Новейшая история стран Азии и Африки 1945--ХХІ в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:35, реферат

Описание

Новый подъем национально-освободительного движения произошел после второй мировой войны. Именно в послевоенный период кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад. Распад колониальных империй сопровождался как ведением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индокитае, Малайе) колониальных войн, так и попытками сохранить политическую зависимость колоний в новых юридических формах. Великобритания использовала в этих целях форму содружества, значительно видоизменив его. Членами Содружества (официальное название объединения с 1948 г.) наряду с Великобританией и "старыми" доминионами могли теперь стать бывшие колонии, получившие статус доминиона, и даже новые республики. Однако связи внутри Содружества продолжали неуклонно ослабевать. В 1948 г. Ирландия отвергла статус доминиона, провозгласила себя республикой, и вышла из Содружества; впоследствии специальным британским законом было упразднено и само понятие доминиона. Индия и Шри Ланка, которые приняли республиканские конституции в 50-х гг., остались в Содружестве, однако перестали принимать участие в совещаниях по вопросам обороны. В результате этого единая система обороны Содружества стала распадаться, хотя само Содружество и в настоящее время объединяет почти 50 государств.

Работа состоит из  1 файл

Noveyshaya_istoria_Azii_i_Afriki_posle_45_gg.docx

— 463.48 Кб (Скачать документ)

Перспективы объединения.В настоящее время перспективы объединения страны очень призрачны в связи с тем, что Северная Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика) является социалистическим государством с коммунистическим правительством, с самостоятельной идеологией (чучхе) и плановой экономикой, тогда как Южная Корея (Республика Корея) — развитое капиталистическое государство с демократическим устройством и рыночной экономикой. В конце 80-х годов президент КНДР Ким Ир Сен предложил организовать некое подобие объединённого корейского государства — Демократическую Конфедеративную Республику Корё. В декабре 1991 г. в Сеуле было подписано Соглашение о примирении и ненападении, сотрудничестве и обмене между Севером и Югом. В этом Соглашении особо отмечалось, что отношения между КНДР и Республикой Корея не обычные межгосударственные, а временно сложившиеся в ходе продвижения к воссоединению. Стороны взяли на себя обязательство отказаться от военно-политической конфронтации, обеспечить разрядку и мир, содействовать общенациональным интересам. Было решено сформировать Совместную военную комиссию Севера и Юга по разработке мер военного доверия. Соглашение предусматривало экономическое сотрудничество, прежде всего в освоении ресурсов, товарообмене, совместных инвестициях с целью пропорционального развития национальной экономики и повышения благосостояния всей корейской нации. Было выражено намерение сторон обеспечить свободное передвижение и контакты людей, переписку, встречи, воссоединение разделенных семей и родственников. Предлагалось также восстановить прерванные железнодорожные и шоссейные дороги, открыть водные и воздушные пути. Незадолго до этого, в сентябре 1991 года, обе страны были приняты в ООН. Начиная с этого времени две страны делают очень небольшие шаги к объединению в виде ограниченных представительских и культурных контактов между населением, решения технических вопросов по стыковке инфраструктур, совместного выступления в некоторых видах большого спорта и на культурных мероприятиях и т. п.

Коре́йская война́ — конфликт между Северной Кореей и Южной Кореей, длившийся с 25 июня 1950 по 27 июля 1953 года (хотя официального окончания войны объявлено не было). Часто этот конфликт времён холодной войны рассматривается как опосредованная война между США c их союзниками и силами КНР и СССР. В состав северной коалиции входили: Северная Корея и её вооружённые силы; китайская армия (поскольку официально считалось, что КНР в конфликте не участвовала, регулярные китайские войска формально считались соединениями так называемых «китайских народных добровольцев»); СССР, который также официально не участвовал в войне, но во многом взял на себя её финансирование, а также отправил на Корейский полуостров части ВВС и многочисленных военных советников и специалистов. Со стороны Юга в войне принимали участие Южная Корея, США, Великобритания и ряд других стран в составе миротворческих сил ООН.

