Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:35, реферат
Новый подъем национально-освободительного движения произошел после второй мировой войны. Именно в послевоенный период кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад. Распад колониальных империй сопровождался как ведением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индокитае, Малайе) колониальных войн, так и попытками сохранить политическую зависимость колоний в новых юридических формах. Великобритания использовала в этих целях форму содружества, значительно видоизменив его. Членами Содружества (официальное название объединения с 1948 г.) наряду с Великобританией и "старыми" доминионами могли теперь стать бывшие колонии, получившие статус доминиона, и даже новые республики. Однако связи внутри Содружества продолжали неуклонно ослабевать. В 1948 г. Ирландия отвергла статус доминиона, провозгласила себя республикой, и вышла из Содружества; впоследствии специальным британским законом было упразднено и само понятие доминиона. Индия и Шри Ланка, которые приняли республиканские конституции в 50-х гг., остались в Содружестве, однако перестали принимать участие в совещаниях по вопросам обороны. В результате этого единая система обороны Содружества стала распадаться, хотя само Содружество и в настоящее время объединяет почти 50 государств.
В результате к 1964 г., несмотря на огромные успехи в сферах здравоохранения и образования, в развитии науки и культуры, усилия в экономике не привели к существенному повышению общего уровня жизни населения.
Внешняя политика Индии в 1950-1964 гг. После образования Республики Индии в ходе внешнеполитических акций правительства и складывавшихся новых международных связей оформилась внешнеполитическая концепция Неру, определявшаяся как политика позитивного нейтрализма, основу которой составляет неприсоединение Индии к двум противостоящим друг другу мировым политическим блокам. Вместе с тем внешняя политика Индии не содержала в себе какого-либо элемента изоляционизма. Напротив, еще в годы доминиона Индия стремилась занять свое место в системе международных отношений, выступая с позиции освободившихся стран. Линия поддержки национально-освободительного движения в афро-азиатском мире, защиты интересов суверенного экономического и политического развития стран «третьего мира» с большей или меньшей последовательностью проводилась и в годы, когда начал формироваться «курс Неру» в индийской политике. Индия внесла определенный вклад в прекращение конфликта в Корее, хотя ее позиция как непостоянного члена Совета безопасности ООН на начальной стадии конфликта, в 1952 г., не всегда была последовательной. Индийское правительство выступило против обвинения Китая в агрессии в Корее, а затем активно содействовало установлению перемирия и урегулированию вопроса о военнопленных. Еще более последовательно Индия выступила за прекращение войны в Индокитае, способствовала подписанию Женевских соглашений и последующему частичному урегулированию отношений в этом районе Юго-Восточной Азии в 1954— 1956 гг. На международной арене Индия неизменно активно выступала за прекращение различного рода локальных конфликтов, за всеобщий и длительный мир, против создания военных блоков и баз, пребывания иностранных войск на территории других государств. Эти внешнеполитические позиции правительства Неру создавали определенные сложности в отношении Индии с западными странами. С одной стороны, Индия довольно последовательно выступала против политики колониализма и неоколониализма, с другой — испытывала постоянный и все возраставший нажим со стороны сил империализма, использовавших свои позиции в экономике страны. Хотя Индия отвергла американскую военную помощь, но в 1951—1952 гг. подписала ряд соглашений о техническом сотрудничестве с США, которые тем самым создали основу для американского проникновения в различные сферы внутренней жизни страны. Отношения Индии с социалистическими странами развивались по линии все большего расширения сотрудничества во всех областях. В 1955 г. состоялся обмен визитами руководителей Индии и СССР, положивший начало регулярному обмену правительственными делегациями на различных уровнях. Столь же благоприятно развивались отношения Индии с другими социалистическими странами, включая КНР. В 1954 г. было подписано соглашение между Индией и Китаем о Тибете, которое устраняло разногласия, существовавшие по вопросу о статусе этого района Центральной Азии, и содержало знаменитые пять принципов мирного сосуществования («панчашила»). За этим последовали взаимные визиты правительственных делегаций, укрепившие дружественные отношения между обеими странами. Индийско-китайское сотрудничество обеспечило успех исторической Бандунгской конференции неприсоединившихся стран в 1955 г. Однако наметившийся в 50-е—60-е годы поворот во внутренней и внешней политике Пекина постепенно привел к ухудшению индокитайских отношений и даже к пограничному конфликту в 1959 г., спровоцированному китайской стороной. В 1962 г. пограничный конфликт вспыхнул с новой силой и привел к серьезным военным столкновениям на границе. События 1962 г. отрицательно сказались и на внутриполитическом положении Индии, поскольку активизировалась деятельность всех антисоциалистических и антикоммунистических сил в Индии, и на ее внешнеполитических позициях, так как происшедшее в ходе конфликта сближение КНР с Пакистаном затруднило достижение индийско-пакистанского соглашения, прежде всего по вопросу о Кашмире. Хотя Индии удалось в 1954 г. по договору с Францией присоединить французские колониальные анклавы к основной территории страны и в декабре 1961 т. освободить Гоа и другие португальские колонии в Индии, проблемы установления длительного и прочного мира на полуострове Индостан оставались нерешенными.
