Новейшая история стран Азии и Африки 1945--ХХІ в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:35, реферат

Описание

Новый подъем национально-освободительного движения произошел после второй мировой войны. Именно в послевоенный период кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад. Распад колониальных империй сопровождался как ведением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индокитае, Малайе) колониальных войн, так и попытками сохранить политическую зависимость колоний в новых юридических формах. Великобритания использовала в этих целях форму содружества, значительно видоизменив его. Членами Содружества (официальное название объединения с 1948 г.) наряду с Великобританией и "старыми" доминионами могли теперь стать бывшие колонии, получившие статус доминиона, и даже новые республики. Однако связи внутри Содружества продолжали неуклонно ослабевать. В 1948 г. Ирландия отвергла статус доминиона, провозгласила себя республикой, и вышла из Содружества; впоследствии специальным британским законом было упразднено и само понятие доминиона. Индия и Шри Ланка, которые приняли республиканские конституции в 50-х гг., остались в Содружестве, однако перестали принимать участие в совещаниях по вопросам обороны. В результате этого единая система обороны Содружества стала распадаться, хотя само Содружество и в настоящее время объединяет почти 50 государств.

Работа состоит из  1 файл

Noveyshaya_istoria_Azii_i_Afriki_posle_45_gg.docx

— 463.48 Кб (Скачать документ)

