Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:35, реферат
Новый подъем национально-освободительного движения произошел после второй мировой войны. Именно в послевоенный период кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад. Распад колониальных империй сопровождался как ведением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индокитае, Малайе) колониальных войн, так и попытками сохранить политическую зависимость колоний в новых юридических формах. Великобритания использовала в этих целях форму содружества, значительно видоизменив его. Членами Содружества (официальное название объединения с 1948 г.) наряду с Великобританией и "старыми" доминионами могли теперь стать бывшие колонии, получившие статус доминиона, и даже новые республики. Однако связи внутри Содружества продолжали неуклонно ослабевать. В 1948 г. Ирландия отвергла статус доминиона, провозгласила себя республикой, и вышла из Содружества; впоследствии специальным британским законом было упразднено и само понятие доминиона. Индия и Шри Ланка, которые приняли республиканские конституции в 50-х гг., остались в Содружестве, однако перестали принимать участие в совещаниях по вопросам обороны. В результате этого единая система обороны Содружества стала распадаться, хотя само Содружество и в настоящее время объединяет почти 50 государств.
Сложной оказалась и языковая проблема. Всего в Индии — 87 языков, из них около 60 — распространенные, а 23 — наиболее распространенные (на многих из них в стране говорят десятки миллионов человек — бенгали, телугу, маратхи, тамильском, каннада, малаялам). Но нет языка абсолютно преобладающего, даже на хинди говорит лишь около 30% населения, главным образом, в Северной и Центральной Индии. Мусульманское население предпочитает пользоваться своего рода смешанным языком — хиндустани, который имеет арабскую письменность (как урду), хотя более связан с хинди. Проблема языка приобрела в Индии политический характер. В годы колониализма государственным языком стал английский — он приобрел огромную популярность в Индии, особенно в среде образованных слоев населения. В 1949 г. наряду с английским правительство Д. Неру объявило вторым государственным языком хинди, надеясь добиться его повсеместного распространения. Но в 1956 г. вопрос обострился в связи с реорганизацией штатов по лингвистическому признаку. Против хинди возникло мощное движение в Бенгалии и на юге страны. В 1957 г. специальная Комиссия рекомендовала в срок до 1965 г. повсеместно перейти на единственный государственный язык — хинди. Но сопротивление этому было массовым: на юге возникла даже партия «Дравида мунетра кажкагам» (ДМК), которая сделала требование против придания языку хинди статуса государственного главным своим лозунгом. Она ориентировалась на население южных штатов Индии, говорящих на своих собственных языках. В результате правительство Д. Неру вынуждено было уступить — сейчас в каждом штате Индии три государственных языка: английский, хинди и местный, если штат не является хиндиязычным.
21. Внутренняя и внешняя политика Дж. Неру
Внутриполитические процессы 1950-х — начала 1960-х гг.До начала 1950-х гг. в ИНК не происходило внутриполитических конфликтов. В. Патель был несомненным лидером правого крыла Конгресса: он выступал против расширения госсектора и усиления государственного вмешательства в экономику. Его авторитет сдерживал многие начинания Д. Неру. Сам Д. Неру был лидером харизматического плана: его мощный интеллект, блестящее образование, коммуникабельность, принадлежность к одной из выдающихся семей, издавна связанной с ИНК и гордящейся своим происхождением из почитаемой в Индии касты кашмирских брахманов, — все это способствовало его огромному авторитету в партии. Причем Д. Неру мог претендовать и на симпатии левого крыла. Но каких-либо столкновений между двумя лидерами не было: сторонники Д. Неру концентрировались в исполнительных органах, сторонники В. Пателя — в законодательных и партийных. После смерти В. Пателя в 1950 г. вИНК остался один-единственный лидер общенационального значения — Д. Неру. В 1950 г. председателем ИНК был избран Т. Тандон — лидер правого крыла. Но в следующем году Д. Неру вынудил его подать в отставку. Он сам занимал пост председателя Конгресса вплоть до 1955 г., затем передал его в руки преданных ему людей. Тогда же, в 1950—1951 гг., изИНК вышел ряд левых группировок. Все это упрочило позиции Д. Неру в собственной партии. С первых же лет обретения независимости начался процесс политической дифференциации, в стране образовались десятки новых партий. К 1951 г. всего их было зарегистрировано около 80. На левом фланге крупнейшей партией была Коммунистическая. Впоследствии, в 1964 г., когда обострились советско-китайские разногласия, это привело к расколу единой компартии на две партии (одна действует в Керале, другая — в штате Западная Бенгалия). До 1980 г. между ними существовали напряженные отношения. На левом фланге существовало множество других партий, в том числе Социалистическая, созданная еще в 1930-е гг. Д. Нарайяном при выходе из ИНК. Были и мелкие группы, действующие в отдельных регионах. Правый фланг политической жизни был представлен партиями религиозно-коммуналистского толка: Хинду махасабха, Джан сангх, Рам раджья паришад. В августе 1959 г. изИНК вышла группа политиков во главе с Раджагопалачарией, которые образовали партию Сватантра.