22. Социально-экономическое
развитие и политическая
Нарастание кризиса в Индии (1965—1970). Еще в январе 1964 г. на сессии ИНК проявились острые противоречия между политиками: Звучали требования ограничить госсектор и вмешательство государства в экономику, приостановить аграрную реформу и изменить внешнеполитический курс. Но пока был жив Д. Неру, раскол ИНК не грозил — в партии не было человека такого масштаба.В мае 1964 г. преемником Д. Неру стал Лал Бахадур Шастри. Это был совершенно другой человек. В отличие от жизнелюбивого и эмоционального Д. Неру, Л.Б. Шастри был аскетом, верным последователем М.К. Ганди, приверженцем скромного и строгого образа жизни. Вместе с председателем ИНК Кумарасвами Камараджем он пытался нейтрализовать центробежные тенденции в партии, но безуспешно. В партийных организациях штатов намечался раскол, формировались два полюса: один — вокруг главного министра, другой — вокруг партийного босса.Ситуацию усугубили внешние обстоятельства: в августе 1965 г. начались военные действия в Кашмире против войск Пакистана. После успешного контрнаступления Индии в сентябре 1965 г. война зашла в тупик — мировые державы пригрозили прекратить поставки обеим странам. В январе 1966 г. в Ташкенте, при посредничестве главы советского правительства А. Н. Косыгина, начались переговоры между двумя странами.После их успешного завершения Л.Б. Шастри внезапно умирает там же в Ташкенте, и в Индии вновь встает вопрос о кандидатуре на пост премьер-министра.В руководстве ИНК развернулась острая борьба: главными кандидатами выступали престарелый Морарджи Десаи и дочь Д. Неру — ИндираГанди. Выбор был сделан в пользу последней: предполагалось, чтоИ. Ганди не будет проводить самостоятельной политики, во всем будет прислушиваться к советам и наставлениям более опытных политиков.Тем не менее не все в ИНК были согласны с избранием И. Ганди: начались расколы внутри партии и выход из ИНК целых групп: в Керале, Майсуре, Западной Бенгалии, Бихаре, Ориссе. На их базе в мае 1967 г.даже была сколочена партия Бхаратия кранти дал. Вштатах происходит сплочение оппозиции для свержения ИНК, образуются все новые политические партии.В этих условиях и состоялись выборы 1967 г.ИНК потеряла У5 мест в центральном парламенте, но благодаря мажоритарной системе, сумела сохранить большинство (54%) мест. В штатах же ИНК потеряла 60% мест. Сразу в 9 штатах были сформированы правительства без участия Конгресса: в Ориссе — Сватантрой, в Пенджабе — Акали дал, в Тамилнаде — ДМК, в Мадхья-Прадеж — Джан сангх. В ряде мест созданы даже коалиции с участием как левых, так и правых. Партии готовы были на все, только бы отстранить ИНК от власти. Впрочем, такие союзы не отличались стабильностью — в течение года после выборов в 5 штатах было введено президентское правление.Ответственность за неудачу на выборах 1967 г. И. Ганди возложила на лидеров партийного аппарата. К тому же после выборов начались новые расколы вИНК — многие покидали партию. Все это укрепило положение самой И. Ганди, нанесло удар по авторитету старых партийных боссов.Обострились проблемы на религиозно-этнической почве. В Ассаме, где и так не удавалось пресечь вооруженную борьбу племен, начались беспорядки из-за введения ассамского языка в качестве государственного. Большинство чиновников там были бенгальцы — начались взаимные погромы, волнения перекинулись на соседние Западную Бенгалию и Бихар.Ухудшились отношения и с мусульманами: их, в частности, упрекали в лояльности к Пакистану во время войны 1965 г. Возникли проблемы с языком урду, который имеет арабскую графику и отличается обилием персидской и арабской лексики — им пользуется мусульманское население Индии. Противоречия с мусульманами разжигались и коммуналистскими организациями — Хинду махасабха и Раштрия Сваямсевак сингх.Активизировались сепаратисты в штате Джамму и Кашмир, по стране прокатилась волна инцидентов на кастовой почве, причиной которых часто являлись противоречия между разными группами ремесленников и торговцев. Во время кровавых столкновений в Ахмадабаде в 1969 г. было убито около 2 тыс. человек.Оживились левые:только в штате Западная Бенгалия к концу 1960-х гг. существовали три компартии, Революционная компартия, Большевистская партия, Центр социального единства, Форвард блок, Революционные социалисты и множество прочих групп, громко именуемых партиями и движениями. Они провоцировали беспорядки на улицах, забастовки, студенческие волнения.Особый размах приобрели забастовки в госсекторе, в них участвовала 1/4 часть занятых в этом секторе экономики. Правительство столкнулось с серьезными угрозами законности и порядку.
