Культурная жизнь города Казани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:56, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение государственной политики по отношению к культурной жизни Татарстана, и развитие различных видов искусства в 1985-2005 гг. (на примере города Казани).
В связи с поставленной целью выявляются следующие задачи:
1. Проанализировать особенности государственной политики по отношению к культуре и управление культурной жизнью Казани в постперестроечный период.
2. Изучить особенности языковой и религиозной политики в Республике Татарстан в указанный период.

Содержание

Введение
Глава 1. Управление культурной жизнью Казани в конце ХХ – начале ХХI вв.
§ 1 Деятельность Министерства культуры Республики Татарстан в 1985-2005 гг.
§ 2 Государственная поддержка кинематографии.
§ 3 Языковая политика в 1985-2005гг.
§ 4 Религиозная политика
Глава 2. Зрелищные виды искусства в конце XX начале XXI вв. (на примере города Казани)
§ 1 Развитие театрального искусства 1985-2005 гг.
§ 2 Музыка
§ 3 Праздники и развлечения
§ 4 Музеи и выставки
Заключение

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 524.00 Кб (Скачать документ)

В рамках грандиозного фестивального  марафона были показаны оперные спектакли («Отелло» в ТАТОБ), состоялась светомузыкальная программа казанского СКВ «Прометей», семинары баянистов, пианистов, тромбонистов, музыковедов, наконец, концерты молодых исполнителей Москвы, Ленинграда, Казани.

Пресса широко освещала музыкальный  фестиваль, казанцы стали привыкать  к тому, что так и надо, это  и есть полнокровная, насыщенная музыкальная жизнь. Во многих других фестивалях, где звучала органная музыка, все более значительную роль стали занимать органные пьесы С. Губайдуллиной («1п Сгосе», грандиозная «Аллилуйя»), для исполнения которых иногда привлекались огромные (до трех хоров, оркестр, орган) исполнительские силы.

Создание симфонического стационарного  оркестра в штате Государственной филармонии (ныне Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан) явилось событием, во многом определившем весь тонус музыкальной жизни Казани и Республики Татарстан. С 1985 года в течение 20 лет оркестр возглавлял один из авторитетных российских дирижеров Фуат Мансуров (1928). Темпераментный и властный руководитель, Мансуров внес много перемен как в репертуар, так и в стиль работы оркестра, не побоявшись в определенный момент взять в оркестр молодых музыкантов, только окончивших консерваторию, а то и студентов, воспитав их «под себя», подобно тому, как это сделал Рахлин двадцатью годами раньше. Следует отметить, что Мансуров - музыкант и человек, весьма независим и порою резок в своих суждениях о музыке и музыкантах. Репертуар Мансурова весьма обширен, он тяготеет к эффектным и ярким программам, любит играть знаменитые произведения. Среди них музыка Сен-Санса (фрагменты из опер, программные увертюры), балетные сюиты Стравинского, непременно присутствует в его программах Чайковский. 54

В составе филармонии в 1993 году появился новый коллектив - Оркестр народных инструментов Татарстана. Во главе оркестра стоит высокообразованный музыкант с громадным опытом концертной и педагогической работы, профессор Анатолий Иванович Шутиков. Почти все музыканты оркестра - выпускники КГК, они были тщательно отобраны Шутиковым, каждый из них - подлинный виртуоз, многие являются лауреатами Международных и Всероссийских конкурсов (В.Киреев, Г.Мухаметзянова, О.Вайспеккер, А. Протасов).

Сам оркестр тоже лауреат многих престижных фестивалей и конкурсов. Роль Шутикова была подобна роли Рахлина в симфоническом оркестре Республики. Это был не только тщательный отбор, но и «научение» каждой творческой индивидуальности игре в коллективе, приведение к единству, к гармонии ансамбля виртуозов. Оркестр отличается стабильностью игры, технической отточенностью, прекрасным чувством стиля. Талант и мастерство Шутикова, его поистине самоотверженная работа с коллективом привели к быстрому признанию оркестра в академических музыкантских кругах. Репертуар его расширялся стремительно, включив не только традиционные для этого жанра вариации, обработки, фантазии на народные темы, но и превосходные переложения оперных увертюр, многих симфонических произведений (Россини, Чайковский, Мусоргский).

