Новейшая история стран Азии и Африки 1945--ХХІ в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 08:35, реферат

Описание

Новый подъем национально-освободительного движения произошел после второй мировой войны. Именно в послевоенный период кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад. Распад колониальных империй сопровождался как ведением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индокитае, Малайе) колониальных войн, так и попытками сохранить политическую зависимость колоний в новых юридических формах. Великобритания использовала в этих целях форму содружества, значительно видоизменив его. Членами Содружества (официальное название объединения с 1948 г.) наряду с Великобританией и "старыми" доминионами могли теперь стать бывшие колонии, получившие статус доминиона, и даже новые республики. Однако связи внутри Содружества продолжали неуклонно ослабевать. В 1948 г. Ирландия отвергла статус доминиона, провозгласила себя республикой, и вышла из Содружества; впоследствии специальным британским законом было упразднено и само понятие доминиона. Индия и Шри Ланка, которые приняли республиканские конституции в 50-х гг., остались в Содружестве, однако перестали принимать участие в совещаниях по вопросам обороны. В результате этого единая система обороны Содружества стала распадаться, хотя само Содружество и в настоящее время объединяет почти 50 государств.

Работа состоит из  1 файл

Noveyshaya_istoria_Azii_i_Afriki_posle_45_gg.docx

— 463.48 Кб (Скачать документ)

Переход к рыночной экономике. Для Японии всегда был характерен строгий контроль властей над любыми экономическими процессами. Многие в Японии считали это оправданием японской агрессивности во внешней политике: что же, мол, остается делать, когда внутренних ресурсов для развития не хватает.До поражения в войне в Японии существовали так называемые Ассоциации контроля, которые ведали целыми отраслями экономики. Они были тесно связаны с дзайбацу — японскими корпорациями — распределяя среди них сырье и дефицитные материалы. Вся эта система теперь подлежала демонтажу.11 октября 1945 г. Д. Макартур издал Директиву о проведении в Японии аграрной реформы. Земля переходила в руки тех, кто на ней трудился. Были лишены прав собственности крупные землевладельцы, проживавшие вне своих имений. Основным слоем сельского населения стали фермеры. Размер земельных владений ограничивался 9 гектарами, перепродажа земли с целью спекуляций была запрещена. Земельные излишки перешли в руки государства, которое затем за минимальную цену передавало землю крестьянам.Аграрная реформа имела огромное значение для последующего экономического развития. Новый фермерский уклад жизни создавал у крестьян спрос на многие промышленные изделия, что объясняет возросшую покупательную способность населения, резко увеличилось производство продовольствия и сырья в стране. Создание фермерских хозяйств и стало постоянным фактором экономического возрождения.В ноябре 1945 г. Директивой Макартура распущены дзайбацу. Объявлена полная экономическая свобода, каждый мог заниматься чем угодно, чтобы обеспечить себе средства к жизни. Но это было для японцев совершенно новым явлением: они привыкли полагаться во всем на государство. Люди чувствовали себя опустошенными и проявляли полную апатию.Предприятия, приученные к постоянным государственным субсидиям, в первые послевоенные годы «съедали» часть бюджета. Корпорации, кроме того, не были заинтересованы в восстановлении производства, так как на них возлагалось бремя выплаты репараций.В 1946 г. создан Государственный банк финансирования восстановления, но его кредиты поглощались в качестве субсидий.Восстановление происходило медленно. В эти годы США непрерывно наращивали экономическую помощь: в Японию шли поставки американского продовольствия, медикаментов, товаров широкого потребления. Средства от их реализации зачислялись на специальный счет восстановления экономики.В 1946 г. основана Федерация экономических организаций (Кей-данрен), которая стала лоббировать интересы японского бизнеса в политике. 21 ноября 1946 г. принят Закон о профсоюзах — они получили право на заключение коллективных договоров, на забастовки в поддержку своих требований. Однако американская администрация в Японии держала профсоюзы под контролем, не давая им возможности выдвигать чрезмерные требования в отношении заработной платы и условий труда.Американцы знакомили японцев и с передовым опытом в сфере управления бизнесом. Так, с 1947 г. в Японии внедряются американские методы бухгалтерского учета, в 1948 г. принят Закон о дипломированных бухгалтерах, упорядочены методы проведения финансовых ревизий на предприятиях. В 1949 г. для директоров японских предприятий был прочитан курс лекций о рационализации управления. В 1950 г. в Японии под эгидой Консультативного комитета по рационализации промышленности внедряется американская система подготовки «образцовых мастеров», утверждаются положения «О внутреннем контроле на предприятиях».Особое внимание уделено повышению качества японских товаров, без чего немыслим их сбыт за рубежом. С июля 1950 г. в Японии читал лекции профессор Эдвард Деминг, крупнейший американский специалист по качеству продукции. Его лекции по внедрению передовых методов контроля качества впечатляли японцев. Сказалась их страсть ко всему новому, стремление заимствовать и внедрять у себя новшества.Внедрение японцами американских методов контроля качества продукции поразило даже американцев. В скором времени ярлык «Сделано в Японии» стал синонимом высочайшего качества.Экономическое восстановление шло медленными темпами: к 1950 г. уровень промышленного производства едва достигал половины довоенного. В этих условиях применялись обычные антиинфляционные меры, приводившие к разорению слабых предприятий и росту безработицы. С 1949 г. американцы, неожиданно для многих, прекратили взимать репарации с Японии, последовав рекомендациям Доджа, главного экономического советника США.С лета 1950 г. конъюнктура резко улучшилась в связи с началом Корейской войны. Япония стала выполнять заказы на обслуживание экспедиционного корпуса ООН и американских войск, вовлеченных в этот конфликт. Уже в 1951 к это позволило превзойти уровень довоенного промышленного производства.США взяли курс на превращение своего побежденного противника в будущего союзника: сняты ограничения на внешнюю торговлю, ускоренными темпами идет подготовка к ликвидации оккупационного режима.К 1952 г. сформировалась система государственного регулирования экономики в Японии. Ее основными структурами стали:

  • Министерство финансов;
  • Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП);
  • Японский банк;
  • Управление экономического планирования.

Опираясь на эти четыре «столпа», государство смогло оказывать  решающее влияние на развитие экономики, что в немалой степени способствовало экономическому возрождению Японии в 1950— 1960-е гг.

Становление представительной демократии в Японии. Одним из первых актов американской администрации стало принятие в октябре 1945 г. директивы, провозгласившей в Японии политические и религиозные свободы. Отменялась цензура печати, освобождались все политические заключенные, распускались прежние милитаристские общественные организации. Начался процесс воссоздания политических партий.Осенью 1945 г. образованы Либеральная, Прогрессивная, Социалистическая и Коммунистическая партии. Появлялись и разного рода профессиональные организации, в частности в феврале 1946 г. создан Японский крестьянский союз, постепенно активизировались профсоюзы.Уже в начале 1946 г. состоялись первые после войны выборы в японский парламент. В них приняли участие и женщины — они также получили избирательные права, что было новшеством для Японии. Результаты первых выборов таковы: Либеральная партия — 140 мест, Прогрессивная — 94 места, Социалистическая — 92 места, Коммунистическая — 5 мест.Было создано правительство, опиравшееся на Либеральную партию. Но в условиях оккупационного режима оно просто дублировало указания американской военной администрации и непосредственно проводило в жизнь ее директивы. Американцы как бы приучали японское общество жить в условиях демократии: японцы участвовали в выборах, избирали парламент, формировали правительство на базе парламентского большинства, но все это происходило под контролем штаба оккупационных войск генерала Д. Макартура.С декабря 1945 г. начала проводиться в жизнь Директива о демократизации системы образования. В школах отменялось военное обучение и милитаризованное физическое воспитание, школьников перестали пичкать шовинистической пропагандой идей кокутай. Из преподавательской среды изгонялись милитаристски настроенные и тесно связанные с прежним режимом люди, возвращались ранее уволенные либерально настроенные учителя. В Японии сразу же было введено обязательное 9-летнее образование, была подтверждена автономия университетов и высшей школы.Одновременно проходила разработка новой Конституции. Разрабатывалась она штабом генерала Д. Макартура, но при консультациях как с союзниками, так и с политическими деятелями Японии. Работа продвигалась с трудом: князь Коноэ даже покончил с собой в знак несогласия с навязыванием японцам чуждых им принципов.Наиболее остро стоял вопрос о японской монархии. Еще 15 декабря 1945 г. последовала Директива оккупационных властей об отделении синтоистской религии от государства. В своем новогоднем обращении к народу в 1946 г. император Хиротито публично отрекся от своего «божественного происхождения».По данным социологов, сразу после капитуляции за ликвидацию монархии выступали лишь 5% японцев, в частности такой проект был представлен Компартией. Добивались отмены императорского строя в Японии и союзники США по войне — Австралия, СССР, Китай. Но штаб оккупационных войск предложил сохранить сам институт императорской власти для исполнения государственных церемоний.По данным опроса, в мае 1946 г., после опубликования проекта Конституции, в поддержку «символической монархии» высказалось 85% населения.В сентябре 1946 г. новая Конституция Японии была утверждена парламентом, вступила она в силу с 3 мая 1947 г. Япония оставалась монархией, но ее глава — лишь простой смертный, символ государства. Он выполняет представительские обязанности и пользуется почитанием только в силу традиций. Фактически, в стране вводилась парламентская демократия.