Нарастали экономические трудности. Промышленный рост застопорился еще в середине 1960-х гг. В 1966 и 1967 гг. происходило даже сокращение промышленного производства — пришлось провести девальвацию рупии в 1966 г. В последующие годы темпы промышленного роста не превышали 3,7% в год.Страна постоянно находилась на грани голода, неурожаи вынуждали правительство импортировать по 10 млн. т зерна в год. Правда, в конце 1960-х гг. стала приносить плоды так называемая «зеленая революция» — новая аграрная политика в Индии — которая проводится с начала 1960-х гг. при содействии продовольственной комиссии ООН, Фонда Форда и других международных организаций.Суть ее — во внедрении новых высокоурожайных сортов (пшеница — 60—70 ц с га; рис — до 100 ц с Гa; с высоким содержанием белка, быстрым созреванием и устойчивостью от полегания), в развитии сельскохозяйственной инфраструктуры, в поощрении фермерских хозяйств площадью не менее 5 га.Главным районом «зеленой революции» стал Пенджаб. Урожайность пшеницы в сравнении с 60-ми гг. выросла в Индии в 2,3 раза, риса — наполовину. Урожай зерна в 1970 г. превысил 108 млн. т, что позволило Индии даже прекратить импорт на какое-то время.Но социальную ситуацию в существенной мере это не улучшило: по-прежнему 3/4 сельского населения не имело прожиточного минимума. Потенциальные возможности «зеленой революции» распространялись лишь на 14% хозяйств, арендаторов-крестьян стали сгонять с земли.Обострялась проблема аграрного перенаселения: сельское население за годы независимости возросло на 30 млн. человек, а площади пахотных земель увеличились лишь на 22 млн. га. Доля земли на душу населения сократилась, а 28% сельских жителей не имели ее вовсе.В аграрном секторе полностью господствовали сельские ростовщики, доля государства в кредитах крестьянам была ничтожной. Отставание сельского хозяйства тянуло назад всю экономику, учитываяего роль в обеспечении занятости населения и долю в валовом национальном продукте.В индийской экономике все еще преобладал традиционный сектор.Хотя правительство всячески поощряло создание мелких предприятий (только за 1961—1966 гг. их возникло свыше 86 тыс.), происходила стагнация традиционного производства.Даже в обрабатывающей промышленности 70% занятых приходилось на кустарей. Доходы людей едва позволяли им сводить концы с концами — отсюда медленный рост покупательной способности на внутреннем рынке. В современной фабричной промышленности было занято лишь около 5 млн. человек (3% населения). К тому же быстрый прирост населения в Индии обострял проблему занятости.Возникли трудности и в современном секторе. Прежде всего были исчерпаны основные факторы его роста — за счет внутреннего рынка. В первые годы введения высоких таможенных пошлин он был огражден от иностранной конкуренции. Но индийские предприятия уже насытили внутренний рынок, а на внешние рынки пробиться им было трудно из-за низкой конкурентоспособности производимого товара.Крупные предприятиячастного сектора все больше монополизировали производство отдельных товаров: 10 крупнейших концернов к концу 1960-х гг. сконцентрировали в своих руках 1/3 производства хлопчатобумажной промышленности, 3/4 переработки джута, 9/10 производства бумаги. Они стали стремиться сокращать производство, чтобы вызвать рост цен на дефицитные товары и сырье и тем самым повысить собственную прибыль.