Проблемы внешней  политики Турции. Основные проблемы внешней политики Турции традиционно связаны со взаимоотношениями с Грецией. А главной причиной греко-турецких раздоров после окончания Второй мировой войны стал Кипр.После окончания Второй мировой войны англичане дали понять, что готовы остаться на острове в прежнем качестве. Началось их противостояние с греческим населением. Борьбу греков за независимость Кипра возглавил глава автокефальной православной церкви Кипра архиепископ Макариос III. Он стал одновременно энтархом, или лидером, греческой общины.Хотя греки не притесняли турецкое меньшинство, правительство Турции было озабочено перспективой присоединения острова к Греции, ведь Кипр находится всего в 60 км от турецкого побережья. Но и правительство Греции не желало ссориться с Турцией, тем более что обе страны одновременно были приняты в НАТО.В 1951 г. на Кипре, в порту Фамагуста, размещены английские военные базы — военно-воздушная и военно-морская. В 1954 г. сюда был переведен штаб вооруженных сил Великобритании на Ближнем Востоке. В том же году греческое правительство поставило в ООН вопрос о самоопределении Кипра, но, очевидно, не проявило должной настойчивости — вопрос о Кипре был оставлен без внимания. На острове состоялись демонстрации протеста греческого населения, жестоко разогнанные англичанами.В 1955 г. Англия официально пригласила Турцию и Грецию на конференцию в Лондон для обсуждения кипрского вопроса, но в результате стороны лишь рассорились окончательно. Греки в Турции подверглись гонениям, Греция отказалась участвовать в маневрах НАТО.Начиная с 1955 г. делаются попытки вести переговоры между английскими властями и архиепископом Макариосом, но в марте 1956 г. англичане депортировали Макариоса на Сейшельские острова. В апреле 1955 г. на Кипре начались боевые действия террористических групп греков во главе с неким офицером Гривасом против англичан. В 1956 г. произошли первые столкновения между киприотами: греками и турками; впоследствии они переросли в широкомасштабный межобщинный конфликт.Попытки посредничества НАТО не удались. Но все же в феврале 1959 г. представители Турции и Греции заявили в Цюрихе о своем согласии провозгласить независимость Кипра. Президентом будущего государства должен быть грек, вице-президентом — турок. Правительство должно состоять из 7 греков и 3 турок; это же соотношение 7:3 необходимо соблюдать при распределении всех административных должностей. С августа 1960 г. Кипр стал независимым.Но Конституция острова была явно надуманной, неэффективной. В декабре 1963 г. на Кипре начались новые столкновения между греками и турками. Дело чуть не дошло до войны между Турцией и Грецией. Очевидно, лишь присутствие американского 6-го флота вблизи Кипра помешало турецкому вторжению на остров в начале 1964 г.В дело вмешалась ООН: в марте 1964 г. по ее решению на Кипре были размещены силы ООН по поддержанию мира. С тех пор они беспрерывно находились на острове, решение об их пребывании там автоматически продлялось. Попытки посредничества ООН также успеха не имели.Между тем в 1967 г. в Греции власть захватила военная хунта. Генералы поддерживали наиболее авантюристически настроенных политиков, выступавших за присоединение Кипра к Греции. В 1971 г. на Кипр прибыл Гривас, который стал проводить террористическую деятельность против правительства Макариоса. Но в 1973 г. Макариос был избран вновь на пост президента; его отношения с хунтой в Афинах зашли в тупик.15 июля 1974 г. дворец Макариоса подвергся нападению национальных гвардейцев, находившихся под влиянием греческих офицеров. Сам Макариос бежал и был перевезен в Англию, а повстанцы провозгласили «президентом» некоего Самсона.Перед лицом непосредственной угрозы присоединения Кипра к Греции вооруженные силы Турции 20 июля 1974 г. вторглись на остров. Через три дня военная хунта в Афинах пала. Турки захватили 40% территории Кипра, вынудив 200 тыс. греков превратиться в беженцев. В конце 1974 г. на Кипр вернулся Макариос, но остров был фактически разделен. Попытки наладить межобщинный диалог предпринимались неоднократно — велись переговоры между лидерами общин Клавкосом Клеридисом и Рауфом Денкташем. Они хорошо знали друг друга еще с детства, но позиции сторон принципиально не совпадали.Преемником Макариоса, умершегов 1977 г., стал Спирос Киприану. Вновь в роли посредника пыталась выступить ООН, но переговоры шли с большим трудом, так как греки настаивали на статусе федерального центра и на освобождении большей части захваченной Турцией территории. В конце 1983 г. турки объявили о независимости северной части острова. С тех пор переговоры идут неспешно: стороны обсуждают процент мест для каждой общины в общем парламенте Кипра, турки настаивают на праве выхода из федерации и т. п. Тем временем фактически закрепляется существующее положение: в турецкой части острова проводятся выборы, создаются новые органы власти, растет турецкое население, греки вытесняются с занимаемых земель. Одним словом, идет «кипризация» — этот термин вошел в международный лексикон.Есть и другие причины обострения отношений между Турцией и Грецией. В частности, во время турецкой экспансии Кипра Греция укрепила свое военное присутствие на островах в Восточной части Средиземного моря, демилитаризованных согласно Лозаннскому договору 1923 г. Турция тогда выразила протест.Существует и проблема территориальных вод. Пока обе стороны соблюдали традиционный 6-мильный рубеж, Греция контролировала35% Эгейского моря, Турция — 10%. Проблема возникла в 1994 г., когда Греция, ссылаясь на решения конференций по морскому праву, потребовала 12-мильную зону территориальных вод. Это давало бы ей суверенитет над 75% Эгейского моря, с чем Турция категорически не согласна.С этим связана и проблема континентального шельфа. Обострилась она в конце 1973 г., когда в Турции была опубликована карта континентального шельфа Эгейского моря и в соответствии с ней стали выдаваться лицензии на изыскательские работы. В начале 1974 г. дело чуть не дошло до конфликта, когда турецкое гидрографическое судно «Кандарли» с мощным эскортом военных кораблей пыталось приступить к изыскательским работам. На протяжении 1974—1975 гг. между двумя странами проходили бурные дискуссии по этим вопросам. В феврале 1976 г. другое турецкое судно, также в сопровождении военного корабля, попыталось проводить исследования. Это обострило отношения между двумя странами.Ситуация несколько разрядилась в 1978 г., когда лидеры Греции и Турции встретились и договорились о регулярных консультациях. Только в 1980 г. новое турецкое правительство пошло на уступки, стало проявлять сдержанность по отношению к Греции. Правда, в 1987 г. между двумя странами вновь вспыхнул конфликт из-за работ по разведке нефти, но он был быстро погашен в ходе неожиданного визита премьер-министра Т. Озала в Афины в 1988 г.

