Новейшая история стран Азии и Африки 1945--ХХІ в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:35, реферат

Описание

Новый подъем национально-освободительного движения произошел после второй мировой войны. Именно в послевоенный период кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад. Распад колониальных империй сопровождался как ведением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индокитае, Малайе) колониальных войн, так и попытками сохранить политическую зависимость колоний в новых юридических формах. Великобритания использовала в этих целях форму содружества, значительно видоизменив его. Членами Содружества (официальное название объединения с 1948 г.) наряду с Великобританией и "старыми" доминионами могли теперь стать бывшие колонии, получившие статус доминиона, и даже новые республики. Однако связи внутри Содружества продолжали неуклонно ослабевать. В 1948 г. Ирландия отвергла статус доминиона, провозгласила себя республикой, и вышла из Содружества; впоследствии специальным британским законом было упразднено и само понятие доминиона. Индия и Шри Ланка, которые приняли республиканские конституции в 50-х гг., остались в Содружестве, однако перестали принимать участие в совещаниях по вопросам обороны. В результате этого единая система обороны Содружества стала распадаться, хотя само Содружество и в настоящее время объединяет почти 50 государств.

Работа состоит из  1 файл

Noveyshaya_istoria_Azii_i_Afriki_posle_45_gg.docx

— 463.48 Кб (Скачать документ)

В октябре 1991 г. на посту премьера Т. Кайфу сменил Киити Миядзаву.К тому времени создалось много предпосылок для серьезных политических изменений.ЛДП за послевоенные десятилетия превратилась в правящую партию, она бессменно находилась у власти, и это способствовало коррупции. Вопросы административного управления были переданы ею в руки государственных чиновников, благодаря чему в партийную кассу поступали щедрые вознаграждения. За 1980-е гг. в японском обществе произошли огромные социальные изменения, они затронули и систему ценностей: молодежь уже не могла столь же благосклонно относиться к случаям коррупции в среде элиты.В начале 1990-х гг. подобные настроения стали все чаще появляться и внутри самой ЛДП. Начались массовые выходы из партии, возникла угроза раскола ее рядов. В 1992 г. в стране разразился финансовый скандал, известный как «дело Сагавы». Речь шла о более чем сотне деятелей ЛДП, замешанных во взятках. В 1992 г. партию покинул Морихиро Хосакава, известный аристократ и внук крупного политического деятеля довоенной Японии князя Ф. Коноэ. Он создал Новую партию. Вышедшие из ЛДП группы образовали множество других партий. Крах политической системы наступил в 1993 г. На парламентских выборах 1993 г. ЛДП, хотя и оказалась крупнейшей партией в парламенте, все же потеряла большинство мест.Летом 1993 г. создано коалиционное правительство из 7 партий во главе с М. Хосакавой — впервые без участия ЛДП. Правительство пыталось провести реформы избирательной системы и налогообложения, но не смогло выработать общей политики. Умеренными были успехи в области децентрализации правительства и открытия японских рынков для иностранных конкурентов. Но главное, что М. Хосакава, активно выступая против коррумпированных чиновников, сам оказался замешанным в финансовых махинациях. Это вынудило его менее чем через год с позором уйти в отставку.Место премьер-министра занял лидер другой малой партии, Цутоми Хато, но он пробыл на посту совсем недолго. Социалистическая партия Японии (СПЯ) отказала Ц. Хато в поддержке и заключила сделку с принципиальным противником, создав летом 1994 г. коалицию с ЛДП. Новое правительство опять включало в свой состав деятелей ЛДП; правда, пост премьера был отдан лидеру социалистов Томиити Мураяме.Тем временем политический кризис ширился. В сентябре 1994 г. последовал самороспуск ведущих оппозиционных партий, в их числе были «Комейто» и Партия демократического социализма. 10 декабря 1994 г. из 9 мелких групп была создана Партия новых рубежей во главе с И. Одзавой и Т. Кайфу. Этой партии предрекали большое будущее, она имела 214 мандатов в парламенте.Правительство Т. Мураямы столкнулось с непростой проблемой: нужно было в соответствии со стратегией Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) отменять по требованию стран-конкурентов пошлины на сельскохозяйственные продукты. Но правительственная коалиция была непрочной, а это грозило вызвать негативную реакцию среди сельских жителей. К тому же в 1995 г. в Японии произошло разрушительное землетрясение в городе Кобе. Расходы по восстановлению легли на плечи правительства. Авторитет Т. Мураямы постоянно снижался, и в январе 1996 г. он подал в отставку.

