Культурная жизнь города Казани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:56, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение государственной политики по отношению к культурной жизни Татарстана, и развитие различных видов искусства в 1985-2005 гг. (на примере города Казани).
В связи с поставленной целью выявляются следующие задачи:
1. Проанализировать особенности государственной политики по отношению к культуре и управление культурной жизнью Казани в постперестроечный период.
2. Изучить особенности языковой и религиозной политики в Республике Татарстан в указанный период.

Содержание

Введение
Глава 1. Управление культурной жизнью Казани в конце ХХ – начале ХХI вв.
§ 1 Деятельность Министерства культуры Республики Татарстан в 1985-2005 гг.
§ 2 Государственная поддержка кинематографии.
§ 3 Языковая политика в 1985-2005гг.
§ 4 Религиозная политика
Глава 2. Зрелищные виды искусства в конце XX начале XXI вв. (на примере города Казани)
§ 1 Развитие театрального искусства 1985-2005 гг.
§ 2 Музыка
§ 3 Праздники и развлечения
§ 4 Музеи и выставки
Заключение

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 524.00 Кб (Скачать документ)

Преобразование Татарской Автономной Советской Социалистической Республики в Республику Татарстан было не простым изменением названия республики, оно стало актом самоопределения, который лег в основу последующих государственных решений. Вся политика, социальные и экономические процессы, отношения с федеральным центром, внешние связи строились и строятся, исходя из идей, заложенных в Декларацию, затем воплотившихся в Конституции Республики Татарстан, Договоре о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий, в законодательных актах республики. 
            День Республики Татарстан - событие "знаковое" не только для жителей республики, но и для всей России. Ведь именно Республика Татарстан в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века стала «первой ласточкой», привнесшей идеологию подлинного федерализма в российское государство. Федерализм – это особое мировоззрение, основной чертой которого является умение ценить уникальность и разнообразие, которые придают любому государству больший потенциал для саморазвития.67

Обобщая вышеизложенное хотелось бы, отметить, что сохранение и возрождение народных праздников является значительным фактором, объединяющим разных народностей способствующим воспитанию патриотических  чувств.

 

 

§ 4 Музеи и выставки

 

Статистические данные и анализ работы государственных музеев свидетельствует о поступательном развитии музейного дела в республике. Почти по всем позициям в области музейного строительства Татарстан занимает лидирующее положение среди республик Поволжья и Приуралья. Основная часть Музейного фонда составляет более 1 млн. единиц хранения, увеличились объемы реставрации музейных предметов. За этот период открыто более 90 музеев и в частности Г.Кайбицкой в Кайбицком, историко-мемориальный и этнографический музейный комплекс Г.Исхаки в Чистопольском, музей Ш.Марджани в Атнинском, музей М.Магдеева в Арском, Музей-усадьба Х.Туфана в Аксубаевском, музей чувашского народного поэта П.П.Хузангая в Алькеевском, музей имени К.Насыри в Зеленодольском районах и др.68

Музеи в 2004 году посетили 874,2 тыс.человек, что на 153,6 тыс.чело-век больше, чем в 2003 году. Увеличилось количество проведенных экскурсий на 1645 и составило 23471, организовано более 1020 выставок. Знаменательными событиями в музейной жизни республики стали выставки «Сокровища Кубрат хана» (1997 г.), «Золото Чингизидов. Культурное наследие Золотой Орды» (2000-2001 г.), «Искусство ислама», организованные Государственным Эрмитажем (г.Санкт-Петербург) и Государственным историческим музеем (г.Москва), проведена выставка «Сокровища музеев Татарстана» в Государственном историческом музее в г.Москве (1999 г.), «Архитектура. Итоги тысячелетия» в г.Москве (2000 г.).

В области музейной сферы основное внимание было сосредоточено на двух крупных проектах, имеющих международное значение: это создание Эрмитажного центра и Национально-художественной галереи «Хэзинэ» на территории Казанского Кремля, который стал результатом пятилетней работы и является важным научным, образовательным и культурно-просветительным центром. Здесь за 2 года проведены крупные выставки: «История и культура Золотой Орды» с организацией международной конференции, «Полцарства за коня», и юбилейная выставка Б.И.Урманче и другие.69

Другим долговременным крупным  проектом является создание комплекса  Национального музея Республики Татарстана. Завершена реконструкция первой и второй очереди здания музея, Осуществляется создание стационарной экспозиции «История Татарстана», открыта выставка посвященная Великому шелковому пути, организованная совместно с Китайской народной республикой и т.д. В Музее изобразительных искусств Татарстана прошла выставка «Симфония гор» из фонда музея Рерихов (г.Москва), посвященная 100-летию пребывания Н.Рериха в г.Казани. Большим общественным явлением стала выставка, посвященная 200-летию Казанского государственного университета. Совместный выставочный проект Государственного архива РТ, ведущих музеев республики и Федеральной архивной службы России, «Казани - 1 000 лет», где были представлены уникальные архивные документы, исторические реликвии и редкие издания по истории Казани, вызвал большой резонанс в г.Москве и г.Казани.70

Отмечены новые формы культурного  сотрудничества Музея изобразительных  искусств РТ с корпоративной галереей «Арт Диваж», в рамках которой прошли выставки «Николай Тырса» в г.Казани и Н.И.Фешина в г.Москве.

