Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:56, дипломная работа
Декабрьская революция 1989 года в Ру¬мынии смела тоталитарный режим. Она пыталась обеспечить путь подлинно де¬мократического развития. Но после столь длительного политического застоя процесс демократического преобразования общест¬ва продвигался с большими трудностями. К тому же на волне демократической ре¬волюции поднялись и консервативные си¬лы, пытавшиеся взять реванш за былые поражения.
Введение……………………………………………………………………….3-8
I Революция 1989 года и ее итоги..…………………………………………9-16
1.1 Румыния в конце 1980-х годов. Кризис режима Чаушеску...….9-13
1.2 Декабрьские события……………………………………………13-14
1.3 Илиеску и ФНС в 1990-е годы……………………………….…14-16
II Румыния в 1990-2000 годы……………………………………………...17-52
2.1 Начало политической борьбы и выборы………………………17-43
2.2 Румыния и ЕС, НАТО…………………………………………..43-49
2.3 Казахстан и Румыния…………………………………………...49-52
Заключение………………………………………………………………….53-54
Список использованной литературы………………………………………55-56
До недавнего времени бывший король не проявлял особой политической активности, утверждая, что его просто игнорировал не желавший “ссориться с Советами” Запад. Но с середины 80-х годов Михай начал обращаться к румынскому народу с идеей “сохранения династии в стране”. После 1989 года экс монарх предпринял около 10 попыток побывать на родине, но все они закончились неудачно.
Однако после окончательного разрушения европейского соцлагеря Михай становится серьезной фигурой на румынской политической сцене. В начале 90-х годов оппозиционный “гражданский альянс” Румынии выдвинул требование национального референдума для избрания формы государственного правления, в котором предусматривался и вариант конституционной монархии. После региональных выборов в марте 1992 года король Михай посетил Румынию с частным визитом. В конце 1994 года румынское правительство заявило о согласии вернуть Михаю румынское гражданство при условии его отказа от претензий на трон. Отказа, разумеется, не последовало.
В дальнейшем тему “конституционной монархии” стала раскручивать новая оппозиция во главе с Константинеску, получившая от этого некоторые дивиденды на выборах 1996 года, ибо часть политической элиты действительно считает желательным восстановление монархии, видя в ней “объединяющую идею Румынии”. В процессе подготовки “шоковых реформ” новое правительство восстановило гражданство короля Михая и пригласило его в страну. Михай посещает Бухарест в момент первого проявления недовольства новым экономическим курсом власти со стороны оппозиции. Опыт “спуска пара” был реализован блестяще. Вместо намечающихся акций протеста столица получила стотысячную возбужденную, ликующую толпу, приветствовавшую “простого гражданина Румынии” из королевской семьи. Однако власти вряд ли удастся долго “выпускать в свисток” протестные энергии трудящихся, оперируя монархической объединяющей идеей. Впрочем, главная идея приезда Михая не в “спуске пара”. Приезд экс монарха новое руководство страны использовало прежде всего для решения внешнеполитических проблем. На встрече с Константинеску Михай обещал поддержать Румынию через монархов Европы по вопросу членства в НАТО и ЕС.
Интересно, что сам феномен — выход представителей королевских семей в активную публичную политику — характерен не только для Румынии. Лидер сербской оппозиции Драшкович уже не в первый раз заявляет, что в Сербии следует восстановить монархию. Представители оппозиции намерены встретится с кронпринцем Сербии Александром, живущим в Великобритании. Сам кронпринц имеет прочные контакты с югославской диаспорой в Европе, считает конституционную монархию оптимальным государственным устройством бывшей Югославии и предлагает себя в качестве объединяющего символа страны. Сохраняются про монархические настроения и у определенной части населения Болгарии, где еще в 1992 году бывший болгарский монарх Симеон II был тепло принят президентом страны. Стратеги НАТО внимательно следят за перспективой возвращения королевских фамилий в большую европейскую политику, им небезразлично, какой вариант расширения Североатлантического блока будет отстаивать вероятный союз монархий Центральной и Западной Европы. Видимо, не американский.
