Новейшая история стран Азии и Африки 1945--ХХІ в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:35, реферат

Описание

Новый подъем национально-освободительного движения произошел после второй мировой войны. Именно в послевоенный период кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад. Распад колониальных империй сопровождался как ведением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индокитае, Малайе) колониальных войн, так и попытками сохранить политическую зависимость колоний в новых юридических формах. Великобритания использовала в этих целях форму содружества, значительно видоизменив его. Членами Содружества (официальное название объединения с 1948 г.) наряду с Великобританией и "старыми" доминионами могли теперь стать бывшие колонии, получившие статус доминиона, и даже новые республики. Однако связи внутри Содружества продолжали неуклонно ослабевать. В 1948 г. Ирландия отвергла статус доминиона, провозгласила себя республикой, и вышла из Содружества; впоследствии специальным британским законом было упразднено и само понятие доминиона. Индия и Шри Ланка, которые приняли республиканские конституции в 50-х гг., остались в Содружестве, однако перестали принимать участие в совещаниях по вопросам обороны. В результате этого единая система обороны Содружества стала распадаться, хотя само Содружество и в настоящее время объединяет почти 50 государств.

Работа состоит из  1 файл

Noveyshaya_istoria_Azii_i_Afriki_posle_45_gg.docx

— 463.48 Кб (Скачать документ)

Изобразительное искусство Японии послевоенного  периода представляло собой отражение борьбы двух внутренних тенденций: влияние американской культуры, насаждаемой оккупантами, и борьба прогрессивных и консервативных идей в национальной культуре. Менее всего было затронуто иностранным влиянием и сохранило связь с национальной художественной традицией искусство гравюры.В 1949 году была создана организация, выдвинувшая лозунг «японской народной гравюры» (дзиммин ханга). «Общество японской гравюры» объединило художников-реалистов, основным направлением работ которых стала социальная тематика. Ядро общества составили художники Уэно Макото, Судзуки Кэндзи, Такидайра Дзиро, Нии Хирохава, Иино Нобуя. Особенно активно работал Оно Тадасигэ, выступающий не только как художник, но и как критик, искусствовед, один из крупнейших специалистов по истории гравюры. Широко известны его работы «Черный дождь» и гравюры, посвященные Хиросиме: «Хиросима», «Воды Хиросимы». Большим мастерством отличаются работы крупного художника-графика Уэно Макото. Его работы посвящены трудовому человеку Японии. В гравюрах «Материнская любовь», «Жажда», «Старик-нищий» показана нелегкая жизнь простого народа. За работы, посвященные бомбардировке Нагасаки, художник получил премию Всемирного Совета Мира.

