Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:56, дипломная работа
Целью данной работы является изучение государственной политики по отношению к культурной жизни Татарстана, и развитие различных видов искусства в 1985-2005 гг. (на примере города Казани).
В связи с поставленной целью выявляются следующие задачи:
1. Проанализировать особенности государственной политики по отношению к культуре и управление культурной жизнью Казани в постперестроечный период.
2. Изучить особенности языковой и религиозной политики в Республике Татарстан в указанный период.
Введение
Глава 1. Управление культурной жизнью Казани в конце ХХ – начале ХХI вв.
§ 1 Деятельность Министерства культуры Республики Татарстан в 1985-2005 гг.
§ 2 Государственная поддержка кинематографии.
§ 3 Языковая политика в 1985-2005гг.
§ 4 Религиозная политика
Глава 2. Зрелищные виды искусства в конце XX начале XXI вв. (на примере города Казани)
§ 1 Развитие театрального искусства 1985-2005 гг.
§ 2 Музыка
§ 3 Праздники и развлечения
§ 4 Музеи и выставки
Заключение
Одним из самых масштабных мероприятий стал Международный фестиваль тюркоязычных театров «Науруз», который уже дважды проходил в г.Казани. В 1998 и 2002 годах Республика Татарстан принимала лучшие театральные коллективы Турции, Азербайджана, Киргизии, Казахстана, Крыма, Башкортостана, Чувашской республики, Оренбургской области, республик Саха (Якутия), Тыва, Хакассия. Этот фестиваль становится традиционный в театральной жизни России и во всем мировом театральном искусстве. Встреча театральных коллективов тюркских народов призвана способствовать укреплению дружбы между ними, развитию исторически сложившихся культурных связей, современного театрального искусства.42
Все большую популярность среди театральной общественности и зрителей Татарстана завоевывает Республиканский театральный фестиваль имени К.Тинчурина, фестиваль закамских театров, которые давали значительный стимул для общения актеров и режиссеров, раскрытия творческого потенциала театральных коллективов. Знаменательно также участие театрально-зрелищных учреждений республики в международных и всероссийских фестивалях: Татарского государственного академического театра им.Г.Камала - Международном театральном фестивале «Истанбул -Простор-Театр» в Турции; Казанского Театра юного зрителя - международном фестивале «Радуга», фестивале «Новая драма» в г.Санкт-Петербурге; Татарского государственного театра кукол «Экият» - Международном фестивале театров кукол «Белая Вежа» в Республике Беларусь; Набережно-Челнинского театра кукол - международных и всероссийских фестивалях в гг.Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Республике Казахстан; Государственного ансамбля фольклорной музыки - международном фестивале «Затлы татар музыкасы» в Г.Хельсинки (Финляндия), Международном культурном фестивале в Г.Стамбул (Турция); Государственного струнного квартета РТ - фестивале современной музыки «Московская осень» и т.д.
Признанием высоких заслуг театрального искусства Татарстана, содействия развития культуры стало присуждение Всероссийской театральной премии «Золотая маска» - Президенту Республики Татарстан Шаймиеву Минтимеру Шариповичу, главному режиссеру театра им.Г.Камала Марселю Салимжанову, а также в 2008 г. певцу Ахмету Агади в номинации «За честь и достоинство» 43.
Интересным и вместе с тем привлекшим большой интерес стало проведение в г.Казани масштабного театрального проекта России «Золотая маска» с показом лучших российских спектаклей Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и др., II Музыкального фестиваля «Молодежные академии России», проходившего под патронажем Президента РФ, Молодежного благотворительного фестиваля «Летние музыкальные вечера на Волге», гастрольного турне Центра оперного пения Галины Вишневской и стипендиатов Фонда Мстислава Ростроповича, Российского национального оркестра под управлением М.Плетнева, Российского оркестра народных инструментов им.Осипова и др.
Казанский татарский государственный театр юного зрителя Репертуар театра постоянно обогащается и пополняется новыми постановками. Это спектакли и классиков и современных писателей. С 1991 года в театре увидели свет такие спектакли как: «Ночь пресыщения» Б. Мукаева, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Башмачки» Т. Гиззата, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера Все спектакли театра сопровождаются синхронным переводом на русский язык.
Казанский государственный театр юного зрителя (ТЮЗ) Первый спектакль Казанского государственного театра юного зрителя состоялся 30 ноября 1932 года. С тех пор театр неоднократно принимал участие в различных театральных фестивалях, отмечался премиями и дипломами. 44
Татарский государственный театр драмы и комедии им. К. Тинчурина Биография театра ярка и своеобразна. Возникнув по призыву Первого Всесоюзного съезда колхозников-ударников в 1933 году и по личной инициативе Карима Тинчурина как филиал Татарского государственного академического театра, коллектив прошел большой и трудный путь становления от колхозно-совхозного до республиканского передвижного и, наконец, Татарского государственного театра драмы и комедии им.К.Тинчурина. Театр предлагает зрителю также пьесы Бомарше, Мольера, Гарсия Лорки
Казанский государственный академический русский Большой драматический театр им. В.И. Качалова - один из крупнейших драматических театров России. Высокохудожественный репертуар, основанный на лучших произведениях русской и мировой классики и современной драматургии, профессиональная постоянная труппа, в составе которой много крупных мастеров сцены, остросовременная режиссура и сценография, не чуждые духу поисков и экспериментов, делают театр привлекательным и интересным для самых широких слоев публики, как в городе Казани, так и далеко за его пределами.
