Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:56, дипломная работа
Целью данной работы является изучение государственной политики по отношению к культурной жизни Татарстана, и развитие различных видов искусства в 1985-2005 гг. (на примере города Казани).
В связи с поставленной целью выявляются следующие задачи:
1. Проанализировать особенности государственной политики по отношению к культуре и управление культурной жизнью Казани в постперестроечный период.
2. Изучить особенности языковой и религиозной политики в Республике Татарстан в указанный период.
Введение
Глава 1. Управление культурной жизнью Казани в конце ХХ – начале ХХI вв.
§ 1 Деятельность Министерства культуры Республики Татарстан в 1985-2005 гг.
§ 2 Государственная поддержка кинематографии.
§ 3 Языковая политика в 1985-2005гг.
§ 4 Религиозная политика
Глава 2. Зрелищные виды искусства в конце XX начале XXI вв. (на примере города Казани)
§ 1 Развитие театрального искусства 1985-2005 гг.
§ 2 Музыка
§ 3 Праздники и развлечения
§ 4 Музеи и выставки
Заключение
Преобразование Татарской Автономной
Советской Социалистической Республики
в Республику Татарстан было не простым
изменением названия республики, оно стало
актом самоопределения, который лег в
основу последующих государственных решений.
Вся политика, социальные и экономические
процессы, отношения с федеральным центром,
внешние связи строились и строятся, исходя
из идей, заложенных в Декларацию, затем
воплотившихся в Конституции Республики
Татарстан, Договоре о разграничении предметов
ведения и делегировании полномочий, в
законодательных актах республики.
День
Республики Татарстан - событие "знаковое"
не только для жителей республики, но и
для всей России. Ведь именно Республика
Татарстан в конце 80-х - начале 90-х годов
ХХ века стала «первой ласточкой», привнесшей
идеологию подлинного федерализма в российское
государство. Федерализм – это особое
мировоззрение, основной чертой которого
является умение ценить уникальность
и разнообразие, которые придают любому
государству больший потенциал для саморазвития.67
Обобщая вышеизложенное хотелось бы, отметить, что сохранение и возрождение народных праздников является значительным фактором, объединяющим разных народностей способствующим воспитанию патриотических чувств.
§ 4 Музеи и выставки
Статистические данные и анализ работы государственных музеев свидетельствует о поступательном развитии музейного дела в республике. Почти по всем позициям в области музейного строительства Татарстан занимает лидирующее положение среди республик Поволжья и Приуралья. Основная часть Музейного фонда составляет более 1 млн. единиц хранения, увеличились объемы реставрации музейных предметов. За этот период открыто более 90 музеев и в частности Г.Кайбицкой в Кайбицком, историко-мемориальный и этнографический музейный комплекс Г.Исхаки в Чистопольском, музей Ш.Марджани в Атнинском, музей М.Магдеева в Арском, Музей-усадьба Х.Туфана в Аксубаевском, музей чувашского народного поэта П.П.Хузангая в Алькеевском, музей имени К.Насыри в Зеленодольском районах и др.68
Музеи в 2004 году посетили 874,2 тыс.человек, что на 153,6 тыс.чело-век больше, чем в 2003 году. Увеличилось количество проведенных экскурсий на 1645 и составило 23471, организовано более 1020 выставок. Знаменательными событиями в музейной жизни республики стали выставки «Сокровища Кубрат хана» (1997 г.), «Золото Чингизидов. Культурное наследие Золотой Орды» (2000-2001 г.), «Искусство ислама», организованные Государственным Эрмитажем (г.Санкт-Петербург) и Государственным историческим музеем (г.Москва), проведена выставка «Сокровища музеев Татарстана» в Государственном историческом музее в г.Москве (1999 г.), «Архитектура. Итоги тысячелетия» в г.Москве (2000 г.).