 

39. Политические  и экономические преобразования  в Турции 1980х годов

Переход к гражданскому правлению и экономические реформы 1980-х гг.После переворота 12 сентября 1980 г. власть сосредоточилась в руках Совета национальной безопасности (СНБ) во главе с начальником генерального штаба Кенаном Эвреном. В Совет входили также командующие четырьмя родами войск. Правительство возглавил бывший командующий военно-морским флотом Турции адмирал Бюлент Улусу.Были предприняты чрезвычайные меры для наведения порядка: распущены все политические партии, введена строгая цензура, закрыты многие средства массовой информации, за два месяца было арестовано 43 тыс. человек. Активизировались действия по борьбе с терроризмом, а также против курдских сепаратистов. Была категорически запрещена деятельность профсоюзов, прекратились бесконечные забастовки, студенческие демонстрации.16 октября 1981 г. последовал специальный Закон о запрете всех политических партий. Даже их имущество было национализировано, настолько военные были возмущены деятельностью политиков.Для разработки новой Конституции был созван Учредительный меджлис. В него вошли Совет национальной безопасности и так называемый Консультативный меджлис. Он состоял из 60 человек и формировался СНБ, главным критерием отбора стало неучастие в какой-либо политической партии до сентября 1980 г. Новая Конституция Турции была одобрена на референдуме 7 ноября 1982 г.: 91% населения страны высказался «за».В первые же недели после переворота в силу сложной экономической ситуации на должность первого заместителя премьер-министра, курирующего экономические вопросы, был назначен гражданский политик — Тургут Озал. Он еще с января 1980 г. предлагал свой планвыхода из экономического тупика. Теперь появилась возможность осуществить его.Началась политика экономической либерализации: государство отказалось от жесткого контроля над ценами, разрешило свободное их формирование; более чем вдвое сократилось число чиновников и служащих в государственных экономических организациях (ГЭО). Стали снижаться дотации госсектору, предприятия потеряли возможность пользоваться льготными кредитами и ценами на промышленное сырье и услуги.Были сняты ограничения для иностранных инвесторов — в страну устремился капитал: с 1980 г. ежегодно возникает до 17 тыс. совместных предприятий. Возрос объем денежных переводов от сотен тысяч граждан Турции, работающих в странах Западной Европы. Многие стали возвращаться в Турцию, используя накопленный капитал для создания мелких предприятий, ориентированных на экспорт и услуги. Вместе с тем были приняты строгие меры для обуздания инфляции (высокие процентные ставки, низкая заработная плата), ужесточен контроль над использованием валюты. Все это впоследствии дало результаты.Тем временем военные готовились передать власть в руки гражданских лиц. 22 апреля 1983 г. в Турции принят Закон о политических партиях: он запрещал бывшим лидерам партий, известным политикам, участвовать в политической жизни на срок от 5 до 10 лет. Закон вводил также запрет на политическую деятельность в вузах, запрещал участие студентов в политической борьбе.10 июня 1983 г. принят Закон о выборах, который регламентировал многие процедуры. В частности, устанавливал 10%-ный барьер: партии, набравшие меньше голосов, не могли быть представлены в парламенте. Вводилась периодичность выборов — 1 раз в 5 лет.Началось воссоздание политических партий. Т. Озал оказался не только блестящим экономистом, но и удачливым политиком: ему удалось создать чрезвычайно популярную Партию отечества и хорошо подготовиться к предстоящим выборам.Парламентские выборы в Турции состоялись 6 ноября 1983 г. Результаты их оказались неожиданными для военных — их политические протеже не смогли добиться успеха. Полную победу одержала Партия отечестваТ Озала: она набрала 45% голосов и получила 211 мест в парламенте (из 400). Второй результат был у Народнической партии (НП): 30,4% голосов, 117 мест. Третьей оказалась Национально-демократическая партия (НДП): 23,2% голосов, 71 место. Остальные 8 партий, участвовавшие в выборах, не набрали необходимых 10% голосов и не были представлены в парламенте. В их числе были Партия верного пути, созданная в 1983 г. сторонниками С. Демиреля, а также социал-демократы, вскоре после выборов вышедшие на арену политической жизни Турции.Однопартийное правительство возглавил Т. Озал. Сразу же, в конце 1983 г., был резко ослаблен государственный контроль над экономикой. С 1984 г. началась широкая приватизация низкорентабельных предприятий государственного сектора. В январе 1984 г. принят Закон о поощрении экспорта: он предусматривал создание специальных фондов для поддержки предпринимателей, скидки в налогообложении, льготные таможенные тарифы. В июне 1985 г. принят Закон о создании свободных экономических зон. Речь шла о двух зонах — Мерсине и Анталье. Там началось быстрое развитие инфраструктуры и иностранного туризма, создание экспортоориентированных производств; естественно, все это делалось с привлечением иностранного капитала.Результаты экономических преобразований сказались сразу: возобновился рост ВНП — 5,5% в год, с середины 1980-х гг. стал расти экспорт, достигнув в конце 1980-х гг. 10 млрд. долл. Турция преображалась на глазах: появились благоустроенные дороги, ирригационные сооружения, современные коммуникации, связь, развивался туризм и сектор услуг. Повысилась эффективность труда. Правда, были и негативные проявления: росли цены, безработица, усиливалось социальное расслоение общества — не все смогли преуспеть в жизни. Росла и коррупция в государственном аппарате. На этом стали играть исламисты и националисты, пытаясь внести изменения в расстановку политических сил в Турции.

