Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 09:34, курсовая работа
Объектом исследования является проблематика эффективности политики ООН на современном этапе, в частности, в сфере защиты прав человека и в области миростроительства, а также вся совокупность миротворческих усилий, предпринимаемых мировым сообществом в интересах урегулирования конфликтов в соответствии с Уставом ООН, то есть как с применением силы, так и с использованием иных способов.
Коморские
острова
Гвинея
Механизм III
или Механизм чрезвычайного финансирования
для поддержки неотложных мероприятий
в области миростроительства (Кот-д’Ивуар,
Центральноафриканская
ЦАР
801, 975
Гвинея
963,384
Либерия
790,000
Бурунди
1 миллион
Кения
1 миллион
Гаити
800,000
Взаимодействие
с Комиссией еще больше укрепило
концепцию национальной ведущей
роли, взаимной подотчетности и партнерства
международного сообщества одновременно
с поощрением диалога между национальными
заинтересованными сторонами и
международными партнерами. Комиссия
намеревается и далее укреплять
свой авторитет, развивая такие позитивные
достижения и активизируя свои усилия
в странах, являющихся предметом
ее рассмотрения. При этом Комиссия
стремится сводить к минимуму
риск возникновения или повторного
возникновения конфликта в
25 ноября 2009
года Совет Безопасности ООН
обсудил деятельность Комиссии
по миростроительству.
Концепция
комплексной стратегии
Глава 3. Анализ
причин успехов и неудач операций
комиссии ООН по миростроительству
3.1 Анализ
причин успехов и неудач
Главной целью
ООН ее Устав провозгласил поддержание
мира, предотвращение войн и урегулирование
конфликтов. Первостепенное внимание
на Саммите было уделено роли ООН
в событиях последнего десятилетия.
Свое миростроительство ООН
В качестве
еще одного предварительного замечания
целесообразно указать, что в
соответствии с инициативой канадца
Блю Пирсона в состав сил ООН
для проведения миротворческих операций
не входят контингенты из стран –
постоянных членов Совета Безопасности.
Практика показала негативный характер
этого ограничения: присутствие
наиболее мощных держав в практическом
миротворчестве только повысит их оперативность
и эффективность.
Россия является
активным участником миростроительных
усилий ООН. Она так или иначе
участвует в 10 из 15 проводимых сейчас
под эгидой ООН операциях по поддержанию
мира, оказывает материально-
В то же время
имеется и ряд неудач. Ситуация
показала несостоятельность ООН
в урегулировании межгосударственных
конфликтов и последовательный рост
активности НАТО, сначала постепенно
вытеснявшей из этой области ООН,
а затем в период крупнейшего
после Второй мировой войны регионального
конфликта в Европе, происшедшего
в Югославии, развязавшей против
нее агрессивную войну в
Что касается
ООН, то складывавшаяся конфликтная
ситуация безрезультатно обсуждалась
Советом Безопасности, оказавшимся
в более чем двусмысленном
положении после неудач операций
ООН по поддержанию и принуждению
к миру в Сомали, Ираке, Руанде, Сьерра-Леоне
и особенно в итоге длившейся
четыре с половиной года операции
в Югославии. На стадии агрессии ВВС
НАТО против этой страны позиция генсека
Бутроса Гали способствовала тому,
что ООН оказалась практически
вне решения проблемы и ее роль
была сведена к участию (не руководящему)
в вопросах, связанных с беженцами,
правами человека, перемещенными
лицами и гуманитарной помощью. Что
же касается кровопролития во время
операции в Персидском заливе, то ООН
оказалась вне игры. Все решали
американские генералы. Это обозначило
глубокий кризис ООН в сфере ее
главного предназначения, закат в
области миротворчества. События
в Косово и вооруженная агрессия
против Югославии в целом, убедительно
продемонстрировали стремление США, опираясь
на блок НАТО, стать мировым жандармом,
хозяином однополярного мира.
Уместно обратить
внимание на парадоксальный факт: даже
в годы «холодной войны», когда
деятельность ООН была в значительной
мере скована противоречиями двухполюсного
мира, она предприняла некоторые
полезные миротворческие операции и провела
определенную работу в ряде других областей.
И в той напряженной международной обстановке
ООН оставалась интегральной частью международных
отношений. Несмотря на все сложности,
периодические резкие обострения в отношениях
членов ООН, и тогда не возникал вопрос
о целесообразности дальнейшего существования
ООН в мировом сообществе.
