Миростроительная деятельность Организации Объединенных Наций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 09:34, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является проблематика эффективности политики ООН на современном этапе, в частности, в сфере защиты прав человека и в области миростроительства, а также вся совокупность миротворческих усилий, предпринимаемых мировым сообществом в интересах урегулирования конфликтов в соответствии с Уставом ООН, то есть как с применением силы, так и с использованием иных способов.

Работа состоит из  1 файл

Миростроительная деятельность Организации Объединенных Наций.docx

— 81.52 Кб (Скачать документ)

2000-е годы. В течение следующего десятилетия  Совет Безопасности учредил также  крупные и сложные миротворческие  операции в таких африканских  странах, как Демократическая Республика Конго, Сьерра-Леоне, Либерия, Бурунди, Кот-д,Ивуар, Судан (на юге страны и в Дарфуре), Эритрее/Эфиопии и Чад и Центральноафриканской республике. Кроме того, миротворцы вернулись для возобновления жизненно важных для стран, в которых хрупкий мир не устоял, операций в Гаити и недавно обретшем независимость Тиморе-Лешти. После учреждения миссий ООН в Дарфуре, Чаде и Центральноафриканской Республике во второй половине 2007 года санкционированная численность личного состава миротворческих операций ООН достигла рекордного за весь период их проведения показателя в 130 000 человек21. 

В настоящее  время больше всего войск для  операций ООН предоставляют страны Южной Азии (Пакистан, Бангладеш, Индия, Шри-Ланка и Непал) и Африки (Гана, Нигерия). Арабские и латиноамериканские страны также предоставляют значительные воинские контингенты. Тем не менее, в 2006 году европейцы вновь взяли  на себя важную роль в рамках миротворческих усилий ООН в Ливане, где после  конфликта между Израилем и организацией «Хезболла» был увеличен численный  состав ВСООНЛ. Ряд стран, где некогда  проводились операции ООН, в настоящее  время сами предоставляют войска для таких операций, в том числе  Босния и Герцеговина, Камбоджа, Хорватия, Сальвадор, бывшая югославская Республика Македония, Гватемала, Намибия, Руанда и Сьерра-Леоне22. Кроме того, расширились  масштабы деятельности и численность  полицейских компонентов операций ООН. В настоящее время во всем мире развернуто 11 000 полицейских ООН, и предполагается увеличение их числа  до примерно 17 000 человек в течение  будущего года по мере наращивания  их присутствия в Дарфуре, Чаде и  Центральноафриканской Республике.  

Таким образом, с одной стороны, перед ООН  открылись новые возможности  для поистине полноценного служения интересам мирового сообщества перед  лицом разнообразных вызовов  современности. С другой, реформенные  преобразования в Организации фактически стали полем противоборства различных  групп государств-членов, в рамках которого США и их единомышленники  пытаются продавить свои приоритеты. 

Глава 2. Политические принципы создания Комиссии по мироустроительству при ООН 
 

2.1 Инициатива  создания и нормативно-юридическая  база Комиссии по мироустроительству  при ООН 
 

20 декабря  2005 года Генеральная Ассамблея  ООН и Совет Безопасности приняли  резолюции (60/180 и 1645, соответственно), учреждающие Комиссию ООН по  миростроительству в качестве  «консультативного вспомогательного  органа ООН». Принятые на параллельных  заседаниях Совета Безопасности  и Генеральной Ассамблеи резолюции  содержали несколько новаторских  идей, среди которых выделялись  предложение о замене Комиссии  по правам человека (КПЧ) новым  главным органом ООН (или вспомогательным  органом Генеральной Ассамблеи)  с учётом возрастающей важности  этой сферы общественных отношений23. Тем самым, было выполнено одно  из ключевых решений, содержавшихся  в Итоговом документе «Саммита-2005»,  состоявшегося в сентябре 2005 года  в Нью-Йорке.  

