Новейшая история стран Азии и Африки 1945--ХХІ в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:35, реферат

Описание

Новый подъем национально-освободительного движения произошел после второй мировой войны. Именно в послевоенный период кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад. Распад колониальных империй сопровождался как ведением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индокитае, Малайе) колониальных войн, так и попытками сохранить политическую зависимость колоний в новых юридических формах. Великобритания использовала в этих целях форму содружества, значительно видоизменив его. Членами Содружества (официальное название объединения с 1948 г.) наряду с Великобританией и "старыми" доминионами могли теперь стать бывшие колонии, получившие статус доминиона, и даже новые республики. Однако связи внутри Содружества продолжали неуклонно ослабевать. В 1948 г. Ирландия отвергла статус доминиона, провозгласила себя республикой, и вышла из Содружества; впоследствии специальным британским законом было упразднено и само понятие доминиона. Индия и Шри Ланка, которые приняли республиканские конституции в 50-х гг., остались в Содружестве, однако перестали принимать участие в совещаниях по вопросам обороны. В результате этого единая система обороны Содружества стала распадаться, хотя само Содружество и в настоящее время объединяет почти 50 государств.

Работа состоит из  1 файл

Noveyshaya_istoria_Azii_i_Afriki_posle_45_gg.docx

— 463.48 Кб (Скачать документ)

 

30. Режим  талибов в Афганистане

Афганистан в 1990-е  гг.Вопреки прогнозам, правительство М. Наджибуллы сохранило власть, но дни его были сочтены. Смена названия страны, созыв парламента, призывы к многопартийному сотрудничеству — все это уже не могло исправить прошлые ошибки. Правительству даже удалось несколько расширить контролируемую территорию, удержать власть в столице и некоторых крупных городах.Но все это стало возможным, благодаря продолжавшейся военной и экономической поддержке со стороны СССР. В сентябре 1991 г. было сделано совместное советско-американское заявление: все поставки противоборствующим сторонам в Афганистане должны быть прекращены с 1 января 1992 г. Это создало новую ситуацию для режима М. Наджибуллы. Он пытался лавировать, обратился за помощью в ООН.Весной 1992 г. ООН выдвинула план афганского урегулирования: предполагались отставка правительства М. Наджибуллы, формирование нейтрального кабинета, чтобы обеспечить проведение свободных выборов. Но моджахеды потребовали передать им всю власть незамедлительно.В марте 1992 г. мятеж узбекского генерала Абдурашида Дустума лишил режим М. Наджибуллы военной поддержки. 20 апреля 1992 г. он решает покинуть Афганистан; в Кабул даже прибыл самолет специального представителя Генерального секретаря ООН Обенона Севана. Но власть в столице уже захватил министр иностранных дел Абдул Вакиль, который и не дал М. Наджибулле сбежать, — ему пришлось укрыться в одном из офисов ООН в Кабуле. А 28апреля в столицу Афганистана вошли отряды моджахедов.Власть в свои руки взял Совет Джихада, в который вошли представители всех группировок, противостоящих режиму НДПА. Страна была переименована в Исламское государство Афганистан. Все светские законы отменены.С 28 июня 1992 г. временным президентом Афганистана стал Б. Раббани. Существовала договоренность, что каждые 6 месяцев будет происходить замена лидера, но Раббани вскоре дал понять, что не.намерен упускать власть из своих рук. Это привело к обострению старых противоречий, в том числе и этнических конфликтов, усилились сепаратистские настроения среди узбеков и хазарейцев. Раббани обвинили в узурпации власти; в августе 1992 г. начались широкомасштабные военные действия между отрядами моджахедов, что привело к множеству жертв и разрушений. Дипломатические миссии покинули Кабул.30 декабря 1992 г., казалось бы, достигнут компромисс: Б. Раббани (таджик по национальности) оставался президентом на 2 года, Г. Хекматиар (пуштун из гильзаев) назначался премьер-министром. 10 января 1993 г. был созван парламент. Однако боевые действия не прекращались. Не помогло и подписание в Исламабаде соглашения О прекращении огня в марте 1993 г.