В области музейной сферы основное внимание было сосредоточено на двух крупных проектах, имеющих международное значение: это создание Эрмитажного центра и Национально-художественной галереи «Хэзинэ» на территории Казанского Кремля, который стал результатом пятилетней работы и является важным научным, образовательным и культурно-просветительным центром. Здесь за 2 года проведены крупные выставки: «История и культура Золотой Орды» с организацией международной конференции, «Полцарства за коня», и юбилейная выставка Б.И.Урманче и другие.69
Другим долговременным крупным проектом является создание комплекса Национального музея Республики Татарстана. Завершена реконструкция первой и второй очереди здания музея, Осуществляется создание стационарной экспозиции «История Татарстана», открыта выставка посвященная Великому шелковому пути, организованная совместно с Китайской народной республикой и т.д. В Музее изобразительных искусств Татарстана прошла выставка «Симфония гор» из фонда музея Рерихов (г.Москва), посвященная 100-летию пребывания Н.Рериха в г.Казани. Большим общественным явлением стала выставка, посвященная 200-летию Казанского государственного университета. Совместный выставочный проект Государственного архива РТ, ведущих музеев республики и Федеральной архивной службы России, «Казани - 1 000 лет», где были представлены уникальные архивные документы, исторические реликвии и редкие издания по истории Казани, вызвал большой резонанс в г.Москве и г.Казани.70
Отмечены новые формы
Художники Татарстана успешно приняли
участие в международном
По результатам научных
Наибольших успехов в
Важным направлением научно-исследовательской деятельности Национального музея РТ были и остаются информационные технологии. Активно действует портал «Музеи Татарстана». По оценке Российской сети культурного наследия Национальный музей РТ удерживает первое место в России среди регионов по количеству новостей на портале «Музеи России». Портал «Музеи Татарстана» в 2004 г. был дважды награжден дипломами за участие в конкурсах интернет-проектов. Активно продолжена компьютеризация музейных фондов в системе «Камис», в том числе крупных музеях 26 районов и городов республики.73
Музейная отрасль в 90-е годы XX в. - начале XXI века получила дальнейшее развитие. Открыты и отреконструированы новые музеи в г.Нижнекамске, Набережных Челнах, Нурлатах, новые экспозиции в музеях г. Лениногорска, с.Ципья Балтасинского района, музея Х.Туфана в Аксубаевском районе, Гаяза Исхаки в Чистопольском районе и многих других. Позитивное воздействие на деятельность музеев оказало ежегодное присуждение премии Министерства культуры РТ «Лучший музей года».74
Вместе с тем, в деятельности
музеев по-прежнему слабым звеном остается
обеспечение сохранности
Музейная сеть Татарстана, насчитывающая сегодня около 97 музеев - неотъемлемый ресурс культурного развития нашего региона.
1985-2005гг.- время широкого развития музеев самого различного типа и профиля, период « Музейного взрыва» в нашей республике.
Заключение
Кризис коммунистической идеологии вызвал бурный всплеск религиозных настроений. По данным исследований, к середине 90-х гг. до34% возросло населения страны, считающие себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием. Заметно вырос международный авторитет Русской Православной Церкви. Возродились массовые паломничества христиан в Иерусалим, мусульман в Мекку. Демократизация политической и духовной жизни привела, к экспансии в Россию самых различных религиозных сект и течений, в том числе и радикальных. В этих условиях традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.
Основными особенностями развития отечественной культуры в 90-е гг. стали резкое сокращение государственных ассигнований на развитие учреждений культуры; практически полная свобода творчества; падение общекультурного уровня населения. « Закон маятника» привел к тому, что метод социалистического реализма оказался быстро забыт. Многие деятели культуры устремились к утверждению непривычного и казавшегося им заманчивым постмодернизма и концептуализма. Но это привело к «элитаризации» искусства, интересного теперь лишь узкому кругу специалистов. Те произведения культуры, которые в эти годы получили международное признание, были созданы именно в традиционном реалистическом ключе.
« Революция сверху», начавшаяся в России в 1991 г., сопровождалась отказом не только от коммунистических идей, но и от многих традиционных. Веками формировавшихся ценностей и обычаев. Широкое использование зарубежных экономических и политических моделей неизбежно привело и к заимствованию западных (преимущественно либеральных) духовных ценностей, основанные не на традиционном коллективизме, а на индивидуализме, на приоритете не духовного, а материального начала. Изменились и общественные ожидания. Если до перестройки значительная часть населения все же верила официальной пропаганде и идеи построения коммунизма. То с начала 90-х гг., эта вера сменилась ожиданием построения в короткий срок обещанного властями « народного капитализма». По мере неудач экономической политик и нарастания проблем в межнациональных отношениях общественные настроения стали вновь меняться.
