Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:56, дипломная работа
Целью данной работы является изучение государственной политики по отношению к культурной жизни Татарстана, и развитие различных видов искусства в 1985-2005 гг. (на примере города Казани).
В связи с поставленной целью выявляются следующие задачи:
1. Проанализировать особенности государственной политики по отношению к культуре и управление культурной жизнью Казани в постперестроечный период.
2. Изучить особенности языковой и религиозной политики в Республике Татарстан в указанный период.
Введение
Глава 1. Управление культурной жизнью Казани в конце ХХ – начале ХХI вв.
§ 1 Деятельность Министерства культуры Республики Татарстан в 1985-2005 гг.
§ 2 Государственная поддержка кинематографии.
§ 3 Языковая политика в 1985-2005гг.
§ 4 Религиозная политика
Глава 2. Зрелищные виды искусства в конце XX начале XXI вв. (на примере города Казани)
§ 1 Развитие театрального искусства 1985-2005 гг.
§ 2 Музыка
§ 3 Праздники и развлечения
§ 4 Музеи и выставки
Заключение
Трактовка обрядовых действий зависит от господствующей в обществе идеологии. Изменяется идеология – меняется и осмысление обрядовых действий. Классическими примерами этому может служить меняющаяся символика обручального кольца, новогодней елки. Например, крашеное яйцо является атрибутом христианской Пасхи, но это и символ прихода весны у пародов, исповедующих ислам. У татар, в частности, оно олицетворяло наступление весеннего народного праздника Сабантуй. В советское время в традиционной праздничной культуре слишком многое было отнесено к разряду религиозного, неприемлемого для социалистического общества, хотя известно, что чисто религиозные моменты в народных праздниках занимали незначительное место.
Работы этнографов свидетельствуют о многообразии бытового проявления канонизированных религиями праздников, так как вековые народные обряды вошли, влились в религиозные, став их массовыми, красочными и яркими моментами. Важным было то, что при этом сохранялся механизм передачи традиционной праздничной культуры, ее этнического своеобразия. Робость и непоследовательность в работе по сохранению и возрождению традиционных форм праздничной культуры напрямую связаны с недостаточной изученностью и слабым знанием этих форм, многие из которых вышли из быта. Вместе с тем их утрата не была объективной необходимостью: их запретили, от них, равно как и от народных безрелигиозных праздников, попросту отказались. Ислам со своим скользящим лунным календарем не смог вобрать в себя местные народные праздники, как это произошло в христианстве. Поэтому татарские народные праздники Сабантуй и Джиен бытовали в безрелигиозной форме. Тем не менее, их постигла та же участь, что и традиционные праздники христианских народов.
Сохранение и возрождение народных праздников обогатит праздничную культуру современного общества и послужит делу объединения людей разных национальностей, воспитанию патриотических чувств. Как свидетельствуют исследования, на татарском Сабантуе всегда были желанными гостями жители соседних деревень – марийцы, чуваши, удмурты, русские, равно как и татары, в свою очередь, па их праздниках.
По некоторым исследованиям Саб
Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).
Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает «яровые», или в другом значении, — «плуг», а туй — «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова сабантуй — торжество в честь сева яровых.
Первоначальная цель обряда, очевидно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.
С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем.
В XIX веке сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с магией.
Исследования последних лет показывают, что сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной — с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве деревень казанских татар и татар-кряшен (крещёные татары). В деревнях татар-мишарей (нижегородские татары) сабантуй не проводили, хотя отдельные весенние обряды, входящие в него, встречались и там (сбор детьми крашеных яиц, игры с яйцами и др.) В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.
В целом для Татарстана характерно поэтапное его проведение: сначала сабантуй празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, а на следующей неделе проводится районный (или в субботу — по деревням, а в воскресенье — в райцентре) сабантуй. Завершающим является сабантуй в крупных городах и столице Татарстана — Казани. Если в традиционном быту сабантуй не был привязан к строго определенному дню недели,— в зависимости от погодных условий каждая деревня праздновала его в удобный для себя день, — то теперь сабантуй проводится в общепринятый выходной день недели — в воскресенье.