Художники Татарстана успешно приняли  участие в международном проекте  «Сияние лун» в Стамбуле по линии ТЮРКСОЙ, традиционных выставках «Большая Волга», республиканских выставках, посвященных различным юбилейным мероприятиям, а также по линии Музея изобразительных искусств РТ в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Саранске, Екатеринбурге, Тобольске, Ульяновске и т.д., которые привлекли большое внимание татарской диаспоры в этих регионах.

По результатам научных исследований изданы каталоги, сборники, альбомы, в том числе «Сокровища Золотой Орды», «Наследие веков», «Казанский городской музей. Очерки истории», «Золото и серебро казанских татар».71

Наибольших успехов в улучшении  материально-технической базы достиг Елабужский музей-заповедник. Благодаря совместной работе с Администрацией г.Елабуги и Елабужского района по линии Федеральной адресной инвестиционной программы получено финансирование, что позволило при значительной поддержке республиканского бюджета осуществить реставрацию и создание экспозиций городского краеведческого музея, музея М.И.Цветаевой, Дома- музея Н.А.Дуровой, Дома- музея И.И.Шишкина, увеличить поток туристов. Эти музеи, а также открытие памятника основателю города Ибрагим хану (скульптор М.Гасимов), реконструкция и благоустройство объектов «Чертова городища» стали жемчужинами в ходе проведения 1000-летия г.Елабуги.72

Важным направлением научно-исследовательской  деятельности Национального музея РТ были и остаются информационные технологии. Активно действует портал «Музеи Татарстана». По оценке Российской сети культурного наследия Национальный музей РТ удерживает первое место в России среди регионов по количеству новостей на портале «Музеи России». Портал «Музеи Татарстана» в 2004 г. был дважды награжден дипломами за участие в конкурсах интернет-проектов. Активно продолжена компьютеризация музейных фондов в системе «Камис», в том числе крупных музеях 26 районов и городов республики.73

Музейная отрасль в 90-е годы XX в. - начале XXI века получила дальнейшее развитие. Открыты и отреконструированы новые музеи в г.Нижнекамске, Набережных Челнах, Нурлатах, новые экспозиции в музеях г. Лениногорска, с.Ципья Балтасинского района, музея Х.Туфана в Аксубаевском районе, Гаяза Исхаки в Чистопольском районе и многих других. Позитивное воздействие на деятельность музеев оказало ежегодное присуждение премии Министерства культуры РТ «Лучший музей года».74

Вместе с тем, в деятельности музеев по-прежнему слабым звеном остается обеспечение сохранности музейного  фонда и безопасности музеев. 1/5 часть  государственной музейной сети не имеют охраны. У большинства музеев исчерпан ресурс работы систем охранно-пожарной сигнализации. Необходимо осуществить реконструкцию и создать по сути новое фондохранилище Национального музея РТ, оснащенное современным оборудованием для хранения более 800 тысяч предметов национального музейного достояния, а также фондохранилищ в целом ряде музеев республики. Необходимо также решить проблему обеспечения музеев оборудованием для создания новых экспозиций, модернизации технических средств охраны. Существует несоответствие условий работы музеев и современных требований по оказанию платных услуг, а также кадровый кризис, вызванный низкой заработной платой. Эти задачи предстоит решить в ближайшие годы.

Музейная сеть Татарстана, насчитывающая сегодня около 97 музеев - неотъемлемый ресурс культурного развития нашего региона.

1985-2005гг.- время широкого развития  музеев самого различного типа  и профиля, период « Музейного взрыва» в нашей республике.

Заключение

 

Кризис коммунистической идеологии вызвал бурный всплеск религиозных настроений. По данным исследований, к середине 90-х гг. до34% возросло населения страны, считающие себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием. Заметно вырос международный авторитет Русской Православной Церкви. Возродились массовые паломничества христиан в Иерусалим, мусульман в Мекку. Демократизация политической и духовной жизни привела, к экспансии в Россию самых различных религиозных сект и течений, в том числе и радикальных. В этих условиях традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.

Основными особенностями развития отечественной культуры в 90-е гг. стали резкое сокращение государственных  ассигнований на развитие учреждений культуры; практически полная свобода творчества; падение общекультурного уровня населения. « Закон маятника» привел к тому, что метод социалистического реализма оказался быстро забыт. Многие деятели культуры устремились к утверждению непривычного и казавшегося им заманчивым постмодернизма и концептуализма. Но это привело к «элитаризации» искусства, интересного теперь лишь узкому кругу специалистов. Те произведения культуры, которые в эти годы получили международное признание, были созданы именно в традиционном реалистическом ключе.