Правительство формировалось партией, получившей большинство на выборах в парламент. В первые годы выборы проходили ежегодно, очевидно, чтобы приучить японцев действовать в условиях демократии. В 1948 г. в Японии создано коалиционное правительство из представителей Либеральной и Демократической партий, во главе которого стоит опытный политический деятель Сигэру Ёсида.Парламент состоит из двух палат. Нижняя — Палата представителей — выборы в которую проводятся один раз в четыре года по избирательным округам (по 3—5 депутатов от каждого округа). Верхняя — Палата советников — представляет префектуры Японии. Она избирается сроком на 6 лет и имеет право отвергнуть решение нижней палаты — в свою очередь, та может вновь преодолеть это вето большинством в 2/3 голосов.Любой министр правительства, включая и премьер-министра, должен быть предварительно избран депутатом парламента: в Японии признано, что лишь популярные в обществе люди могут исполнять публичные функции. Местные органы власти — префектуральные собрания — также выборные. Япония была поделена на 47 префектур.Конституция 1947 г. упразднила сословия, провозгласила равенство гражданских прав, в том числе и равноправие полов, демократические свободы, категорически запретила детский труд.Девятая статья Конституции предусматривает отказ Японии от вооруженных сил и угрозы их применения. Правда, в 1950 г. были образованы Резерв национальной полиции и «силы самообороны», но по своей структуре они могут выполнять лишь функции поддержания порядка да нести службу по гражданской обороне. Их общая численность в 1980 г. не превышала 250 тыс. человек.В Конституции зафиксирован принцип разделения властей. Орган третьей власти — юридический. Верховный суд независим и неподконтролен другим, он обладает правом трактовать принятые парламентом законы на их соответствие Конституции. Поправки в действующую Конституцию можно вносить в случае согласия2/3действующего парламента при условии проведения референдума по этому вопросу.С 1 мая 1951 г., после ухода с поста генерала Д. Макартура, главой оккупационных войск в Японии стал генерал Риджуэй. Он ускорил окончательное урегулирование. 8 сентября 1951 г. на Сан-Францисской мирной конференции с участием 52 государств состоялось подписание Мирного договора с Японией. Не подписали договор СССР, КНР, Индия, Бирма, Польша, МНР, Чехословакия, Югославия. Согласно договору, Япония подтверждала свой отказ от Кореи, Тайваня, Пескадорских островов, Микронезии, от всех прав и претензий в Китае и Антарктиде, а также от Южного Сахалина и Курил.Статус двух последних территорий оставался неясным, поскольку СССР не участвовал в подписании договора, хотя и занял Курильские острова в 1945 г., а в 1947 г. эти территории были включены в Сахалинскую область. Острова Рюкю, отторгнутые по договору, были возвращены Японии Соединенными Штатами Америки в период с 1968 по 1972 г.Мирный договор с Японией вступал в силу при условии подписания еще одного договора, а именно — двустороннего Договора безопасности между США и Японией. Он был подписан в феврале 1952 г. и предусматривал ответственность США за безопасность Японии. США получили право размещать в Японии свои войска, они также приняли обязательство в случае нападения на Японию защищать ее всей своей мощью.Это привело к прекращению режима американской оккупации на территории Японии в апреле 1952 г. В условиях «холодной войны» Япония не имела иного выхода, как присоединиться к лагерю Запада.