Японский театр, кино и музыка.Для театрального искусства наступило время значительной перестройки. После длительного периода трудностей театр Но вступил в полосу резкого увеличения числа театральных постановок, в связи с возникшей в общественной жизни страны тенденцией повышенного внимания к национальной культурной традиции (классическому театру, литературе, прикладному искусству, чайной церемонии, икебана, бонсай и т. д.).Вместе с тем классические театры впервые в своей истории предприняли попытку отказаться от традиционных пьес и создать новые тексты на современном языке. В театре Но была поставлена пьеса «Записки Тиэко», а в Кабу-ки — инсценировка классического романа «Повесть о принце Гэндзи». Кукольный театр дзёрури восстановил постановку классических пьес и произведений западной драматургии. Изменилась обстановка и в новом театре (сингэки), его труппы Хайюдза и Бунгакудза широко обращаются к мировой драматургии. Здесь были поставлены пьесы: «Лисистрата» Аристофана, «Три сестры», «Вишневый сад» Чехова, «Тартюф» Мольера, «Трехгрошовая опера» Брехта, «Носорог» Ионеску.В 1947–1950 годах в Японии появляются первые оперные труппы, целью которых была пропаганда оперного искусства и создание национальной оперы. С европейским балетом японцы познакомились лишь в 1922 году, во время гастролей русской балерины Анны Павловой. Затем были попытки организовать национальную школу балета. В 1958 году создана балетная ассоциация, ставящая целью объединение различных балетных трупп и оказание им помощи в постановке спектаклей.50-60-е годы стали временем так называемого движения независимых, обусловивших развитие японского кинематографа. Первая компания кинопроката появилась в 1950 году и всего за несколько лет утвердила свою независимость в культурной жизни страны. Это позволило выпускать фильмы, которые по широте и смелости постановки социальных проблем в корне отличались от ранее выходивших на экраны картин. На эти годы приходится активная деятельность нескольких режиссеров, в том числе Куросава Акира, Мидзогути Кэндзи, Имаи Тадаси, молодых режиссеров Имамура Сёхэй, Масумура Ясудзо и других. Известные фильмы Куросава этого периода — «Жить» (отмечен премией Каннского международного кинофестиваля) — о верности человеческому долгу, «На дне» по пьесе М. Горького. Фильмы Куросава принесли известность талантливому актеру Мифунэ Тосиро, играющему почти во всех картинах режиссера. В эти годы ставятся фильмы по произведениям классиков японской литературы (Ихара Сайкаку). Подобным фильмам свойственно следование концепции национальной эстетики и традиционным приемам художественной выразительности. Эта специфика японских фильмов сделала их чрезвычайно интересными для мировой кинематографии. Огромную известность имела экранизация романа Нома Хироси «Зона пустоты» режиссера Ямамото Сацуо. Фильм показывает японскую военщину и ее нравы, удушающую атмосферу жестокости, превращающую императорскую армию в зону пустоты, где нет места нормальному человеку. Японские деятели кино ставят в эти годы много фильмов. Известными режиссерами и актерами были основаны самостоятельные фирмы: «Куросава-про», «Исихара-про», «Мифунэ-про» и др. Число фильмов с 215 в 1950 году возрастает до 547 в 1960 году. Однако с начала 60-х годов позиции киноиндустрии начинают сильно ущемляться развивающимся телевидением. Тем не менее в эти годы выходят наиболее известные фильмы талантливых режиссеров, такие, как картины режиссера Тэсигахара Хироси, экранизировавшего несколько романов Абэ Кобо — «Западня», «Женщина в песках», «Чужое лицо» и «Сожженная карта», «Красная борода» Куросава, фильм Имаи Тадаси «Повесть о жестокости бусидо».

 

19. Завоевание  Индией независимости после Второй  мировой войны

Лейбористское правительство  Англии,одержав убедительную победу на парламентских выборах, было преисполнено решимости разрешить все проблемы в Индии скорейшим образом. Стратегия Англии излагалась в декларации правительства от 19 сентября 1945 г. Глава правительства К. Эттли направил в Индию трех членов своего кабинета с целью добиться соглашения между Конгрессом и Мусульманской лигой, прежде чем предоставить стране независимость. Но за годы войны отношения между этими организациями заметно ухудшились, причем лидер Мусульманской лиги М. Али Джинна полагал, что Англия более расположена к Конгрессу. Поэтому попытки англичан добиться соглашения междуИНК и Лигой закончились неудачей.

15 марта 1946 г. Индии был предоставлен статус доминиона, а в апреле состоялись выборы в провинциальные Законодательные собрания. В мае 1946 г. вице-король опубликовал план: предлагалось создание федерации из трех зон с очень широкими полномочиями (Северо-Западная, Восточная и Центральная). Но план снова был отвергнут и Мусульманской лигой, и ИНК. В июле 1946 г. прошли выборы в Учредительное собрание (депутаты назначались от Законодательных собраний провинций), и вице-король предложил Д. Неру сформировать правительство. Мусульманская лига отказалась войти в новое правительство, и 10 августа 1946 г. М. Али Джинна призвал мусульман начать открытую борьбу за провозглашение Пакистана.

В Бенгалии и в Синде, где  у власти находились правительства  Мусульманской лиги, был объявлен всеобщий хартал. Но когда активисты Лиги стали принуждать индусов закрывать лавки, магазины и мастерские, начались столкновения, переросшие 16 августа в кровавую резню в Калькутте. В тот же деньволнения перекинулись на Бенарес, Аллахабад, Дакку и Дели. Повсюду происходили резня и поджоги. С большим трудом М.К. Ганди, используя свой личный авторитет, удалось подавить столкновения в Калькутте, но тем не менее резня возобновлялась постоянно то в одном, то в другом месте.

2 сентября 1946 г. Д. Неру наконец сформировал правительство с участием индусов, парсов и христиан. 15 октября 1946 г. в правительство формально вступила и Мусульманская лига, но она продолжала бойкотировать его работу. Резня не прекращалась, потоки беженцев устремились в разные концы страны. Ганди безуспешно грозил голодовкой, стремясь прекратить беспорядки. Эти события навели страх на людей, многие бросали родные места и искали спасения в районах проживания единоверцев.

