Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:35, реферат
Новый подъем национально-освободительного движения произошел после второй мировой войны. Именно в послевоенный период кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад. Распад колониальных империй сопровождался как ведением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индокитае, Малайе) колониальных войн, так и попытками сохранить политическую зависимость колоний в новых юридических формах. Великобритания использовала в этих целях форму содружества, значительно видоизменив его. Членами Содружества (официальное название объединения с 1948 г.) наряду с Великобританией и "старыми" доминионами могли теперь стать бывшие колонии, получившие статус доминиона, и даже новые республики. Однако связи внутри Содружества продолжали неуклонно ослабевать. В 1948 г. Ирландия отвергла статус доминиона, провозгласила себя республикой, и вышла из Содружества; впоследствии специальным британским законом было упразднено и само понятие доминиона. Индия и Шри Ланка, которые приняли республиканские конституции в 50-х гг., остались в Содружестве, однако перестали принимать участие в совещаниях по вопросам обороны. В результате этого единая система обороны Содружества стала распадаться, хотя само Содружество и в настоящее время объединяет почти 50 государств.
Спорт.Национальным спортом Индии является хоккей на траве, а самым популярным видом спорта — крикет. В некоторых штатах, таких как Западная Бенгалия, Гоа и Керала, широко распространён также и футбол. В последнее время приобрёл значительную популярность теннис. Шахматы, исторически происходящие из Индии, также пользуются большой популярностью и число индийских гроссмейстеров постоянно возрастает. К традиционным видам спорта, распространённым по всей стране, принадлежат кабадди, кхо-кхо, и гилли-данда. Индия также является родиной йоги и древнеиндийских боевых искусств, — Каларипаятту и Варма-калай. У индусов есть свое мировоззрение. Одно из понятий, по которым живут индусы это ахимса или ненасилие. Этот образ жизни проповедовал Мохандас Ганди.
Кастовая система, известная во всем мире четко, делит все индийское общество на сословия. Уже с самого рождения человек принадлежит к той или иной касте, и поэтому повлиять, на то к какой касте принадлежать он не может. Но индусы принимают это со смирением, т.к. считают свою участь, как предопределенную его прошлой жизнью, или кармой. Со временем было образованы и более низки «подкасты», их дискриминация в Индии была запрещена с 1948 года. Но, не смотря на это, на сегодняшний день они все еще влачат жалкое существование. Профессии и ремесла в Индии, распределялись между кастами. Кастовая система отводила не только каждой касте социальное место, но и делила индусов на расы. Само понятие «варна» или каста означает цвет. Первые три касты состояли из светлокожих, а последняя, включала в себя темнокожих коренных жителей.
Домашний быт современного индуса в значительной мере зависит от места его проживания и уровня его доходов. Условия жизни в городах, по большому счёту, ни чем не отличаются от быта людей живущих в развитых странах. Обеспеченные индийские семьи живут в домах со всеми удобствами, водят автомобили, имеют современную технику и мебель. Но, правда, качество услуг не всегда высокое, например, стабилизатор напряжения для дома просто незаменим из-за больших бросков в электрической сети Индии. Но в городах нет проблем с установкой этого нехитрого приспособления. На первом месте у жителя Индии находятся покой и удовлетворенность жизнью. Они не гонятся за богатством и не спешат делать карьеру, как европейские люди.