 

15. «Японское  экономическое чудо»

Предпосылки быстрого экономического роста. Корейская война стимулировала экономическое развитие Японии: ее промышленный потенциал вырос вдвое, поступления от американских спецзаказов превысили 2,4 млрд. долл., экспорт вырос в 10 раз. Но все же это было временное улучшение конъюнктуры за счет чрезвычайных обстоятельств. За период, когда сбыт был гарантирован, японские предприятия не проводили смену оборудования, что затормозило процесс технического обновления, в то время как в других развитых странах техническое перевооружение уже завершилось. Можно констатировать, что техническое и технологическое отставание японской промышленности только возросло.В то же время произошли и позитивные сдвиги. Японские корпорации накопили финансовые ресурсы, завершился процесс реконверсии — перевода промышленности на выпуск гражданской продукции. С апреля 1952 г. Япония получила все права суверенного государства и смогла самостоятельно определять свою таможенную политику, создавать условия для развития своего производства за счет высоких таможенных пошлин на иностранные товары.В 1952 г. при правительстве Японии был образован Совет по вопросам экономики — орган, координирующий всю экономическую политику через соответствующие государственные институты, и создано Управление промышленных технологий. При нем существовала целая сеть научно-исследовательских институтов, лабораторий, консультационных пунктов, которые оказывали разнообразные услуги частному сектору. Важную роль играл правительственный Центр научно-технической информации: в него стекалась со всего мира и аккумулировалась по отделам и департаментам разнообразная информация, касавшаяся изобретений и новшеств в конкретных отраслях.При обращении предпринимателя ему оказывалась всесторонняя консультационная помощь: что надо внедрить, как изменить технологическую линию, где приобрести необходимое оборудование и т. д.Кроме того, в Японии была создана сеть частных, неправительственных организаций, призванных стимулировать рост качества японских товаров, повышение производительности труда. Так, в марте 1955 г. создан Японский центр производительности труда — неправительственная организация, которая приглашала в Японию иностранных специалистов для чтения соответствующих лекций, направляла японских инженеров за границу для учебы и освоения передового опыта.Появились специальные издания, в которых размещалась объективная информация о качестве и технических характеристиках японской продукции, что, несомненно, способствовало их улучшению. Важную роль сыграл Центр патентной информации, который предлагал частным фирмам по их заявкам запатентованные технические новшества в целях увеличения выпуска продукции или улучшения каких-либо экономических показателей.Японский бизнес должен был считаться и с новыми социальными условиями. В Японии были созданы профсоюзы, которые отстаивали интересы рабочих, появилось трудовое законодательство, введен 8-часовой рабочий день, установлен минимум оплаты труда.В этих условиях повышать интенсивность труда за счет экстенсивных факторов практически невозможно. Остается развивать покупательную способность населения, осуществлять быструю техническую реконструкцию, создавать стимулы для постоянного технического обновления, повышать качество японских товаров, чтобы расширять их сбыт на внешних рынках.После окончания Корейской войны темпы экономического развития Японии заметно ускорились, началось так называемое «процветание Дзимму» (1954—1957). К середине 1950-х гг. в Японии уже сложилась инфраструктура рыночной экономики, которая чутко реагировала на потребительский спрос, а это мощный стимулирующий фактор, с учетом большого процента накоплений в национальном доходе.