12. Северокорейский  вариант социализма

Брайан Майерс, один из ведущих  западных историков Северной Кореи, уже много лет твердит, что  Северная Корея – никакое не «сталинистское»  и не «пост-сталинистское», и не «коммунистическое», и не «госсоциалистическое» общество, а просто кореизированный вариант  того, что он сам именует «японским  фашизмом 30-х гг». Не исключено, что  подсознательно Майерс, как и большинство  западных левых, хочет минимизировать влияние, скажем так, «левого идейного компонента» на северокорейское  общество. Однако в любом случае, и вне зависимости от личных политических взглядов и идеологических симпатий, нельзя не признать огромного влияния  государственнической традиции и ультранационализма, равно как и традиционно-конфуцианского мировоззрения на Северную Корею. Полагают, впрочем, что споры на тему, чем  является (была) Северная Корея будут  идти вечно. Компоненты коктейля, однако, очевидны - национализм (во многом скопированный  с японского), традиционализм (в основном, но не исключительно, связанный с  конфуцианством), и коммунизм в  его сталинистском варианте. Споры  будут идти - ИМХО, вечно - но споры  о пропорциях, а не о ингредиентах.Трудовая партия Коре— правящая партия в  Корейской Народно-Демократической  Республике. ТПК является лидирующей партией в КНДР с 1946 года. Возглавлялась  Ким Ду Боном, Ким Ир Сеном (1946—1994) и сыном последнего, Ким Чен  Иром ( 1994-2011). ТПК — правящая партия в стране (в стране действуют также  Социал-демократическая партия Кореи  и Партия молодых друзей небесного  пути Чхондогё-Чхонудан, признающие руководящую  роль ТПК). Идеология партии вписывается  в концепцию чучхе, которая преподносится  как корейский вариант марксизма-ленинизма.Датой  создания Трудовой партии Кореи считается 10 октября 1945 года. В этот день корейские  коммунисты воссоздали Коммунистическую партию Кореи.На гербе партии — серп, олицетворяющий крестьянство, молот, олицетворяющий рабочий класс, и кисть, как олицетворение  умственного труда. Этот символ символизирует  триединство классов северокорейского общества — крестьянства, рабочего класса и интеллигенции.

Чучхе́— северокорейская  идеология, провозглашённая в 1955 году Ким Ир Сеном. Чучхе — это классический дальневосточный философский термин, употребляющийся в значении «вещь  с точки зрения субъекта» и  использовавшийся корейскими средневековыми мыслителями. Понятия «чучхе» или  даже «идеи чучхе» встречаются и  в политической жизни Южной Кореи.В  КНДР чучхе как официальная идеология  считается гармоничной трансформацией идей марксизма-ленинизма на основе древнекорейской философской мысли. Впервые термин «чучхе» прозвучал  в речи Ким Ир Сена «Об искоренении  догматизма и формализма в идеологической работе и об установлении чучхе» произнесенной 28 декабря 1955 года .Согласно Конституции 1972 года, КНДР — суверенное социалистическое государство, которое в своей  деятельности руководствуется идеями «чучхе». В соответствии с этими  идеями все вопросы внутренней жизни  должны решаться с позиций самостоятельности, с опорой на собственные силы.По официальной точке зрения историков  КНДР, долгое время считалось, что  идеи чучхе провозгласил Ким Ир Сен  в 1930 году в городе Калунь (Китай), однако в настоящее время считается, что идеи чучхе начали формироваться  с момента образования «Союза свержения империализма» (17 октября 1926 года).В 1980-е годы Ким Ир Сен  выпустил ряд статей об идеях чучхе, окончательно сформировавших её как  философскую систему. Однако основополагающего  текста, который излагал бы суть учения чучхе, нет. Хотя термин постоянно  встречается в работах Ким  Ир Сена, труд под названием «Об  идеях чучхе» был написан Ким  Чен Иром и напоминает скорее краткий  курс основных постулатов, а не серьёзный  теоретический труд. С 8 июля 1997 года в Северной Корее принято новое "летосчисление чучхе", началом  которого является 1912 год — год  рождения Ким Ир Сена.

Основные положения. Субъектом общественного движения выступают народные массы. Нация, обладающая высоким чувством национальной гордости и революционного достоинства, непобедима. В отличие от капиталистической экономики, стремящейся к прибыли, главной целью социалистической самостоятельной экономики является удовлетворение потребностей страны и населения. Народ каждой страны обязан бороться не только против агрессии и порабощения, за последовательную защиту своей самостоятельности, но и против империализма и доминационизма, посягающих на самостоятельность народов других стран. Чтобы установить общенародную и всегосударственную систему обороны, надо вооружить весь народ и превратить всю страну в крепость. Революция — это борьба за реализацию народными массами их потребностей в самостоятельности. Сидеть сложа руки, ожидая, пока созреют все необходимые условия, равнозначно отказу от революции. Чтобы выработать правильный взгляд на революцию, требуется обязательно положить в основу воспитания чувство беззаветной преданности вождю.

