Новейшая история стран Азии и Африки 1945--ХХІ в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:35, реферат

Описание

Новый подъем национально-освободительного движения произошел после второй мировой войны. Именно в послевоенный период кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад. Распад колониальных империй сопровождался как ведением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индокитае, Малайе) колониальных войн, так и попытками сохранить политическую зависимость колоний в новых юридических формах. Великобритания использовала в этих целях форму содружества, значительно видоизменив его. Членами Содружества (официальное название объединения с 1948 г.) наряду с Великобританией и "старыми" доминионами могли теперь стать бывшие колонии, получившие статус доминиона, и даже новые республики. Однако связи внутри Содружества продолжали неуклонно ослабевать. В 1948 г. Ирландия отвергла статус доминиона, провозгласила себя республикой, и вышла из Содружества; впоследствии специальным британским законом было упразднено и само понятие доминиона. Индия и Шри Ланка, которые приняли республиканские конституции в 50-х гг., остались в Содружестве, однако перестали принимать участие в совещаниях по вопросам обороны. В результате этого единая система обороны Содружества стала распадаться, хотя само Содружество и в настоящее время объединяет почти 50 государств.

Работа состоит из  1 файл

Noveyshaya_istoria_Azii_i_Afriki_posle_45_gg.docx

— 463.48 Кб (Скачать документ)

Однако перед Индией стоят, как и прежде, трудноразрешимые экономические проблемы. Две проблемы стоят наиболее остро.

1.Необходимо сохранять в экономике традиционный сектор: за нимв настоящее время закреплено около 500 наименований товаров. Даже в производстве станков и электроприборов около 60% приходитсяна мелкие предприятия, свыше половины текстильного производствападает на кустарей. Простой факт определяет экономическую политику: 10 млн. рупий инвестиций позволяют создать в современном секторе 360 рабочих мест, на мелких предприятиях — 1200 рабочих мест, а в традиционном секторе — 5,5 тыс. рабочих мест.

2.Усугубляется аграрное перенаселение: в Индии уже освоено под пашню свыше 1/2 части территории, и это больше, чем где-либо в мире  (в США— 16%, в Японии — 15%, в КНР — 11%). Возможностей дальнейшего увеличения пахотной земли практически нет — максимум 20 млн. га. Потенциал «зеленой революции» ограничен — ею охвачены лишь 20% хозяйств. Около 35 млн. крестьян имеют менее 1 га земли.  Поэтому перед Индией стоит дилемма — чему отдать предпочтение: более эффективному фермерскому пути или всеобщей занятости.

Есть проблемы социального плана, в частности неравенство в доходах: 20% населения, занятого в современном укладе, потребляют свыше половины национального дохода. Остается и проблема бедности, уровень ее, по сравнению с большинством других стран, явно высок. Но к чести Индии надо заметить, что ее грандиозные экономические и социальные проблемы решались в последние десятилетия в пределах страны исключительно собственными силами. В стране в настоящее время около 300 млн. человек относятся к среднему классу.

В 1990 г., Б. Бхутто была смещена со своего поста и власть в Пакистане перешла в руки исламских экстремистов, которые контролировали 2/3 парламента. Даже попытка налаживания политического диалога в начале 1990-х гг., подписание отдельных соглашений не приводили к улучшению отношений между Индией и Пакистаном.Уже осенью 1992 г. лидеры обеих стран обменялись крайне резкими заявлениями. Это было связано и с обострением ситуации в самом Кашмире. В 1994 г. Индия обвинила Пакистан во вмешательстве вовнутренние дела страны и потребовала возвратить территорию аннексированной части Кашмира.С 1996 г. правительство Индии вновь попытается нормализовать отношения с Пакистаном. Проводились консультации на высоком уровне; в апреле 1997 г. велась речь даже о создании конфедерации Индии с Пакистаном и Бангладеш, но летом того же года на границе вновь начались перестрелки.Аналогичная история произошла и во время правления Бхаратия Джаната парти, в период сессии СААРК в Коломбо. В июле 1998 г. состоялись переговоры между премьер-министром Индии А.Б. Ваджпаи и премьер-министром Пакистана Наваз Шарифом. В октябре 1998 г. переговоры вели министры иностранных дел. В феврале 1999 г. было открыто автобусное сообщение между странами, и А.Б. Ваджпаи отправился первым рейсом в Лахор, где встретился с премьер-министром Пакистана Н. Шарифом.Но в то время, когда происходил этот диалог, боевики уже готовились к вторжению в Кашмир. Весной 1999 г. вся пограничная линия в Кашмире превратилась в зону боев. Во время столкновений в Каргил-ле Пакистан потерял убитыми и ранеными 1,5 тыс. человек. Сотни миллионов долларов составили военные расходы. В мае 2001 г. на похоронах мусульманского проповедника Мухаммеда Фарака присутствовали все видные мусульманские деятели Кашмира; индийские силы безопасности открыли огонь по толпе. Это стало причиной нового обострения.