В итоговом документе говорилось, что свою деятельность КМС должна строить на стыке усилий, предпринимаемых СБ ООН, Экономическим  и Социальным Советом (ЭКОСОС), представителями  международных финансовых институтов и донорского сообщества, гражданского общества, НПО и частного сектора. Созданием КМС международное  сообщество продемонстрировало готовность предпринять дополнительные усилия с тем, чтобы страны, вышедшие из острой фазы конфликта, не подвергались риску рецидива кризиса, после того как завершится основной этап миротворчества по линии ООН или региональных организаций. В отношении целей  Комиссии по миростроительству говорится, что КМС должна служить одним  из узловых пунктов, оказывающих помощь в формировании и поощрении всеобъемлющих стратегий миростроительства как вообще, так и в привязке к конкретным странам. Она должна способствовать согласованному принятию миростроительных решений государствами-членами и Секретариатом, учреждениями и программами Организации Объединенных Наций. Она должна поддерживать — и не пытаться подменить — эффективное составление на уровне самой страны планов восстановления и миростроительства. Кроме того, она должна служить форумом, на котором представители системы Организации Объединенных Наций, крупных двусторонних доноров, стран, предоставляющих войска, соответствующих региональных субъектов и организаций, международных финансовых учреждений, а также общенациональных или переходных органов власти соответствующей страны смогут в интересах большей эффективности обмениваться информацией о своих мероприятиях по постконфликтному восстановлению, особенно в том, что касается увязки вопросов безопасности и политики с вопросами развития и экономики.  

Основная  часть работы Комиссии по миростроительству  должна приходиться на мероприятия, ориентированные на конкретные страны. Собирая вместе важнейших деятелей, Комиссия по миростроительству может  делать четыре вещи: обеспечивать, чтобы  все международное сообщество в  целом эффективно поддерживало национальные власти; предлагать общие приоритеты и следить за тем, чтобы эти  приоритеты отражали реалии страны; мобилизовывать необходимые ресурсы — как  на первоначальные приоритеты восстановительной  деятельности, так и, в частности, для устойчивых финансовых инвестиций на средне- и долгосрочный период восстановления; служить форумом, обеспечивающим координацию  и улаживание сложностей или разногласий, когда таковые возникают24.  

Она могла  бы играть особенно важную роль, занимаясь  усиленным освещением и закреплением передовых методов и решения  жизненных многопрофильных вопросов (таких, как демобилизация, разоружение, реинтеграция и реабилитация), применительно  к которым эффективные программы  должны опираться на возможности  и планы задействованных сторон по всему спектру деятельности, затрагивающей политическую сферу, безопасность, гуманитарную работу и процесс развития.  

Функции Комиссии по миростроительству  

1. Сразу  же по окончании войны предоставлять  необходимую информацию Совету  Безопасности и заострять внимание  на том, какие усилия в области  развития и организационного  строительства необходимы для  восстановления  

В условиях, когда Совет Безопасности готовит  постконфликтную операцию, скорейший  созыв Комиссии по миростроительству  мог бы снабдить Совет Безопасности актуальной информацией о том, будут  ли предоставлены двусторонними  донорами и финансовыми учреждениями средства на первоначальные миростроительные мероприятия, имеющие отношение  к миростроительным аспектам комплексных  миссий.  

Комиссия  по миростроительству могла бы также  служить механизмом, посредством  которого можно было бы побуждать  доноров к принятию конкретных, надежных обязательств по финансированию миростроительной и восстановительной деятельности. Она могла бы способствовать обеспечению  быстрого перехода от финансирования, ориентированного на оказание чрезвычайной помощи, к финансированию, ориентированному на восстановление и развитие, а  также способствовать обеспечению  того, чтобы такие зачастую игнорируемые вопросы, как создание государственно-административного  аппарата для поддержания законности и организации государственных  служб, в скорейшем порядке становились  объектом надлежащего внимания и  финансирования25.  

2. Содействовать  обеспечению предсказуемого финансирования  первоначальной деятельности по  восстановлению, в частности путем  организации обзора механизмов  финансирования путем начисления  взносов, а также добровольных и постоянных механизмов финансирования  
 

На стадии планирования постконфликтных операций или на самых первых этапах восстановительной  деятельности Комиссия по миростроительству  могла бы рассмотреть отчет, в  котором дается обзор запланированного финансирования миростроительной деятельности с помощью начисленных и добровольных взносов, а также постоянных механизмов финансирования, что даст как национальным властям, так и членам Комиссии возможность  выявить недостатки и пробелы. На тех участках, где пробелы случаются  часто (финансирование первоначальных мероприятий в сфере развития, текущие государственно-административные расходы), целенаправленную и стимулирующую  роль мог бы играть Постоянный фонд миростроительства.  