Большинство индийских партий ориентировались на отдельные регионы, этносы, группы каст, религиозные общины, т. е. не носили общеиндийского характера. В условиях мажоритарной системы они не могли претендовать на политическое руководство в стране. Примером может служить даже довольно крупная партия «Дравида Мунетра Кажкагам» (ДМК), созданная в 1949 г. в Тамилнаде и ориентированная на низшие касты: она выступала против засилья брахманских каст в системе образования и администрации, против утверждения языка хинди в качестве государственного, против засилья ИНК в экономической и политической жизни Индии. В 1957 г. доктор Б.Р. Амбед-кар на базе Федерации «неприкасаемых» каст создал Республиканскую партию Индии. Аналогичной была и партия Акали дал в Пенджабе — она ориентировалась на сикхов и отстаивала их интересы.
На всеобщих выборах 1951 г. ИНК, собрав чуть больше 45% голосов, получил, тем не менее, 3Д мест в Парламенте и сформировал свои правительства во всех штатах. В партии и в стране возрастал авторитет Д. Неру, это вело к укреплению его позиций, что подтвердила в 1955 г. сессия ИНК в Авади, на которой шла речь об активизации курса Д. Неру.
На выборах 1957 г.ИНК удалось увеличить количество поданных за него голосов до 48%, соответственно возросло и число мест в центральном парламенте. Но в штатах ИНК потерпел неудачу. В ряде случаев правительства были сформированы другими партиями, в отдельных штатах ИНК пришлось пойти на коалицию с другими партиями. Это привело к некоторому усилению правого крыла: в 1957г. Д. Неру включил ряд его лидеров, в том числе и М. Десаи, в состав правительства.
С 1958 г. растут требования ограничить масштабы государственного вмешательства в экономику. На сессии ИНК в 1959 г. в Нагпуре возникла острая дискуссия по поводу аграрной реформы. Сторонники Д. Неру, правда, настояли на введении нового земельного максимума, отмене субаренды, расширении прав арендаторов и поощрении кооперации.
На третьих всеобщих выборах, в 1962 г., ИНК потерял 6 млн. голосов, но все же сохранил большинство мест в центральном парламенте. Определенные успехи были достигнуты и другими партиями: коммунисты получили 10% голосов, увеличились партии Сватантра и Джан сангх. Особенно заметно было усиление местных партий в штатах: кое-где опять были сформированы правительства без участия ИНК.
Обострилась и внутрипартийная борьба в самом ИНК.Это связано с соперничеством местных групп, а также с противостоянием партаппарата и государственных деятелей на местах. Д. Неру, чтобы ослабить сопротивление своему курсу, вывел своих политических оппонентов из состава правительства и перевел их на посты в партийном аппарате. Это коснулось, в первую очередь, С.К. Патила, М. Десаи, лидеров из Уттар-Прадеша и Западной Бенгалии. Постепенно в партийном аппарате сформировалась группировка под названием Синдикат — так в Индии называли на политическом жаргоне правых в ИНК. Они в целом критиковали курс Д. Неру, требовали сокращения госсектора, прекращения аграрной реформы, ограничения функций бюрократии. Обрушились также и на внешнеполитический курс нейтралитета. Основанием для подобной критики стали конфликты с Китаем в начале 1960-х гг., и это факт, что Индия практически осталась изолированной на международной арене.Однако пока был жив Д. Неру, обладавший огромным авторитетом в стране, политические противники не осмеливались переходить в открытое наступление. В своей политике Д. Неру неукоснительно следовал следующим целям: 1) гарантии территориальной целостности страны, 2) повышения жизненного уровня, 3) защиты гражданских прав и 4) обеспечения безопасности Индии. Но в мае 1964 г. Д. Неру умер, и в истории Индии началась новая эпоха.