Положение в Индии  после окончания Второй мировой  войны. Сразу после окончания войны, помимо острых разногласий между религиозными общинами, Индия столкнулась с рядом других проблем.Первая связана с офицерами бывшей Индийской национальной армии (ИНА). Сам С.Ч. Бос незадолго до окончания войны погиб в авиакатастрофе, но сотни офицеров оказались в плену и против них в ноябре 1945 г. были начаты судебные процессы. В Индии многие считали их патриотами, к ним относились с сочувствием. В защиту офицеров ИНА прошли массовые выступления, так, в ноябре 1945 г. состоялась всеобщая стачка в Калькутте, затем подобные акции неоднократно повторялись.Вторая проблема связана с использованием после войны индийских войск в Индонезии и во Французском Индокитае. С осени 1945 г. в Индии развернулось движение протеста против использования индийских войск для подавления национального движения в других странах. Протестующие требовали возвращения индийских войск на родину и скорейшей их демобилизации. Пик движения пришелся на февраль 1946 г.В это время объявили забастовку военные летчики, требуя демобилизации и протестуя против расовой дискриминации индийцев; в Бомбее началась стачка военных моряков, требующих немедленного вывода войск из Индонезии. Выступления моряков в Бомбее были поддержаны всеобщей забастовкой, объявленной 22 февраля 1946 г. Только Валлабхаи Пателю удалось уговорить бастующих вернуться к работе — конфликт был разрешен.Третья проблема — крестьянское движение, которое началось в княжествах в самом конце войны. Наиболее массовыми были выступления в самом крупном княжестве — Хайдарабад (в Телингане), где крестьяне выступили против того, чтобы у арендаторов отбирали землю. В 1946 г. это движение было поддержано и в колонии, особенно в Центральных провинциях. Волнения проходили и в другом княжестве — Кашмире. Там протесты были направлены против деспотии князя, сатьяграха принимала даже форму отказа от уплаты налогов. Лидеры ИНК и лично М.К. Ганди неоднократно вмешивались в дела Кашмира, требуя от князя освободить арестованных активистов Национальной конференции — организации, пользовавшейся большим авторитетом в Кашмире.Четвертая проблема связана с разразившимся в Индии после окончания войны продовольственным кризисом, переросшим в настоящий голод (по некоторым данным, им была охвачена третья часть населения).

Завершение переговоров  о предоставлении независимости. 9 декабря 1946 г. открылось наконец Учредительное собрание. Его председателем был избран Раджендра Прасад. Но ситуация в стране была сложной: волнения на религиозной почве продолжались и зимой 1946/47 г.В начале 1947 г. вице-король Уэйвелл пришел к заключению, что невозможно сформировать единую центральную власть в Индии. Он рекомендовал английскому правительству либо сохранить контроль над Индией по крайней мере еще на 10 лет, либо предоставлять независимость постепенно, провинции за провинцией. Английское правительство такой вариант явно не устраивал, и 22 марта 1947 г. оно назначило новым вице-королем лорда Маунтбеттена, человека, который всю войну провел в Индии в качестве командующего войсками. Было объявлено, что Великобритания уйдет из Индии не позднее июня 1948 г.