Новое, на сей раз однопартийное правительство возглавил лидер ЛДП Рютаро Хасимото. Он объявил о начале «шести реформ»: 1) налоговой; 2) в сфере образования; 3) в социальном обеспечении; 4) по ослаблению государственного регулирования экономики; 5) по децентрализации административного управления; 6) по наделению земельными участками промышленных кампаний. К тому же Р. Хасимото демонстрировал новую дипломатию, пытаясь претворить во внешней политике концепцию «евразийства». Прославился он также решительными мерами по пресечению деятельности секты «Аум син-рике», устроившей в 1996 г. серию терактов в Японии.Все это привело к укреплению позиций ЛДП на выборах 20 октября 1996 г. — она получила 239 мест правда, парламентского большинства ей добиться не удалось. Но оппозиция потерпела серьезное поражение. Прежде всего, социалисты, которые в январе 1996 г. преобразовали свою партию в Социал-демократическую — они получили только 56 мест. Окончательно рухнули надежды Партии новых рубежей стать объединителем всех оппозиционных сил, она потерпела столь жестокое поражение, что в декабре 1997 г. объявила о самороспуске. Созданная буквально накануне, в сентябре 1996 г., Демократическая партия не смогла составить достойную конкуренцию ЛДП. Постепенно в партию возвращались ранее вышедшие из нее парламентская база правительства укрепилась. ЛДП уже имела в парламенте 263 депутата, что составляло абсолютное большинство. С 30 июня 1998 г. премьер-министром Японии становится Кэндзи Обута. После его смерти летом 2000 г. этот пост занимает Иосиро Мори. В настоящее время ЛДП сохраняет лидирующие позиции в политической жизни Японии. Крупнейшая оппозиционная сила — Демократическая партия Японии имеет в парламенте лишь 92 мандата. С 1998 г. она создала оппозиционный блок «Миньюрэн», но большинство входящих в него партий немногочисленны. Новая партия мира (бывшие сторонники «Комэйто») имеет лишь 47 мандатов, Либеральная партия (из осколков бывшей Партии новых рубежей) — 10 мест, коммунисты — 26, социалисты — лишь 15 мест в парламенте. Все они не могут составить сколько-либо серьезной конкуренции ЛДП.

В конце апреля 2001 г. в  Японии сменился премьер-министр —  им стал Дзюинъитиро Коидзуми. Он весьма экстравагантен, молод (1942 г. рождения) и пользуется большой популярностью в стране.Д. Коидзуми выступает за прямые выборы премьер-министра, за реструктуризацию корпораций и приватизацию ряда отраслей. Однако настораживают его высказывания в пользу пересмотра 9-й статьи Конституции, запрещающей Японии иметь вооруженные силы. Он также занял жесткую позицию по вопросу мирного договора с Россией, настаивает на предварительной передаче Японии спорных островов.Следует отметить, что политические кризисы — характерное явление не только для Японии. Нечто подобное происходит и в других странах, где сейчас идет рождение новой, постиндустриальной цивилизации. Меняется социальный состав населения, иной становится суть проблем, волнующих общество; многие старые партии переживают кризис — они с трудом приспосабливаются к новым проблемам, не всегда могут улавливать новые веяния. Современное поколение людей имеет и иную нравственную позицию: оно не приемлет в принципе такие явления, как бюрократизм, коррупцию верхов, не терпит разного рода скандалы среди ведущих политиков, замеченных в нечистоплотных делишках.Идет серьезная перестройка и в политической системе развитых стран. Развитие представительной демократии, вполне возможно, будет иметь совершенно новое выражение в ближайшем будущем, какое — покажет время.