Экономическая политика Д. Неру в первой половине 1950-х гг.Главная проблема, доставшаяся Индии от колониализма, — разобщенность двух экономических укладов: традиционного и современного.В традиционном секторе экономики было занято подавляющее большинство населения: крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы, ростовщики; он обслуживал основные потребности внутреннего рынка.Современный сектор был представлен промышленными предприятиями и соответствующей инфраструктурой, а также сельскохозяйственным производством, ориентированным на экспорт — он работал,в основном, на мировой рынок. Расширяясь, современный уклад неизбежно подавлял традиционное производство, никаких кооперационных связей между ними не было.Преодолеть колониальную структуру экономики вообще было непросто, ведь англичане развивали прежде всего те отрасли современного уклада, которые были им необходимы для использования ресурсов Индии. Промышленные предприятия Индии уступали передовым В техническом и технологическом отношении, зависели от поставок запчастей и комплектующих, промышленного сырья и полуфабрикатов из-за рубежа. Расположены они были в основном на побережье, в портовых городах, так как доставка по морю обходилась дешевле.Промышленная инфраструктура создавалась таким образом, чтобы свести к минимуму транспортные издержки при доставке товаров из внутренних районов к побережью. Даже железные дороги строились колониальными властями с использованием трех разновидностей колеи, что затрудняло перевозки внутри Индии и потребовало затем перестройки.Однако преодолеть экономическое отставание только за счет создания крупных предприятий современного сектора было невозможно. Сразу же возникала проблема занятости миллионов людей, освобожденных в традиционном секторе, который, конечно же, не выдерживал конкуренции с современным.Стратегию правительства в этом вопросе определила принятая Учредительным собранием еще 7 апреля 1948 г. «Резолюция о промышленной политике». Экономика Индии делилась на несколько секторов, которые были распределены между различными укладами. В трех отраслях (атомная, военная промышленность и железнодорожный транспорт) было разрешено создавать исключительно государственные предприятия, они же получили преимущественное право еще в 6 отраслях.Остальные отрасли закреплялись между различными предприятиями частного капитала, мелким и кустарным производством. Причем производство некоторых видов промышленной продукции было зарезервировано именно за традиционным сектором. В частности, производство сари — национальной женской одежды — по сию пору разрешено в Индии только с использованием ручного труда, любые механические приспособления не допускаются. Кустари, занятые в сфере традиционного производства, получили государственные заказы, льготы в налогообложении, при снабжении дефицитными видами товаров, сырья и т. д.
Острейшей проблемой Индии была аграрная, ведь абсолютное большинство населения — крестьяне. Неудивительно, что первой крупной реформой нового правительства стала именно аграрная. Ее суть сводилась к передаче земли тем, кто ее обрабатывает. Проводилась она в районах, где действовала система заминдаров: землевладельцы-посредники сдавали часть земли в аренду крестьянам. Теперь они этой земли лишались, крестьяне становились собственниками. В результате за первые десять лет доля арендаторов в общей численности населении сократилась с 70% до 12%.По Конституции аграрная реформа находилась в ведении правительств штатов, в местностях, где заминдары были влиятельной силой, это привело кразного рода махинациям, затягиванию реформы. Бывшие владельцы обращались в суды, оспаривая размер причитающейся им компенсации, — пришлось проводить через парламент поправку к Конституции, изымавшую вопросы аграрной реформы из компетенции судов.Не случайно именно тогда в Индии развернулось массовое движение «Бхудан и Грамдан». Во главе его стоял известный в Индии последователь М.К. Ганди — Виноба Бхаве. Он обращался напрямую к землевладельцам, убеждая их передать излишки земли в специальный фонд, из которого он лично будет выделять землю крестьянам. До 1955 г. В. Бхаве изъял таким образом 4,3 млн. га, в то время как государству удалось конфисковать у землевладельцев лишь 2,3 млн. га земли. Минимум землевладений был установлен довольно большим, к тому же, в условиях Индии, с ее огромным населением, бывшие владельцы стремились переписать излишки на своих многочисленных родственников.Однако сельское хозяйство Индии не стало более производительным: крестьяне, став собственниками земли, не стали интенсивнее трудиться. В сельском хозяйстве для развития товарного производства помимо владения землей, требуется наличие еще многих других факторов.Производство продовольствия в Индии росло медленно, не поспевая за темпами прироста населения — в неурожайные годы в стране возникал голод, правительство вынуждено было тратить скудные ресурсы на закупки зерна. Отставание сельского хозяйства сдерживало общее развитие экономики.