Мастера искусств РТ И. Шакиров, 3. Сунгатуллина, В. Танеева, Ю. Борисенко, известные музыканты А. Соловьяненко, А. Днишев, А. Стрельченко, А. Ведерников, А. Эйзен, 3. Соткилава, В. Гридин неоднократно участвовали в концертах оркестра в Казани и его зарубежных (Голландия, Австрия, Германия) поездках.

Особая страница деятельности оркестра - абонементные концерты для детей и юношества, многие из которых театрализованы, а в некоторых ведущими выступают сами дети. Среди этих абонементов: «От классики до джаза», «В ритмах танго и вальса», «Играй, гармонь певучая», «Послушай и узнай», «Музыкальная карусель» и многие другие.

Камерный муниципальный оркестр  «La Primavera» совсем молод, его создал в 1989 году Рустем Юнусович Абязов (1959). Ныне оркестр, пожалуй, самый известный из казанских музыкальных коллективов. Он гастролирует не только в городах России, но в Европе и даже Африке (Тунис), музыканты играют в основном в камерных залах, в кирхах, старинных замках.

Оркестр - участник многих европейских камерных фестивалей, он выпустил уже свыше двух десятков компакт дисков.

Из своих бывших и настоящих  учеников создал Абязов свое детище - «La Primavera. Параллельно дирижер завершил и композиторское образование в  КГК. Как-то неожиданно казанская публика увидела перед собою незнакомую-знакомую фигуру элегантного, высокого красивого дирижера, который, подобно Штраусу, выходил к своему маленькому оркестру не с палочкой, а со скрипкой; дирижера, игравшего малоизвестную музыку старых барочных мастеров и дерзко-пикантные рэгтаймы Джоплина; камерную симфонию Шостаковича и блестяще-джазовый «Танец Сатаны» Венутти.

Меломаны устремились в мемориальный зал Казанского университета, где  давал концерты новый оркестр. Университет был патроном и спонсором коллектива, публика там собиралась особая, элитная. Об оркестре заговорили, начали писать, приглашать. За полтора десятилетия он накопил огромный репертуар, показав широкий диапазон художественных устремлений своего руководителя («La Primavera» играет только с Абязовым), от миниатюр XVII столетия до крупных полотен XX века, как, например, симфонии Оннегера.

Дирижер говорил, что главный его  репертуарный принцип - играть как можно  больше новой музыки, постоянно искать свежие музыкальные потоки, ибо в  них обязательно попадутся и шедевры.

Среди камерных коллективов, сохраняющих  на протяжении длительного времени стабильный состав, ведущих целенаправленную репертуарную политику и завоевавших признание профессионалов и интеллектуальных меломанов, является Квартет Казанской консерватории Казанский квартет инициировал в свое время ректор Жиганов и стратегическая цель его просматривалась довольно четко - возбудить интерес татарских композиторов к этому старому и вечно экспериментальному жанру.55

Созданный в 1980 году, коллектив объединил единомышленников (иного быть и не могло): Ш. Монасыпов (первая скрипка), М. Зарипов (вторая скрипка), К. Монасыпов (альт), А. Асадуллин (виолончель). Рамки концертной деятельности квартета весьма широки, хотя он не может выступать много и часто (все «квартетисты» - профессора и доценты консерватории).56

Казанский квартет - постоянный участник больших концертов мастеров искусств Татарстана, авторских концертов казанских композиторов и, разумеется, многочисленных фестивалей «Современной», «Новой», «Евро-Азиатской» и прочих «музык», проводимых в Казани и других городах.

Игра квартета богата тембровой  звучностью, очень уравновешенна  в самых мелких деталях. Новое  в их репертуаре - исполнение пьес М. Музафарова на темы татарских песен. Как говорил Ш. Монасыпов, «это как раз тот «эталонный» случай, когда прикосновение композитора способно украсить народные мелодии. В любой стране эта музыка производит сногсшибательное впечатление. Пример - немецкая публика».

Лидер квартета Ш. Монасыпов - музыкант чрезвычайно интересный, тонкий, его «первая скрипка» ощутима в манере исполнения, в репертуарных акцентах. В нем живет не только скрипач-солист, скрипач-квартетист, но и оригинальный философ, писатель, склонный находить в музыке совершенно неожиданное, парадоксальное.