 

13.Превращение  Южной Кореи в индустриальное  государство

Экономика Южной Кореи  по состоянию на 2011 год является 12-й в мире по валовому внутреннему  продукту (по паритету покупательной  способности) и 15-й в мире по номинальному ВВП. Валовый национальный продукт  на душу населения вырос со 100 долларов США в 1963 году до более чем 31 000 долларов США в 2011 году. Ключевые направления  южнокорейской экономики за шестидесятилетнюю  историю существования государства  сильно изменились. В 1940-х годах страна экономика страны опиралась преимущественно  на сельское хозяйство и лёгкую промышленность. В течение следующих нескольких десятилетий акцент сместился в  сторону лёгкой промышленности и  производства товаров народного  потребления, а в 70-х и 80-х годах XX века — в сторону тяжёлой  промышленности.В течение 30 лет после  того, как президент страны Пак  Чонхи в 1962 году объявил начало первой пятилетки, экономика страны росла  очень высокими темпами, а её структура  сильно изменилась. Бурный экономический  рост 80-х годов замедлился к концу  десятилетия. К тому времени этот рост составлял 6,5 % в год, а с повышением заработной платы населения выросла  и инфляция.Как и в других высокоразвитых странах, к началу 90-х годов сфера  услуг стала доминирующей в экономике  страны, а в начале XXI века она  составляет две трети всего ВВП.

Послевоенное  состояние (1945—1961). Ко Второй мировой войне Корея подошла в качестве одной из беднейших стран мира с преимущественно аграрной экономикой. Послевоенная разруха и Корейская война не способствовали устойчивому развитию экономики страны. Правительство Ли Сын Мана опиралось на экономическую помощь иностранных государств, в частности США. Народное хозяйство страны находилось в упадке, доходы населения были очень низки. После разделения Кореи на две части — КНДР и Южную Корею — разрушились давние связи между аграрным Югом и промышленным Севером. Южная Корея лишилась таких отраслей промышленности, как металлургическая, химическая, цементная. На юге были сосредоточены в основном предприятия лёгкой и пищевой промышленности. Корейская война окончательно подорвала экономику страны. После окончания войны союзниками Юга при содействии правительства был разработан план содействия южнокорейской экономике. США предоставили в 1954—1959 годах около 1,5 миллиарда долларов в виде субсидий и «займов развития» (займы составляли 12,4 миллиона долларов). Эти деньги в основном ушли на закупку американских продовольственных и потребительских товаров, лишь небольшая часть пошла на восстановление производственной инфраструктуры промышленности и сельского хозяйства. Однако в первые послевоенные годы американская помощь способствовала сравнительно быстрому восстановлению экономики. Среднегодовые темпы прироста валового национального продукта составили в 1954—1958 годах 5,2 %, а обрабатывающая промышленность за эти годы удвоила свое производство.

Начало бурного  роста (1962—1970). С начала 60-х годов XX века корейская экономика бурно развивалась. Доля промышленного сектора в 1962 году составляла 14,3 % от ВНП, а в 1987 году — 30,3 %. Наиболее значимым фактором в ускорении развитии экономики страны стала экономическая политика нового президента Пак Чонхи, который направил усилия правительства на привлечение иностранных инвестиций, увеличение объёма экспорта и индустриализацию экономики. Государство стало играть более заметную роль в экономической жизни общества. Стали внедряться элементы плановой экономики — пятилетние экономические планы. Сделав ставку на промышленный сектор экономики и ориентированную на экспорт стратегию развития страны, правительство страны искусственно увеличило разрыв междупромышленным и аграрным направлениями в экономике, что стало серьёзной проблемой к началу 70-х годов.