В брак между собой могут
вступать лишь люди из одной касты
и верующие в единого Бога. Стоит
отметить, что современные индусы
всё больше предпочитают браки по
любви, а не браки по принуждению
их семей. Мужчина, как правило, –
это добытчик денег, а женщина
– хранительница домашнего
26.Афганистан (1945-1973гг)
Афганистан в правление короля Мохаммеда Захир-шаха. Мохаммед Захир-шах стал афганским королем в 1933 г. Это был образованный человек, понимавший необходимость и желательность модернизации. Он хорошо разбирался в специфике Афганистана и исходил из того, что любые реформы должны проводиться постепенно, что не следует подвергать крутой ломке традиционный уклад жизни. Этим и объясняется его политика весьма осторожной модернизации — новшества касались лишь крупных городов, главным образом Кабула. В дела регионов король никогда не вмешивался, за что его и почитали, оказывали знаки внимания. М. Захир-шах правил страной с ограниченными природными ресурсами и сложным этническим составом населения. Половину его составляют пуштуны — гордый и воинственный народ, живущий по обычаям своих предков (кодекс пуштун-вапи) и придерживающийся строгой иерархии племенных групп и кланов. В приграничных районах на Юго-Востоке Афганистана пуштуны живут в так называемых племенных зонах, где административная власть полностью принадлежит вождям. Король вынужден был считаться со свободолюбивыми горцами, поэтому земельные налоги были минимальны, таможенные сборы также, поскольку контрабанда, была главным экономическим видом деятельности племен. Среди пуштунов можно выделить две племенные группы: дуррани и гильзаи. Дуррани долгое время господствовали в стране, они окружали королевскую семью. Их отношения с гильзаями были отягчены драматическими событиями еще с прошлых веков. Восточнопуштунские племена традиционно враждебно были настроены по отношению к Кабулу — они проживали на территории Британской Индии и по численности населения не уступали пуштунам Афганистана. После провозглашения независимости Пакистана эта территория отошла к нему. Афганистан долгое время настаивал на создании единого пуштунского государства, вплоть до Синда и Белуджистана, но Пакистан отверг эту идею. На протяжении длительного времени между двумя странами были крайне натянутые отношения; Пакистан даже объявил Афганистану экономический бойкот. В споре пытался посредничать в 1950 г. иранский шах, но это ни к чему не привело. В то же время с СССР Афганистан поддерживал исключительно дружеские отношения; более того, Афганистан стал первой в мире некоммунистической страной, получаваюй советскую помощь (1953). Впрочем, его зависимость от СССР была чисто символической и до 1978 г. выражалась прежде всего в сотрудничестве по строительству дорог. В 1960-х гг. были проложены главные из них — две: на западе Кушка-Герат — Кандагар, на востоке Мазари-Шариф — Кабул (через хребет Гиндукуш). Помощь Афганистану оказывали также Франция и КНР, в стране открывались совместные предприятия с немцами, японцами, индийцами (в Кабуле проживают тысячи сикхов). Одновременно с помощью СССР сооружался ирригационный комплекс в Джелалабаде, строились ГЭС и авторемонтный завод в Кабуле. Перемены в общественной жизни страны происходили медленно. В 1959 г. отменено обязательное ношение паранджи, в 1960 г. женщины получили доступ к государственной службе. Постепенно развивалось здравоохранение, расширялась система образования, в Кабуле открывались школы, где преподавание велось по западным программам (Немецкий лицей, Французский лицей). В 1964 г. в Афганистане принята новая Конституция: она закрепляла за парламентом издание законов, а за королем — их утверждение. Но король вынужден был считаться с парламентом, он не мог его распустить или манипулировать им по примеру иранского шаха. Парламент состоял из двух палат: нижней — Народного совета и верхней — сената. Последняя на 2/3 состояла из назначенцев короля. В 1965 г. парламент принял закон о политических партиях; хотя король его не утвердил, партии начинают появляться. Одной из первых в 1965 г. образовалась партия НДПА (Народно-демократическая партия Афганистана). Она была создана на базе марксистских кружков, сложившихся вокруг редакций газет «Хальк»и «Парчам». Их членами была элита общества — служащие королевской администрации, офицеры, интеллигенция. Почти сразу же партия раскололась на две фракции с одноименными названиями: «Хальк» и «Парчам». Первая считалась более радикальной, ее основу составляли пуштуны, лидерами были Hyp Мохаммед Тараки и Хафи-зулла Амин. Во фракцию «Парчам» входили в основном таджики (которые составляли 20% населения) и другие северные народности, ее лидером избран Бабрак Кармаль. Обе фракции крайне враждебно были настроены друг к другу, постоянно конфликтовали между собой. В 1965 г. принят закон о печати; в стране стали выходить частные газеты и журналы.
В конце 1960-х гг. в Афганистане проявились первые признаки недовольства даже постепенной модернизацией. Прошли погромы в Кабуле, который стал центром европейских нововведений в стране. Появилась организация «Братья мусульмане», впервые заявили о себе такие деятели, как Гульбеддин Хекматиар и Бурхануддин Раббани: они принципиально были настроены против введения любых элементов западной культуры. В 1970—1971 гг. страну постигла засуха, разразились эпидемии, что привело к массовому падежу скота. Кроме того, завершалось строительство крупных объектов, и поэтому многие работники-строители подлежали увольнению. Эти экономические факторы дали дополнительные основания сторонникам свержения короля М. Захир-шаха. Он был свергнут в 1973 г, в результате военного переворота (когда совершал турне по европейским странам). Монархия была низложена, президентом провозглашен двоюродный брат короля — Мохаммед Дауд.