Тем более
драматично, что в постконфронтационный
период, когда появилась надежда
на превращение ООН в действенный
механизм миролюбивых усилий государств,
она оказалась в глубоком кризисе,
прежде всего, в сфере ее главного
предназначения – миротворчества,
и даже возник вопрос о перспективах
ее дальнейшего существования. Более
того, появилась опасность
Основная
причина этого заключается в
том, что на Западе, в первую очередь
в США, ошибочно расценили распад
СССР как утрату Россией статуса
великой державы и как
Стратеги Pax
Americana отводят ООН либо второстепенное
место, либо считают ее вообще ненужной,
действуют, грубо нарушая фундаментальные
принципы международного права и
Устав ООН, и в то же время, разглагольствуют
с трибуны ООН о приверженности
ее идеалам.
Реализация
решений Совета Безопасности об операциях
по поддержанию мира осуществляется
посредством двух способов формирования
сил ООН. Первый, когда Совет одобряет
операцию и, определяя все надлежащие
для нее действия, принимает мандат
о сроках и формах ее осуществления. Значение
мандата весьма велико. Его нечеткость
открыла путь к бомбардировкам ВВС НАТО
по своему усмотрению городов и объектов
Югославии, а также Багдада. «Координирующая»
роль Б.Б.-Гали в первом случае была явной
проформой, причем не всегда соблюдаемой.
Цели операции не были достигнуты. В итоге
«голубые береты» потерпели неудачу и
были заменены силами НАТО.
Операция
ООН против Ирака проводилась, как
и некоторые другие, на коалиционной
основе, причем руководство сколоченной
ими коалицией выполняли США,
опираясь на членов НАТО. Вооруженная
стадия операции осуществлялась, по существу,
без ООН. США, произвольно толкуя
также нечеткий характер мандата
Совета Безопасности, вот уже ряд
лет, после устранения поводов для
этой операции, продолжают бомбежки Ирака
и отказываются прекратить санкции,
от которых серьезно страдает мирное
население. Исходя из этого опыта, коалиционный
путь проведения операций ООН следует
с полным основанием считать неприемлемым,
все главные вопросы должны решаться
только на основе мандата Совета Безопасности
ООН.
Вопиющим
нарушением Устава ООН и основополагающих
принципов международного права
явились многочисленные бомбардировки
ВВС НАТО Югославии, начатые в
связи с событиями в Косово,
в обход ООН, без необходимого
решения Совета Безопасности.
Эти действия,
однако, не получили должной оценки
со стороны ООН, престижу которой
был нанесен серьезнейший ущерб.
Понятно, что никакие «программы
помощи Косово» никак не влияют на
оценку натовского произвола. Право, в
том числе международное, не содержит
норм, позволяющих благодеяниям, совершенным
после преступления, считаться некоей
компенсацией. Такое возможно лишь
в период отбытия наказания, вынесенного
судом при исполнении срока приговора
осужденным. Тот факт, что ни Саммит
тысячелетия, ни заседания Совета Безопасности
не дали должной оценки удару НАТО
по правопорядку в мире, на наш взгляд,
является серьезной неудачей указанных
мероприятий. В истории ООН и международных
отношений в целом акт противоправного
произвола НАТО, роль в нем США и их союзников
останется примером первой вооруженной
агрессии в Европе после Второй мировой
войны.
Таким образом,
анализ начального периода деятельности
КМС свидетельствует о наличии
следующих характерных
Одна из
проявившихся дилемм состоит в том,
как должна стыковаться деятельность
Фонда с уже финансируемыми донорами
программами долгосрочного
Интересам
дела отвечало бы как усиление координации
между КМС и другими
По мнению
В.Ф. Заемского, требуется упорядочить
процедуру попадания, прохождения
и вывода вопросов из повестки дня
КМС. Включение в повестку дня
должно сопровождаться фиксацией необходимых
данной стране программ и их продолжительности.
Кроме того, речь могла бы идти о
введении системы отчётности, в соответствии
с которой страны, чьи досье
рассматривает Комиссия, должны были
бы представлять данные о проделанной
работе42. Нужен также регламент,
позволяющий не только контролировать
текущую работу, но и дающий возможность
прогнозировать «делистинг» той
или иной страны после выполнения
соответствующих программ. Необходимо
строго соблюдать правило о том,
что после выполнения всех пунктов
программы, одобренной КМС и властями
конкретной страны Комиссия должна проводить
оценку степени её реализации и принимать
решения о снятии с повестки дня
соответствующего досье, чтобы освободить
место другим государствам, нуждающимся
в содействии со стороны КМС.
Информация о работе Миростроительная деятельность Организации Объединенных Наций