С сентября 1994 г. в борьбу включилась новая политическая сила - движение Талибан. Его лидер, мулла Мохаммед Омар, заявил о намерении покончить с гражданской войной и установить в Афганистане исламский порядок. Главной силой движения Талибан стали пуштуны и равнинные таджики. Талибы захватили вначале Кандагар, затем стали продвигаться в другие районы страны.Постепенно главная борьба разгорелась между силами талибови войсками, поддерживающими Б. Раббани. Талибы взяли Джелалабад,а затем, в сентябре 1996 г., вошли в Кабул и провозгласили АфганистанИсламским эмиратом.Там они учинили расправу над М. Наджибуллой, а заодно убили и сотрудников ООН. Отряды Г. Хекматиара еще раньше были разгромлены талибами. Главной силой, еще оказывавшей сопротивление талибам, был Ахмед-шах Масуд, удержавший долину Пандшера. (Он погиб в результате террористического акта в начале 2002 г.) Его вооруженные формирования превратились в реальную силу, противостоящую талибам, которые с осени 1998 г. контролировали уже свыше 90% территории Афганистана. Другие противники движения Талибан, в том числе и А. Дустум, к тому времени были разгромлены.Талибы приняли жесткие меры по исламизации афганского общества. Уже в 1997 г. были уволены 70% преподавателей Кабульского университета, не поощрялось обучение девочек в возрасте после 9 лет, наложен запрет на курение, игры в карты, танцы, песни, музыку, кино и телевидение, не разрешалось носить длинные волосы. Против Афганистана в ноябре 1999 г. введены экономические санкции Совета Безопасности ООН, но это не дало результатов.Осенью 2000 г. талибы прорвались к афгано-таджикской границе и были близки к тому, чтобы установить полный контроль над страной. Они были одержимы миссианской идеей распространения «истинного ислама» на страны Центральной Азии: Таджикистан, Узбекистан, Туркмению, Киргизию и Казахстан.

 

31. Падение  режима талибов в Афганистане.  Афганистан в 2000-е годы

11 сентября 2001 г. исламистами совершен террористический акт в США. В ответ была предпринята международная контртеррористическая операция в Афганистане: режим талибов свергнут, штаб-квартиры их разгромлены, в стране размещены войска международных сил. Правда, появились сообщения, что основные силы «Аль-Каиды» передислоцировались в Ливан.

В июне 2002 г. состоялась всеафганская Лоя Джирга, на которой президентом Афганистана избран Хамид Карзай (пуштун). Б. Рабба-ни и бывший король Афганистана Мухаммед Захир-шах, вернувшийся в страну, сняли свои кандидатуры. В планы Б. Раббани входит возглавить афганский парламент. Что касается бывшего короля, 26 июня 2002 г. умерла его жена — королева Малика Омайри. К сожалению, один из видных пуштунов Г. Хекматиар ушел в непримиримую оппозицию. Было создано Временное афганское правительство, которому предстоит действовать до 2004 г., после чего планируется провести всеобщие выборы. Одним из вице-президентов является женщина, что ново для этой страны. В настоящее время афганское правительство пытается стабилизировать ситуацию. Международные вооруженные силы стремятся подавить остатки боевиков организации «Аль-Каида», находящихся под покровительством талибов. Экстремисты продолжают совершать диверсионные акты; в июле 2002 г. им удалось убить вице-президента Афганистана Хаджи Абдула Кадира. После этого в Кабуле были усилены меры безопасности. Для охраны X. Кар-зая выделены международные миротворческие силы. Афганистан, разумеется, нуждается в международной помощи: только в 2002 г. ему будет оказана помощь из США на сумму 300 млн. долл., из стран ЕС — на сумму 500 млн., а всего за 5 лет, по решению Токийской международной конференции, Афганистан получит 5 млрд. долл.

 

32. Борьба  правительства Национального фронта  за национализацию  нефтяной промышленности  в Иране