Сейчас внимание мировой  общественности приковано к развитию ядерных программ в обеих странах. Много шума наделали ядерные испытания  в Индии и Пакистане, проведенные  в мае 1998 г. Пакистан испытал такое  же количество зарядов, как и Индия, примерно той же суммарной мощности — даже в этом проявилось стремление не отстать от соседа любой ценой. Создаются и средства доставки. В начале 1990-х гг. Пакистан получил от КНР 50 ракет средней дальности М-11; Китай ведет также строительство завода по производству ракет в районе Исламабада. В 1997 г. в Пакистане испытана ракета «Хатф-III» с дальностью полета 800 км, что позволяет достигать крупных городов Индии.В Индии в 1997 г. было объявлено о завершении разработки двух моделей ракет «Притхви» класса «земля-земля» (с радиусом действия до 250 км) и началось их серийное производство. 11 апреля 1999 г. Индия провела успешный запуск ракеты «Агни-2», дальность полета которой составила 2 тыс. км. Сейчас проводятся испытания межконтинентальной ракеты «Сурья» с дальностью полета от 8 до 12 тыс. км.Но противостояние Индии и Пакистана близко к завершению, причем в пользу Индии. Об этом говорят все тенденции в развитии ее военного и экономического потенциала. При катастрофическом положении в экономике военные расходы Пакистана в пересчете на душу населения более чем вдвое превосходят показатели Индии. Кроме того, Пакистан сейчас явно находится под угрозой установления исламского фундаментализма и обострения других внутренних проблем, втянут в события в соседнем Афганистане.

12 октября 1999 г. в Пакистане  произошел очередной военный  переворот и власть захватил генерал Первез Мушарраф. Прежнее правительство было обвинено в коррупции и бездействии перед лицом экономического кризиса. К тому времени внешние долги страны превысили 34 млрд. долл. и поглощали 62% доходов от экспорта. В апреле 2000 г. был даже вынесен приговор суда бывшему премьер-министру Н. Шарифу (правда, впоследствии он был помилован и выслан из страны).В декабре 1999 г. власти приняли новую Программу экономических реформ, составленную в рамках требований МВФ. В настоящее время она осуществляется, но за последние два года уровень жизни в Пакистане сократился на 20%. Отсутствие выборной власти в Пакистане негативно воспринимается Западом и Индией, что делает проблематичным серьезное улучшение индо-пакистанских отношений.Нынешнее обострение отношений связано с террористическим актом в декабре 2001 г., когда террористами были убиты 14 членов индийского парламента. С 1 января 2002 г. перекрыто транспортное сообщение между двумя странами. В июне 2002 г. дело чуть было не дошло до войны: на границу стянуты войска, из Дели отозван пакистанский посол.С большим трудом удалось избежать дальнейшей эскалации конфликта: войска отведены от линии противостояния. В Пакистане были запрещены 5 экстремистских мусульманских организаций, проведены аресты виновных в терроризме.