Струнный квартет «Кантилена» появился в Казани в 1990 году. Создал его известный музыкант Владимир Алексеевич Серебряков.

Будучи хорошим литератором (рассказы, мемуары), являясь едва ли не единственным в Казани человеком, видевшим в Харбине и Шанхае великого Шаляпина, Владимир Алексеевич органично вошел в литературно-музейную жизнь Казани, стал принимать участие в шаляпинских чтениях. В мемориальном музее Горького благодаря активной деятельности тогдашней директрисы А.А. Тутаевой, сложилась благоприятная атмосфера для проведения камерных музыкальных вечеров, артистических встреч, музыкальных лекций.

 Там-то и сложился новый  коллектив - струнный квартет  «Кантилена», в котором играли опытнейшие и известные казанские музыканты: Л. Розенблюм (бывший многолетний концертмейстер оперного оркестра) - 1 скрипка, Р. Сайфуллин (доцент консерватории) - 2 скрипка, В. Серебряков - альт, Л. Маслова (солистка Татарской филармонии) - виолончель.

С большим вкусом были сделаны им обработки старинных татарских напевов. К концертам квартета Серебряков часто привлекал певцов. Этот своеобразный коллектив обрел успех не только и не столько в музыкантских профессиональных кругах, не в академических залах, а в самой широкой демократической аудитории, доказывая, что в наше время «музыка в музее» чрезвычайно привлекательна для людей, не имеющих возможности или привычки ходить в большие концертные залы.

Государственный ансамбль фольклорной  музыки - самый молодой из концертных коллективов, созданный на исходе XX столетия по инициативе крупнейшего знатока и исполнителя народной музыки Ильхама Шакирова, быстро завоевал популярность. Он по своему уникален, этот ансамбль: не «концертированная» подача народной музыки, это не ее «музейное» воспроизведение (в самих этих укоренившихся жанрах нет ничего антиэстетического). Это попытка (и весьма убедительная) дать публике, слушателям представление о глубинных пластах разных татарских этносов (именно к этому ныне пришли историки, этнографы). Неусредненный, «концертизированный» национальный стиль, как это долгие годы культивировалось во многих советских коллективах (Татарский ансамбль песни и танца, хор им. Пятницкого, другие национальные ансамбли), а просветительско-музыкантская деятельность, когда публика с изумлением для себя видела синтетических артистов с блеском поющих, играющих, танцующих, в лучшем смысле слова «лицедействующих» в казалось бы исчезнувших представлениях астраханских, крымских, сибирских, кряшенских татар. Фактически этот Ансамбль на научной, этномузыковедческой основе воспроизводит утерянные подлинные национальные традиции. Для этого потребовались музыканты-исполнители высокой квалификации, все они имеют высшее музыкальное образование, все искусно владеют игрой на многих народных инструментах (курай, кубыз, гусли, гармоника и др.), все они превосходно вокализируют, они танцуют, со вкусом носят специально созданные, редкостные национальные костюмы.

За короткое время Ансамбль стал известен во многих российских городах, стал лауреатом Всероссийского конкурса фольклорных коллективов, гастролировал за рубежом, выпустил аудио- и видеодиски.

Руководит Ансамблем разносторонний музыкант Айдар Файзрахманов.57

 Джазовый оркестр кинематографии  РТ (Биг-бэнд п/у Виктора Деринга) существует, меняясь в своих составах, более полувека. Начало его было положено музыкантами знаменитого джазового оркестра Олега Лундстрема.

Казанский биг-бэнд Деринга отвечал  многим джазовым нормативам. Деринг точно  оставляет «окна» для импровизаций солистов, как дает возможность импровизатору высказаться в эпизоде, лишь пунктирно зафиксированном в партитуре. Но даже в полностью выписанной композитором (аранжировщиками) партитуре возникает необходимость добавить или наоборот снять сольный эпизод, ведь четко регламентированных правил нет.

Тут и проявляется художественный вкус руководителя Деринга и его единомышленников-солистов. Много лет игравшие у Деринга музыканты - Э.Нуруллин (ударные); В. Назаров, В. Семенычев, А. Ужаков (трубы); Н. Валеев, В. Бу-зукин (тромбоны); А. Зыков, М. Савин, А. Серков (саксофоны) приобрели специфический Drive при исполнении «вечнозеленых» (Evergreen) тем.