Мелким производителям правительство предоставляло льготы в налогообложении, давало возможность приобретать сырье, топливо и стройматериалы по заниженным ценам. Средние предприятиятаких льгот не имели, но стремились попасть в их число.Многие мелкие производители стали паразитировать на государственной поддержке: получая по льготным ценам продукцию от государства, они пытались перепродать ее по более высоким ценам.Производственные мощности частного бизнеса были загружены лишь наполовину, а 1.2% всех мелких предприятий Индии (по результатам проверки 1966 г.) оказались фиктивными, т. е. созданными лишь для получения льгот.Государственный сектор в Индии охватывал примерно 29% промышленности.Многие предприятия управлялись некомпетентными чиновниками, действовали неэффективно, производство велось нерентабельно, огромная часть мощностей оставалась незагруженной.После войны 1965 г. в 5 раз сократились государственные ассигнования на капиталовложения, что еще больше сократило темпы роста. В стране выросли цены, особенно на черном рынке, в несколько раз увеличилась инфляция, возросла безработица. Материальное положение населения в целом ухудшилось.Недовольство всех социальных слоев концентрировалось на правительстве. Частный сектор, в том числе и мелкие производители традиционных товаров, требовал ограничения огромных ассигнований на нужды госсектора, передачи ряда предприятий в руки частных лиц, сокращения вмешательства чиновников в дела экономики.Перераспределить финансовые ресурсы в свою пользу требовали и селяне: они добивались большей поддержки государства в развитии аграрной инфраструктуры, контроля в перераспределении земли и финансовой помощи.Даже работники самого госсектора, рабочие и служащие, устраивая забастовки, выступали тем самым против правительства, хотя их протесты, вызванные ростом цен, безработицы и т. д., понятны.Вопросы экономической политики становились главной темой внутриполитической борьбы.В столкновение приходили три социально-экономические концепции:
Разумеется, в чистом виде эти платформы не существовали. Выдвигаемые идеи и требования переплетались между собой, их выразители состояли в разных политических партиях, в том числе и в самой ИНК. В течение трех лет (с 1966 по 1969 гг.) правительство шло на уступки частному сектору: был сокращен контроль государства над расширением производства, ценами, распределением материалов, топлива и сырья, приостановлено составление пятилетних планов.Перелом наступил в 1969 г., когда И. Ганди обнародовала свою программу «10 пунктов». Это означало возврат к курсу Д. Неру, более интенсивное его проведение.
Социально-экономическая политика И. Ганди в первой половине 1970-х гг.Летом 1969 г. было объявлено о национализации 14 крупнейших банков, всех страховых компаний, угольных шахт, ряда предприятий нефтепереработки, черной и цветной металлургии, а также 100 крупных текстильных фабрик и 12 сахарных заводов.Программа «10 пунктов» также предусматривала расширение системы государственной торговли и кредита, переработки, сбыта и закупок сельскохозяйственной продукции, увеличение финансовой помощи мелким производителям в 2,5 раза.В знак протеста против осуществления новой программы первый заместитель премьер-министра и министр финансов М. Десаи с группой своих сторонников вышел из правительства. Произошел раскол вИНК: на ИНК (И) — сторонники Индиры Ганди и «Организацию Конгресс» во главе с М. Десаи — ИНК (О).Это лишило правительство И. Ганди незначительного большинства в парламенте и заблокировало все его законодательные инициативы. Выяснилось, что провести через парламент соответствующие законы, чтобы выполнить программу «10 пунктов», И. Ганди не в состоянии. Так, не удалось провести закон о национализации, провалилась попытка отменить пенсии князьям: те обратились в Верховный суд и выиграли дело.Страна была охвачена забастовками, прокатилась волна террористических актов наксалитов в Западной Бенгалии, возникли волнения на религиозно-этнической и кастовой почве. Все это не позволяло И. Ганди распустить парламент и назначить новые выборы. К тому же назревали грозные события на границе с Пакистаном.