Многие члены правительства Д. Неру были привержены экономическим идеям того времени. Сам он был романтиком, с большими симпатиями относился к социализму, поэтому полагал, что будущееВ экономике — за государственным сектором, значит, следует стремиться к его постоянному расширению.Кроме того, Д. Неру видел особую роль государства в регулировании экономических и социальных процессов. Индия, как он считал, требует постоянного расширения системы государственного регулирования, распространения функций государства на новые сферы. В 1950 г. в стране создана Плановая комиссия, она приступила к составлению пятилетних планов. В 1952 г. образован Национальный совет развития, который был призван координировать экономическую политику. В государственный сектор попали прежде всего предприятия, находившиеся под контролем колониальной администрации.В годы первой пятилетки (1951—1956) на расширение госсектора шло 47% всех капиталовложений. Особое внимание уделялось развитию металлургической, нефтяной, угольной промышленности, машиностроения, а также объектам промышленной инфраструктуры. К середине 1950-х гг. доля госсектора составляла в экономике 5%.Активизировался и частный сектор: высокие тарифы на иностранные товары закрыли внутренний рынок Индии для зарубежных партнеров и оставили его на освоение своим предпринимателям. Правительство предоставляло частникам прямые субсидии, льготыВ налогообложении, делало скидки в тарифах на электроэнергию и пользование железными дорогами.Противодействие курсу на преимущественное развитие государственного сектора в начале 1950-х гг. не было сильным. Он обслуживал нужды всего общества, оказывал услуги и частному сектору: стимулировал спрос, помогал решать проблему занятости (у3 всех работающих по найму в промышленности).Госсектор развивал в основном капиталоемкие отрасли и инфраструктуру, где уровень прибыли невысок и отдача может быть нескорой: частный капитал идет туда неохотно, поскольку слишком велик риск. Объективно против увлечения социализмом был настроен В. Патель, но он скоропостижно скончался 15 декабря 1950 г.В январе 1955 г. в Авади состоялась сессия ИНК. Там уже речь шла о перспективе перевода «всех средств производства в общественную собственность», о создании «общества социалистического образца». В том же, 1955 г., в парламенте была принята поправка к Конституции, которая предоставляла право законодательным учреждениям государства «экспроприировать любую собственность в интересах общества» и определять размер компенсации.Это открыло начало широкой национализации. Одним из первых был национализирован Имперский банк — он стал Государственным банком Индии, орудием экономической политики правительства.
Экономическое развитие во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг.30 апреля 1956 г. была принята новая Резолюция о промышленной политике. Она предусматривала расширение государственного сектора; государственное регулирование распространялось отныне на 17 отраслей. Правительство получало право создавать предприятия и в частном секторе, проводить национализацию уже существующих предприятий. Это привело к возрастанию доли госсектора в промышленности до 10% к 1960 г.В Индии началась интенсивная индустриализация — темпы ежегодного роста промышленности достигли 7,5%. Приступили к строительству крупных государственных объектов: в 1955 г. началось сооружение Бхилайского металлургического комбината с помощью СССР.Правительство поощряло переход пакета акций предприятий в руки индийцев. Даже на предприятиях частного сектора проводилась «индианизация» административного аппарата: устанавливались сроки, в которые все технические специалисты-иностранцы должны быть заменены на индийцев.Но результаты экономического роста «съедались» быстрым приростом населения: если в 1950 г. в Индии проживало 360 млн. человек, то в 1960 г. — уже 440 млн. По-прежнему сказывалось отставание сельского хозяйства, дававшего больше половины валового национального продукта (ВНП). В 1959 г. был установлен новый максимум земельного владения, но и он был велик — земли в стране все равно не хватало, производство продовольствия росло медленно.
Начиная с 1963 г. Индия испытывает
серьезные экономические
1) возможности внутреннего
рынка, за счет чего и
Информация о работе Новейшая история стран Азии и Африки 1945--ХХІ в