 

18.Духовная  жизнь Японии после 1945 г. Изменения  в образе жизни

Морально-психологические последствия поражения.Поражение в войне, крушение тоталитарного режима, поддерживавшегосямассой населения, которое воспринимало идеи кокутай как великую историческую миссию Японии, оккупация страны иностранными войсками и неясность судьбы императора, с чьим именем связывалась вся японская история. Люди полагали, что история Японии завершилась. Не случайно после Указа о капитуляции, подписанного императором 14 августа 1945 г., последовали массовые самоубийства среди фанатиков. Японцев охватила полная апатия, их энергия была парализована. Долгие столетия межклановых войн выработали в Японии особые традиции поведения проигравших: они полностью отдавали себя в распоряжение победителей, полностью подчинялись им. Так и в 1945 г. японцы были готовы выполнить любые распоряжения оккупационных властей, не помышляя о каком-либо сопротивлении или даже неподчинении воле победителей. Одним из первых актов американской администрации стало принятие в октябре 1945 г. директивы, провозгласившей в Японии политические и религиозные свободы. Отменялась цензура печати, освобождались все политические заключенные, распускались прежние милитаристские общественные организации. С декабря 1945 г. начала проводиться в жизнь Директива о демократизации системы образования. В школах отменялось военное обучение и милитаризованное физическое воспитание, школьников перестали пичкать шовинистической пропагандой идей кокутай. Из преподавательской среды изгонялись милитаристски настроенные и тесно связанные с прежним режимом люди, возвращались ранее уволенные либерально настроенные учителя. В Японии сразу же было введено обязательное 9-летнее образование, была подтверждена автономия университетов и высшей школы.

Культура, образование.50-е годы были для Японии периодом бурного экономического развития и началом научно-технической революции, охватившей все отрасли экономики, что значительно повысило роль образования. Развивающейся промышленности нужны были квалифицированные кадры. Началась структурная перестройка системы образования. Сначала была реформирована начальная и неполная средняя школа, затем — и высшая ступень образования. Необходимость в пополнении рабочих ресурсов и узкая специализация, обеспечивающая подготовку нужного специалиста в кратчайшие сроки, значительно понизили уровень общеобразовательного стандарта. Значительные действия были предприняты и в области нравственного воспитания молодежи, необходимого для обеспечения внутренней стабильности. Разработанная ЛДП политика в области просвещения провозглашала «необходимость воспитания преданности обществу… повышения производительности труда для собственного счастья и счастья других людей». «Новый патриотизм» послушных и преданных фирме работников был основой, позволяющей объявить целью жизни японца «растворение в работе» и обязанность «вкладывать в нее всю душу». Быстро увеличивалось число высших учебных заведений, технических колледжей, почти во всех префектурах были созданы университеты.

Литература.Перемены в социально-политической и экономической обстановке страны оказали значительное влияние на развитие литературы 50-60-х годов. От литературы требовалось, прежде всего, умение развлечь, и отражением этого процесса стал бум «промежуточной литературы», представляющей собой нечто среднее между откровенной халтурой и истинным искусством. Известные представители литературы этих лет — Мацумото Сэйтё, писавший в жанре детектива, Ямаока Сохати, автор многих исторических романов, наиболее знаменитым из которых был «Токугава Иэясу». В конце 50-х — начале 60-х годов наибольшей славой пользовались Танидзаки Дзюнитиро и Кавабата Ясунари. Общим для произведений этих писателей являются философское отношение к миру и поиски внутренней душевной красоты. Разлад между идеалом и реальностью объясняет, по мнению Кавабата, тот высочайший миг, когда человек и мир приходят в согласие. Он стал одним из первых японских писателей, удостоенных Нобелевской премии. Молодые писатели 50-60-х годов отражали настроения молодежи, разочарованной в существующем порядке вещей. Самый известный его роман — «Солнечный сезон» — быстро стал лидером продаж. На его основе был снят фильм с тем же названием. Облик и поведение главного героя стали образцом для подражания молодежи этих лет, которую привлекал протест против фальши и лицемерия окружающего мира. В начале 50-х годов завоевал популярность молодой писатель Мисима Юкио. Он был представителем нового модернистского направления, с апологией человеческой отчужденности и пессимизма, неверия в активную жизненную позицию человека, возвышения психической ущербности до утонченности чувств. Самым известным его произведением стал роман «Золотой храм», в котором герой, человек, психически неполноценный, сначала преклоняется перед прекрасным произведением архитектуры, затем сжигает его, считая несовместимыми красоту и жизнь. К 50-м годам относится и начало писательской деятельности одного из наиболее известных писателей послевоенной Японии Абэ Кобо. Произведением, которое сделало его известным, стала сатирическая повесть «Стена», удостоенная литературной премии Акутагава Рюноскэ. В первой половине 60-х годов он выпускает романы «Женщина в песках», «Чужое лицо», «Сожженная карта», в которых использует аллегорию, притчевую, философскую форму повествования. Таким образом, развитие литературы 50-60-х годов шло по двум направлениям. В 50-х годах герой литературных произведений отрицает прошлое своей страны, хотя и бессилен что-либо изменить в ее развитии. В 60-е годы появляется герой, ищущий свое место в обществе и, не найдя его, приходящий к одиночеству, отчужденности, духовной опустошенности. В последующий период развития японской литературы усилились идеи избранности японского народа. Откровенная пропаганда японизма и милитаризма становится важнейшей частью творчества Мисима Юкио. Если в 50-х годах он интерпретировал на современный манер пьесы для театра Но, то уже в середине 60-х годов он начал открыто прославлять самурайские доблести и требовал возрождения божественности императора как фетиша для поклонения новых поколений японцев (эссе «Солнце и железо»). В своих размышлениях об избранности нации он пришел к признанию идей гитлеризма (пьеса «Мой брат Гитлер»). Однако, не удовлетворившись только пропагандой, Мисима создал на собственные средства ультраправую военизированную организацию «Общество щита». В ноябре 1970 года им была предпринята попытка военного переворота. Не получив поддержки, он совершил самоубийство традиционным способом — сэппуку. В историю культуры Японии этот факт вошел как последнее свидетельство следования воинскому кодексу чести — «Бусидо».