Попытки усиления власти шаха (1945—1950). После ввода английских и советских войск в Иран и отречения Реза-шаха в 1941 г. центральная власть резко ослабла и результаты реформ свелись на нет. Реза-шах был сослан на остров Маврикий, умер в 1944 г. в Южной Африке. Его сын и преемник Мохаммед Реза Пехлеви не имел в условиях войны и оккупации ни времени, ни возможности усилить центральную власть.За время советской оккупации на севере Ирана была создана партия Туде (Народная партия Ирана, 1941 г.), активизировались сепаратисты. В ноябре 1945 г. провозглашено автономное правительство в Азербайджане, а в декабре 1945 г. — в Курдистане. Эти правительства опирались на поддержку СССР, который явно не собирался выводить войска из Ирана в соответствии с условиями договора 1942 г., т. е. через 6 месяцев после окончания войны.Иранское правительство в январе 1946 г. поставило в ООН вопрос о выводе советских войск из страны. Но в том же месяце сменился премьер-министр, им стал чрезвычайно опытный Кавам эс-Салта-не. В феврале 1946 г. он совершил поездку в Москву, где убедил И. Сталина согласиться на сделку: в обмен на участие СССР в освоении нефтяных ресурсов Северного Ирана правительство Ирана признавало автономию Курдистана и Азербайджана и включало в свой состав трех членов партии Туде. Это была двойная игра. «Иранский вопрос» в ООН был снят в апреле 1946 г., после вывода советских войск; соглашение о создании советско-иранской компании для освоения нефтяных ресурсов было подписано, но нуждалось в ратификации. Английские же войска были выведены из страны еще в марте 1946 г. Таким образом, главная цель Кавама эс-Салтане была достигнута.Сепаратистские настроения существовали и в других районах Ирана— в Гиляне, Мазандаране, Хорбсане. Летом 1946 г. начались волнения на Юге: в провинции Хузестан произошли столкновения с арабскими племенами. В августе 1946 г. Каваме вывел из состава правительства трех членов Туде, формально — по требованию арабских племен. Меджлис тем временем объявил соглашение по разработке нефтяных ресурсов, заключенное с СССР, недействительным. В декабре 1946 г. были разгромлены автономные правительства и Азербайджане и Курдистане.Кавам эс-Салтане был смещен с поста премьера в Конце 1946 г., после чего правительства сменялись как в калейдоскопе. Шах попытался усилить свою власть, особенно после неудавшегося покушения на его жизнь 4 февраля 1949 г. Он получил право роспуска меджлиса, право назначения половины депутатов сената; обрушил репрессии на недовольных, запретил партию Туде, проводил сотни арестов.Шах явно решил ориентироваться на США, дабы ослабить зависимость от Англии и СССР. С октября 1947 г. расширяются полномочия американской военной миссии в Иране. В мае 1950 г. заключено американо-иранское соглашение о взаимной помощи в целях обороны: из США должны пойти поставки вооружений, на американских инструкторов возлагалась задача переобучения армии. Предусматривалось строительство портов, дорог и прочей военной инфраструктуры. В октябре 1950 г. подписано соглашение о технической помощи США Ирану в области образования, здравоохранения и сельского хозяйства. В его рамках заключено также соглашение с американской нефтяной компанией «Стандарт-Ойл»; импорт американских товаров в Иран резко вырос.Вскоре вопрос о нефти стал фактором, разжигающим националистические устремления в Иране. По соглашению 1933 г. с Англо-иранской нефтяной компанией (АИНК) Иран получал доходы, исходя из объема добычи нефти. С тех пор она увеличилась более чем в три раза—к концу 1940-х гг. Иран добывал свыше 32,5 млн. т. На его территории (г. Абадан) находился крупнейший в мире нефтеочистительный завод. Расчеты на доходы от продажи нефти в 1947— 1948 гг. не оправдали ожиданий Ирана, начались переговоры с АИНК о пересмотре соглашения.В 1949 г. заключено новое соглашение с Англо-иранской компанией, согласно которому Иран получал 50% отчислений от прибылей, а также выплаты из резервного фонда компании.; В январе 1950 г. генерал Али Розмара стал премьер-министром Ирана; он и внес соглашение с АИНК на ратификацию меджлиса. Однако к тому времени националистические страсти разгорелись не на шутку.В стране развернулось движение за национализацию Англо-иранской нефтяной компании, его инициаторы требовали передать всю прибыль от Нефти в руки иранцев.Осенью 1949 г. создан Национальный фронт — политическая партия националистов во главе с Мохаммедом Моссадыком. Это был весьма своеобразный деятель, склонный временами к истерии, временами к ипохондрии; за границей его манера поведения зачастую высмеивалась, но в самом Иране он имел бешеную популярность.Уже с февраля 1950 г. Моссадык добился успеха на выборах в меджлис, а в июне 1950 г. под его руководством в парламенте создана специальная комиссия по нефти. По рекомендации этой комиссии и было отвергнуто в ноябре 1950 г. соглашение с АИНК.14 марта 1951 г. генерал Али Розмара был убит религиозным фанатиком из организации «Поборники ислама». На следующий день меджлис принял решение о национализации АИНК. Через несколько недель утверждены условия национализации. Проведение всех мероприятий поручено М. Моссадыку, который и был назначен премьер-министром Ирана с 29 апреля 1951 г.