Из праздника ушли, в частности, такие моменты, как сбор продуктов для приготовления «каши» — дэрэ боткасы, карга боткасы, а также сбор по домам крашеных яиц, то есть те моменты, в которых активное участие принимали дети. В этом, очевидно, сказалась эпоха советской власти, когда пропаганда вреда религиозно-культовых обычаев, обрядов, праздников и борьба с ними, была характерна, особенно для 20-х и 30-х годов. Известно, что в те годы многие народные обряды объявлялись религиозными. И вот эти обряды, связанные со сбором продуктов, и были отнесены к такому разряду. Кроме того, сбор продуктов стали считать побирательством.
Следующей характерной чертой современного сабантуя является сложение прочного отношения к нему как к национальному празднику. Это проявилось в том, что его стали отмечать те группы татар, которые в прошлом его не праздновали. К ним можно отнести так называемых нукратских татар, проживающих в селе Карино Слободского района Кировской области, татар-мишарей Нижегородской области и других. И уже как национальный татарский праздник его стали праздновать и в тех городах, где в процессе миграции появлялся значительный контингент татар, например, в Москве, в Нижневартовске.
Получила дальнейшее развитие давняя традиция участия в сабантуе живущих по соседству с татарами русских, удмуртов, мари, чувашей, бaшкир .
В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.
Веселый, мудрый Сабантуй - непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник, обладающий волшебным свойством постоянно обновляться и обогащаться, вбирая в себя материальные и духовные достижения общества на данном этапе. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности, вероисповедания и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх-состязаниях или побыть просто зрителем.
За последние несколько
Аналогичны Сабантую чувашский Акатуй , башкирский Хабантуй и удмуртский Гербер.
Наряду с татарским Сабантуем, богатство и самобытность национальных традиций народов, проживающих в Татарстане, зримо демонстрируют и другие народные праздники, получившие государственный общереспубликанский статус. Среди них — русский Каравон, чувашский Уяв, марийский Семьи, удмуртский Гырон быдтон. Как старинная протяжная песня, они каждый год вбирают в себя многочисленные голоса талантливых народных самородков и профессиональных исполнителей.
Республиканский фестиваль русского фольклора «Каравон» ежегодно проходит в селе Русское Никольское Лаишевског района. Здесь исстари, еще с XVI века, в честь престольного праздника села — Николая Чудотворца — после церковной службы устраивали гулянья и водили хоровод — «каравон». Это совершенно особое действо: в каравоне круг как бы пульсирует, то увеличиваясь, то уменьшаясь и одновременно медленно вращаясь «по солнцу». От него и получил свое название этот самобытный праздник.
Каждый год в «Каравоне» участвуют
десятки фольклорных
При организационном содействии Министерства культуры республики и Центра русского фольклора Казани в селах и деревнях Татарстана возрождаются и другие русские традиционные праздники — Троица, Масленица, Коляда...
Семык — марийский аналог Сабантуя. В числе первых древний Семык возродили в селе Ильнеть Менделеевского района. Этому селу более 400 лет, Рядом течет река Илеть — чистая, прозрачная, стремительная. Ее правый берег порос вековыми корабельными соснами. Здесь испокон веков жил народ мари — охотники, рыболовы, землепашцы.
Яркие, как цветы, национальные костюмы с украшениями из серебра, выразительные, как сами чувства, жесты танца, глухие звуки древних народных инструментов — все это создает неповторимую ауру республиканского праздника марийской культуры «Семык» эстафету которого каждый год принимают разные районы республики.
У удмуртов
свой праздник-моление о богатом
урожае — Гырон быдтон. Празднику
несколько сотен лет, но современные
удмурты вспомнили о нем
В Татарстане этот праздник традиционно проводится в районах компактного проживания чуваш. Слово «уяв» буквально переводится «соблюдение» (от «уя» — блюсти). Поначалу оно и означало соблюдение традиционной обрядовой жизни, а позднее так стали называть любое праздничное действо. В Татарстане республиканский праздник Уяв проводится с 1993 года, и с каждым разом он проходит все ярче и интереснее.