В джазе выросла и превосходная певица Лилия Чугунова, обладавшая кроме обаятельного низкого голоса (под Эллу Фитцджеральд) отличным скэтом (Skat). Оркестр, не отличаясь разнообразием программ, в принципе шел по некоторым «старым» тропинкам О. Лундстрема, с которым Деринг всегда поддерживал тесные дружеские и творческие связи.

С 1980-х «Экран» развил значительную концертную деятельность, пропагандируя классические образцы «свингового» джаза, исполняя пьесы из репертуара оркестров Д. Эллингтона, К. Бэйзи, Б. Гудмена и др. В. Деринг, будучи превосходным саксофонистом, обладая огромным практическим опытом, органически чувствуя такие специфические черты «старого» джаза как Break, Riff, Sound, придал своему казанскому оркестру обаятельное «свинговое» звучание, научил академических музыкантов, окончивших консерваторию, играть по-джазовому. Его авторитет в течение многих десятилетий был непререкаем, он был «мэтр», определявший репертуарную политику, и лично формировавший состав коллектива. Через «школу» Деринга прошли практически все казанские музыканты, посвятившие себя джазу. Некоторое время Деринг вел джазовый класс в КГК, КМУ.

Международный фестиваль органной музыки «Organo Pleno» (к 1000-летию Казани) с участием известных органистов: Алексея Шмитова (Сирия-Россия), Летиции Ромити (Италия), Петера Дикке (Германия), Жании Аубакировой (Казахстан), Кристофера Стембриджа (Великобритания), Рубина Абдуллина (Россия); камерного оркестра «Провинция» под управлением Игоря Лермана (Набережные Челны). В заключительном концерте фестиваля приняли участие органисты Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова, Кисловодска, Казани и др. 
        Фестиваль фортепианной музыки «Пианофорум 2004» (к 1000-летию Казани) с участием Анны Маликовой (Германия), Константина Щербакова (Швейцария), Николая Петрова (Москва), Евгения Михайлова (Казань), Рустема Кудоярова (Москва), Дмитрия Паперно (США).

2005 год Ежегодный фестиваль органной музыки «Organo Pleno». С мастер-классами и сольными программами выступили органисты из Германии, Великобритании, Франции, Италии, Венгрии, Эстонии, Латвии, Литвы, Российской Федерации: Мишель Шапюйи (Франция), Талевалдис Декснис (Латвия), Эльке Фелькер (Германия), Людгер Ломан (Германия) Рубин Абдуллин (Россия).

Фестиваль музыки И.С.Баха (к 320-летию  со дня рождения) - «Международные дни музыки». В фестивале приняли участие: Мишель Шапюи (Франция), Рубин Абдуллин (Казань), Дмитрий Зубов, Людгер Ломан, Эльке Фёлькер - Германия, Талевалдис Декснис (Латвия), Алексей Кошванец (Москва), Ханяфи Чинакаев (Санкт-Петербург), Софья Гуляк (Казань) и многие другие.58 
    Ежегодный фестиваль «IХ Казанская хоровая ассамблея» в мае 2005 года. С концертными программами выступили хоровые коллективы: Москвы («Голос Российской Федерации» п/у В. Попова, Камерный хор Московской консерватории п/у Б. Тевлина), Казани, Нижнекамска, Набережных Челнов, Ижевска, Димитровграда, Магнитогорска, Томска.  
    В рамках IX Казанской хоровой ассамблеи впервые в Казани были исполнены под управлением немецкого дирижера Лео Кремера «Страсти по Иоанну» И.С.Баха, солисты - певцы из Санкт-Петербурга, Германии, Австралии и Казани. Концерты состоялись в Казани и Набережных Челнах.    Фестиваль фортепианной музыки «Пианофорум 2005» с участием Софьи Лисиченко (Москва), Рустема Сайткулова (Франция), Дмитрия Зубова (Белоруссия-Германия), Софьи Гуляк (Казань), Александра Скрябина (Москва). С сольными концертами и мастер-классами выступили как известные, так и совсем молодые - лауреаты недавно прошедших международных конкурсов - пианисты из США, Германии, Швейцарии, Хорватии, Испании, Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Казахстана.    

Информация о работе Культурная жизнь города Казани