Борьба за национализацию нефтяной промышленности в начале 1950-х  гг.М. Моссадык действовал довольно решительно: в течение двух месяцев управление всеми нефтяными ресурсами было передано в руки специально созданной Иранской нефтяной компании, и к октябрю 1951 г. все английские служащие в Иране были уволены. Солидная доля акций АИНК принадлежала английскому правительству, что придавало всей ситуации политический оттенок.Англия сразу же обратилась в Международный суд в Гааге, который принял решение: сохранить статус-кво и урегулировать спор путем переговоров. В течение нескольких месяцев предпринимались попытки решить данную проблему; на это были направлены посреднические усилия специального представителя президента США Г. Трумэна. Однако экстравагантное поведение М. Моссадыка во время его официального визита в США осенью 1951 г., его заигрывание с СССР и иранскими коммунистами, очевидно, побудили американцев вскоре полностью встать на сторону англичан. США отказали М. Моссадыку в займе. Его усилия привлечь в качестве консультанта знаменитого Ялмара Шахта (экономического советника А. Гитлера) также ни к чему не привели — он был не в состоянии что-либо сделать в сложившейся ситуации.После начала конфликта добыча нефти в Иране фактически прекратилась, остановился и центр нефтепереработки в Абадане, прекратили работу другие нефтеперегонные заводы. Англия вывела из страны весь флот нефтеналивных судов, лишила Иран каналов сбыта нефти, заморозила все финансовые авуары Ирана за рубежом. Это полностью подорвало экономику, финансовое положение Ирана резко ухудшилось. М. Моссадык пытался осуществить ответные меры, в частности, были блокированы все финансовые операции Английского банка в Иране, а 30 июля 1952 г. его деятельность была прекращена, с января 1952 г. в Иране закрыты все 9 английских консульств. Но все это не помогло решению экономических проблем самого Ирана.В октябре 1951 г. Англия передала этот вопрос в Совет Безопасности ООН, но СССР, поддерживая Иран в конфликте, блокировал принятие решений. Экономика — в параличе, во внешней торговле — огромное отрицательное сальдо, иностранных займов нет, цены и дефицит бюджета растут. Но при этом росла и политическая популярность М. Моссадыка, что и подтвердили события лета 1952 г.Когда 13 июля 1952 г. Моссадык потребовал от меджлиса чрезвычайных полномочий на 6 месяцев и получил отказ, он демонстративно подал в отставку. В стране сразу же начались массовые забастовки и демонстрации — толпы разъяренных людей требовали вернуть его на пост главы правительства.С 22 июля 1952 г. Моссадык вновь возглавил правительство и получил от меджлиса чрезвычайные полномочия. Это стало его триумфом, которым он в немалой степени обязан поддержке лидера меджлиса, муллы А. Кашани, члена Национального фронта. Но экономическая и социальная ситуация в стране продолжала ухудшаться, Моссадык так и не смог найти альтернативных источников денежных средств.Тем временем слабели и политические позиции самого М. Моссадыка: он рассорился с А. Кашани, все чаще его инициативы наталкивались на оппозицию в меджлисе, назревал раскол в Национальном фронте. Правда, после неудачного покушения на Моссадыка в феврале 1953 г. ему удалось на короткое время переломить ситуацию, даже получить от меджлиса полномочия главнокомандующего. Но в июне 1953 г. Национальный фронт распался и Моссадык лишился в меджлисе большинства.Тогда он решил обратиться к народу — в августе провел референдум и по его итогам распустил меджлис. Но это уже переполнило чашу терпения шаха. 19 августа 1953 г. последовал указ о смещении М. Моссадыка; новый премьер-министр — зять шаха, генерал Захеди, арестовал Моссадыка, и последующие два года он провел в тюрьме.За это время были урегулированы спорные проблемы во взаимоотношениях с Англией. В декабре 1953 г. восстановлены дипломатические отношения и начаты переговоры, завершившиеся в апреле 1954 г. подписанием соглашения о создании Международного нефтяного консорциума (МНК). Суть его состояла в следующем: 60% акций АИНК передавалось 7 иностранным компаниям, которые выплачивали компенсацию в размере 390 млн. фунтов, из них наличными 240 млн. фунтов; эти акции делились таким образом: 5% передавалось американским компаниям, 14 — англо-голландской корпорации «Ройал-Датч-шелл», 6 — французам; 40% — оставалось в АИНК. Консорциум получал право эксплуатировать все нефтяные месторождения и нефтеочистительные заводы в Иране сроком на 25 лет. Нужно иметь в виду, что себестоимость добычи иранской нефти составляла в то время 1,2 долл. за тонну, а прибыль — 12,5 долл. за тонну — была самой высокой нормой прибыли от нефтяного бизнеса в мире.