Либеральные идеи воспринимались значительной частью общества как чуждые.
Постепенно возвращался
В течение длительного периода идет сложный процесс взаимодействия культур и этносов. И Татарстан участвует в интенсивном установлении культурных контактов и связей. Это характерно для феномена многонациональной республики, для решения многих современных культурологических проблем и новых исторических традиций.
Стремление глубже узнать культуру своего народа, желание возродить лучшие народные традиции проявились в создании различных культурно-этнических объединений. Такими обществами явились клуб им.Марджани, общественный комитет «Магариф», общество «Туган як». Задачам изучения и возрождения духовного наследия была подчинена деятельность республиканской комиссии «Мирас».
О новой политике государства свидетельствовали празднование летом 1988 г. 1000-летия принятия христианства на Руси, а в следующем году – 1100-летия принятия Волжской Булгарией ислама. В новой фазе развития нашего общества, когда по всей стране развернулся процесс демократизации, искусство Татарстана поднимается на новый, более высокий уровень. Его лучшие произведения вывозятся за рубеж, налаживаются культурные связи с иностранными государствами. В этом и есть высокое назначение искусства, его вклад в общечеловеческую, мировую культуру. Причем вступление в контакты, в сферу культурного обмена всегда вело к отбору тех произведении, которые наиболее ярко характеризовали артиста, режиссера, дирижера, композитора, художника. Татарстанцы стремились сделать все, чтобы дать целостное представление об особенностях национального профессионального искусства.
У нас в регионе нет ни исторических, ни социальных, ни политических и иных оснований для возникновения радикальных течений и религиозно-политического экстремизма. Пристальное изучение опыта «наведения мостов культуры», национального своеобразия художественного творчества позволяет рассмотреть итоги крупных международных форумов, фестивалей и конкурсов искусства, проанализировать тенденции различных видов местного искусства.
Важным каналом общения
Большой интерес вызывают фестивали, конкурсы и праздники искусств. Они проходят с подъемом и на высоком художественном уровне. Лучшие исполнители оперных партий, балетных спектаклей, вокалисты, танцоры, дирижеры демонстрируют свое мастерство. «Диалог культур» давал возможность увидеть результаты проделанной работы и оценить потенциал выдающихся деятелей национальной культуры, которые прибывали из разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.
Итак, к числу значительных завоеваний в области национальной культуры XX века необходимо отнести налаживание культурных контактов с зарубежным миром.
Прибывающие в Татарстан из-за границы художественные коллективы и исполнители обращали на себя внимание разнообразием стилевых форм, высоким профессионализмом, стремлением передать местный колорит. В целом, все это решало задачу морального и эстетического воспитания, ибо со сцены декларировалось все лучшее, что было в искусстве, одновременно пропагандировался новый образ жизни, новое отношение к миру, новая система ценностей. В центре этого стояли разум и добродетель, направленные на возрождение порой забытых и малоизвестных художественных творений, других духовных ценностей.
В данной работе отражены лишь некоторые наиболее важные вопросы культурного развития Республики Татарстан в 90-ые годы XX века - начала XXI века, по сути на рубеже II и III тысячелетий нашей эры, причем не только показаны ее несомненные достижения но и нерешенные проблемы. Важно понять, что сегодня решаются не частные вопросы жизнедеятельности культурного сегмента, а речь идет о будущем культуры нашей республики.
Постоянная цель - это сохранение базовых основ культуры Республики Татарстан, нашей коллективной памяти - культурного наследия, татарского языка и литературы, значимых традиций, памятников, фольклора и народной культуры. Развитие культуры каждого народа, который проживает в республике должно дополняться диалогом и взаимообщением единого культурного пространства.
Опыт последних лет, связанный с проведением крупномасштабных мероприятий, представления культуры Татарстана за границей с тем, чтобы через достижения культуры и искусства больше знали о нашей республике, несомненно, положительны. Следующим шагом, на наш взгляд, может быть обеспечение постоянного присутствия культуры Татарстана за рубежом, не забывая, конечно, конституционные права самих граждан Татарстана на пользование достижениями культуры.