Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:35, реферат
Новый подъем национально-освободительного движения произошел после второй мировой войны. Именно в послевоенный период кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад. Распад колониальных империй сопровождался как ведением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индокитае, Малайе) колониальных войн, так и попытками сохранить политическую зависимость колоний в новых юридических формах. Великобритания использовала в этих целях форму содружества, значительно видоизменив его. Членами Содружества (официальное название объединения с 1948 г.) наряду с Великобританией и "старыми" доминионами могли теперь стать бывшие колонии, получившие статус доминиона, и даже новые республики. Однако связи внутри Содружества продолжали неуклонно ослабевать. В 1948 г. Ирландия отвергла статус доминиона, провозгласила себя республикой, и вышла из Содружества; впоследствии специальным британским законом было упразднено и само понятие доминиона. Индия и Шри Ланка, которые приняли республиканские конституции в 50-х гг., остались в Содружестве, однако перестали принимать участие в совещаниях по вопросам обороны. В результате этого единая система обороны Содружества стала распадаться, хотя само Содружество и в настоящее время объединяет почти 50 государств.
В октябре 1991 г. на посту премьера Т. Кайфу сменил Киити Миядзаву.К тому времени создалось много предпосылок для серьезных политических изменений.ЛДП за послевоенные десятилетия превратилась в правящую партию, она бессменно находилась у власти, и это способствовало коррупции. Вопросы административного управления были переданы ею в руки государственных чиновников, благодаря чему в партийную кассу поступали щедрые вознаграждения. За 1980-е гг. в японском обществе произошли огромные социальные изменения, они затронули и систему ценностей: молодежь уже не могла столь же благосклонно относиться к случаям коррупции в среде элиты.В начале 1990-х гг. подобные настроения стали все чаще появляться и внутри самой ЛДП. Начались массовые выходы из партии, возникла угроза раскола ее рядов. В 1992 г. в стране разразился финансовый скандал, известный как «дело Сагавы». Речь шла о более чем сотне деятелей ЛДП, замешанных во взятках. В 1992 г. партию покинул Морихиро Хосакава, известный аристократ и внук крупного политического деятеля довоенной Японии князя Ф. Коноэ. Он создал Новую партию. Вышедшие из ЛДП группы образовали множество других партий. Крах политической системы наступил в 1993 г. На парламентских выборах 1993 г. ЛДП, хотя и оказалась крупнейшей партией в парламенте, все же потеряла большинство мест.Летом 1993 г. создано коалиционное правительство из 7 партий во главе с М. Хосакавой — впервые без участия ЛДП. Правительство пыталось провести реформы избирательной системы и налогообложения, но не смогло выработать общей политики. Умеренными были успехи в области децентрализации правительства и открытия японских рынков для иностранных конкурентов. Но главное, что М. Хосакава, активно выступая против коррумпированных чиновников, сам оказался замешанным в финансовых махинациях. Это вынудило его менее чем через год с позором уйти в отставку.Место премьер-министра занял лидер другой малой партии, Цутоми Хато, но он пробыл на посту совсем недолго. Социалистическая партия Японии (СПЯ) отказала Ц. Хато в поддержке и заключила сделку с принципиальным противником, создав летом 1994 г. коалицию с ЛДП. Новое правительство опять включало в свой состав деятелей ЛДП; правда, пост премьера был отдан лидеру социалистов Томиити Мураяме.Тем временем политический кризис ширился. В сентябре 1994 г. последовал самороспуск ведущих оппозиционных партий, в их числе были «Комейто» и Партия демократического социализма. 10 декабря 1994 г. из 9 мелких групп была создана Партия новых рубежей во главе с И. Одзавой и Т. Кайфу. Этой партии предрекали большое будущее, она имела 214 мандатов в парламенте.Правительство Т. Мураямы столкнулось с непростой проблемой: нужно было в соответствии со стратегией Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) отменять по требованию стран-конкурентов пошлины на сельскохозяйственные продукты. Но правительственная коалиция была непрочной, а это грозило вызвать негативную реакцию среди сельских жителей. К тому же в 1995 г. в Японии произошло разрушительное землетрясение в городе Кобе. Расходы по восстановлению легли на плечи правительства. Авторитет Т. Мураямы постоянно снижался, и в январе 1996 г. он подал в отставку.