Японское «экономическое чудо» (1956—1970). «Экономическим чудом» стали называть во всем мире период необычайно быстрых темпов экономического роста Японии: по 11 % в год. Высоки были и темпы роста промышленности (10% ежегодно), в основном за счет развития тяжелой индустрии и химического производства. Это были очень высокие темпы даже по сравнению с высокими темпами промышленного роста США (5%) и стран Западной Европы (Франция — 6%, Германия — 5%, Англия — 3%). В отдельные периоды (1956—1960) темпы промышленного роста достигали 16% в год, а темпы развития машиностроения — 28%.Высокие темпы роста наблюдались не только ввиду более низкого исходного уровня экономики. Быстрыми темпами росла и производительность труда. Например, в период 1966—1970 гг. в обрабатывающей промышленности Японии ежегодные темпы роста производительности труда составляли 14,6%, в то время как в США — лишь 1,4%, т. е. в 10 раз меньше.Быстрые темпы прироста капиталовложений, внедрение передовых технологий позволили Японии уже в начале 1960-х гг. вступить в ряды Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), что стало международным признанием ее экономического веса. Япония стала быстро развиваться в регионе мира, состоящем преимущественно из слаборазвитых стран. Она сумела стать лидером в организации регионального экономического сотрудничества.В 1956 г. были заключены соглашения о выплате репараций Бирме и Филиппинам, в 1958 г. — Индонезии; успешно развивались торговые связи с Тайванем. В 1960-х гг. японские премьер-министры совершали регулярные визиты в Южную Корею, Австралию, Новую Зеландию, страны Юго-Восточной Азии, повсюду играя роль экономического лидера. Япония стремилась поставлять своим соседям высококачественные товары производственного назначения и широкого потребления. Торговля с Австралией, например, приобрела такой размах в 1960-х гг., что превысила объем торговли Австралии с Великобританией. Япония стала для Австралии и ведущим инвестором, причем сумма японских инвестиций там превосходила совокупные инвестиции Англии, США и Германии. Также наращивали объемы торговли с Японией Новая Зеландия и Канада.К концу 1960-х гг. Япония по общему объему валового продукта своей экономики вышла на 2-е место в мире, уступая лишь США. По ряду позиций она была бесспорным мировым лидером. В частности, почти половина всех судов (в общем тоннаже) в конце 1960-х гг. сходила со стапелей японских верфей. Япония уверенно занимала второе место в мире по производству стали, пластических масс, синтетических волокон, телевизоров, электроприборов, вышла на 3-е место в мире по развитию автомобильной промышленности.В 1965 г. Япония буквально вырвалась на внешние рынки, начав там массированное наступление. Именно в этот год в разных странах мира прошли японские промышленные выставки, где впервые было продемонстрировано высочайшее качество японской продукции. С тех пор японские товары постоянно теснят продукцию конкурентов. Но примечательно, что Япония начала с освоения своего внутреннего рынка и только затем, повысив качество продукции, успешно стала действовать на внешних рынках. В 1970 г. Япония уже производила более 5 млн. автомобилей. Свои достижения Япония блестяще продемонстрировала на международной выставке «ЭКСПО-70», проходившей в 1970 г. в Токио.Чем же объяснить столь стремительный прорыв Японии в число экономически самых развитых стран мира — ведь известно, что «экономическое чудо» обусловлено вполне конкретными факторами.