Маунтбеттен очень активно  взялся за дело. Он считал, что даже этот срок (июнь 1948 г.) — слишком поздняя  дата, к этому моменту насилие станет неконтролируемым. Английское правительство согласилось с таким выводом. 3 июля 1947 г. Маунтбеттен представил план раздела Индии. К тому времени стало очевидно, что сохранить единство вряд ли удастся, и даже такие ярые противники раздела, как М.К. Ганди, были с этим согласны.Предлагалось одновременно предоставить права доминионов, разделив Индию на два государства: Индию и Пакистан. Пакистан состоял из двух частей — западной и восточной. В западный Пакистан должны были войти Синд, Белуджистан, Северо-Западная пограничная провинция и Западная часть Пенджаба (примерно 1/4всей провинции). К восточной части Пакистана отходили Восточная Бенгалия (примерно 2/3 территории) и Силхетский округ Ассама, где был проведен референдум.Пакистан даже не представлял единого целого: западная его часть была отделена от восточной полосой индийской территории в 1600 км. Само по себе это было нелепым государственным образованием, в котором объединялись самые разные народы с общей религией.Другая часть плана Маунтбеттена была посвящена индийским княжествам. Их было около 600, и формально они не входили в состав английской колонии. По плану Маунтбеттена все княжества должны быть включены или в состав Индии, или в состав Пакистана — решать это должны были сами правители. Но княжества не могли объявлять себя независимыми государствами.Пока наверху занимались лишь передачей власти, времени на тщательное проведение демаркации границы в Пенджабе и Бенгалии не оставалось. Это было поручено специальной комиссии по демаркации под председательством Сирила Рэдклиффа. Комиссия работала в течение двух месяцев, но невозможно было в принципе провести границы, устраивающие всех. Миллионы людей стали покидать районы, отходившие к соседнему государству.В ходе этого массового исхода погибло много людей. Дороги заполнялись сотнями тысяч беженцев, которые двигались в противоположных направлениях и время от времени пытались сводить счеты друг с другом. Сикхи нападали на мусульман, мусульмане — на индуистов. Жестокость порождала жестокость, вражда охватила огромные территории. Много недоразумений происходило при разделе финансов, делопроизводства, административных функций, вооруженных сил. На территории Индии оказалось 90% полезных ископаемых и промышленного потенциала, а Пакистан сосредоточил на своей территории производство продовольствия и сельскохозяйственного сырья. И все же 15 августа 1947 г. была провозглашена независимость двух государств — Индии и Пакистана. Премьер-министром Индии стал Д. Неру, генерал-губернатором — Ч. Раджагопалачария, правительство Пакистана возглавил Лиикат Алихан, а М. Али Джинна стал генерал-губернатором.

 

20.Создание  Республики Индия (1947-  1950 годы)

Становление современной  политической системы в Индии. Индия, пожалуй, единственная из стран Азии и Африки, в которой в годы независимости произошло становление прочной системы парламентской демократии. Политическая демократия предполагает острую борьбу. В 1950-х — начале 1960-х гг. борьба велась по 5 основным направлениям: 1) административно-территориальная реформа; 2) введение государственного языка; 3) аграрная реформа; 4) экономическая политика, роль госсектора в экономике; 5) внешняя политика.

Проявлениями этой борьбы стали: внутрипартийная борьба в самом ИНК; политическая дифференциация — образование новых партий; межобщинные, кастовые, экономические и религиозные конфликты.

Учитывая роль, которую  ИНК сыграл в достижении Индией независимости, неудивительно, что в первые годы он полностью доминировал в политической жизни страны. ИНК была единственной в то время общенациональной партией, поддерживаемой различными слоями населения в разных регионах. Ее представители составляли абсолютное большинство депутатов Учредительного собрания, которое и приняло 26 июня 1949 г. новую Конституцию Индии. Согласно ей, Индия провозглашалась с 26 января 1950 г. светской республикой. Это означало, что религия не играет определяющей роли в государстве, отсутствует само понятие государственной религии, никаких теологических структур власти не предусматривалось. Индия — федерация штатов и союзных территорий, наделенных большими автономными правами. Каждый штат имеет свои Законодательные собрания и правительства, обладает полной компетенцией в сфере сельского хозяйства, электроснабжения, автодорожных перевозок, контролирует развитие мелкой и средней промышленности, использование земельных, водных и лесных ресурсов. Штаты делятся на области, округа, уезды. Исполнительная власть в штате принадлежит губернатору, назначаемому президентом сроком на 5 лет. Законодательная — состоит из 2 палат: Законодательного совета и Законодательного собрания. Свои функции есть и у центра: финансовая политика, крупные предприятия общенационального значения, объекты общеиндийской инфраструктуры, внешняя политика, оборона и т. д.

Законодательная власть в стране принадлежит двухпалатному парламенту. Верхняя палата — Совет штатов — формируется из членов Законодательных собраний штатов, она представляет индийскую федерацию. Нижняя — Народная палата — формируется в результате регулярных выборов. По их итогам создается правительство, главный орган исполнительной власти, его возглавил Д. Неру. По Конституции в Индии есть и президент, он избирается специальной коллегией из числа депутатов центрального парламента и Законодательных собраний штатов. Формально президент является верховным главнокомандующим, имеет право вводить на отдельных территориях парламентское правление, подписывает издаваемые парламентом законы. Фактически он играет лишь представительскую роль, потому как полностью зависит от правящей партии или коалиции. Как показывает практика, каких-либо крупных конфликтов на этой почве между президентом и премьер-министром не было. Конституцией провозглашены основные демократические свободы, права человека, равенство каст, закреплен принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную (Верховный суд Индии). Каждая ветвь власти независима и самостоятельна, свободна от давления со стороны кого-либо. В Индии действует мажоритарная система выборов, что дает преимущество кандидатам от самой крупной партии. В первые десятилетия это способствовало укреплению ИНК: можно было получать на общих выборах менее половины голосов, но иметь 3/4 мест в парламенте и Законодательных собраниях штатов. Верховный суд страны и высшие суды штатов могут толковать законы на предмет их соответствия Конституции и даже приостанавливать их действие.