В эти годы динамично развивалось театральное искусство, без тех перекосов, особенно в репертуарной политике, которые были характерны для театров г.Москвы и Санкт-Петербурга, где в погоне за зрителем стали преобладать театральные постановки, пропагандирующие насилие, порнографию. В республике регулярно осуществлялось финансирование постановочных расходов и гастрольной деятельности 12 государственных театров. Ежегодно театры республики выпусками более 45 премьерных спектаклей. Эти премьеры свидетельствовали о равном соотношении произведений мировой и национальной классики в общей репертуарной афише и активном включении пьес современных авторов. Среди лучших театральных работ следует назвать спектакли Татарского государственного академического театра имени Г.Камала «Яра» (А.Гилязов), «Телсез куке» (З.Хаким), «Ханума» (А.Цагарели), Татарского государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля «Корсар» (А.Адан), «Сказание о Юсуфе» (Р.Харис, Любовский), Казанского государственного академического театра им.В.И.Качалова «Вишневый сад» (А.Чехов), «Дом, где разбиваются сердца» (Б.Шоу), Татарского государственного театра драмы и комедии им.К.Тинчурина «Ай булмаса - йолдыз бар» Т.Миннулин), Мензелинского государственного татарского драматического театра им.С.Амутбае-ва «Сеннетче бабай», «Остазбикэ» (Г.Исхаки), Казанского государственного театра юного зрителя «В профиль и анфас» (В.Шукшин), «Орфей и Эвридика» (Ж.Ануй) и ряд других.45
В репертуарной политике художественное руководство театров стало более требовательным в отборе драматургического материала, начали возрождаться произведения татарской классики, на сцену вернулось творчество репрессированных драматургов.
§ 2 Музыка
Музыкальная жизнь столицы Татарстана совмещает в себе самые разнообразные черты. Государственный Большой концертный зал им. С.Сайдашева регулярно проводит классические концерты международного уровня, а его концертный орган не имеет аналогов в России. Казанский камерный оркестр «La Primavera» известен далеко за пределами города. Выпускницу Казанской консерватории Софью Губайдулину называют «самой выдающейся женщиной-композитором XX века». В городе ежегодно проходит международный фестиваль импровизационной музыки «Джаз в усадьбе Сандецкого» и «Джазовый перекресток», а также рок-фестиваль уникального формата «Сотворение Мира». В Казани действует единственная в России школа рок-музыки «The Road». В городе также функционируют 2 филармонии: Татарская государственная филармония имени Г. Тукая и Казанская городская филармония.
С каждым годом рос авторитет Республики Татарстан в международном культурном пространстве. Регулярно проводятся ставшие традиционными Международные фестивали оперного искусства имени Ф.И.Шаляпина, классического балета им.Р.Нуриева, в которых принимает участие крупнейшие дирижеры, музыканты, солисты крупнейших театров России и мировые звезды оперного и балетного искусства.46
В 2000 году главной концертной площадке нашей республики Государственному Большому концертному залу было присвоено имя Салиха Сайдашева. Уникальный по своим акустическим характеристикам и комфорту концертный зал является одним из лучших не только в России, но и в Европе. Возможности зала позволяют проводить в нем музыкальные фестивали и конкурсы самого высокого уровня. Сегодня ГБКЗ имени С.Сайдашева является одной из главных достопримечательностей Казани, наряду с историческими и архитектурными памятниками.
В 2000 г. Татарская государственная филармония имени Г.Тукая, стала обладателем собственного концертного зала, что дало возможность возродить традицию проведения филармонических вечеров камерной музыки. В целях сохранения и развития богатейших фольклорных традиций татарского народа на базе филармонии был создан Государственный фольклорный ансамбль, выступления которого в городах районах республики, на праздниках «Сабантуй» в российских регионах, странах ближнего и дальнего зарубежья доказали востребованность коллектива и огромный интерес зрителей к традиционной национальной музыке.
В области профессионального музыкального искусства традиционными стали Международный оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина47, Международный фестиваль им.Р.Нуриева,48 Республиканский конкурс вокалистов им.С.Сайдашева, Международный конкурс молодых исполнителей имени Ильгама Шакирова, серия музыкальных фестивалей в рамках прокта «Великий Волжский путь», Казанские хоровые ассамблеи, Пианофорумы и ряд других крупных музыкальных фестивалей и конкурсов.
Убедительным свидетельством интеграции современного музыкального искусства Татарстана в международный музыкальный мир, наряду с названными фестивалями, стало проведение Международных фестивалей камерной музыки «Европа-Азия». В последние годы этот евразийский музыкальный форум значительно расширил свои границы, наряду с традиционной и современной вокальной, инструментальной музыкой были представлены электроакустические и интерактивные композиции.