  1. Коренная техническая реконструкция проводилась в Японии очень быстрыми темпами: машиностроение, например, в 1956—1960-х гг. возрастало ежегодно на 28,8%. Причем внедрялись новейшие научно-технические достижения и конструкторские разработки, приобретенные по лицензиям и патентам, но усовершенствованные в период внедрения с учетом японских условий. На приобретение патентов Япония затратила сравнительно небольшие суммы, сэкономив время на новые разработки.
  2. Система государственного регулирования поощряла этот процесс через сеть правительственных учреждений, а также через многочисленные фонды, центры, лаборатории, консультационные пункты, научно-исследовательские институты. Государство предоставляло разного рода льготы на внедрение передовых технологий и оборудования, в частности специальные займы, дотации, скидки в налогообложении, страхование от возможных убытков.
  3. Велика была роль государственного сектора: он охватывал 22% национального состояния, в том числе одну четвертую часть земельной собственности. Государство взяло на себя львиную долю капиталовложений, в отдельные годы они доходили даже до 70%, а в конце 1960-х гг. составили около 25%. В государственном секторе создавались, главным образом, объекты инфраструктуры: железные дороги, авиация, средства коммуникаций (телефон, радио, почта, телеграф).
  4. Государственное планирование носило рекомендательный, косвенный характер. Оно напоминало планирование Жана Монне во Франции и ничего общего не имело с директивным планированием.
  5. Внутренний рынок стал главным фактором расширения спроса. Во-первых, за счет роста доходов населения повысилась покупательная способность (повышение заработной платы, увеличение социальных льгот). Во-вторых, в условиях массового технического перевооружения возрос спрос на все виды промышленной продукции, а нетолько на продукцию машиностроения. В-третьих, аграрная реформа породила огромный спрос на сельскохозяйственную технику, химическую продукцию (удобрения, средства борьбы с вредителями и т. д.), подняла покупательную способность сельских жителей, составлявших в 1950 г. 80% от общего числа населения. Государство создавало препятствия притоку иностранных товаров на внутренний рынок. Фактически до 1970-х гг. страна была закрыта для импорта ввиду высоких таможенных пошлин и ввода разного рода квот на ввозимые товары. Тем самым внутренний рынок был закреплен за отечественными производителями.
  6. Расширение сбыта на внешних рынках стало возможным по мере повышения качества японских товаров, а также протекционистских мер правительства. Экспортеры всячески поощрялись: им выплачивались разного рода экспортные премии (при условии расширения экспорта до определенной суммы), давались субсидии, вводилось страхование от возможных убытков при освоении новых рынков. Известны случаи, когда производители сбывали свою продукцию на международных рынках по ценам ниже себестоимости, до тех пор пока возросший спрос не делал ее рентабельной даже по этим ценам. Удержаться на плаву им помогали государственные субсидии и другие меры поддержки. Правительство строго контролировало превышение импорта над экспортом, вводя жесткие лимиты на импорт; конвертируемость иены как национальной валюты введена только в 1971 г.
  7. Улучшение общеобразовательной и профессиональной подготовки также сыграло важную роль. Введя сразу после войны обязательное 9-летнее образование, Япония стала страной сплошной грамотности. Это позволило ей расширить систему профессионального образования, причем частично за счет самого бизнеса, а также систему высшей школы. Японцы подсчитали, что вложение средств в образование и профессиональную подготовку дает наивысшую отдачу, поэтому постоянно увеличивали финансирование этих сфер. В настоящее время расходы на образование составляют до 40% национального дохода — это абсолютный мировой рекорд. Сказались и национальные черты характера японцев: стремление к заимствованию нового, к учебе и совершенствованию, усидчивость, упорство и дисциплинированность.
  8. Высокий уровень накоплений: японцы откладывали i/j часть своих доходов за счет строгой экономии.
  9. Существенным был также значительно более низкий уровень заработной платы японцев в 1960-х гг. (в 1969 г. — в 4 раза ниже, чем в США; на 40% меньше, чем в странах Западной Европы).
  10. Небольшие отчисления на социальные нужды объясняются японскими традициями, где, в отличие от Европы, принято жить большими семьями, вместе с престарелыми родителями. Это позволяет значительно снизить уровень отчислений на социальные нужды.
  11. Особые методы организации производства связаны с распространением на производственный коллектив атмосферы семейного клана, где старшие всегда заботились о младших, а младшие стремились образцово выполнять свой долг. В Японии сложилась так называемая система пожизненного найма, которая практикуется в наиболее известных фирмах и стала элементом социального престижа. Это означает, что; человек с первого своего трудового дня работает в одной фирме, он; чувствует себя членом большой семьи, получает ежегодную прибавку к жалованью, разного рода льготы: квартиру, услуги юристов фирмы, организацию отдыха и досуга за счет учреждения. Попасть в эту систему непросто: необходимо поручительство нескольких человек. Кроме того, любому претенденту дается испытательный срок, в течение которого он должен на своем рабочем месте предложить несколько усовершенствований, проявить свои способности и стремление добиваться наилучших результатов. Даже если в дальнейшем человек разочаруется в профессии и не сможет добиваться лучших показателей в труде, так:; как он достиг потолка своих профессиональных возможностей, он.уверен, что его никогда не бросят (работающего по системе пожизненного найма нельзя уволить), ему будут ежегодно повышать жалованье и позволят доработать до пенсии. Ничего удивительного, что отдача от этой системы перевешивает расходы: человек работает на совесть, его! не надо контролировать, он выкладывается полностью, стремится внести свою лепту в благополучие компании.

Информация о работе Новейшая история стран Азии и Африки 1945--ХХІ в