 

33. «Белая  революция шаха и народа»   в Иране

Укрепление шахского режима к началу 1960-х гг.В 1955 г. шах окончательно определился в своей внешнеполитической ориентации в сторону Запада: страна вступила в Багдадский пакт. Иран стал первым получателем американской помощи, в рамках 4-го пункта «доктрины Трумэна» о военно-экономической помощи некоммунистическим государствам. Активизировались и личные контакты: в 1959 г. шах совершил официальный визит в Лондон; в том же году состоялся визит в Тегеран президента США Д. Эйзенхауэра, подписано ирано-американское военное соглашение.Приняты меры для открытия иранской экономики: в 1955 г. вступил в силу закон о поощрении иностранного капитала в Иране, а в 1957 г. даны гарантии частным инвестициям. В 1958 г. принят закон об отмене ограничений на деятельность иностранных банков; к тому времени в Иране уже действовало свыше тысячи иностранных компаний.Экономический рост составил 5% в год, но местная промышленность страдала от иностранной конкуренции. Импорт в 5 раз превышал экспорт, что создавало проблемы с валютой. Все это в значительной мере объяснялось традиционной для страны коррупцией и архаичной структурой экономики. В плане на 1955—1962 гг. было принято решение сделать упор на развитие государственных предприятий, инфраструктуры и ирригации. На эти цели из бюджета выделен 1 млрд. долл, Но значительным тормозом в реализации принятого решения стала узость внутреннего рынка, так как большинство населения было сельским, и уровень его доходов был очень низок. Частный капитал устремлялся в наиболее доходные сферы: строительство жилых домов и отелей, розничную торговлю, импорт предметов роскоши. Реальный сектор экономики страдал от нехватки инвестиций.В конце 1954 г. у шаха умер единственный брат и возникла угроза дальнейшему существованию династии. Однако после третьей женитьбы и рождения наследника в 1955 г. подобные проблемы уже не волновали Мохаммеда Реза Пехлеви.Он принялся укреплять центральную власть. В 1956 г. предпринимаются попытки расширить местное самоуправление с целью ослабить плияние местных землевладельцев. В Иране создаются районные и провинциальные советы. В 1957 г. шах получает право отлагательного вето на законы, принятые меджлисом, и устанавливает свой контроль над выборами. В том же 1957 г. — с целью популяризации династии — создается Фонд Пехлеви. Эта организация приобрела огромные масштабы, занималась благотворительной деятельностью, давала деньги на развитие здравоохранения и образования. С этого же года шах стал периодически проводить пресс-конференции.Прилагались усилия и для преодоления коррупции: в 1958 г. был принят закон, запрещавший государственным служащим, членам правительства и депутатам меджлиса участвовать в коммерческих сделках по государственным контрактам. В следующем, 1959 г., принят закон, обязавший всех чиновников и военных давать исчерпывающие сведения о своих доходах. Кстати, на основании этих сведений многие высокопоставленные чины попали в тюрьму.Шах уделял особое внимание укреплению силовых структур. Военные расходы имели безусловный приоритет: в период 1953—1960 гг. они в 4 раза превышали совокупные расходы Ирана на сельское хозяйство, промышленность, горное дело и ирригацию. В 1957 г. была создана тайная полиция САВАК, которая в скором времени стала всемогущей организацией, осуществлявшей репрессии в отношении недовольных и подвергавшей пыткам политзаключенных.М. Реза Пехлеви был образованным человеком, он понимал, что для успешной модернизации страны необходимо коренным образом изменить устаревшую структуру экономики. Начинать следовало с аграрного сектора. Уже в октябре 1958 г. в Иране было запрещено взимать подати натурой. В декабре 1959 г. принят первый закон об аграрной реформе: устанавливался максимум земельных владений в 400 га; остальные наделы предусматривалось отчуждать в пользу казны и продавать крестьянам в рассрочку на 15 лет. Второй закон принят 9 января 1962 г.: землевладение ограничивалось землями одной деревни, всю остальную следовало передать в государственный фонд, из которого с марта 1962 г. землю получили 753 тыс. крестьянских семей.Все эти преобразования вызвали сильное сопротивление общества, даже в среде крестьян. Дело в том, что многие землевладельцы относились к крестьянам как главы родов: помогали в трудную минуту выжить, давали пропитание и работу. Теперь же крестьяне были предоставлены самим себе, а те, кто не выдерживал конкуренции, были обречены.Покушение на земельную собственность осудило и шиитское духовенство; после смерти бесспорного лидера, аятоллы Боруджерди, его сменил аятолла Рухолла Хомейни. Он также решительно осудил аграрные реформы шаха, назвал их «богопротивными».Студенчество, рабочие, предприниматели частного сектора требовали большего участия меджлиса в делах страны. С I960 г. был воссоздан Национальный фронт, который возглавили Санджаби и Базарган. Оппозиция сплачивалась в единую силу. С начала 1962 г. по всей стране прокатились демонстрации с требованиями свободных выборов, в июле того же года вынужден уйти в отставку премьер-министр Али Амини. Но шах решил продемонстрировать силу. На 28 января 1963 г. был назначен референдум, который считается отправной точкой всех последующих реформ.

