Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:56, дипломная работа
Целью данной работы является изучение государственной политики по отношению к культурной жизни Татарстана, и развитие различных видов искусства в 1985-2005 гг. (на примере города Казани).
В связи с поставленной целью выявляются следующие задачи:
1. Проанализировать особенности государственной политики по отношению к культуре и управление культурной жизнью Казани в постперестроечный период.
2. Изучить особенности языковой и религиозной политики в Республике Татарстан в указанный период.
Введение
Глава 1. Управление культурной жизнью Казани в конце ХХ – начале ХХI вв.
§ 1 Деятельность Министерства культуры Республики Татарстан в 1985-2005 гг.
§ 2 Государственная поддержка кинематографии.
§ 3 Языковая политика в 1985-2005гг.
§ 4 Религиозная политика
Глава 2. Зрелищные виды искусства в конце XX начале XXI вв. (на примере города Казани)
§ 1 Развитие театрального искусства 1985-2005 гг.
§ 2 Музыка
§ 3 Праздники и развлечения
§ 4 Музеи и выставки
Заключение
Симфонический оркестр
Репертуар оркестра включает произведения
европейских, русских и татарских композиторов.
Оркестр выступает в концертных залах
города, в учебных заведениях, на всесоюзных
и региональных пленумах союзов композиторов.
Традиционным стало исполнение оркестром
произведений выпускников-композиторов.
Наряду с подготовкой сольных программ
симфонический оркестр участвует в совместных
проектах с оперной студией и хором консерватории.
Камерный оркестр Казанской консерватории организован в 1979 году. Инициатором создания оркестра и его бессменным руководителем является заведующий кафедрой скрипки, профессор В. А. Афанасьев. 60
В репертуаре оркестра - сочинения зарубежных и русских композиторов XVIII–XX вв., произведения татарских композиторов. Камерным оркестром были впервые исполнены в Казани многие сочинения современных композиторов (Хинастеры, С. Губайдулиной).
По общему признанию, исполнительский стиль оркестра отличает техническая безупречность, ансамблевое мастерство.
С камерным оркестром консерватории выступали дирижер Л. Кремер, органист Р. Абдуллин, пианисты Н. Петров, А. Севидов, Е. Михайлов, Н. Фомина, Э. Бурнашева, Ф. Хасанова, Э. Ахметова, скрипач М. Ахметов.
Оркестр принимал участие в международных музыкальных фестивалях «Европа-Азия», пленумах Союза композиторов России и Татарстана.
Высокий класс оркестра подтверждают успешные гастрольные выступления в городах России и Западной Германии.
Оркестр татарской музыки Казанской государственной консерватории организован в 1993 году по инициативе ректора вуза Р. К. Абдуллина. Руководителем оркестра является заслуженный деятель искусств РТ, профессор Р. А. Халитов.
Коллектив ведет активную гастрольную деятельность, получил общественное признание в России и за рубежом. В 1995 году оркестр стал лауреатом Международного конкурса в итальянском городе Кастельфидардо, в 1997 году удостоился Гран-при на Международном конкурсе в Страсбурге, в 1999 году коллективу была присуждена премия фонда духовного развития «Рухият», в 2000 году деятельность оркестра была поддержана Грантом Президента Российской Федерации.
Успех оркестра основан на своеобразном
сочетании академических исполн
Духовой оркестр Казанской
В разные годы с оркестром работали А. Е. Геронтьев, Г. З. Ройтфарб, А. С. Шураев. С 2000 по 2008 гг. оркестром руководил народный артист РТ Ю. И. Самарский.
Оркестр регулярно выступает с концертными программами. В его репертуаре - произведения В. Моцарта, Дж. Россини, И. Штрауса, П. Чайковского, А. Лядова, Р. Вагнера, Р. Штрауса и др. композиторов.
Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан в 1988 году коллектив был удостоен высокой награды – звания Ордена Дружбы Народов.
С 1999 по 2004 гг. художественным руководителем коллектива является молодой и талантливый выпускник Казанской Государственной Консерватории Ринат Валеев.
В 2000 году коллектив Государственного ансамбля песни и танца РТ принимает участие в 43-м Интернациональном фестивале во Франции, а в 2001 году участвует в 39-ом Интернациональном фестивале «Пиренеев» (Франция, Испания).62
С 2005 года и по настоящее время коллектив возглавляет выпускник Казанского государственного университета культуры и искусств, Народный артист РТ Айрат Хаметов. С его приходом в жизни коллектива начался период новых открытий, яркий постановок.