Политические  процессы в 1980—1990-е гг.Характерной чертой Турции всегда было господство государственного сектора в экономике. Постепенно он становился все менее эффективным, но, пока сохранялся жесткий централизованный режим власти, это было не так заметно. В годы гражданского правления экономические проблемы усугублялись, возрастала социальная напряженность, что вело к политической дестабилизации, возникала угроза анархии. Это вынуждало военных вмешиваться: на короткое время порядок восстанавливался, а потом власть снова передавалась в руки гражданских политиков.Такой сценарий неоднократно повторялся в послевоенной Турции. Лишь в 1980-е гг. реформы Т.Озала позволили стране отказаться от государственного контроля в экономике, начать развивать рыночныемеханизмы регулирования. Это привело к резкому повышению эффективности производства, расширению экономических связей с мировым рынком, росту благосостояния населения. В Турции быстрыми темпами происходили социальные изменения, повлекшие за собой и изменения в политической ситуации.Это подтвердилось уже в марте 1984 г. на выборах в местные органы власти. По-прежнему лидировала Партия отечества (41,2% голосов), но неожиданно в лидирующую группу выдвинулись еще две партии: Социал-демократическая партия (СДП), которую возглавил сын Исмета Инёню — Эрдал Инёню (23,4% голосов), и Партия верного пути (ПВП), за которой стояли сторонники С. Демиреля, так как сам он не мог быть членом партии (13,25% голосов). Эти две партии (СДП и ПВП) стали добиваться роспуска парламента и досрочных выборов. Но оснований для этого у Т. Озала не было, он по-прежнему контролировал парламент. В его партии сочетались и модернисты — западники, сторонники рыночной экономики и большей открытости Турции, — и ревнители традиций и исламской морали, выступавшие в поддержку национальных ценностей. Некоторые партии, представленные в парламенте, получили меньше 10%: Народническая партия (НП)— 8,75%, Национал-демократическая (НДП) - 7%.В сентябре 1986 г. частичные выборы в меджлис подтвердили снижение популярности Партии отечества: она получила лишь 32% голосов. Произошли и другие изменения в расстановке политических сил. В мае 1986 г. последовал самороспуск НДП. В ноябре 1986 г. часть Народнической партии объединилась с социал-демократами — образовалась единая Социал-демократическая народническая партия (СДНП) во главе с Эрдалом Инёню.Тогда же, в ноябре 1986 г., образовалась Демократическая левая партия (ДЛП), за ней стояли сторонники Б. Эджевита. Активизировались и фундаменталисты: Партия благоденствия Н. Эрбакана и Партия националистической деятельности А. Тюркеша.В сентябре 1987 г. в Турции состоялся референдум по поводу отмены 4-й статьи Конституции, запрещавшей видным политическим деятелям занимать выборные посты в течение 10 лет. Незначительное большинство проголосовало «за» (50,23%), благодаря чему С. Демирель официально стал лидером ПВП, а Б. Эджевит возглавил ДЛП.На выборах в ноябре 1987 г. Партия отечества укрепила свои позиции в парламенте, получив там 292 из 400 мест. СДНП во главе сЭ, Инёню стала иметь 99 мест, ПВП С. Демиреля — 59 мест. ДЛП Б. Эджевита набрала лишь 8,5% голосов, а Партия благоденствияН. Эрбакана — 7,7%; обе не были даже представлены в парламенте. Т. Озал вновь сформировал однопартийное правительство.В октябре 1989 г. Т. Озал избран президентом Турции (сменил генерала К. Эврена). Премьер-министром стал Б. Эджевит. Был принят новый Закон о выборах: он подтверждал 10%-ный барьер для парламентских партий, а также обеспечивал партии, получившей на выборах 35% голосов, абсолютное большинство мест в парламенте.Выборы состоялись 29 ноября 1990 г. В парламент прошли депутаты от трех партий: Партии отечества (36%), Социал-демократической (25%), Партии верного пути (19%). Все остальные партии, в том числе и Демократическая левая Б. Эджевита, не смогли пробиться в парламент. Явно обнаружилась тенденция к падению авторитета Партии отечества, поэтому пост премьер-министра был передан С. Демирелю.