В Бухаресте надеются, что Михай, имеющий большие связи с королевскими домами Европы, прежде всего Испании и Великобритании, будет убедительным внешнеполитическим адвокатом страны. Судя по последним заявлениям европейских официальных лиц, где говорится о возросших шансах Румынии на присоединение к НАТО “в первом эшелоне”, эти надежды не беспочвенны. Пиком лоббирования румынских интересов стало заявление Ж.Ширака в Бухаресте в конце февраля: “Франция сделает все возможное, чтобы решение о приеме Румынии в НАТО в первую очередь было принято уже на Мадридской конференции”.
Нынешнее румынское руководство, не потребовав от Михая прямого отказа от претензий на трон, разрешило ему возвратится в Румынию лишь при условии, что он признает Конституцию и демократический статус страны. Но место в западноевропейском процессе интеграции для отстающей Румынии — цена немалая, за которую впоследствии можно и пересмотреть основной закон страны.
Учитывая, что новый президент Румынии родом из Бендер, что значительная часть про румынской элиты в Кишиневе давно неравнодушна к объединительной монархической идее, что Румыния предлагает за свою евро интеграцию самые высокие цены в смысле обеспечения интересов НАТО; учитывая, наконец, что у нас в стране идею монархической реставрации регулярно озвучивают отнюдь не последние политики — России следует крайне внимательно отнестись к намечающемуся ренессансу балканского монархизма.[2].
К лету 1993 года внешний долг Румынии составил 2,3 миллиарда долларов (в начале января он составлял 2,1 миллиарда долларов). Николае Чаушеску, прежде чем его свергли и казнили, успел полностью выплатить внешние долги страны. Но за последние три года пост коммунистические правительства сделали займы для проведения экономических реформ. Во внешний долг Румынии входят кредиты, полученные от Международного валютного фонда и Мирового банка, ссуда от Ирака(1,6 млрд. долларов), от Египта (400 млн. долларов) и от Сирии(100 млн. долларов). Румыния задолжала также около 780 миллионов рублей Германии, Чехии, Словакии, Польше, Венгрии и России. И должна еще получить сумму в размере 29,5 миллиона рублей от Албании и Болгарии. В сентябре 1993 года премьер-министр Румынии Н. Вэкэрою побывал в Москве, где провел переговоры с премьером В.Черномырдиным и был принят президентом Б.Ельциным. Все поставленные цели достигнуты, заявил он по возвращении в Бухарест. На первое место в Бухаресте вынесли договоренность о дополнительных поставках российского газа (2 миллиарда кубометров),что позволило смягчить традиционный для Румынии зимний топливный кризис. Это стало возможным после того, как Бухарест выплатил основную долю задолженности за предыдущие поставки газа. Был вынесен на рассмотрение экспертов принципиально важный для Румынии вопрос о судьбе ее золотого запаса, эвакуированного еще в годы первой мировой войны в Москву. Если верить составителям выпущенного в Бухаресте сборника документов, реальная стоимость этих ценностей превышает сейчас 1200 миллионов долларов.[14, с.192].
Но и у российской стороны есть свои контраргументы: например, Румыния в свое время не расплатилась с Россией за поставленное оружие, а также за имущество российской армии в Молдове, доставшееся румынам в 1918 году. Так или иначе, проблема взаимных расчетов была поставлена на практические рельсы. Очень серьезной проблемой в Румынии являются межнациональные отношения. Проблема трансильванских венгров - не единственная межнациональная проблема Румынии. Непросты и взаимоотношения цыган с остальным населением страны. Десятки цыганских семей, спасшихся от расправы под защитой полицейских и жандармов, 4 убитых и 13 сожженных домов – таков печальный итог самосуда, который учинили жители села Хедерень, что в трансильванском уезде Муреш, над своими односельчанами-цыганами. Поводом для погрома послужил бытовой конфликт между безработным цыганом и его односельчанином-румыном, конфликт, закончившийся смертью румына. Весть о происшедшем с быстротой молнии распространилась по окрестным населенным пунктам. К месту трагедии устремились сотни людей, одержимых желанием изловить и наказать виновных. Что и было сделано: дом цыгана был сожжен, сам он, а также его брат, к конфликту отношения не имевший, были подвергнуты самосуду. Однако "суд Линча" не охладил страсти толпы: были разгром-лены и сожжены еще 12 домов, в которых проживали цыганские се-мьи. В огне погиб еще один человек. Только стянутым подразделениям полиции удалось остановить насилие. Вскоре после трагедии император цыган Румынии Юлиан Рэдулеску потребовал от главы госбезопасности провести расследование всех случаев нарушения прав цыган, доложить о них руководству страны и возместить нанесенный его народу ущерб.[15, с.342].