Период стабилизации (1970—1997). Развитие Южной Кореи в 90-х годах выдвинуло страну на передний край высоких технологий. К началу 1970-х годов, однако, промышленный сектор страны столкнулся с проблемами. До этого национальная промышленность производила дешёвые продукты используя дешёвую рабочую силу, что увеличивало конкурентоспособность южнокорейских товаров и стимулировало проведение политики протекционизма со стороны других развивающихся стран. Правительство ответило на это увеличением финансирования тяжёлой и химической промышленности и направлением инвестиций в капиталоёмкие и высокотехнологичные отрасли экономики.

Роль правительства.Экономическая политика Пак Чонхи. В 1961 году генерал Пак Чонхи сверг режим премьер-министра страны Чхан Мёна. Главным направлением его действий в экономической сфере было превращение страны из отсталой аграрной в современную индустриальную. Начиная с его правления экономика Южной Кореи переживала бурный рост. Администрация Пак Чонхи решила, что в экономическом развитии ключевую роль должно играть централизованное управление. Сложившаяся в результате мер правительства структура экономики включала элементы как государственного капитализма, так и свободной торговли. Именно во время правления генерала Пака в стране появились чеболи — крупные частные конгломераты, занимающиеся различной деятельностью. Так, правительство сохранило за собой право собственности на железные дороги, источники электроэнергии, водоснабжение, автодороги и порты. Была проведена масштабная национализация. Вся банковская система перешла под контроль государства. Был проведен ряд мероприятий, призванных улучшить положение в аграрном секторе (в 1961 году крестьянство составляло 58 % населения). Так, правящая группировка освободила крестьян от выплат долгов по ростовщическим процентам, приняла программу стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличила процент выплат по банковским вкладам, что так же стимулировало приток в банки свободных средств и облегчило получение кредитов, были приняты и другие подобные меры. Главными экономическими целями правительства Пак Чонхи было усиление ключевых отраслей промышленности, уменьшение безработицы и разработка более эффективных управленческих методик. Были направлены меры на увеличение уровня экспорта, что означало усиление конкурентоспособности южнокорейских товаров и производительности труда. Ключевыми отраслями промышленности были признаны электроника, кораблестроение и автомобильная промышленность. Правительство всячески поощряло открытие новых производств в этих отраслях.В результате этих мер рост промышленного производства составлял 25 % в год, причём в середине 70-х годов темпы увеличились до 45 % в год.

Политика в  области производства.Главной проблемой, с которой столкнулось правительство Пак Чонхи в начале 1960-х годов, была повсеместная бедность населения. Необходимо было также увеличивать государственные резервы для того, чтобы стимулировать промышленный рост. Внутренние сбережения государства были весьма невелики. В результате правительство стало активно занимать деньги у других государств, а также создавать налоговые льготы для привлечения иностранного капитала в страну. Из всех быстроразвивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона — Тайваня, Гонконга, Сингапура и Южной Кореи — только последняя финансировала свою экономику в основном при помощи внешних заимствований. В 1985 году внешний долг страны составил $46,8 млрд. Иностранные инвестиции шли главным образом из Японии и США. Правительство смогло мобилизовать внутренний капитал страны с помощью гибкой системы поощрения капиталовложений, отличающейся для различных отраслей промышленности и их экспортного потенциала. Правительство также смогло реструктурировать многие отрасли промышленности, такие как военно-промышленный комплекс и строительство, часто стимулируя или ослабляя конкурентную борьбу.

Предприятия и  компании.  После формального окончания Корейской войны помощь иностранных государств стала самым значимым источником ресурсов для восстановления экономики. Большая часть того, что осталось от построенных японцами во время колониального правления заводов к середине 1950-х годов было либо разрушено войной, либо сильно устарело. Остальное перешло в частные руки. Именно в тот период в Южной Корее стали складываться большие промышленные конгломераты, позднее получившие название чеболей. Эти группы компаний, занимающихся торговлей, производством, оказанием услуг, и сейчас доминируют в южнокорейской экономике.