 

40. Турция  в 1990-е – 2000-е годы

После октябрьских выборов 1991 г., подтвердивших тенденцию к падению популярности ПО, в Турции было создано коалиционное правительство из двух партий — ПВП и СДНП. Возглавил его по-прежнему С. Демирель; после неожиданной смерти Т. Озала в мае 1993 г, он был избран президентом Турции.С 1993 г. в стране обостряется проблема сепаратизма. Курды — этническое меньшинство в Турции — давно уже добивались автономии, но официальная позиция властей категорически отвергала такую возможность. Борьбу курдов с 1978 г. возглавляла Курдская рабочая партия под руководством Абдуллы Оджалана. В 1984 т. она объявила правительству войну. В 1993 г. курды-депутаты покинули турецкий парламент, в 1994 г. они подверглись политическим репрессиям. С того времени курды выступают на политической арене отдельно от турок. В отношении видных политических деятелей осуществляются теракты. В феврале 1999 г. А. Оджалан был арестован. В феврале 2000 г. на VII Чрезвычайном съезде Курдской рабочей партии принято решение прекратить боевые действия и решать проблему мирными средствами.24 декабря 1995 г. состоялись досрочные парламентские выборы. Они подтвердили рост исламских настроений в обществе, что ранее продемонстрировали и результаты муниципальных выборов — во многих крупных городах мэрами были избраны исламисты. Партия благоденствия Н. Эрбакана получила на выборах больше всего мест — 144, Партия Отечества — 137, Партия верного пути — 98, ДЛП — 61; Народно-республиканская партия, воссозданная лишь в 1992 г., получила в парламенте 55 мест. Курды набрали лишь 4,17% голосов и не сумели пройти в парламент.Ситуация выглядела патовой: ни одна партия не располагала большинством, достаточным для формирования правительства. Было решено создать коалицию из двух партий, их лидеры должны будут попеременно возглавлять кабинет министров. После выборов 1995 г. премьером стала Тансу Чиллер, с 1995 г. возглавившая Партию верного пути(бывший лидер-президент — С. Демирель). В сентябре 1996 г. правительство возглавлял уже лидер Партии благоденствия Н. Чэрбакан.Позиции исламистов в стране продолжали крепнуть: они получали все больше власти на местах, к тому же возглавляли правительство. Все ожидали следующих парламентских выборов, когда, по прогнозам, исламисты должны были одержать полную победу. Армия немогла с этим смириться, о чем военные неоднократно заявляли президенту С. Демирелю. В январе 1998 г. своим указом он сместилН. Эрбакана,передав пост премьер-министра лидеру Демократической левой партии Б. Эджевиту. Было объявлено о запрете Партииблагоденствия. Впрочем, почти сразу же исламисты образовали новую партию — Партию справедливости, во главе которой встал ее генеральный секретарь Р. Кутан; она сохранила свои места в парламенте. Против исламистов принимаются и другие меры: в ноябре 1999 г. прокуратура Турции признала антиконституционной деятельностьорганизации «Нурджулар»; в январе 2000 г. запрещен турецкий филиал партии «Хесболлах».17 января 1999 г. правительство Б. Эджевита получило вотум доверия в парламенте. Очевидно, политические лидеры Турции сделали выводы из прошлого и не стали обострять политическую ситуацию.В мае 2000 г. новым президентом Турции был избран Ахмед Недж-дет Сезер. Он сменил известного политика С. Демиреля. Жесткая позиция в отношении исламистов сохранялась; в январе 2001 г. начальник генерального штаба Турции вновь предупредил их, что армия готова выступить в защиту Конституции и не допустит прихода исламистов к власти.Тем не менее 4 ноября 2002 г. состоялись парламентские выборы, которые завершились триумфальной победой Партии справедливости и развития во главе с Реджепом Эрдоганом. Партия набрала на выборах 363 места из 550. Второй успех выпал на долю Народно-республиканской партии, получившей почти 19%, или 178 мест в парламенте. Поскольку Р. Эрдоган лишен по суду права занимать общественные должности, пост премьер-министра занял Абдуллах Поль. Правящая партия была сокрушена, она получила лишь 1 % голосов и даже не прошла в парламент. Но армия остается начеку. Военные внимательно наблюдают за ситуацией и всегда готовы вмешаться. В марте 2003 г. премьер-министром Турции стал Р. Эрдоган, по праву заняв причитающееся ему место.