"Чаша терпения ромов переполнена", - предупредил Юлиан. Цыган в Румынии преследуют четыреста лет, говорится в открытом письме императора. В 1941 году в целях "расового оздоровления" страны свыше 600 тысяч цыган были насильственно выселены в Приднестровье. Депортация сопровождалась открытым грабежом. Увы селенных было конфисковано почти полтора миллиона лошадей, 6тонн золота и свыше 11 тонн серебра. От голода и холода погибло более 35 тысяч человек. С 1944 года, продолжает Ю. Рэдулеску, "на нас обрушилась новая чума в лице Румынской рабочей партии и ее генерального секретаря Георгиу-Дежа." В 1960 году, например, правительство обязало цыган сдать все золото, которое они имели. Ослушников ждало тюремное заключение. Всего, говорится в письме, с 1960 по1989 год власти конфисковали у цыган 7,5 тонны золота. Цыган уничтожали физически, разрушали их дома. Только в 1991--1993 годах в различных селениях было сожжено 64 дома, принадлежащих цыганам. Все эти случаи сопровождались человеческими жертвами. Письмо цыганского императора дополнила публикация в оппозиционной газете "Ромыния либерэ": из двух с половиной миллионов проживающих в стране цыган большинство не имеет работы, свыше половины из них неграмотны. По мнению газеты, в цыганских кланах формируются преступные группировки, организованные по типу итальянской мафии, а также расистско-экстремистские организации. В равной степени, впрочем, это относится и к румынам. Национал-патриотическая газета "Великая Румыния" недавно намекнула на существование подпольной организации "Борьба против цыган". В ответ на это один из вице-президентов общины цыган Румынии Иван Георге пригрозил: если не будут найдены виновные в смерти цыган из села Хэдэрень, "однажды ночью Румыния запылает со всех концов".[16].
Снять остроту проблемы, по мнению "Ромынии либерэ", могло бы принятие законов, направленных на развитие традиционных цыганских ремесел, привлечение глав кланов к разрешению конфликтов, создание широкой образовательной системы, которая помогла бы цыганам интегрироваться в общество. Однако, с сожалением отмечает газета, в сегодняшней Румынии подобные реформы вряд ли возможны: цыган в стране не ожидают перемены к лучшему. Румыния и Молдова взяли курс на интеграцию и дальнейшее объединение. Румыния, естественно, хочет расширить свои границы, стать более влиятельным государством. Другие выгоды хотят извлечь молдаване. "Мы говорили года 2-3 назад, что смешно создавать здесь не-зависимое, процветающее, неделимое государство по типу Швейцарии, что между Украиной и Румынией не может возникнуть ничего другого, кроме новой Северной Ирландии, нового Кипра, нового Ливана. Именно это и случилось... Чтобы потери были наименьшими, мы все должны осознать: единственный выход - в объединении с матерью-родиной Румынией". ( Мирча Друк, лидер Христианско-демократического народного фронта, экс-премьер Молдовы. "Цара" - газета ХДНФ, 3 ноября 1992 г.) "Если мы выйдем из рублевой зоны и оформим все это политически, то вполне естественно, что с нас потребуют перехода на обменные операции по мировым ценам и скорее всего в твердой валюте. На мой взгляд, Молдова с ее экономическим потенциалом вряд ли в обозримом будущем станет Швейцарией. К нашему сожалению она не в состоянии быть абсолютно самостоятельной с экономической точки зрения. Реальность такова, что Молдова должна быть чьим-то сателлитом. К сожалению, это наша роль на сегодняшний день. Если мы откажемся от этой роли по отношению к России или СНГ, то, для того, чтобы выжить и не потерпеть крах, нам понадобится более сильный партнер". ( Мариан Лупу, начальник отдела в Министерстве внешне экономических связей Молдовы. "Республика" - газета Социал-демократической партии Молдовы, N27, ноябрь 1992 г.) Но конкретные шаги к объединению делаются с трудом. Весной 1992 года в Молдове побывал Ион Илиеску. Национальный совет объединения Молдовы и Румынии потребовал от руководителей двух стран "Договор о братстве и интеграции".