Реформы «белой революции». На референдум в январе 1963 г. выносилось сразу 6 вопросов: 1) об аграрной реформе; 2) о национализации лесов; 3) об изменении закона о выборах в меджлис; 4) об участии рабочих в прибылях предприятий; 5) о продаже части государственных предприятий для финансирования реформ; 6) о создании в армии «корпуса просвещения». Референдум, как и следовало ожидать, принес полную победу правительству шаха — 99,9%. Понятно, что шах рассчитывал опереться на силовые структуры, а не на поддержку общества.По аграрной реформе максимум землевладения в 500 га сохранялся лишь за хозяйствами, использующими технику и наемный труд, т. е. фермеров. Остальные излишки надлежало или сдать в аренду крестьянам на 30 лет с фиксированной рентой (так поступили 90% владельцев), или продать государству, или поделить с крестьянами. Земли религиозных общин — вакуфы — были отданы в аренду на 99 лет или выкуплены государством.Аграрная реформа предусматривала и создание крестьянских кооперативов. В 1963 г. создан специальный Центр по руководству кооперативным движением, который оказывал помощь в приобретении инвентаря, организации сбыта, в подготовке кадров. Кооперативы получали разного рода государственные льготы, в частности, кредиты предоставлялись кооперативам под 6% годовых, в то время как у банков их можно было получить под 12%, а у ростовщиков — 30% годовых.В 1969 г. правительство приняло решение активизировать работу по созданию кооперативов: они освобождались от уплаты налогов на срок до 10 лет, получали от государства кредиты и безвозмездные ссуды. Была объявлена амбициозная программа сноса старых населенных пунктов и строительства новых деревень (67 тыс. малых и 30 тыс. крупных). Сменялись старые названия, разделялись семейные кланы. Тем самым, очевидно, пытались устранить племенные раздоры, но делалось все насильственно: деревни сносились бульдозерами, крестьян вынуждали отказываться от недавно приобретенных прав на землю. В обмен они получали пай в соответствии с количеством переданной земли и фиксированную оплату труда — 1 долл. в день. Строились специальные города-модели, которые застраивались стандартными домами из двух комнат; создавались все удобства для проживания: дома обеспечивались водопроводом, возводились школы, больницы, дороги.Особенно активно эти меры стали проводиться с апреля 1971 г., когда был принят закон о создании крестьянских кооперативов. К 1972 г. половина всех крестьян в стране состояла в кооперативах — их число достигло 8,5 тыс. Особое недовольство населения вызывали специальные кампании вроде проекта Дез в Северном Хузестане (1972—1975), когда для нужд орошения у крестьян было изъято 100 тыс. га земли; сами они были вынуждены вступить в кооперативы и получать фиксированную плату за свой труд, а жить в стандартных домах.Шах проявлял подчеркнутую заботу о крестьянах. Еще в 1965 г. издан Указ о создании сельских Домов справедливости, в которых крестьяне должны участвовать в разбирательстве местных жалоб. Это было сделано с целью ограничить влияние духовенства. В сентябре 1968 г. последовал Указ о сельских Домах культуры, которые призваны были организовывать кружки ликвидации неграмотности, библиотеки, детские сады, кинопрокат, проводить спортивные и прочие массовые мероприятия.С 1966 г. в иранской армии действует «корпус современных методов ведения сельского хозяйства»: солдаты занимались благоустройством населенных пунктов, знакомили крестьян с передовыми методами обработки земли, учили использовать технику и удобрения. В 1969 г. принят закон об обязательном страховании сельских жителей.Но далеко не все крестьяне с одобрением отнеслись к этим нововведениям, многие видели в них лишь отступление от норм ислама й преклонение перед Западом. Не все смогли вписаться в новую жизнь. Почти 40% сельского населения вынуждены были покинуть деревни и поселиться в городах. Эти мигранты из деревень стали питательной средой для оппозиции шаху, для роста исламских настроений в обществе.С приходом «белой революции» в 1962—1972 гг. Иран стал показывать самые высокие темпы экономического роста в мире — 12,5% в год. После 1973 г, когда было принято решение ОПЕК о повышении цен на нефть, темпы еще ускорились: 1973 г.