Чаушеску