Но во время визита до-говор подписан не был. Но уже через год Румыния стала активно помогать Молдове. Члены палаты депутатов приняли закон о финансировании некоторых видов деятельности в отношениях с Республикой Молдова, который предусматривал создание специального фонда в размере нескольких миллиардов лей. Из этих средств стали финансировать программу экономической интеграции и подготовки в Румынии кадров для Молдовы, направили в соседнюю республику школьные учебники, улучшили условия работы контрольно-пропускных пунктов на совместной границе. Когда Молдова отказалась ратифицировать Устав СНГ, президент Румынии Илиеску выступил с заявлением, в котором сказал, что Румыния будет содействовать Молдове в преодолении любых экономических трудностей, вызванных этим решением. Эти слова сразу же были подкреплены делом. Правительство Румынии выделило Рес-публике Молдова кредит в 200 млрд. лей. Кредит был предоставлен на льготных условиях сроком на 8 лет с началом выплаты че-рез 2 года после предоставления. Основной целью кредита была закупка Молдовой топливно-энергетических ресурсов. Румыния приступила к модернизации вооруженных сил и изменению военного законодательства: соответствующий закон был принят в начале октября 1993 года сенатом. -Новое законодательство позволит нам создать мощную армию с эффективной системой руководства. Бухарест желает модернизировать вооруженные силы в соответствии со стандартами, существующими в НАТО,- заявил министр обороны К. Никулае Спирою. По его словам, Румыния намерена если и не вступить, то на первых порах присоединиться к Североатлантическому союзу. Согласно данным министерства национальной обороны, свыше 51процента румын высказываются за вступление или присоединение к НАТО в качестве ассоциированного члена. По их мнению, это способно гарантировать безопасность страны в случае нападения из вне. Что же касается возможного агрессора, то почти 56% опрошенных считают, что им может стать Венгрия, свыше 36% - Россия, более 13% опасаются пасть жертвой коварных замыслов Украины. Не случайно Россия, не имеющая сегодня даже общих границ с Румынией, оказалась в глазах ее жителей потенциальным противником: обывателя старательно убеждает в этом здешняя пресса. Практически не проходит и дня, чтобы на страницах газет не появились материалы о "коварном русском мужике". Например, в передовице "Россия - это Россия", посвященной трагическим событиям 3-4 октября в Москве, бывший орган румынского комсомола "Тинеретул либер" писал:"Хорошо известно, что все зло нам принесли русские. Независимо от того, как зовут их вождя: Иван Грозный, Петр Великий, Сталин или Борис Ельцин. Он не может взирать на другие страны, как на равные. Слабые ростки демократии в России мало меняют ее экспансионистскую сущность." Подобные утверждения, повторяемые в различных вариантах, безусловно, не могут не влиять на формирование общественного мнения. Вот и приходят румыны к необходимости искать защиты "от опасности" под крылом НАТО. Что же касается собственных вооруженных сил страны, то сей-час их численность составляет 200 тысяч человек, а в случае объявления мобилизации под ружье могут быть поставлены еще около 600 тысяч.[17].
По словам министра обороны
К.Н. Спирою, оборонная промышленность Румынии
способна производить весь комплекс вооружений
для пехоты, некоторые виды ракет, военные
корабли, бронетранспортеры и танки, вертолеты
и даже два типа истребителей--