Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 09:34, курсовая работа
Объектом исследования является проблематика эффективности политики ООН на современном этапе, в частности, в сфере защиты прав человека и в области миростроительства, а также вся совокупность миротворческих усилий, предпринимаемых мировым сообществом в интересах урегулирования конфликтов в соответствии с Уставом ООН, то есть как с применением силы, так и с использованием иных способов.
3.2 Перспективы
модернизации институтов
Миростроительная
деятельность ООН есть благородный
принцип, который, однако, может быть
легко подвергнут искажениям. Подобно
другим аналогичным принципам, таким
как «демократия» (под которой
часто понимают выборы без свободного
выбора) или «самоопределение» (что
может означать распад существующего
мультикультурного государства
с переходом к доминированию
одной этнической или религиозной
группы), она может служить прикрытием
для отсутствия толерантности и
даже агрессивности43.
Варианты
реакции мирового сообщества в случае
вооруженной агрессии одного государства
против другого в общих чертах
примерно ясны. А вот условия принятия
внешних мер по предотвращению или
прекращению нарушений
В Хартии ООН
национальный суверенитет государств-членов
поставлен выше защиты прав человека.
Правда, в сентябре 1999 года Генеральный
секретарь ООН Кофи Аннан заявил,
что суверенитет может быть преодолен
гуманитарной интервенцией в случае
массовых нарушений прав человека.
По мнению Генерального секретаря, Хартия
является достаточно гибкой, чтобы
допускать такое толкование. Действительно,
Статья 42 Хартии в определенных ситуациях
допускает военное
ООН определяет
свои цели как поддержание международного
мира и безопасности, а также достижение
международного сотрудничества «в распространении
и поощрении уважения к правам
человека и фундаментальным свободам
для всех без различий по расовому,
половому, языковому или религиозному
признаку». То есть, вмешательство во
внутренние дела запрещается, по существу,
в рамках внутреннего законодательства
государств. Словом, в тех сферах,
в которых «сомнительное» государство
не является участником международных
договоров.
В этой связи
комплексная стратегия
а) консультативный
процесс, основанный на принципе национальной
ведущей роли;
б) комплексный
подход для обеспечения того, чтобы
политические аспекты, аспекты безопасности
и развития подкрепляли, а не подрывали
друг друга;
в) сжатое определение
и анализ главных приоритетов
в области миростроительства
и обязательств со стороны всех заинтересованных
сторон;
г) механизм
наблюдения и отслеживания под национальным
руководством на основе конкретных, поддающихся
измерению и привязанных к
срокам показателей для оценки прогресса,
а также неудач в выполнении согласованных
обязательств;
д) согласованность
с существующими национальными
стратегическими рамками, такими как
документы о стратегии
е) методы поддержки
национального потенциала в области
миростроительства и повышения
эффективности помощи44.
На всем
протяжении процесса разработки и осуществления
комплексной стратегии
Что касается
оперативной деятельности, то мироустроительная
деятельность ООН обеспечивает децентрализованный
и гибкий процесс принятия решений
и выплаты средств на страновом
уровне, причем перечисление средств,
выделенных для осуществления утвержденных
приоритетных мероприятий в области
миростроительства
В частности,
Комиссия по мироустроительству ООН
закрепила свои достижения в Бурунди
и Сьерра-Леоне и создала
По мере
дальнейшего развертывания
Это особенно
уместно с учетом того факта, что
в будущем Комиссия намерена рассматривать
положение в дополнительных странах.
Продолжая разработку инструментов
для ее взаимодействия со странами,
собирая передовые методы и извлеченные
уроки в области
Таким образом,
цели миротворческой деятельности Организации
Объединенных Наций, зародившейся в
период «холодной войны», когда противоборствовавшие
стороны нередко парализовывали
работу Совета Безопасности, сводились
в основном к поддержанию прекращения
огня и стабилизации обстановки на
местах и обеспечивали необходимые
условия для политических усилий,
предпринимавшихся для
Заключение
В заключение
необходимо сказать, что в июне 2006
года ООН учредила Комиссию по миростроительству,
призванную помогать странам осуществлять
переход от войны к прочному миру.
В отличие от миротворчества, которое
связано, прежде всего, с развертыванием
воинских контингентов. Миростроительство,
предполагает все, что необходимо стране
для перехода от войны к миру и полноценному
самоуправлению. Миростроительство служит
связующим звеном между миротворчеством
и постконфликтными операциями. Ее задача
заключается в налаживании диалога между
всеми основными сторонами в той или иной
ситуации для выработки долгосрочных
стратегий миростроительства. Это позволяет
улучшить координацию помощи и порядок
расходования средств и обеспечить реальную
увязку текущей постконфликтной деятельности,
с одной стороны, с долгосрочным восстановлением
и развитием — с другой.