Такой же популярностью у жителей республики пользуются древний тюркский праздник Навруз, кряшенский Питрау, мордовский Балтай... И с каждым годом таких самобытных праздников в Татарстане отмечается все больше и больше, а сами они, вписавшись в полиэтническое пространство республики, обретают новое качество, становясь школой подлинного добрососедства, дружбы народов.
В народном календаре некоторых групп татар Среднего Поволжья и Приуралья время зимнего солнцестояния — с 25 декабря по 7 января — занимало особое место. У крещеных татар этот период известен под названием Нардуган, или шайтан туе, буквально: свадьба дьявола. Нардуган, с соответствующей обрядовой поэзией, известен татарам-мишарям; под названием нартаван — чувашам; под термином нардаве - мордве; святки — русским.
Празднование Нардугана
В начале XX века магический смысл хороводов, сводившихся к стремлению повлиять на солнце для прихода теплых и солнечных дней утрачивается. Ритуально-обрядовые мотивы и магическая символика в песнях, исполнявшихся во время вождения хороводов, также исчезают.
Танцы, связанные с календарным обрядом Нардуган, показывают их аграрно-магическую основу: желание земледельца повлиять на рост озимых посевов, оградить домашних животных от болезней и обеспечить благополучие людям. В известной мере в плясках ряженых сохранились остатки языческих верований и различных суеверий. Обычай разжигать костры, прыгать через огонь — не что иное, как вера крещеных татар в очистительную и живительную силу огня.
Обряд хождения ряженых по домам и связанные с ним пляски, игры и хороводы еще сохраняются кое-где и в настоящее время в крещенотатарских деревнях и селах. В частности, описанный выше обряд имеет место и поныне в деревне Старое Гришкино Елабужского района, в деревнях Субаш, Тямти Сабинского района, в деревне Ковали Пестречинского района.
Впервые Фестиваль «Науруз» состоялся в 1989 году по решению Союза театральных деятелей СССР в Алма-Ате. После распада СССР ежегодный фестиваль не проводился в течение 5 лет. Возрождение фестиваля «Науруз» состоялось в 1998 году, благодаря инициативе Республики Татарстан. Отныне фестиваль стал проводиться в столице Республики - Казани, один раз в четыре года и получил статус Международного. С 2009 года Фестиваль проходит один раз в два года. С 2010 года под эгидой Фестиваля проходит Международный театрально-образовательный форум "Науруз". В рамках форума проводятся семинары и мастер-классы по актерскому и режиссерскому мастерству, театроведению и менеджменту в сфере театрального искусства.
По своей концептуальной направленности «Науруз» обходит все остальные театральные фестивали, которые проводятся в республике. Основная цель «Науруза» - укрепление межтеатральных связей и взаимное обогащение театральной культуры тюркских и других народов субъектов Российской Федерации и зарубежных стран. Учредителями фестиваля являются Министерство культуры Республики Татарстан при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Союз театральных деятелей Республики Татарстан при поддержке Союз театральных деятелей Российской Федерации, Международная организация по совместному развитию тюркской культуры и искусства «ТЮРКСОЙ».
С 1992 г. два религиозных праздника Курбан байрам (мусульманский) и Рождество (христианский) включены в официальный праздничный календарь Республики Татарстан.
Рожденные перестройкой процессы общественного
обновления стали мощным фактором
возрождения национального самосознания
народов России. Общественность Татарстана,
выражая законное стремление народов
республики к самоопределению, сохранению
и развитию национальной культуры, неоднократно
в конце восьмидесятых годов ХХ века выдвигала
требования об изменении статуса Татарии,
о провозглашении ее государственного
суверенитета.
30 августа
стало особенной датой в календаре Татарстана.
В этот день в 1990 году Верховный Совет
ТАССР принял Декларацию о государственном
суверенитете Татарской ССР - исторический
документ, закрепивший реализацию неотъемлемого
права татарской нации, всего многонационального
народа республики на самоопределение,
право его собственности на землю, недра
и природные ресурсы.