 

14. Политические  и экономические преобразования  в Японии после второй мировой войны

Япония к 1945 г.Положение Японии к окончанию Второй мировой войны выглядело катастрофическим. Последствия войны были ужасными. Жертвы составили 6,5 млн. человек убитыми, да еще 1,5 млн. числились без вести пропавшими.Массированные бомбардировки в конце войны принесли страшные разрушения. В Токио, Иокогаме и других крупных городах было уничтожено свыше половины всех строений, из 200 крупных населенных пунктов в развалинах лежали 80. Была уничтожена большая часть производственного оборудования, и без того устаревшего еще до войны.К этому добавились прочие негативные последствия поражения: Япония лишилась всех своих колоний, а следовательно, источников сырья, рынков сбыта, большей части своих заграничных активов. Страна утратила Корею, Тайвань и Пескадорские острова, Южный Сахалин и Курильские острова, а также острова Рюкю, оккупированные США.Большая часть внутреннего рынка, связанная с военными заказами правительства, была потеряна. Проблему массовой безработицы после демобилизации армии и флота (10—15 млн. человек) усугубила массовая эмиграции японцев из Кореи, Тайваня и других азиатских стран (свыше 10 млн. человек), их надо было как-то обустроить на исторической родине.Кроме того, на Японию было возложено бремя выплаты репараций, его должны были нести 500 крупных промышленных компаний.Но самое главное — морально-психологические последствия. Поражение в войне, крушение тоталитарного режима, поддерживавшегосямассой населения, которое воспринимало идеи кокутай как великую историческую миссию Японии, оккупация страны иностранными войсками и неясность судьбы императора, с чьим именем связывалась вся японская история. Люди полагали, что история Японии завершилась. Не случайно после Указа о капитуляции, подписанного императором 14 августа 1945 г., последовали массовые самоубийства среди фанатиков. Японцев охватила полная апатия, их энергия была парализована.Долгие столетия межклановых войн выработали в Японии особые традиции поведения проигравших: они полностью отдавали себя в распоряжение победителей, полностью подчинялись им. Так и в 1945 г. японцы были готовы выполнить любые распоряжения оккупационных властей, не помышляя о каком-либо сопротивлении или даже неподчинении воле победителей.Нарушением традиций был и отказ государства от социальной опеки над гражданами, но иначе невозможно было стимулировать экономическое развитие.Требовалось изменить и характер политической системы, привить Японии навыки парламентской демократии. Это было непросто, учитывая полное отсутствие у японцев каких-либо демократических традиций в западном понимании. В Японии всегда исходили из того, что каждый должен заниматься своим делом, будь то ремесло, сельское хозяйство, война, управление. Участвовать в делах государства простому человеку — немыслимо.Серьезной задачей считалось устранение воинственного духа, искоренение милитаризма в Японии. Пришлось проводить широкую чистку чиновников, действовавших во всех сферах общества. Ей подверглись 660 тыс. человек, из них около 200 тыс., тесно связанных с прежним режимом, были уволены. Главным образом, это были военные. Для преступников даже создали специальный международный военный трибунал, который вынес в 1945 г. приговоры 28 лицам.Вклад США в военный разгром Японии был настолько велик, что они особенно не церемонились с союзниками после окончания войны. Воспротивившись советской оккупации острова Хоккайдо, на; что явно нацеливался Сталин, США пошли на создание двух органов власти, которые формально были полномочны решать вопросы с Японией.Первый — Союзный совет по делам Японии с участием США, СССР и Китая, а также представителей Великобритании и стран Содружества Тихоокеанского региона — находился в Токио.Второй — Дальневосточная комиссия — размещался в Вашингтоне и состоял из 11 членов. Но фактическая власть принадлежала штабу оккупационных войск США в Японии во главе с генералом Д. Ма-картуром.Оккупационная администрация США была создана сразу после 2 сентября 1945 г., официальной даты капитуляции Японии. По сути дела Д. Макартур и стал верховным правителем Японии. Его отличали большие амбиции и авторитарные замашки, и на первых порах это играло позитивную роль.В условиях начавшейся «холодной войны» работа союзных органов в Японии была парализована, и американцы получили полную свободу действий. Однако они все же были связаны обстоятельствами. В Японии нельзя было ввести прямое правление американских военных: для этого в США даже не было достаточного количества людей, знавших японский язык. Управлять можно было, только опираясь на японскую администрацию, это диктовалось традициями. После проведенной чистки госаппарата (от работы было отстранено, как отмечалось выше, свыше 200 тыс. чиновников), американцы и создали такую систему.Первоначальная инициатива исходила именно от генерала Д. Макартура, его штаб выпускал соответствующие директивы. А претворялись в жизнь они уже японскими чиновниками, которые всегда послушно исполняли все, что им спускалось сверху.

Информация о работе Новейшая история стран Азии и Африки 1945--ХХІ в