Республика Татарстан - единственный регион России, который нашел выход из ситуации по сохранению тонкого культурного слоя творчески одаренной талантливой молодежи Республики: в виде организации и проведения ежегодного открытого Республиканского молодежного фестиваля эстрадного искусства «Созвездие-Йолдызлык», проходящего под патронажем Президента Республики Татарстан Минтимера Шариповича Шаймиева.
В задачу фестиваля входит поиск, раскрытие, а также поддержка юных дарований нашего региона. Участники и победители этого фестиваля являются достойными преемниками культурного и духовного наследия Татарстана. Благодаря этому движению одаренные дети республики имеют возможность не только показывать свои таланты широкой публике, но и расти и совершенствоваться в творческом плане. Проект способствует сохранению творческого генофонда республики, что предотвращает отток талантливой молодежи в Москву и другие регионы.
Социальную значимость этого проекта трудно переоценить, так по данным региональных подразделений министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ, 70% участников фестиваля «Созвездие-Йолдызлык» не смогли бы реализовать свои творческие возможности в связи с тем, что происходят из малообеспеченных семей.
Всего по республике с 2001 по 2007 год в районных отборочных турах приняло участие свыше 300 тысяч человек. Это прямая тенденция для дальнейшего круглогодичного развития фестивального движения в Республике.
Победителям Фестиваля в виде дополнительного поощрения к призам – компенсируются их затраты на изготовления фонограмм и пошив костюмов.
Именами лауреатов Гран-при фестиваля названы планеты в созвездии Большой медведицы.
Президент Республики Татарстан Минтимер Шарипович Шаймиев лучшим педагогам по итогам фестиваля лично присваивает звание «Заслуженный работник культуры Республики Татарстан» - это поднимает престиж и статус педагогической деятельности, что не практикуется в других регионах России.63
В 2003 году фестиваль эстрадного искусства получил Грант Министерства образования РФ, став лауреатом конкурса проектов и программ фестивалей молодежного художественного творчества по реализации подпрограммы «Развитие художественного творчества молодежи» федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 гг.)».
В 2003-2004 годах Республиканское
С 2003 года по приглашению Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования Украины проходят творческие смены «Созвездие» в Крыму, состоящие из лауреатов фестиваля «Созвездие-Йолдызлык», которые внесли свой вклад в Президентскую программу по реализации культурного соглашения Республики Татарстан и Крыма. Высокая оценка выступлений коллективов и исполнителей фестивального движения «Созвездие» была подтверждена благодарственными дипломами, врученными командующим военно-морским Черноморским флотом вице-адмиралом В. Масориным «За вклад в продолжение и культурное развитие шефских связей между Республикой Татарстан и военно-морским Черноморским флотом» и генеральным директором МДЦ «Артек» В. Пальчуком «За творчество и вдохновение, подаренное фестивальным движением «Созвездие» детям «Артека».
Выполняя наказ Президента РТ о повышении значимости фестиваля, дальнейшее развитие фестивального движения проходит в виде республиканского телевизионного молодежного фестиваля эстрадного искусства с трансляцией отборочных туров по телеканалу «ТНВ». Телевизионный фестиваль позволяет ознакомить татарские диаспоры, проживающие на всей территории России, ближнего и дальнего зарубежья, с культурными инициативами Татарстана.
Мощным фактором развития фестивального движения «Созвездие-Йолдызлык» стало изданное распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан № 672-р от 26.05.2003 г. о создании Республиканского центра по поддержке творчески одаренных детей и молодежи «Созвездие-Йолдызлык», на базе которого уже произведено 16 видеоклипов лауреатов и призеров фестиваля «Созвездие-Йолдызлык».
В 2005 году юбилейный V открытый республиканский телевизионный молодежный фестиваль эстрадного искусства «Созвездие-Йолдызлык-2005» был посвящен 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Именно движению красоты и таланта «Созвездие-Йолдызлык» РТ (в рамках проведения мероприятий по празднованию Тысячелетию Казани 26 августа 2005 г.) было доверено проведение семи часового концерта на Ярмарочной площади г. Казань, с участием победителей фестиваля «Созвездие-Йолдызлык», на котором присутствовали Главы саммита и лично Президент России В.В. Путин.
