Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 09:34, курсовая работа
Объектом исследования является проблематика эффективности политики ООН на современном этапе, в частности, в сфере защиты прав человека и в области миростроительства, а также вся совокупность миротворческих усилий, предпринимаемых мировым сообществом в интересах урегулирования конфликтов в соответствии с Уставом ООН, то есть как с применением силы, так и с использованием иных способов.
2. Операции
по принуждению к миру (peace enforcement)
можно квалифицировать как
Управление
и контроль международными миротворческими
силами осуществляются следующим образом.
Силы действуют под руководством
СБ ООН, но находятся под командованием
Генерального секретаря, выступающего
от имени ООН и имеющего политические
установки от Совета Безопасности.
Что касается состава сил, то они
комплектуются за счет персонала
из состава вооруженных, полицейских
сил и гражданских
3. Наряду
с этим следует учитывать, что
в последние годы в практике
проведения ОПМ под эгидой
ООН появились новые моменты,
вызванные изменениями в
После окончания
холодной войны деятельность ООН
по поддержанию мира часто сочеталась
с миростроительством в комплексных
операциях в пользу мира, развертываемых
в условиях внутригосударственных
конфликтов.12 Совет Безопасности весьма
часто, особенно в последние годы,
использовал такой инструмент, как
санкции - экономические, политические,
дипломатические, финансовые и иные
принудительные меры, не связанные
с использованием вооруженных сил,
осуществленные по решению Совета Безопасности
С целью побудить соответствующее
государство прекратить или воздержаться
от действий. Представляющих собой
угроз миру, нарушение мира или
акт агрессии. Для контроля за осуществлением
санкций Советом был создан ряд
вспомогательных органов, например
Совет управляющих
Так, принятые
Советом против расистского режима
Южной Родезии экономические
санкции содействовали в
Вместе с тем нельзя не признать, что в большинстве случаев применение санкций было сопряжено с целым рядом негативных последствий для населения и экономики стран - объектов санкций и оборачивалось огромным материальным и финансовым ущербом для соседних и третьих государств, соблюдающих решения Совета по санкциям. Согласно Уставу ООН, Совет Безопасности должен функционировать непрерывно и осуществлять «быстрые и эффективные» действия от имени членов ООН. С этой целью каждый член Совета Безопасности должен всегда быть представлен в месте пребывания ООН. Согласно правилам процедуры, промежуток между заседанием Совета Безопасности не должен превышать 14 дней, хотя на практике это правило не всегда соблюдалось. В среднем Совет Безопасности проводили 77 официальных заседаний в год.
Таким образом,
за прошедшие годы миротворческая деятельность
Организации Объединенных Наций
претерпела изменения, направленные на
обеспечение ее соответствия условиям
различных конфликтов и меняющегося
глобального политического
1.2 Эволюция
практики ООН как основного
глобального регулятора в
Ранний период.
Первыми двумя миссиями Организации
Объединенных Наций стали Орган
ООН по наблюдению за выполнением
условий перемирия (ОНВУП) и Группа
военных наблюдателей ООН Индии
и Пакистане (ГВНООНИП). Обе эти
миссии, которые продолжают действовать
по сей день и численность личного
состава которых не превышает
нескольких сотен, могут служить
примером операций по наблюдению и
контролю. Самой первой миротворческой
операцией, личный состав которой был
вооружен, стали Первые чрезвычайные
вооруженные силы ООН (ЧВС ООН I),
развернутые в 1956 году в связи
с Суэцким кризисом. Первой крупномасштабной
миссией с личным составом, достигавшим
в пиковый период почти 20 000 военнослужащих,
была Операция ООН в Конго (ОНУК).