« Революция сверху», начавшаяся в  России в 1991 г., сопровождалась отказом  не только от коммунистических идей, но и от многих традиционных. Веками формировавшихся ценностей и обычаев. Широкое использование зарубежных экономических и политических моделей неизбежно привело и к заимствованию западных (преимущественно либеральных) духовных ценностей, основанные не на традиционном коллективизме, а на индивидуализме, на приоритете не духовного, а материального начала. Изменились и  общественные ожидания. Если до перестройки значительная часть населения все же верила официальной пропаганде и идеи построения коммунизма. То с начала 90-х гг., эта вера сменилась ожиданием построения в короткий срок обещанного властями « народного капитализма». По мере неудач экономической политик и нарастания проблем в межнациональных отношениях общественные настроения стали вновь меняться.

Либеральные идеи воспринимались значительной частью общества как чуждые.

Постепенно возвращался интерес  к национальной культуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным обычаям. На этой основе особенно популярными для части населения становились идеи национализма.

В течение длительного периода  идет сложный процесс взаимодействия культур и этносов. И Татарстан участвует в интенсивном установлении культурных контактов и связей. Это характерно для феномена многонациональной республики, для решения многих современных культурологических проблем и новых исторических традиций.

Стремление глубже узнать культуру своего народа, желание возродить лучшие народные традиции проявились в создании различных культурно-этнических объединений. Такими обществами явились клуб им.Марджани, общественный комитет «Магариф», общество «Туган як». Задачам изучения и возрождения духовного наследия была подчинена деятельность республиканской комиссии «Мирас».

О новой политике государства свидетельствовали празднование летом 1988 г. 1000-летия принятия христианства на Руси, а в следующем году – 1100-летия принятия Волжской Булгарией ислама. В новой фазе развития нашего общества, когда по всей стране развернулся процесс демократизации, искусство Татарстана поднимается на новый, более высокий уровень. Его лучшие произведения вывозятся за рубеж, налаживаются культурные связи с иностранными государствами. В этом и есть высокое назначение искусства, его вклад в общечеловеческую, мировую культуру. Причем вступление в контакты, в сферу культурного обмена всегда вело к отбору тех произведении, которые наиболее ярко характеризовали артиста, режиссера, дирижера, композитора, художника. Татарстанцы стремились сделать все, чтобы дать целостное представление об особенностях национального профессионального искусства.

 У нас в регионе нет ни исторических, ни социальных, ни политических и иных оснований для возникновения радикальных течений и религиозно-политического экстремизма. Пристальное изучение опыта «наведения мостов культуры», национального своеобразия художественного творчества позволяет рассмотреть итоги крупных международных форумов, фестивалей и конкурсов искусства, проанализировать тенденции различных видов местного искусства.

Важным каналом общения культур  является изучение страноведческих  тем, литературных языков, народных традиций, фольклорных произведений.

Большой интерес вызывают фестивали, конкурсы и праздники искусств. Они проходят с подъемом и на высоком художественном уровне. Лучшие исполнители оперных партий, балетных спектаклей, вокалисты, танцоры, дирижеры демонстрируют свое мастерство. «Диалог культур» давал возможность увидеть результаты проделанной работы и оценить потенциал выдающихся деятелей национальной культуры, которые прибывали из разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Итак, к числу значительных завоеваний в области национальной культуры XX века необходимо отнести налаживание культурных контактов с зарубежным миром.

Прибывающие в Татарстан  из-за границы художественные коллективы и исполнители обращали на себя внимание разнообразием стилевых форм, высоким профессионализмом, стремлением передать местный колорит. В целом, все это решало задачу морального и эстетического воспитания, ибо со сцены декларировалось все лучшее, что было в искусстве, одновременно пропагандировался новый образ жизни, новое отношение к миру, новая система ценностей. В центре этого стояли разум и добродетель, направленные на возрождение порой забытых и малоизвестных художественных творений, других духовных ценностей.

В данной работе отражены лишь некоторые  наиболее важные вопросы культурного развития Республики Татарстан в 90-ые годы XX века - начала XXI века, по сути на рубеже II и III тысячелетий нашей эры, причем не только показаны ее несомненные достижения но и нерешенные проблемы. Важно понять, что сегодня решаются не частные вопросы жизнедеятельности культурного сегмента, а речь идет о будущем культуры нашей республики.

Постоянная цель - это сохранение базовых основ культуры Республики Татарстан, нашей коллективной памяти - культурного наследия, татарского языка и литературы, значимых традиций, памятников, фольклора и народной культуры. Развитие культуры каждого народа, который проживает в республике должно дополняться диалогом и взаимообщением единого культурного пространства.

Опыт последних лет, связанный  с проведением крупномасштабных мероприятий, представления культуры Татарстана за границей с тем, чтобы через достижения культуры и искусства больше знали о нашей республике, несомненно, положительны. Следующим шагом, на наш взгляд, может быть обеспечение постоянного присутствия культуры Татарстана за рубежом, не забывая, конечно, конституционные права самих граждан Татарстана на пользование достижениями культуры.

Информация о работе Культурная жизнь города Казани