28 декабря 2005 года, подводя культурные
итоги в интервью телекомпании
«Эфир», Президент РТ М. Ш. Шаймиев
сказал: "В 2005 году в культурной
жизни республики мне, прежде
всего, запомнился
Республика располагает
Национальная культура имеет свою специфику, оригинальность, особенность и многообразие красок. Именно этими качествами она входит в мировую цивилизацию, общечеловеческую культуру.
Принадлежа всему человечеству, национальная культура не только вносит свой определенный вклад в общее дело, но и самовыражается перед всем миром. Поэтому нужны связи, общение, сотрудничество, без чего нация, народ обречены на ограниченную культурную жизнь и даже на культурное обнищание.
Татарстан совершает масштабное продвижение своего искусства в центр Европы, что способствует росту мастерства и материальной заинтересованности деятелей культуры, известности и авторитету республики на международной арене.
Высокий исполнительский уровень артистов Театра оперы и балета им. М. Джалиля, Ансамбля песни и танца Татарстана позволили им быстро выйти на международную сцену. Это Шаляпинские и Нуриевские фестивали, музыкальные конкурсы, праздники искусства.
Искусство Татарстана известно далеко за пределами родного края.
Высокая профессиональная культура казанских артистов, разнообразная стилистика и формы исполнения балетных и оперных спектаклей позволили им быстро выйти на международную арену, выезжать с гастролями за рубеж.
§ 4 Праздники и развлечения
Исследователи духовной жизни стран Запада и Востока обращают внимание на то, что в современном мире существует характерная тенденция, выражающаяся в стремлении возродить традиционные формы быта и духовной культуры, в том числе здоровые народные обычаи. Регенерация традиционных обычаев и обрядов – общий процесс, характерный для всех народов и нашей страны. С чем это связано? Главное, очевидно, заключается в том, что воздействие научно-технического прогресса особенно сильно в области материальной культуры. Значительное сглаживание различий между отдельными народами сделало актуальным сохранение национальной самобытности, наиболее устойчиво проявляющейся именно в сфере духовной культуры, в том числе в народных обычаях, обрядах и праздниках.
В многочисленных работах ученых-философов (Д. М. Угриновича, И. В. Суханова, И. И. Фурсина, Н. М. Заковича и др.), историков и этнографов (А.И. Мазаева, Ю.В. Бромлея, М.М. Громыко, К.В. Чистова, НА Миненко и др.) доказано, что следование системе определенных норм, обычаев, обрядов и праздников в социально-культурной и духовной жизни человека – явление всеобщее и постоянное, присущее всем народам и во все времена. Обрядность имеет ярко выраженный этнический характер. Она является одной из составляющих определения этноса. Сложившаяся система обрядности – признак стабильности общества, без нее невозможно его полнокровное, полноценное существование, ибо она является неотъемлемой частью его образа жизни. В то же время обрядность – это и эффективное средство воспитания. 64
Именно она лежит в основе народной педагогики, являясь механизмом передачи норм поведения, а также культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому. Следуя нормам поведения, принятым в том или ином обществе, человек незаметно для себя усваивает эти нормы. 65
Еще исследователи XIX в. обращали внимание на то, что народные праздники являются значимым фактором, объединяющим людей данной народности, приобретая при этом особый смысл в этническом сознании. Так, описывая марийские праздники, С. К. Кузнецов отмечал: «Без сомнения, большие моления играют значительную роль в деле солидарности черемис..., дающей возможность общения между разрозненными ветвями черемисского племени».
В процессе объединения народа идет выработка единой системы праздничной культуры, наличие общих праздников у различных групп того или иного этноса является объективным показателем степени его единения. Например, в процессе формирования татарской нации общенациональным становился праздник казанских татар Сабантуй, постепенно распространившийся и среди татар-мишарей, особенно в тех регионах, где казанские татары и татары-мишари жили рядом. Народные праздники способствуют формированию и воспитанию культуры национальных чувств и национальной гордости, являясь одновременно одним из эффективных средств реализации и удовлетворения чувства национального. Вместе с тем в нашей стране не всегда существовало позитивное отношение к традиционной обрядности. В утверждении негативного отношения определенную роль сыграл характер этнографических исследований, в которых долгое время преобладал историко-генетический подход. При таком подходе анализ обрядов и праздников сводился к поиску истоков, выявлению пережитков, древнего смысла обряда и объяснению отдельных его элементов на основе некогда существовавших представлений.