В 1990-е гг. происходит постепенное  сближение Индии с Китаем, хотя он и воспринимается в Индии как  союзник Пакистана. Пока нет существенного  продвижения в переговорах по территориальным проблемам. Этого не удалось добиться и в декабре 1996 г. во время визита Цзянь Цзэминя в Дели, хотя и было подписано Соглашение о мерах доверия в военной области.Но, тем не менее, существует фактор, сближающий обе страны, — исламский фундаментализм. Он представляет потенциальную угрозу и для Индии с ее 100-миллионным мусульманским населением, и для Китая с мусульманским населением в Синцзяне. Можно надеяться, что решение сходных задач и проблем будет способствовать сближению этих стран.

Население другого соседа, Шри-Ланки, — индуисты; это объясняет тесные связи между двумя государствами. Индия пытается помочь Шри-Ланке в решении тамильской проблемы — в 1987—1989 гг. даже посылались на остров индийские войска. Но подавить сепаратистское движение в стране не удается. От рук организации «Тигры освобождения Тамил Илама» уже погибло свыше 60 тыс. мирных жителей.

Отношения с мусульманской  Бангладеш складываются сложно, хотя Индия стояла у истоков создания этого государства и его население в этническом отношении практически не отличается от населения индийского штата Западная Бенгалия.М. Рахман, первый популярный лидер Бангладеш, был убит в результате военного переворота в 1975 г. Но это не привело к улучшению обстановки, поскольку экономика страны была в полном упадке. Второй лидер Бангладеш также был убит в 1982 г., и президентом стал Х.М. Эршад. В 1985 г. он сделался рьяным исламистом — провозгласил ислам государственной религией. Хотя он правил только до 1990 г., политическая нестабильность в стране сохраняется до сих пор.Бангладеш имеет самую большую плотность населения в мире, к тому же 3/4 территории затопляются во время частых стихийных бедствий. Экономические неурядицы дополняют безрадостную картину. В этих условиях нестабильные военные, режимы часто используют внешнеполитические вопросы для отвлечения внимания населения от решения собственных проблем страны.

Еще одна мусульманская страна — Мальдивы — расположена географически изолированно. Отношения ее с Индией складываются нормально, поскольку последняя обеспечивает безопасность этого небольшого государства.

Отношения Индии с Россией  развиваются успешно, ряд соглашений о сотрудничестве подписан во время визита президента России В.В. Путина в Индию в октябре 2000 г. Сейчас только ежегодные поставки российской военной техники оцениваются в 1 млрд. долл.

Внешняя политика Индии в  настоящее время отличается независимостью.Страна стремится развивать добрые отношения со всеми страными, в том числе с США, Европейским союзом, Японией, Россией, государствами Юго-Восточной Азии. Экономика Индии постепенно открывается миру, хотя правительство еще вынуждено проводить протекционизм по отношению к ряду секторов. В XXI в. Индия станет достойным членом международного сообщества, полностью интегрировавшись в мировое хозяйство.

 

25.Духовная  жизнь Индии в годы независимости.  Изменения в образе жизни

Культура. Культура Индии отличается большим разнообразием  и высоким уровнем синкретизма. На протяжении своей истории, Индия сумела сохранить древние культурные традиции, одновременно перенять новые обычаи и идеи от завоевателей и иммигрантов и распространить своё культурное влияние на другие регионы Азии. В индийском обществе, большим уважением пользуются традиционные семейные ценности, хотя современные городские семьи часто отдают предпочтение нуклеарной семейной структуре, в основном из-за социально-экономических ограничений, налагаемых традиционной расширенной семейной системой. Архитектура.Индийская архитектура является одной из областей, в которой наиболее ярко представлено разнообразие индийской культуры. Большая часть архитектурных памятников Индии, включая такие замечательные монументы как Тадж-Махал и другие примеры могольской и южноиндийской архитектуры, представляют собой смешение древних и разнородных местных традиций различных регионов Индии и зарубежья.