Подобные акции создают новую культурную среду и дают возможность людям ощутить свою причастность к современным общероссийским и международным процессам. Успешные перспективы данной тенденции обусловлены наличием высококвалифицированной команды управленцев в области культуры, владеющих опытом, в том числе международным, организации современных культурных акций в Татарстане.49
Государственный Большой концертный зал имени Салиха Сайдашева был открыт в 1996 году.
В концертном зале установлен прекрасный орган. Ежемесячно в концертном зале проходит 30 - 35 мероприятий, среди которых - концерты оперных звезд, знаменитых дирижеров и виртуозов, а также фестивали, конкурсы, мировые премьеры и общественно-политические мероприятия (II Всемирный конгресс татар, инаугурация Президента РТ).
Татарская государственная филармония им. Г. Тукая (концертный зал) Филармония в Казани была основана в 1937 году. Вскоре были созданы Татарский ансамбль песни и пляски во главе с Зулейхой Ахметовой, Государственная хоровая капелла под руководством И.В. Грекулова, эстрадно-концертный отдел, которым руководил Алексей Казанский, кабинет татарского фольклора, первым заведующим которым был С.Тагиров, и оркестр татарских народных инструментов во главе с композитором А.С.Ключаревым.
В области профессионального
Убедительным свидетельством интеграции современного музыкального искусства Татарстана в международный музыкальный мир, наряду с названными фестивалями, стало проведение Международных фестивалей камерной музыки «Европа-Азия». В последние годы этот евразийский музыкальный форум значительно расширил свои границы, наряду с традиционной и современной вокальной, инструментальной музыкой были представлены электроакустические и интерактивные композиции.50
В 1985 году огромный интерес музыкальной общественности вызвал 7-и Всероссийский конкурс скрипачей, проходивший в Казани. На орбиту скрипичного исполнительского искусства вышла группа талантливых музыкантов, среди них четверо казанских скрипачей: Р. Абязов, Ю. Виват, А. Рахимова, и Л. Ходжаева, продемонстрировавших высокий профессионализм. Конкурс широко освещался русской и татарской прессой. 51
С этого времени масштабные музыкальные акции стали ежегодными. В 1987 году в течение десяти дней в киноконцертном зале Молодежного центра проходили заседания Всесоюзной школы-фестиваля «Свет и музыка». В столицу Татарии съехались представители 72 городов Советского Союза. Вниманию публики были предложены: ретроспектива отечественных и зарубежных экспериментальных фильмов, программа «Лазер в искусстве». В программе концерта электронной музыки были оригинальные композиции лидеров советского авангарда А. Шнитке, Э. Артемьева, С. Губайдуллиной, исполненные на «Терменвоксе» его легендарным создателем Л. Терменом, которому в это время было 90 лет. Казанец Л. Блинов представил свои сочинения в программе «пространственной» музыки. В пяти сеансах показали гостям новые светомузыкальные программы сотрудники СКВ «Прометей» во главе с известным ученым, академиком Б. Галеевым. Праздник светомузыки состоялся. Был проведен парад-смотр лучшего, что есть в стране в области новых технических видов искусств, осуществлен обмен опытом.52
В декабре 1988 года в Казани впервые был проведен большой фортепьянный форум («Пианофорум-88»), который стал возможен благодаря появлению в концертном зале консерватории нового рояля «Steinway». По большому счету, это было беспрецедентное явление, в течение недели толпы музыкантов и любителей осаждали концертный зал и учебный корпус консерватории. На этот форум приехали большими группами пианисты-учащиеся и педагоги всего Поволжского региона (Йошкар-Ола, Чебоксары, Ульяновск и др.). Днем шли доклады и сообщения, вечером концерты. Среди концертантов были зрелые мастера, как А.Скавронский, а также молодые талантливые и самобытные пианистки, некоторые их них впервые играли в Казани. Это Д.Иоффе и И.Беркович, а также ученики знаменитого московского профессора Л.Наумова.53
Объединение усилий различных музыкальных учреждений (филармония, консерватория, музыкальное училище), поддержанное, а иногда и инициированное казанской прессой, вылилось в одно из самых престижных мероприятий Казани последнего десятилетия XX века (впрочем, продолженное в иных формах и в начале XXI столетия).
Это «Фестиваль классической и современной музыки», где была представлена не только широкая репертуарная панорама, но и привлечены наиболее интересные в то время исполнители, педагоги, музыкальные критики. Так, состоявшийся в марте 1989 года первый подобный фестиваль привлек внимание казанцев именами композиторов С.Слонимского, всемирной известности - казанской уроженки С.Губайдуллиной, крупнейшего советского баяниста профессора Ф.Липса, органиста О.Янченко, знаменитого ансамбля старинной музыки «Мадригал», уникального «Инструментального театра» М. Пекарского (ансамбль ударных), известного скрипача В.Пикайзена, наконец, казанских композиторов Р.Калимуллина, Р.Ахияровой, И.Сафина, М.Шамсутдиновой, Ф.Шарифуллина. Дирижировали симфоническими концертами Ф. Мансуров и Ю. Николаевский. Событием стало исполнение нового opusa С. Губайдуллиной «Час души».