Новое, на сей раз однопартийное правительство возглавил лидер ЛДП Рютаро Хасимото. Он объявил о начале «шести реформ»: 1) налоговой; 2) в сфере образования; 3) в социальном обеспечении; 4) по ослаблению государственного регулирования экономики; 5) по децентрализации административного управления; 6) по наделению земельными участками промышленных кампаний. К тому же Р. Хасимото демонстрировал новую дипломатию, пытаясь претворить во внешней политике концепцию «евразийства». Прославился он также решительными мерами по пресечению деятельности секты «Аум син-рике», устроившей в 1996 г. серию терактов в Японии.Все это привело к укреплению позиций ЛДП на выборах 20 октября 1996 г. — она получила 239 мест правда, парламентского большинства ей добиться не удалось. Но оппозиция потерпела серьезное поражение. Прежде всего, социалисты, которые в январе 1996 г. преобразовали свою партию в Социал-демократическую — они получили только 56 мест. Окончательно рухнули надежды Партии новых рубежей стать объединителем всех оппозиционных сил, она потерпела столь жестокое поражение, что в декабре 1997 г. объявила о самороспуске. Созданная буквально накануне, в сентябре 1996 г., Демократическая партия не смогла составить достойную конкуренцию ЛДП. Постепенно в партию возвращались ранее вышедшие из нее парламентская база правительства укрепилась. ЛДП уже имела в парламенте 263 депутата, что составляло абсолютное большинство. С 30 июня 1998 г. премьер-министром Японии становится Кэндзи Обута. После его смерти летом 2000 г. этот пост занимает Иосиро Мори. В настоящее время ЛДП сохраняет лидирующие позиции в политической жизни Японии. Крупнейшая оппозиционная сила — Демократическая партия Японии имеет в парламенте лишь 92 мандата. С 1998 г. она создала оппозиционный блок «Миньюрэн», но большинство входящих в него партий немногочисленны. Новая партия мира (бывшие сторонники «Комэйто») имеет лишь 47 мандатов, Либеральная партия (из осколков бывшей Партии новых рубежей) — 10 мест, коммунисты — 26, социалисты — лишь 15 мест в парламенте. Все они не могут составить сколько-либо серьезной конкуренции ЛДП.
В конце апреля 2001 г. в Японии сменился премьер-министр — им стал Дзюинъитиро Коидзуми. Он весьма экстравагантен, молод (1942 г. рождения) и пользуется большой популярностью в стране.Д. Коидзуми выступает за прямые выборы премьер-министра, за реструктуризацию корпораций и приватизацию ряда отраслей. Однако настораживают его высказывания в пользу пересмотра 9-й статьи Конституции, запрещающей Японии иметь вооруженные силы. Он также занял жесткую позицию по вопросу мирного договора с Россией, настаивает на предварительной передаче Японии спорных островов.Следует отметить, что политические кризисы — характерное явление не только для Японии. Нечто подобное происходит и в других странах, где сейчас идет рождение новой, постиндустриальной цивилизации. Меняется социальный состав населения, иной становится суть проблем, волнующих общество; многие старые партии переживают кризис — они с трудом приспосабливаются к новым проблемам, не всегда могут улавливать новые веяния. Современное поколение людей имеет и иную нравственную позицию: оно не приемлет в принципе такие явления, как бюрократизм, коррупцию верхов, не терпит разного рода скандалы среди ведущих политиков, замеченных в нечистоплотных делишках.Идет серьезная перестройка и в политической системе развитых стран. Развитие представительной демократии, вполне возможно, будет иметь совершенно новое выражение в ближайшем будущем, какое — покажет время.
18.Духовная жизнь Японии после 1945 г. Изменения в образе жизни
Морально-психологические последствия поражения.Поражение в войне, крушение тоталитарного режима, поддерживавшегосямассой населения, которое воспринимало идеи кокутай как великую историческую миссию Японии, оккупация страны иностранными войсками и неясность судьбы императора, с чьим именем связывалась вся японская история. Люди полагали, что история Японии завершилась. Не случайно после Указа о капитуляции, подписанного императором 14 августа 1945 г., последовали массовые самоубийства среди фанатиков. Японцев охватила полная апатия, их энергия была парализована. Долгие столетия межклановых войн выработали в Японии особые традиции поведения проигравших: они полностью отдавали себя в распоряжение победителей, полностью подчинялись им. Так и в 1945 г. японцы были готовы выполнить любые распоряжения оккупационных властей, не помышляя о каком-либо сопротивлении или даже неподчинении воле победителей. Одним из первых актов американской администрации стало принятие в октябре 1945 г. директивы, провозгласившей в Японии политические и религиозные свободы. Отменялась цензура печати, освобождались все политические заключенные, распускались прежние милитаристские общественные организации. С декабря 1945 г. начала проводиться в жизнь Директива о демократизации системы образования. В школах отменялось военное обучение и милитаризованное физическое воспитание, школьников перестали пичкать шовинистической пропагандой идей кокутай. Из преподавательской среды изгонялись милитаристски настроенные и тесно связанные с прежним режимом люди, возвращались ранее уволенные либерально настроенные учителя. В Японии сразу же было введено обязательное 9-летнее образование, была подтверждена автономия университетов и высшей школы.