Архитектура и  изобразительное искусство.Развитие послевоенной японской архитектуры шло сложными и неоднозначными путями. В годы войны был разрушен жилищный фонд почти всех крупных городов Японии. Поэтому первостепенной оказалась проблема жилищного строительства. Ввиду отсутствия четкого плана строительство велось стихийно, без учета насущных потребностей города. Лишь со второй половины 50-х годов была разработана стратегия застройки. Разрешению жилищного кризиса должно было содействовать строительство микрорайонов (данти) с многоквартирными жилыми домами. Квартиры в четырех-пятиэтажных домах (апато) этих районов имели «западный» тип планировки и интерьера. Кроме планировки японские строители активно стали использовать новые для них материалы, например, бетон. Но даже такое малокомфортное жилье было доступно только среднеобеспеченным японцам. Большую часть жилого фонда по-прежнему составляли традиционные деревянные (без ванн, кухонь и нередко без канализации).Жилищная проблема еще более усугубилась в 60-е годы, когда высокие темпы роста экономики, интенсивное строительство промышленных предприятий вызвали фактически неконтролируемую урбанизацию страны. Это объясняет то обстоятельство, почему строительство подобных домов, первоначально задуманных как временная мера, было продолжено и даже стало главным направлением в разрешении жилищной проблемы.50—60-е годы — период поиска наиболее рациональных форм и методов реконструкции города, в значительной мере сохранившего черты феодального наследия — деревянный жилой фонд, лишенный бытовых удобств, и узкие улочки. Как и во всех остальных сферах культуры, перед архитекторами стояла проблема сочетания требований современного общества с традиционным стилем. Одной из удачных попыток решения этой задачи явилось строительство так называемых общественных домов (общежитий). Здания с железобетонным каркасом, функциональные по своей сути, были в то же время по эстетическому облику и системе конструкций близки к национальному дому — его каркасной структуре с ненесущими стенами. Традиционная связь внешнего и внутреннего пространства теперь осуществлялась с помощью больших остекленных поверхностей. Четкие формы, строгие пропорции, гармония западного и японского стилей характеризуют творчество японских архитекторов этих лет (Маэкава Кунио, Сакакура Дзюндзо, Танигути Ёсиро, Того Мурано и более молодые архитекторы Тангэ Кэндзо, Отака Масато, Отани Сатио, Ёкояма Кимио). Среди памятников архитектуры этих лет нельзя не упомянуть Музей современного искусства в Камакура (архитектор Сакакура Дзюндзо), комплекс сооружений в мемориальном Парке мира в Хиросиме (Тангэ Кэндзо), Национальный музей науки в Токио (Танигути Ёсиро), библиотеку и концертный зал в Иокогама (Маэкава Кунио).Существенных успехов архитектурное творчество достигло в работах Тангэ Кэндзо, осуществлявшего строительство спортивных комплексов во время подготовки к Олимпиаде 1964 года. Он широко использовал принцип традиционной ландшафтной архитектуры. После этих мероприятий японская архитектура вышла на новый уровень, став значительным явлением мировой культуры.

Информация о работе Новейшая история стран Азии и Африки 1945--ХХІ в