Пакистантакже столкнулся с серьезными внутренними проблемами. Прежде всего, в восточной его части — Восточной Бенгалии — назревал сепаратизм. Население было недовольно господством пенджабцев, их доминированием в центральном аппарате. После ухода в отставку диктатора Айюб Хана в 1969 г. власть перешла к генералу Яхья Хану. Тот ввел всеобщее избирательное право и в 1970 г. провел выборы в Учредительное собрание, которое должно было подготовить Конституцию страны.Результаты оказались ошеломляющими: в восточной части Пакистане победу одержала партия Авами лиг (Народная лига) во главе с ее лидером Муджибуром Рахманом (она завоевала 151 место). В западной части Пакистана победа досталась Пакистанской народной партии (ПНП) Зульфикара Али Бхутто (81 место).Между двумя лидерами начались переговоры, которые, однако, закончились разрывом. М. Рахман уехал в Восточный Пакистан и стал править как глава независимой администрации. Затем он был арестован. В Восточную Бенгалию были направлены пакистанские войска с целью искоренения сепаратизма, произведены массовые аресты активистов Народной лиги.Пакистанские войска учинили расправу над местным населением, что принудило около 10 млн. индусов к бегству на территорию Индии. Содержание этих беженцев на перенаселенных территориях штатов Западная Бенгалия и Ассам ежегодно стоило индийскому правительству огромных денег, международная помощь была явно недостаточной.Все это в конечном итоге привело к войне 1971 г., которая закончилась через 14 дней капитуляцией пакистанских войск в районе Дакки. Была провозглашена независимость нового государства — Бангладеш.
Решительные действия правительства укрепили авторитет И. Ганди и ее партии. Это позволило ИНК(И) одержать победу на досрочных выборах в парламент в 1971 г., завоевав там 2/3 мест. Все ее политические конкуренты были сокрушены.Выборы, проходившие в штатах в 1972 г., подтвердили тенденцию: 3/4 мест было завоевано ИНК(И), в 15 штатах из 18 созданы правительства Конгресса. Часть вышедших из ИНК(И) стала возвращаться обратно.Правительствонаконец приступило к выполнению своей программы. Были приняты поправки к Конституции, позволявшие отменить пенсии князьям, а также разрешавшие парламенту и Законодательным собраниям штатов национализировать частную собственность «в интересах установления социальной справедливости».Это позволило в период 1971—1974 гг. национализировать: угольные шахты — 97%, производство меди — 100%, стали — 70%. В рукахгосударства оказалось до 95% производства нефтепродуктов, все страховые компании, около 85% банковских операций приходилось на госсектор. Расширился контроль над внешней торговлей: доля государства в импорте составила 80%, в экспорте — 20%. Правда, национализация потребовала государственных расходов: за национализацию угольных шахт выплачена компенсация в 2 млрд. долл., за нефтеперерабатывающие предприятия — 740 млн. долл., за банки — 870 млн. долл., за страховые компании — 380 млн. долл. Многие из национализированных предприятий были малорентабельны и даже убыточны — пришлось выделять субсидии из бюджета.В 1972 г. последовала директива центрального правительства штатам: снизить потолок землевладения в несколько раз, излишки земель изымать и передавать в руки малоземельным. Мелким хозяйствам оказывалась помощь в ирригации, приобретении сельскохозяйственного инвентаря, в хранении и сбыте продукции. Были расширены государственные закупки зерна — в 1973 г. правительство национализировало даже всю оптовую торговлю пшеницей, рисом и сахаром.В 1974—1975 гг. произошло, однако, резкое ухудшение экономическойситуации. Оно было вызвано, в частности, внешними факторами: ростом мировых цен на нефть (с конца 1973 г.) и спадом на мировых рынках. Финансовые трудности усугубились военными расходами (на войну 1971 г.), необходимостью выплаты компенсаций за национализированное имущество и расходами на содержание миллионов беженцев.Сказались и расходы, связанные с устранением последствий сильнейшей засухи, — пришлось вновь прибегнуть к закупкам зерна. Это вынудило правительство сократить помощь крестьянам, мелким производителям и неимущим слоям. Многие реформы из программы «10 пунктов» так и не были осуществлены. Экономическая политика привела к сильнейшему кризису.
Информация о работе Новейшая история стран Азии и Африки 1945--ХХІ в