Музыка и танцы.В индийской музыке существует широкий спектр традиций и региональных стилей. Индийская классическая музыка включает в себя два основных жанра — североиндийскую хиндустани, южноиндийскую карнатическую традиции и их различные вариации в форме региональной народной музыки. К местным стилям популярной музыки принадлежит филми и индийская народная музыка, одной из наиболее влиятельных разновидностей которой является синкретическая традиция баул. Индийские танцы также имеют разнообразные народные и классические формы. Наиболее известными индийскими народными танцами являются бхангра в Пенджабе, биху в Ассаме, чхау в Западной Бенгалии, Джаркханде и Ориссе и гхумар в Раджастхане. Восьми формам танца, с их повествовательными формами и мифологическими элементами, был присвоен статус индийских классических танцев Индийской национальной академией музыки, танцев и драмы. Это: бхаратанатьямштата Тамил-Наду, катхак в Уттар-Прадеш, катхакали] и мохини-аттам в Керале, кучипуди в Андхра-Прадеш, манипури в Манипуре, одисси в Ориссе и саттрия в Ассаме.

Театр и кино. Индийский театр часто включает в себя музыку, танцы и импровизированный диалог Сюжеты часто основаны на мотивах, заимствованных из текстов индуизма, а также на средневековых литературных произведениях, социальных и политических новостях. Некоторые региональные формы индийского театра это: бхавай в штате Гуджарат, джатра в Западной Бенгалии, наутанки и рамлила в Северной Индии, тамаша в Махараштре, терукутту в Тамил-Наду, и якшагана в Карнатаке.Индийская киноиндустрия является самой большой в мире. Болливуд, штаб-квартира которого находится в Мумбае, производит коммерческие фильмы на хинди и является самой плодовитой киноиндустрией в мире.Установившиеся кинематографические традиции существуют также на других индийских языках, таких как бенгали, каннада, малаялам, маратхи, тамильском и телугу.

Литература.Самые ранние произведения индийской литературы в течение многих веков передавались устно и только позднее были записаны. К ним относится санскритская литература — Веды, эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», драма «Абхигьяна-шакунталам», и классическая санскритская поэзия махакавья, и тамильская литература Сангам. Одним из писателей современности, писавших как на индийских языках, так и на английском, является Рабиндранат Тагор — лауреат Нобелевской премии по литературе 1913 года.

Образование. Обучение в большинстве вузов Индии ведется на английском языке. Высшее образование в стране предоставляется на уровне программ европейских вузов. Стоимость учебного года — около 15 000 долларов США.В Индии функционирует 200 университетов: 16 из них — центральные, остальные действуют согласно штатным актам. Общее число колледжей в стране — около 11 000. За последние несколько десятилетий значительное развитие получила техническая область образования. В настоящее время 185 вузов предлагают аспирантуру по инженерии и техническим дисциплинам.

Кухня. Индийская кухня характеризуется большим разнообразием региональных стилей и изысканным использованием кухонных кореньев, трав и приправ. Основным продуктом питания в регионах является рис (в особенности на юге и на востоке) и пшеница (преимущественно на севере)].Наиболее известной приправой, изначально появившейся на индийском субконтиненте и в настоящее время употребляемой по всему миру, является чёрный перец; напротив, красный стручковый перец, широко используемый по всей Индии, был введён в употребление на полуострове Индостан португальцами.

Традиционная  одежда. В различных регионах Индии используются разные виды традиционной индийской одежды. Её цвет и стиль зависит от различных факторов, таких как климат. Популярной является одежда из несшитых кусков ткани, такая как сари для женщин и дхоти или лунги для мужчин; также пользуются популярностью такие сшитые одежды как пенджаби (шаровары и курта-пижама) для женщин, а также европейского стиля брюки и рубашка для мужчин.

Государственные праздники.Большинство индийских праздников имеют религиозное происхождение, хотя некоторые из них отмечаются всеми индийцами, независимо от кастовой или религиозной принадлежности. Некоторые наиболее популярные праздники, это Дивали, Ганеша-чатуртхи, Угади, Понгал, Холи, Онам, Виджая-дашами, Дурга-пуджа, Ид аль-Фитр, Курбан-байрам, Рождество, Весак и Вайсакхи. В Индии существует три национальных праздника. В различных штатах также отмечаются от девяти до двенадцати официальных местных праздников. Религиозные праздники являются неотъемлемой частью повседневной жизни индийцев и проводятся открыто и публично с участием огромного количества людей.

Информация о работе Новейшая история стран Азии и Африки 1945--ХХІ в