27.Республика при М. Дауде (1973—1978)
Лидеры обоих фракций НДПА помогли М. Дауду прийти к власти, и поначалу он их приблизил к себе, назначив на ключевые министерские посты. Были приняты меры по социальной защите населения, установлен 7,5-часовой рабочий день, в 2,5 раза повышена заработная плата работникам государственного сектора, введены отпуска, пенсии, социальное страхование, но все это касалось лишь ничтожной части афганцев. В 1974 г. провозглашена национализация частных банков и внешней торговли. Но как воплотить это в реальность? Подобный же декларативный характер носили и меры по ограничению деятельностииностранного капитала. Решение 1975 г. об аграрной реформе предусматривало наделение крестьян землей из государственного фонда, который формировался за счет конфискации излишков земельных владений, превышающих установленный максимум в 20 га. Каким образом собирались проводить эти меры в жизнь — непонятно. Важным политическим шагом стало также создание правительственного управления по ликвидации неграмотности. Государство взяло в свои руки полный контроль над образованием, все школы и учебные заведения были переданы в ведение министерства просвещения. Но реакцией на подобные реформы стало восстание на Востоке страны в 1975 г. На возросшее сопротивление правительство М. Дауда ответило ужесточением режима. Вскоре начались конфликты с НДПА. Постепенно все министры от НДПА были вытеснены из правительства. В начале 1977 г. принята новая Конституция, в соответствии с которой М. Дауд провозглашен пожизненным президентом. Однако М. Дауд не мог осуществлять полный контроль над армией, где было немало офицеров, связанных с НДПА. В июле 1977 г. «Хальк» и «Парчам» вновь объединились в единую партию и постановили: готовить свержение режима М. Дауда. Последний, очевидно, знал о готовящемся заговоре: в апреле 1978 г. он провел превентивные аресты лидеров НДПА, но это не помогло. 27 апреля 1978 г. командующий военно-воздушными силами Афганистана полковник Абдул Кадыр (он, кстати, возглавлял переворот и в 1973 г.) захватил власть и отстранил М. Дауда. Сам М. Дауд был убит. Лидеры НДПА были освобождены из тюрем. Создан Революционный совет, который и объявил себя высшей властью в Афганистане. Во главе его стоял Н.М. Тараки, его первым заместителем был Б. Кармаль. X. Амин стал министром иностранных дел и начальником службы безопасности, А. Кадыр — министром обороны.
28. Переворот 1978 г в Афганистане. Борьба в руководстве ДРА(1978-1979)
Население Афганистана в своем большинстве восприняло события именно как переворот, как переход власти от одной племенной группы (дурраии) к другой (гильзаи), связанной с НДПА. Сразу же началась дележка «доходных мест» в администрации. Оценивая ситуацию объективно, следует отметить: никаких предпосылок для осуществления радикальных преобразований в Афганистане не было. Тем не менее люди, захватившие власть, надеялись на внешнюю поддержку, а именно на поддержку СССР. По сути начали интенсивно проводиться в жизнь реформы, объявленные еще во времена М. Дауда. Аграрная реформа проводилась без учета традиций землепользования. Крестьянам просто выдавали свидетельства о праве пользования землей и говорили: она ваша, никому платить больше не надо. Это вызывало неодобрительную реакцию населения, тем более когда в местные дела вмешивались совершенно посторонние люди из города. Пытались проводить аграрную реформу даже в зоне проживания племен, на что пуштуны ответили сопротивлением.Власти отменили долги — но непонятно, как растолковать крестьянину, что он никому ничего не должен, если ислам воспитал его в строгой заповеди «Не укради».Было конфисковано имущество королевской семьи и М. Дауда, началось широкое жилищное строительство в Кабуле, где появился новый микрорайон, построенный домостроительным комбинатом, созданным СССР. Но все это осуществлялось только в столице, для государственных чиновников, а за ее пределами жизнь шла своим чередом.Бурное возмущение вызывали меры по ликвидации неграмотности среди населения. Во-первых, дело это оказалось слишком дорогостоящим, так как на добровольной основе никто в Афганистане работать не будет. Во-вторых, пытались распространить кампанию по ликвидации неграмотности и наженащн, что противоречило нормам ислама, согласно которому женщина, а тем более замужняя, не должна быть грамотной. Большие недоразумения вызвала отмена махора, своего рода калыма за невесту.Все это привело к бунтам, в ходе которых погибло немало людей. В районе города Герат, на западе страны, были зверски убиты около 50 советских советников; при неясных обстоятельствах погиб и американский посол в Кабуле.