Она же впервые заставила обратить
внимание на опасности, с которыми сопряжены
попытки стабилизации охваченных военными
действиями районов: 250 миротворцев
ООН погибли, исполняя свой долг в
составе этой важной миссии. В 60-е
и 70-е годы Организация Объединенных
Наций осуществляла краткосрочные
миссии в Новой Гвинее, Йемене и
Доминиканской Республике и начала
развертывание более
Расширение
масштабов операций после окончания
«холодной войны». После окончания
«холодной войны» стратегический контекст
миротворческой деятельности ООН радикально
изменился, что побудило Организацию
изменить и расширить свои полевые
операции, перейдя от традиционных
миссий, решавших сугубо военные задачи,
к сложным «многоаспектным» мероприятиям,
нацеленным на обеспечение выполнения
всеобъемлющих мирных соглашений и
оказание помощи в формировании фундамента
для устойчивого мира. За прошедшие
годы изменился также сам характер
конфликтов. Соответственно, миротворческие
операции ООН, которые первоначально
применялись в связи с
Хотя военный компонент остается стержнем большинства миротворческих операций, разнообразный личный состав миротворческих контингентов ныне включает в себя администраторов и экономистов, полицейских, юристов, сотрудников по гендерным вопросам, саперов, наблюдателей за выборами, сотрудников по надзору за соблюдением прав человека, специалистов по гражданским делам и управлению, гуманитарных работников и экспертов по вопросам коммуникации и общественной информации.
Объединенный
новым духом консенсуса и общим
видением целей, Совет Безопасности
санкционировал в период с 1989 года по
1994 год в общей сложности 20 операций,
что привело к росту
Миссии создавались
в ситуациях, когда пушки еще
не замолкали, и в таких районах,
как бывшая Югославия, Сомали и Руанда,
где мир, беречь который были призваны
миротворцы, на тот момент еще не
был установлен. Упомянутые выше три
широко известные миротворческие операции
подверглись критике, так как
миротворцы столкнулись с
Середина 90-х годов: период переоценки ценностей в рамках миротворческой деятельности ООН. В последнее десятилетие двадцатого века миротворчество пережило этапы завышенных ожиданий, вызванных окончанием холодной войны, разочарований в связи с целым рядом неудач и, в конце концов, вновь возрождённого спроса на миротворческие услуги. Всё это поставило в повестку дня насущную необходимость модернизации имевшихся механизмов миротворчества, прежде всего, ООН17.
Концептуальные
основы обновления миротворческой деятельности
ООН были зафиксированы в докладе
Генерального секретаря ООН Б. Бутроса
Гали «Повестка дня для мира. Превентивная
дипломатия, миротворчество и поддержание
мира» (1992г.).18 В докладе отмечалась
необходимость комплексного подхода
к вопросам безопасности; было также
заявлено о готовности провести реформы
в аппарате ООН, расширив права и
компетенцию Генерального секретаря.
Эти идеи получили развитие в «Дополнении
к Повестке дня для мира», вышедшем
в 1995г., и в докладе Генсекретаря
о реформе ООН в 1997г.
Следующим
шагом стала проработка проблематики
совершенствования
Итог рассмотрения
вопроса в СБ может быть самым
разным и, как правило, выражается в
заявлении Председателя СБ для прессы
(это – самое меньшее и, чаще
всего, является только «началом реакции»),
поручении Секретариату ООН представить
дополнительную информацию, обращении
к «группе друзей» подготовить
проект, который мог бы лечь в
основу решения Совета, и, наконец, решении
о начале экспертной работы над проектом
письменного заявления
Если речь
идет об учреждении новой ОПМ, то работа
развивается сразу по нескольким
направлениям:
- во-первых,
Генсекретарь рассылает
- во-вторых,
идет разработка схемы мандата
будущей ОПМ, т.е. перечня
- в-третьих,
государства-члены СБ
В задачи СБ
входит (в сотрудничестве с Секретариатом)
разработка мандата вновь учреждаемой
ОПМ или внесение изменений в
уже проводимые операции, отслеживание
их хода и принятие решений о достижении
поставленных задач.20 Для этого Генеральный
секретарь периодически представляет
СБ доклады о ходе реализации мандата
ОПМ, после обсуждения которых Совет
принимает соответствующие
Еще одной
активной формой деятельности СБ являются
специальные миссии Совета в «горячие
точки» и в места проведения будущих
или действующих ОПМ. Значение таких
миссий заключается не только в оказании
политического воздействия на участников
конфликта самим по себе фактом физического
присутствия в гуще кризиса, но и
то, что они имеют целью
Информация о работе Миростроительная деятельность Организации Объединенных Наций