Культура, образование.50-е годы были для Японии периодом бурного экономического развития и началом научно-технической революции, охватившей все отрасли экономики, что значительно повысило роль образования. Развивающейся промышленности нужны были квалифицированные кадры. Началась структурная перестройка системы образования. Сначала была реформирована начальная и неполная средняя школа, затем — и высшая ступень образования. Необходимость в пополнении рабочих ресурсов и узкая специализация, обеспечивающая подготовку нужного специалиста в кратчайшие сроки, значительно понизили уровень общеобразовательного стандарта. Значительные действия были предприняты и в области нравственного воспитания молодежи, необходимого для обеспечения внутренней стабильности. Разработанная ЛДП политика в области просвещения провозглашала «необходимость воспитания преданности обществу… повышения производительности труда для собственного счастья и счастья других людей». «Новый патриотизм» послушных и преданных фирме работников был основой, позволяющей объявить целью жизни японца «растворение в работе» и обязанность «вкладывать в нее всю душу». Быстро увеличивалось число высших учебных заведений, технических колледжей, почти во всех префектурах были созданы университеты.
Литература.Перемены в социально-политической и экономической обстановке страны оказали значительное влияние на развитие литературы 50-60-х годов. От литературы требовалось, прежде всего, умение развлечь, и отражением этого процесса стал бум «промежуточной литературы», представляющей собой нечто среднее между откровенной халтурой и истинным искусством. Известные представители литературы этих лет — Мацумото Сэйтё, писавший в жанре детектива, Ямаока Сохати, автор многих исторических романов, наиболее знаменитым из которых был «Токугава Иэясу». В конце 50-х — начале 60-х годов наибольшей славой пользовались Танидзаки Дзюнитиро и Кавабата Ясунари. Общим для произведений этих писателей являются философское отношение к миру и поиски внутренней душевной красоты. Разлад между идеалом и реальностью объясняет, по мнению Кавабата, тот высочайший миг, когда человек и мир приходят в согласие. Он стал одним из первых японских писателей, удостоенных Нобелевской премии. Молодые писатели 50-60-х годов отражали настроения молодежи, разочарованной в существующем порядке вещей. Самый известный его роман — «Солнечный сезон» — быстро стал лидером продаж. На его основе был снят фильм с тем же названием. Облик и поведение главного героя стали образцом для подражания молодежи этих лет, которую привлекал протест против фальши и лицемерия окружающего мира. В начале 50-х годов завоевал популярность молодой писатель Мисима Юкио. Он был представителем нового модернистского направления, с апологией человеческой отчужденности и пессимизма, неверия в активную жизненную позицию человека, возвышения психической ущербности до утонченности чувств. Самым известным его произведением стал роман «Золотой храм», в котором герой, человек, психически неполноценный, сначала преклоняется перед прекрасным произведением архитектуры, затем сжигает его, считая несовместимыми красоту и жизнь. К 50-м годам относится и начало писательской деятельности одного из наиболее известных писателей послевоенной Японии Абэ Кобо. Произведением, которое сделало его известным, стала сатирическая повесть «Стена», удостоенная литературной премии Акутагава Рюноскэ. В первой половине 60-х годов он выпускает романы «Женщина в песках», «Чужое лицо», «Сожженная карта», в которых использует аллегорию, притчевую, философскую форму повествования. Таким образом, развитие литературы 50-60-х годов шло по двум направлениям. В 50-х годах герой литературных произведений отрицает прошлое своей страны, хотя и бессилен что-либо изменить в ее развитии. В 60-е годы появляется герой, ищущий свое место в обществе и, не найдя его, приходящий к одиночеству, отчужденности, духовной опустошенности. В последующий период развития японской литературы усилились идеи избранности японского народа. Откровенная пропаганда японизма и милитаризма становится важнейшей частью творчества Мисима Юкио. Если в 50-х годах он интерпретировал на современный манер пьесы для театра Но, то уже в середине 60-х годов он начал открыто прославлять самурайские доблести и требовал возрождения божественности императора как фетиша для поклонения новых поколений японцев (эссе «Солнце и железо»). В своих размышлениях об избранности нации он пришел к признанию идей гитлеризма (пьеса «Мой брат Гитлер»). Однако, не удовлетворившись только пропагандой, Мисима создал на собственные средства ультраправую военизированную организацию «Общество щита». В ноябре 1970 года им была предпринята попытка военного переворота. Не получив поддержки, он совершил самоубийство традиционным способом — сэппуку. В историю культуры Японии этот факт вошел как последнее свидетельство следования воинскому кодексу чести — «Бусидо».
Архитектура и
изобразительное искусство.Разв
Информация о работе Новейшая история стран Азии и Африки 1945--ХХІ в