Благодаря
своей трехкомпонентной архитектуре,
которая включает механизм I - для
стран, включенных в повестку дня
Комиссии по миростроительству, Механизм
II для стран, объявленных Генеральным
секретарем имеющими право на получение
помощи по линии Фонда, и Механизм
III или Механизм чрезвычайного финансирования
для поддержки неотложных мероприятий
в области миростроительства, мироустроительная
деятельность ООН обеспечивает удовлетворение
постконфликтных потребностей с
уделением особого внимания четырем
основным областям, перечисленным в
его круге ведения.
Сила Организации
Объединённых Наций заключается
в универсальности и уникальном
опыте, накопленном за годы её существования.
Перефразируя известный афоризм, можно
утверждать, что ООН, разумеется, не
идеальна, но лучше организации у
человечества попросту нет. В то же
время, для того, чтобы лучше соответствовать
требованиям времени, ООН нужно
совершенствоваться. Специфика нынешнего
момента заключается в том, что
воззрения государств-членов на реформу
Организации отличаются порой кардинальным
образом.
По мнению
большинства экономически развитых
стран Запада, «идеальная» ООН
должна соответствовать следующим
требованиям: восприимчивый к западному
воздействию Генеральный
Как в повседневной
деятельности Организации, так и
особенно в рамках обсуждаемых реформенных
преобразований, остро стоит проблема
лидерства, будь то в части, касающейся
роли Генерального секретаря, его Спецпредставителей,
руководящих отдельными миротворческими
операциями, или стран, входящих в
«демократический кокус», и пытающихся
влиять на происходящие в ООН процессы.
Проблема лидерства в ООН становится
всё более актуальной, поскольку
западные страны настойчиво стремятся
придать Секретариату ООН несвойственные
ему функции в самых разных
сферах, в том числе в вопросах
применения концепции «ответственности
за защиту». Вокруг всех этих аспектов
развернулась жёсткая борьба, от исхода
которой будет зависеть, насколько
работа обновлённой ООН станет учитывать
национальные российские интересы.
Ещё одним
западным приоритетом является настойчиво
проводимый в ООН курс на принижение
принципа суверенитета и возвеличивание
концепции «ответственности за защиту».
Выдвинутая Генсекретарём Пан Ги
Муном инициатива о преобразовании
поста Спецсоветника по предотвращению
геноцида в пост Специального представителя
Генерального секретаря по предотвращению
геноцида и массовым злодеяниям, а
также об учреждении должности Специального
советника по вопросам ответственности
за защиту – это ничто иное, как
попытка создать и привязать
к деятельности СБ ООН некую новую
секретариатскую структуру по выработке
решений в этой сфере.
Анализ первых
итогов реформ, предпринятых во исполнение
решений «Саммита-2005», приводит к
выводу, что, в частности, сохраняется
соблазн насыщать повестку дня Комиссии
по миростроительству (КМС) всё новыми
пунктами. Потенциально это очень
опасная тенденция, поскольку если
такое расширение сферы ответственности
Комиссии не будет увязываться с
закрытием имеющихся в портфеле
КМС досье, то такая схема действий
чревата, в конечном счёте, дискредитацией
вновь созданного органа по аналогии с
тем ущербом, который был нанесён престижу
ООН во второй половине 90-х годов, когда
Организации был поручен непосильный
объём миротворческих задач. Исходя из
этого, формула эффективности КМС должна
включать как обоснованное пополнение
повестки дня Комиссии, так и своевременное
освобождение от ранее внесённых пунктов.
Обсуждение
вопросов прав человека должно проводиться
на равноправной и уважительной основе,
служить сближению стран, развитию
конструктивного взаимодействия в
гуманитарной сфере. При этом недопустимы
инициативы отдельных стран, групп
стран и неправительственных
организаций по навязыванию международному
сообществу собственных стандартов
в правозащитной сфере под
видом универсальных.
Необходимо
также принимать во внимание возможность
преобразования в 2011 году статуса Совета
ООН по правам человека из вспомогательного
органа Генеральной Ассамблеи в
ещё один главный орган ООН. Судя
по всему, у многих государств-членов
уже оформилась политическая воля к
принятию такого рода решения. Появление
нового главного органа не только потребует
корректировки схемы
Информация о работе Миростроительная деятельность Организации Объединенных Наций