Экономическая реформа в Турции продолжалась и в 1990-е гг.: темпы ежегодного прироста ВНП увеличились до 8%, экспорт в конце 1990-х гг. превысил 30 млрд. долл., причем 80% в нем составляли промышленные изделия. Появилось огромное количество новых частных предприятий, производящих высококачественную продукцию. Валютные резервы Турции превысили 26 млрд. долл., ВНП на душу населения — 3 тыс. долл. Турция превратилась в высокоразвитую страну, поставляющую конкурентную продукцию на мировом рынке. В настоящее время 75% турецких промышленных предприятий вполне конкурентоспособны по сравнению с европейскими.Огромной проблемой Турции является коррупция, которая пронизывает все сферы государства. После размолвки между президентом и премьер-министром по этому поводу 19 февраля 2001 г. в Турции произошел финансовый кризис: из страны стали уходить инвестиции. Центробанк Турции вынужден был вмешаться, что привело к резкому сокращению (на 1/3) резервов иностранной валюты. В конце концов лира была отпущена в «свободное плавание» и подешевела сразу на 36 %.Но кризисные проявления не могут перечеркнуть все экономические достижения Турции в последние годы. Во всяком случае, уровень жизни турок в 3 раза превышает российский.

Распад СССР в 1989 г. способствовал возникновению независимых тюркоязычньгх государств в Центральной Азии: Казахстана, Узбекистана, Туркмении и Киргизии. Тургут Озал посетил эти страны и также пригласил их лидеров в Турцию. Президент С. Демирель выбирал альтернативу между двумя возможностями: объединиться с этими государствами и Ираном в единый исламский блок или без Ирана и в какой-то мере против него как фундаменталистского государства. Разумеется, идеи пантюркизма в духе Риза Нури и Нихаля Атсиза весьма заманчивы. Однако Турция вынуждена проявлять сдержанность, поскольку дело касается не только Запада, но и ближайших соседей Турции, прежде всего России и Ирана, с которым у турок тесные экономические связи. Турция поддержала Договор об экономическом сотрудничестве государств бассейна Черного моря, подписанный 11 странами в 1992 г., а также договоры о сотрудничестве в бассейне Каспийского моря и об экономическом сотрудничестве с Ираном и Пакистаном. Турция сыграла важную роль в проведении международной операции против Ирака в 1991 г., предоставив свою территорию в распоряжение вооруженных сил США. После войны в Заливе президент Д. Буш посетил Турцию и заявил, что США хотели бы видеть ее членом Европейского союза (ЕС). С официальной просьбой о приеме в члены союза Турция обратилась еще в 1987 г., но рассмотрение заявления отложено на неопределенное время. Турция стала лишь членом Западноевропейского союза в 1992 г., а с 1 января 1996 г. действует Соглашение о таможенном союзе с ЕС. В 2003 г. новый парламент Турции отказал американцам в правепользоваться базами на своей территории, что затруднило деятельность американской военной машины в условиях кризиса с Ираком. Это наверняка осложнит в ближайшее время позиции Турции в переговорах о вступлении в Европейский союз.

Информация о работе Новейшая история стран Азии и Африки 1945--ХХІ в