- 21,2%, 1974 г. — 36, 1975 г. — 42%. Доля ВНП на душу населения в 1975 г. достигла 1274 долл. Это было связано не только с ценами на нефть. Иран богат и другими видами ресурсов, а правительство шаха ставило целью развивать все отрасли экономики. В пятилетнем плане 1963—1968 гг. упор был сделан на строительство трубопроводов, а также предприятий сталелитейной и химической промышленности в государственном секторе. Из бюджета выделены капиталовложения в сумме 2,7 млрд. долл. На следующие пять лет (1968—1972 гг.) выделено уже 10 млрд. долл. Велось широкое жилищное строительство, создавались государственные предприятия тяжелой промышленности, инфраструктура, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.По плану 1973—1978 гг. государственные инвестиции составляли 36 млрд. долл., но уже в 1973 г. внесены коррективы — 70 млрд. долл. Только за 1973 г. на нужды развития ушло 17,2 млрд. долл., на военные цели — 10 млрд., а на здравоохранение, образование и социальное страхование — 8,5 млрд. долл. С 1963 по 1973 г. отчисления от добычи нефти в казну Ирана выросли в 6 раз, а в 1973 г. все нефтепромыслы страны перешли в руки иранского правительства. К тому же в 4 раза подскочили мировые цены на нефть. Доходы Ирана от продажи нефти в 1974 г. превысили 18 млрд. долл. Всего за период 1972—1977 гг. страна получила за нефть 70 млрд. долл.Резко возросшие доходы позволили Ирану тратить огромные суммы на оплату импорта, но одновременно шах развивал в стране и собственную промышленность. Упор делался на расширение добывающих отраслей: производство известняка, соли, фосфора, гипса, мрамора, угля, свинца, цинка, хрома, алебастра, железной руды; добывались также золото и драгоценные камни. Иран вышел на 6-е место в мире по производству меди.Шло широкое строительство предприятий, производящих предметы потребления: автомобили, велосипеды, одежду. Во многих случаях государство субсидировало производство, так что оно обходилось в Иране дороже, чем импортные товары. Создавались также мощности по производству станков, дизелей, тракторов, электрооборудования, алюминия и т. д., в основном в государственном секторе.Была принята программа строительства атомных электростанций: всего предполагалось построить 25 АЭС, из них 4 шах успел ввести В строй. Атомная программа стала одной из главных тем оппозиционных выступлений.Резкое увеличение доходов радикально изменило финансовое положение страны. Иран превратился в экспортера капитала: только лишьВ 1974 г. правительством выдано кредитов за рубеж на сумму в 9 млрд. долл. Иран стал давать займы европейским странам, МВФ, скупать акции зарубежных кампаний как в самом Иране, так и за рубежом.Однако бурный экономический рост повлек за собой и некоторые негативные последствия. Прежде всего появилась инфляция — рост цен особенно тяжело отразился на традиционных сферах производства, которые не были затронуты экономическим подъемом.Закупая огромное количество товаров по импорту, иранцы не учитывали отставание собственной инфраструктуры. В 1976 г. пропускная способность всех иранских портов составляла 11 млн. т, а объем импорта — 18 млн. т; поэтому торговые суда стояли в портах по 160 суток без разгрузки, ожидая своей очереди. Возникла проблема и с хранением разгружаемых товаров — по причине нехватки складских помещений и холодильников терялось до 30% продовольствия.Далее, возросла зависимость Ирана от мирового рынка: когда в 1976—1977 гг. в мире разразился кризис и финансовые доходы Ирана оказались меньше, чем планировалось, это сразу же вызвало трудности. Пришлось пересматривать планы развития, сокращать масштабы международной помощи, замораживать строительство многих промышленных объектов.Но самое главное, экономические реформы вызвали недовольство у большей части населения (свыше 2/3), занятого в традиционном секторе. Это были так называемые базари — ремесленники и торговцы, занятые в традиционном производстве. Бурное внедрение современного уклада выбивало у них почву из-под ног и приводило к их стагнации.