На оппозицию обрушились жестокие репрессии — по распоряжению начальника службы безопасности X. Амина людей убивали тысячами. Амин был деятельным человеком. Уже в июле 1978 г. объявлено о «раскрытии заговора» фракции «Парчам» — многие ее активисты арестованы, а лидер Б. Кармаль отправлен послом в Чехословакию. Постепенно Амин берет все больше власти в свои руки. Наконец в сентябре 1979 г. он убивает Н.М. Тараки, узурпирует власть и обращается к СССР с просьбой ввести войска в Афганистан, чтобы пресечь «контрреволюцию».В течение трех месяцев продолжалось единоличное правление X. Амина: он делал акцент на силовые методы проведения реформ. Оппозиционеры карались в массовом порядке, административные назначения проводились вопреки традициям. Так, руководителем города Герат был назначен кабулец, хотя в Афганистане хорошо известно о негативном отношении гератцев к жителям Кабула.Мулл расстреливали прямо на городских улицах. X. Амин был настроен решительно против религии, его лозунги «На помойку Коран!», «Я заставлю всех афганцев Читать только Маркса и Ленина!» могли лишь возбудить всеобщую ненависть.Сопротивление охватило всю страну, отряды оппозиции приближались к Кабулу, фактически город был блокирован со всех сторон.
29. Ввод советских войск в Афганистан. Афганистан в 80-е годы
27 декабря 1979 г. советские войска вторглись в Афганистан, X. Амин был убит, во главе Революционного совета поставлен Б. Кармаль.Последствия советского вторжения в Афганистан.В первые же дни из тюрем были освобождены тысячи заключенных, брошенных туда при X. Амине. Кабул был деблокирован, а 2/3 советских войск оказались на юго-западе Афганистана, совсем рядом с Персидским заливом и Белуджистаном, что вызвало большую тревогу у США и его союзников, которые усмотрели в этом стратегический замысел СССР. Советские действия в Афганистане были резко осуждены Организацией «Исламская конференция». США стали оказывать помощь Пакистану и оппозиционным силам в самом Афганистане. Все же устранение X. Амина смягчило режим в Кабуле: правительство попыталось наладить отношения с вождями племен, возобновились преподавание религии в школах, трансляция религиозных программ по телевидению, строительство мечетей. Многие реформы стали проводиться более осмысленно, усилилась экономическая подпитка со стороны СССР. Стало проявляться подчеркнутое одинаковое уважение ко всем национальностям. В частности, премьер-министром назначен Султан Али Кештманд, хазареец по национальности (к ним отношение в Афганистане традиционно было пренебрежительным). Но негативные последствия советского вмешательства намного превосходили позитивные. Во-первых, сопротивление афганцев резко возросло — ведь в стране появились «гяуры» (неверные), а значит,но традиции, на время афганцы должны забыть все внутренние распри и сплотиться против общего врага. Во-вторых, в условиях войны проводимые меры не давали должного эффекта; к тому же, несмотря на советскую помощь, экономическая ситуация в стране постоянно ухудшалась: росли цены, многие семьи, потеряв кормильцев, не могли себя обеспечивать, в стране начался голод, чего раньше не было никогда. Ситуация усугублялась продолжавшимся соперничеством между двумя фракциями «Хальк» и «Парчам», а также страшной коррупцией в государственном аппарате, всепроникающим бюрократизмом. Противники НДПА — «моджахеды» контролировали большую часть территории страны. Около 5 млн. человек находились за пределами Афганистана на правах беженцев. Попытки ООН с 1982 г. ограничить вмешательство извне в дела Афганистана ни к чему не приводили. Это побудило руководство СССР во главе с М.С. Горбачевым, который в апреле 1985 г. был избран генеральным секретарем ЦК КПСС, пойти на перемену курса. Впервые об этом стало известно в ноябре 1985 г., когда появились «10 тезисов» Б. Кармаля. В этом документе провозглашался отказ от прежней линии на жесткое противостояние с духовенством, предпринимателями, землевладельцами и вождями племен. Но вскоре выяснилось, что главным тормозом переменам стал именно сам Б. Кармаль. В мае 1986 г. он был заменен Мохаммедом Наджибуллой, жестким и решительным лидером, бывшим начальником службы безопасности. М. Наджибулла пуштун, выходец из влиятельного клана ах-медзай. Проводимая им политика оказалась более успешной: он стал договариваться с отдельными полевыми командирами о прекращении боевых операций, после чего передавал им власть в районах, которые они фактически контролировали. В Кабуле появились лагеря для прекративших сопротивление боевиков. В 1987 г. было объявлено о прекращении огня со стороны НДПА, СССР в свою очередь заявил о предстоящем выводе войск. 14 апреля 1988 г. было подписано соглашение между СССР, США, Афганистаном и Пакистаном о политическом урегулировании: до февраля 1989 г. войска СССР покидали Афганистан, США и Пакистан прекращали снабжать оружием мятежников. Вообще, всякое вмешательство извне в дела Афганистана должно быть прекращено. Советские войска были выведены из Афганистана в установленные сроки, однако ожидавшегося немедленного падения правительства М. Наджи-буллы не произошло.
Информация о работе Новейшая история стран Азии и Африки 1945--ХХІ в