Вопросами включения бывших княжеств в состав федерации, их адаптацией, реорганизацией самой федерации в первые годы провозглашения независимости занимался В. Патель. Ряд наиболее крупных княжеств были включены в прежних границах в качестве самостоятельных провинций, затем — штатов. По Конституции более мелкие административные единицы составляли союзные территории или включались в особую группу штатов — «Б»: в качестве администраторов там назначались на первое время бывшие князья. Но границы по-прежнему разделяли национальные группы. Требовалась административная реформа.

Борьба по вопросам административной реформы и единого  языка. Движение за административную реорганизацию на лингвистической основе развернулось в Индии еще в 1920—1930-е гг. Известно, что на своих сессиях ИНК еще в 1930-е гг. неоднократно принимал резолюции с обещаниями провести административную реформу сразу же, как только Индия обретет независимость. В то время лидеры национального движения полагали, что все зло кроется лишь в колониализме, что с уходом англичан многие проблемы можно будет разрешить легко. Но в первые же годы самостоятельного развития ситуация оказалась сложной, и прежде всего, в результате раскола Индии по религиозному признаку. Правительство Д. Неру вынуждено было действовать чрезвычайно осторожно, опасаясь за целостность страны и прочие возможные внутриполитические последствия. Вопрос об административной реформе был отложен. С начала 1950-х гг. движение за реорганизацию штатов активизировалось снизу. Начало положил Хайдарабад, в котором в 1952 г. вспыхнуло движение за объединение народа андхра в рамках единого штата. Во главе движения стоял известный в Индии ученик и последователь М.К. Ганди — некто Рамалу. Весь регион был охвачен сатьяграхой, центральные власти оказались бессильны нормализовать обстановку. К тому же Рамалу уморил себя голодовкой протеста — возникла угроза беспорядков с применением насилия. Правительство Д. Неру пошло на уступки: в октябре 1953 г. был создан первый штат на лингвистической основе — Андхра-Прадеж, в который вошли основные районы проживания народа андхра. Тогда же было объявлено о создании Комиссии по реорганизации штатов. В ноябре 1956 г. в Индии было введено новое территориальное деление: на основе проекта Комиссии создавалось 14 штатов по лингвистическому признаку. Впоследствии проводились некоторые реорганизации, но на основании тех же принципов, что были заложены в решении 1956 г. Так, в I960 г. произошел раздел единого двуязычного штата Бомбей на Махараштру и Гуджарат. В 1960-е гг. возникла проблема в Пенджабе: в 1966 г. отделился хиндиязычный штат Харьяна, в то время как в Пенджабе осталось население, говорящее на языке пенджаби. Но в этническом отношении население обоих штатов представлено сикхами и пенджабцами, которые говорят на том и другом языках, т. е. этническое деление не всегда совпадает с лингвистическим. Это порождает неразбериху. В крайнем северо-восточном штате Ассам с 1950-х гг. развернулось движение племен, выступавших за автономию: они требовали выделения районов своего проживания в отдельные штаты. Племена эти довольно многочисленны: в каждом из них насчитывается по нескольку миллионов человек. В 1963 г. был образован штат Нагаленд (народ нага, большинство населения — христиане), затем образованы ряд других штатов, выделившихся из Ассама: Мизорам, Манипур, Мегхалая, Аруначал-Прадеж. Стала штатом и бывшая союзная территория — Химачал-Прадеж. Попытки дальнейшего расчленения штатов продолжаются и поныне, так как всегда находится народ, достаточно многочисленный, но проживающий на территории штата с еще более многочисленным основным населением. В 1975 г. признан в качестве штата Сикким.

Информация о работе Новейшая история стран Азии и Африки 1945--ХХІ в