Недовольство ощущалось и в частном секторе современного уклада: более половины всей продукции давал государственный сектор, на него шла большая часть национальных ресурсов. Чиновники вмешивались в сферу внешней торговли, вымогая взятки. Все это вызывало негодование в обществе. Коррупция в государственном аппарате приобрела огромные масштабы.Шах провел реформы и в других сферах общественной жизни. Еще с 1963 г. в иранской армии действовал «корпус просвещения»: послеспециальной 4-месячной подготовки военнослужащие посылались на 14 месяцев в деревни, где работали на курсах ликвидации неграмотности. За 10 лет там отработало 100 тыс. человек, многие из них так и остались учителями в деревнях. За это время было обучено около 1 млн. детей и 0,5 млн. взрослых, за что корпус удостоен международной премии ЮНЕСКО в 1972 г.Расширилась и обычная школьная сеть; число грамотных людей в Иране выросло в несколько раз, и они составляли половину населения. В 1974 г. в стране введено 8-летнее бесплатное образование, школы переориентированы на профессиональную подготовку технических специалистов и специалистов сельского хозяйства.Особое внимание уделялось в Иране развитию высшего образования: если в 1964 г. в стране было 27 высших учебных заведений, то в 1974 г. их стало уже 148. В несколько раз выросло число студентов, из них 7з составляли девушки. К этому следует прибавить также обучение в лучших университетах мира за рубежом — 18 тыс. иранцев ежегодно обучались за счет государства.Изменения произошли и в сфере здравоохранения. Удалось существенно улучшить соблюдение санитарно-гигиенических норм, что способствовало ликвидации эпидемий малярии, оспы, холеры. Средняя продолжительность жизни, которая еще в 1950-х гг. составляла 27 лет, увеличилась к 1974 г. до 55 лет. В 1964 г. в иранской армии создан «корпус здравоохранения»-, до 1974 г. в сельских районах страны им были открыты 450 медицинских пунктов и еще 94 медпункта сельского социального страхования. Расширилась подготовка врачей в системе высшего образования; их число в Иране выросло в 2 раза.Разительно изменилась ситуация с положением женщин. Еще 3 марта 1963 г. они получили избирательные права, что вызвало резкое осуждение со стороны аятоллы Хомейни. В мае 1967 г. в Иране принят закон о расширении прав женщин в семейных отношениях: отныне временные браки в Иране запрещались, число жен ограничивалось двумя, причем вторую жену муж мог взять только с согласия первой. Закон разрешал развод только по постановлению суда; за ним же оставлялось решение в отношении детей.В 1974 г. принят еще один закон, расширивший права женщин. Женщины заняли свое место во всех сферах общественной жизни, появились они и в административном аппарате, и даже на высших постах. Так, в 1974 г. три женщины занимали посты замминистра, одна — министра просвещения, 17 женщин были депутатами меджлиса.Все эти меры воспринимались в Иране с возмущением значительной частью общества, воспитанного в духе исламских традиций и морали. Даже расширение системы образования встречало осуждение, поскольку, с точки зрения традиционной морали, женщины, например, не должны быть образованными. Направление иранцев для учебы за границу также оценивалось негативно, так как считалось, что человек не должен длительное время находиться вне исламских обычаев и традиционного уклада жизни. В целом реформы «белой революции» создали социальную оппозицию режиму шаха вне зависимости от его намерений.Позиция шиитского духовенства стала фактором, сплачивающим оппозицию; оно осудило все реформы шаха. Правительство проводило аресты; неоднократно арестовывался аятолла Рухолла Хомейни, самый авторитетный из духовных лиц. В 1964 г. он был выслан из страны, проживал в Турции, Ираке, Франции. Отовсюду в Иран шли листовки и кассеты с записями обличительных выступлений Хомейни. Это стало подтачивать режим шаха, хотя внешне Иран казался оплотом стабильности в регионе — иранская армия насчитывала в 1970-е гг. 350 тыс. человек. Но в стране были и 200 тыс. мулл, распространявших проповеди аятоллы Хомейни.

Информация о работе Новейшая история стран Азии и Африки 1945--ХХІ в