3. Периодически  делать обзор прогресса в достижении  среднесрочных целей восстановления  

Через запланированные  интервалы (ориентировочно через два-четыре месяца после учреждения операции, а затем раз в квартал или  полгода) Комиссии по миростроительству  следует собираться (в составе, привязываемом  к конкретной стране) для обзора прогресса в достижении среднесрочных  целей восстановления, особенно на таких направлениях, как создание государственных институтов и закладка основ для подъема экономики. Проведение тщательно спланированных совещаний такого типа, на которых  будут использоваться сведения и  аналитические выкладки подразделений  миссии Организации Объединенных Наций, страновой группы и Всемирного банка, позволило бы, вероятно, выявлять пробелы  в достигнутом, области, требующие  большего сосредоточения усилий, непрофинансированные участки и т.д. Подобные совещания  должны не дублировать обычный механизм консультативной группы или сходные  с ним донорские механизмы, действующие  в самой стране или ориентирующиеся  на ее нужды, а фокусироваться на критических  факторах взаимоувязки происходящего  процесса стабилизации на военном/политическом уровне с подпирающим его процессом восстановления на экономическом/финансовом/организационном уровне.  

Подобные  промежуточные обзоры могли бы также  служить Совету Безопасности и всему  международному сообществу в целом  предупредительным сигналом в том  случае, если не происходит подвижек с  закреплением государственных институтов и экономических основ для  более долгосрочной стабильности. При  отсутствии прогресса на этих фронтах  Совет Безопасности оказывался порой  не в состоянии вывести миротворцев  или снять страны со своей повестки дня, опасаясь нестабильности и рецидива конфликта. Предпочтительное решение  состоит, разумеется, не в увеличении продолжительности миротворческого  присутствия, а в приложении на более  ранней стадии более интенсивных  усилий к обеспечению того, чтобы, когда ситуация в военном отношении  и в плане безопасности достаточно стабилизуется, миротворцы могли уйти, оставив за собой фундамент для  дальнейшей стабилизации26.  

4. Обеспечивать  стабильное финансирование деятельности  по восстановлению и развитию  и продлевать период, в течение  которого данной стране уделяется  политическое внимание, чтобы он  охватывал этап постконфликтного  восстановления  

Процесс создания эффективных институтов для поддержания  законности, появление у государства  способности организовывать государственные  службы, закладка фундамента для проведения твердого бюджетно-финансового курса  и поддержка деятельности частного сектора — эти мероприятия  обычно занимают значительно больший  срок, чем средняя операция по поддержанию  мира. Одна из насущных функций Комиссии по миростроительству должна состоять в обеспечении того, чтобы политическое и финансовое внимание международного сообщества к восстанавливающимся  странам — ситуация, которая нередко  является зыбкой и грозит возобновлением конфликта, — сохранялось и много  позже того, как завершится непродолжительное, как правило, миротворческое присутствие. Работая с Экономическим и  Социальным Советом, Комиссия по миростроительству могла бы обеспечивать неослабное внимание, пока страны продвигаются от переходного этапа восстановления к развитию.  

Специальные постконфликтные группы, которые  создавались в последние годы при Экономическом и Социальном Совете, стали полезными начинаниями, направленными на выполнение данной функции. Нам важно извлечь из этих начинаний уроки, усвоение которых  могло бы сориентировать действия Комиссии по миростроительству и Экономического и Социального Совета. Однако я  считаю, что постоянный орган, который  на разных стадиях действует под  началом то Совета Безопасности, то Экономического и Социального Совета, сможет стать более мощной и последовательной системой поддержки27.  

5. Превентивная  деятельность  

Странам, которым  за предыдущие пять-десять лет пришлось пережить войну, гораздо сильнее, чем  другим, угрожает риск пережить ее рецидив. Поэтому постконфликтное миростроительство  является немаловажной формой профилактики. Однако его недостаточно. Одна из основных задач всей системы Организации  Объединенных Наций состоит в  том, чтобы не давать войнам вспыхивать вообще.  

Ни Комиссия по миростроительству, ни Управление по поддержке миростроительства не должны иметь каких?либо функций  по раннему оповещению. В Организации  Объединенных Наций есть другие механизмы  для так называемого «оперативного  предупреждения», т.е. для задействования таких инструментов, как посредничество и превентивное поддержание мира, когда конфликт вот?вот начнется или когда он начался в небольшом  масштабе. Это необходимые компоненты потенциала Организации Объединенных Наций и региональных организаций, и их следует и впредь укреплять.  

Информация о работе Миростроительная деятельность Организации Объединенных Наций